Неналоговые доходы: понятие, классификация, совершенствование механизмов администрирования.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект неналоговых платежей в РФ 4
1.1 Понятие и виды неналоговых платежей 4
1.2 Порядок формирования неналоговых доходов 12
Глава 2. Анализ тенденций современны неналоговых платежей в РФ 20
2.1 Администрирование неналоговых доходов: проблемы и перспективы 20
2.2 Администрирование неналоговых доходов в бюджетной системе в условиях цифровой экономики 22
Заключение 30
Список используемой литературы 31
рублей с ростом на 15% (+1 634 млрд. рублей). Причем, поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 14% (+1 236 млрд. рублей), составив 10 220 млрд. рублей. В первую очередь, необходимо определиться с терминологией. Неналоговые доходы (далее: ННД) суть сумма доходов: [5]- от имущества, которое является собственностью муниципалитета, и используется для получения дохода; - от оказания работ/услуг платного характера, а также в форме компенсации государственных затрат; - от продажи активов, как нематериального, так и материального характера; - от штрафов разного рода; - от санкций; - от процесса возмещения ущерба; - от оплаты пользования государственными природными ресурсами; - от иных неналоговых доходов. В рамках процесса формирования бюджета главный АДБ обладает нижеследующими правомочиями: 1) формирование перечня подотчетных АДБ; 2) предоставление необходимых для формирования среднесрочного плана управления финансами или проекта бюджета сведений; 3) предоставление необходимых сведений для формирования и администрирования кассового плана; 4) формирование и предоставление бюджетной отчетности главного АДБ; 5) ведение реестра источников доходов бюджета по источникам доходов, закрепленным за ним в соответствии с перечнем источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ 6) утверждение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации; 7) осуществление прочих установленных БК РФ и подзаконными ему правовыми актами муниципалитетов бюджетных правомочий. Бюджетные полномочия АДБ: 1) начисление, ведение учета и контроль законности исчисления и своевременности перечисления платежей, пеней и штрафов в бюджет; 2) осуществление взыскания долгов по бюджетным платежам (БП); 3) принятие решений о возвращении взысканных вне установленной суммы бюджетных платежей и процентов за пропуск срока такого возврата и начисленных на взысканные вне установленной суммы БП процентов с представлением поручений для осуществления в установленном Минфином порядке возврата в Федеральное казначейство; 4) принятие решения и предоставление уведомлений о зачете и/или уточнении бюджетных платежей в бюджеты бюджетной системы; 5) формирование и предоставление в установленном главным АДБ порядке необходимых АДБ для осуществления правомочий бюджетных сведений главному АДБ; 6) предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; 7) принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию по платежам в бюджет; 8) осуществление прочих установленных БК РФ и подзаконными ему правовыми актами муниципалитетов бюджетных правомочий. Хотя существует законодательное определение тех функций, которые исполняются главными АДБ, но при процедуре составления и исполнения бюджетного плана возникают оказывающие качественное влияние на составление бюджетов органов местного самоуправления по доходам сложности во взаимной работе с органами федеральных АДБ. Это обусловлено слабым пониманием региональных АДБ степени своей ответственности. В частности, это способно выражаться в предоставлении лишь фактических показателей, планирование же, подчас, вообще не проводится. Эта проблема способна быть решена лишь при условии переобучения соответствующих специалистов и четко созданной системы контроля за качеством такого обучения. Вместе с тем, необходимо отметить позитивные тенденции в сфере администрирования неналоговых доходов бюджета. [3]В частности, 1 января 2020 года в законную силу вступил Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", который закрепил ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устраняет неоднозначность трактовки своих прав и обязанностей участниками бюджетного процесса. Так, штраф за совершение административного правонарушения будет поступать в тот бюджет бюджетной системы, из которого финансируется деятельность органа (должностного лица), его налагающего, а в том случае, если постановление о наложении штрафа вынесено мировым судьей или же комиссией по делам несовершеннолетних, то половина суммы такого штрафа будет поступать в местный бюджет, половина - в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации; штрафы за правонарушения в сфере финансов будут начисляться в тот бюджет бюджетной системы, из которого были выделены денежные средства и т.д. Наконец, важна проблема существования администрирования ННД с позиции цифровизации, ставшей поистине всеобъемлющим процессом. Необходимо в рамках данной проблемы дать определение и анализ системных преобразующих эффектов в государственном управлении, которые характеризуют не просто очередной уровень автоматизации отдельных административных процессов, а полноценную цифровую трансформацию государства как путь дальнейшего современного развития, в частности, использование концепции «Государство как платформа». Ключевыми целевыми показателями успеха развития «Государства-как-платформы» с позиции управления ННД можно отметить: – снижение стоимости операций в системе государственного управления; – увеличение скорости оказания государственных сервисов (в частности, можно отметить успех МФЦ уже в современном их виде как представителя всей будущей системы новой государственности); – принятие необходимой нормативной базы; – сокращение количества государственных служащих с соответствующим снижением затрат на фонд оплаты труда, медицинское и социальное страхование и т.д.; – повышение уровня цифровизации процессов в государственном управлении, количество полностью безбумажных сервисов; – увеличение количества пользователей ГЦП (в процентном соотношении от плотности населения); – сокращение общего количества государственных информационных систем, включая, прежде всего, федеральные, за счет объединения их функционала в рамках Государственной цифровой платформы и устранения дублируемых функций в государственных информационных системах различного уровня и подведомственности. При условии запуска проекта, к 2024 году возможно создание гибкой, адаптивной, высокотехнологичной системы государственного управления, основанной на данных, оптимизирующих структуру государственного аппарата, процессы взаимодействия с потребителями государственных услуг и рутинные вспомогательные процессы. Требуется пересечь границы введенного Тимом О’Рейли термина «Государство-как-платформа» за рамки чисто технологического аспекта на новую модель построения всей системы государственного управления, следствием реализации которой станет минимизация численности государственного аппарата, повышение скорости принятия решений, исключение посредников в виде государственных органов между человеком и его данными, возможность построения индивидуальных траекторий в развитии и решения жизненных ситуаций – как в быту, так и в работе, изменение самой госслужбы во время цифровой трансформации оказания государственных услуг, ведения разрешительной и контрольнонадзорной деятельности и принятия управленческих решений (2, с. 18). В рамках темы необходимо отметить, что вместе с тем, специалисты в области налогообложения нашего государства предлагают все более инновационные схемы и возможности в связи с цифровизацией и общеглобализированной направленностью трансформации деятельности государства в области налоговых и неналоговых сборов и платежей. Так, уже в ближайшее время предполагается включение отдельных квазиналоговых платежей, таких, как сборы курортного характера и утилизационный, кроме того, поступающие от операторов сети связи общего пользования обязательные отчисления в НК РФ согласно процессов, протекающих в соответствии с систематизацией неналоговых платежей, действующих на данный момент. Соответственно, платежи неналогового характера данного типа предполагается перевести в сборы и налоги. Изменение платежей от утилизационного сбора обусловлено, по мнению авторов законопроекта, проблемами в области исчисления и уплаты данных на этот момент неналоговых платежей с позиции стабильности существующего процесса. Изменение же в области туристического сбора есть, согласно авторов, необходимость в связи с важностью заполнения местных бюджетов для соответствующих финансирований различного характера. Данный сбор непосредственно будет изыматься у физических лиц, избравших отели, гостиницы и т.д. в качестве места своего размещения. Однако это станет возможно лишь по решению муниципального органа власти и только с начала 2021 г. Также налогами станут отдельные платежи неналогового характера, имеющие непосредственное отношение к цифровизации системы управления нашим государством, в частности, стоит отметить платежи за сведения, которые предоставляются по запросу гражданина из регистров/реестров государственного характера, а также возможность просмотра информации и работы с ней. Однако это касается тех инфоресурсов, которые находятся под ответственностью федеральных органов исполнительной власти. Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы и предложения. На сегодняшний день в области налогов и неналоговых платежей нашего государства происходят значительные трансформации, связанные с процессами цифровизации и глобализации. Вместе с тем, изменения, предполагающиеся на ближайшее время, не несут характера системности, отдельные положения авторов предложений по трансформации НК РФ слабо передают необходимость соответствующих трансформаций. Следовательно, необходима масштабная работа именно в определении четко выраженной цели и задач, которые бы реально могли своим решением дать возможность поставленной цели осуществиться. Именно шаткость и слабая обусловленность постоянных изменений в налоговой сфере есть одна из наиболее серьезных проблем в области попыток государства помочь среднему и малому бизнесу России стать реальной силой, способной помочь в решении многочисленных проблем. Главное преимущество администрирования неналоговых доходов в бюджетной системе в условиях цифровой экономики должно стать способностью корректности и прозрачности всех операций. Наконец, о совершенствовании администрирования ННД в связи с цифровизацией, которое в обязательном порядке должно эволюционировать. Стоит говорить о наличии системных преобразующих эффектов, которые характеризуют не просто очередной уровень автоматизации отдельных процессов управления нашим государством, а полноценную цифровую трансформацию государства как путь дальнейшего развития в современных условиях. Данный путь требует не только проработки технологических вопросов, но и выстраивания управления всеми процессами, соответствующего их новым сущностям, а также создания мотивации для всех участников – как непосредственно внутри государственного управления, так и граждан. Главное же, что следует отметить: ключевым является кадровый вопрос. Не многие сейчас на государственной службе обладают цифровыми компетенциями, а значит, потребуется приток как на государственную службу, так и в команды, производящие цифровую трансформацию, людей с новыми компетенциями и носителей новой организационной культуры. Для смягчения «культурного шока» и перестройки госслужащих, начинавших работу вне цифровой эпохи, будет необходимо обеспечить их обучение. Таким образом, практически на всех уровнях предложения по минимизации риска говорят об идеальном подборе исполнителей, однако некомпетентность даже части из них способна разрушить весь позитивный аспект проекта. ЗаключениеСогласно БК, доходная часть бюджета - это часть национальной прибыли, подлежащая централизации и распределению. Его можно формировать за счет различных поступлений. Давайте рассмотрим их подробнее. Доходы бюджета делятся на регулирующие и собственные. Последние представляют собой поступления, которые фиксируются на постоянной основе частично или полностью на соответствующих уровнях. Собственная прибыль складывается из безвозмездных переводов и налоговых поступлений. Последние формируются за счет обязательных отчислений от юридических лиц и граждан, установленных на федеральном уровне. Они включают, среди прочего, сборы, полученные в рамках предусмотренных специальных режимов налогообложения, штрафы, пени, региональные и территориальные платежи. По неналоговым доходам бюджета Российской Федерации к неналоговым доходам относятся доходы от коммерческой деятельности: Сдача в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Административные платежи. Компенсация государству. Прибыль от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, за исключением выручки от продажи, регулируемой законодательством, от приватизации. Неналоговые доходы также формируются за счет доходов от использования государственной собственности. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения средств и другие способы участия в капитале. В эту же категорию входят различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются, в том числе, за счет удержаний из заработной платы осужденных к ограничению службы (военнослужащих), исправительных работ, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности.Список используемой литературыАндреев, Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-11 (24). С. 36-38.Боровяк, С. Н., Хмельницкая, Н. В. Бюджетирование — экономическая основа качества системы управления // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 362-365. Бочаров, В.В. Коммерческое бюджетирование: учебник. СПб.: Питер, 2019. 368 с. Буров, А.В. Теоретико — методологические аспекты бюджетирования в зарубежной практике / Достижения науки и образования. 2017. № 6 (19). С. 33-34. Габдуллина, Г.К., Зиннурова, Ф.М. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии, виды и содержание бюджетов / Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 163-168. Габдуллина, Г.К., Яковлев, А.Е. Совершенствование механизма оценки деятельности корпоративных структур в регионе (монография). Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2019. 172 с. Гасанов, Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 1828-1833. Дрок, Т. Е., Коптева, Е. В. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №5.1. — С. 121-124. Дудка, Е. С., Натарова, Е. В. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 351-357. Иванов, О.К. Бюджетирование как элемент управления финансовыми ресурсами / Молодежь и наука. 2017. № 4.3. С. 77. Иванова, Н. Е., Приступа, М. Э. Особенности бюджетирования в строительной отрасли // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 360-363. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие. 8-е изд., испр. и доп. Мн.: Новое знание, 2019. 700 с.Ковалева, Н.В. Организация процесса бюджетирования на предприятии / Потребительская кооперация. 2017. № 1 (56). С. 36-41. Колесник, Н. Ф., Шведкова А. М. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 357-359. Колмыкова, Е. С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 456-458.
1. Андреев, Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-11 (24). С. 36-38.
2. Боровяк, С. Н., Хмельницкая, Н. В. Бюджетирование — экономическая основа качества системы управления // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 362-365.
3. Бочаров, В.В. Коммерческое бюджетирование: учебник. СПб.: Питер, 2019. 368 с.
4. Буров, А.В. Теоретико — методологические аспекты бюджетирования в зарубежной практике / Достижения науки и образования. 2017. № 6 (19). С. 33-34.
5. Габдуллина, Г.К., Зиннурова, Ф.М. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии, виды и содержание бюджетов / Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 163-168.
6. Габдуллина, Г.К., Яковлев, А.Е. Совершенствование механизма оценки деятельности корпоративных структур в регионе (монография). Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2019. 172 с.
7. Гасанов, Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 1828-1833.
8. Дрок, Т. Е., Коптева, Е. В. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №5.1. — С. 121-124.
9. Дудка, Е. С., Натарова, Е. В. Бюджетирование как метод эффективного планирования деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 351-357.
10. Иванов, О.К. Бюджетирование как элемент управления финансовыми ресурсами / Молодежь и наука. 2017. № 4.3. С. 77.
11. Иванова, Н. Е., Приступа, М. Э. Особенности бюджетирования в строительной отрасли // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 360-363.
12. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие. 8-е изд., испр. и доп. Мн.: Новое знание, 2019. 700 с.
13. Ковалева, Н.В. Организация процесса бюджетирования на предприятии / Потребительская кооперация. 2017. № 1 (56). С. 36-41.
14. Колесник, Н. Ф., Шведкова А. М. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №11. — С. 357-359.
15. Колмыкова, Е. С. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 456-458.
Вопрос-ответ:
Что такое неналоговые доходы?
Неналоговые доходы - это доходы, которые не поступают в бюджет государства в форме налоговых платежей, а формируются из других источников, например, в виде сборов, штрафов, пени и т.д.
Какие виды неналоговых платежей существуют в России?
В России существует несколько видов неналоговых платежей, таких как сборы за пользование природными ресурсами, платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности, пеня, штрафы и т.д.
Как формируются неналоговые доходы?
Неналоговые доходы формируются из различных источников. Например, сборы за использование природных ресурсов могут формироваться на основе специальных тарифов, а платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности могут быть установлены по соглашению сторон.
Какие проблемы существуют в администрировании неналоговых доходов?
В администрировании неналоговых доходов существуют определенные проблемы. Например, сложность в установлении правильного размера платежей, контроль за их своевременной уплатой и прозрачностью процесса.
Как цифровая экономика влияет на администрирование неналоговых доходов в бюджетной системе России?
Цифровая экономика влияет на администрирование неналоговых доходов в бюджетной системе России путем внедрения новых информационных технологий, таких как электронные платежные системы, онлайн сервисы и т.д. Это позволяет улучшить процессы сбора и контроля неналоговых платежей.
Что такое неналоговые доходы?
Неналоговые доходы - это доходы, получаемые бюджетом или другими государственными организациями без применения налогового механизма. Они могут возникать из разных источников, таких как сбор платежей за оказание государственных услуг, прибыль от государственных предприятий, арендная плата за использование государственного имущества и другие.
Какие виды неналоговых платежей существуют в России?
В России существует несколько видов неналоговых платежей. Одним из них является плата за использование недр. Это плата, которую компании обязаны уплачивать за разработку и добычу полезных ископаемых на территории страны. Еще одним видом является плата за пользование природными ресурсами. Это плата за использование государством природных ресурсов, таких как леса, водные объекты и земельные участки. Также в России существуют платы за оказание государственных услуг, арендная плата за использование государственного имущества и другие виды неналоговых платежей.
Как формируются неналоговые доходы?
Неналоговые доходы формируются различными способами. Например, плата за оказание государственных услуг формируется на основе тарифов или цен, установленных государством. Прибыль от государственных предприятий возникает в результате их коммерческой деятельности. Арендная плата за использование государственного имущества формируется при сдаче в аренду государственных земельных участков или недвижимости. Каждый вид неналоговых доходов имеет свой порядок формирования.
Какие проблемы и перспективы администрирования неналоговых доходов?
Администрирование неналоговых доходов имеет свои проблемы и перспективы. Одной из основных проблем является несовершенство законодательства в области неналоговых платежей, что может вести к неправильному их сбору или использованию. Также существует проблема неэффективного использования полученных неналоговых доходов. Одной из перспектив является развитие цифровых технологий в администрировании неналоговых доходов, что позволит упростить их сбор и контроль.