Экзегетическая проповедь

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 02.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Общие черты экзегетической проповеди 4
2.Требования к проповеднику 10
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, центральным является следующий стих проповеди: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). По сути, речь идет о том, что вследствие праведной жизни человек способен достигать высшего состояния обожения, это особое состояние Боговидения и Богопознания.И даже если человек не является прирожденным проповедником, то он может научиться. В частности, следует указать припоминание апостола Павла о том, что следует "возгревать дар". Экзегетическая проповедь является весьма специфичной, она представлена определенными истинами, которые благовестнику следует усваивать. Стоит ему пропустить в проповеди одну из них - и Святой Дух не обличит грешника и не привлечёт его ко кресту Христову для спасения. Есть люди, которые считают, что сказать проповедь – это очень легко, соответственно, не следует слишком себя напрягать приготовлениями. «Проповедь должна быть простым, естественным делом – пастырь должен говорить народу то, что он знает и что находит нужным сообщить, говорить он должен так, как ведет непринужденную беседу в кругу своих знакомых. Приступы, риторические фигуры, патетика, заключение и красота речи не должны его заботить. То есть, проповедь должна представлять собой импровизацию.Однако, чтобы импровизировать, нужно обладать особыми способностями, которые присущи не всем. А значит, к проповеди следует все же готовиться, совершенствовать собственное мастерство.Изъяснение Священного Писания должно составлять главный предмет церковной проповеди. Это требование вытекает как из самого существа, так и из формальной стороны церковного учительства. Уже во II веке, когда библейские чтения сделались составной частью богослужения, проповедник должен был изъяснять слушающим слово Божие. С течением времени церковно-богослужебное употребление текстов Священного Писания еще более усилилось вследствие образования канона священных книг338. В течение всего года за богослужениями стал прочитываться почти весь Новый Завет и весьма многое из Ветхого Завета. Богопросвещенные проповедники первых веков христианства неутомимо изъясняли своим слушателям прочитываемые тексты. Так, св. Василий Великий произносил беседы на книгу Бытия и Псалмы, св. Григорий Нисский — на книги Экклезиаста и Песни Песней, а экзегетические беседы св. Иоанна Златоуста посвящались как книгам Ветхого, так и Нового Заветов. О том, какое значение имело изъяснение Священного Писания в проповеднической деятельности последующих поколений пастырей Церкви можно судить по первой гомилетике блаж. Августина: в его «Христианской науке» гомилетические правила предваряются правилами, «способствующими к уразумению смысла Священного Писания».Такое внимание к священным текстам объясняется тем, что святые отцы видели в Библии книгу первостепенной важности, которая содержит все необходимое для назидания слушающих. Соответствующим образом относились к Откровению и рядовые члены Церкви. Древние христиане с большим усердием поучались в законе Господнем не только в храме, но и по домам. Тексты Священного Писания, которые следовало изъяснять в храме, нередко заблаговременно указывались народу для предварительного прочитывания дома. Несмотря на отсутствие книгопечатания, священные книги, по свидетельству св. Иоанна Златоуста, были в домах многих, и слушатели имели возможность предварительно познакомиться с изъясняемым текстом. Изъяснение Священного Писания требует от пастора больших и глубоких знаний, труда и терпения. Чтобы грамотно выстроить экзегетическую проповедь, пастор должен в совершенстве владеть методами толкования Священного Писания. Из критики в искусстве в начале прошлого века в библейскую герменевтику проникло мнение, что смысл, вложенный в текст автором, не является обязательным и каждый может извлечь из отрывка тот смысл, который видится ему самому. «Изучение того, «что говорит текст», превратилось в изучение того, «что он говорит отдельному критику». Второй спорный вопрос – вопрос о «двойном авторстве». Если для создания богодухновенного текста человек и Бог действовали совместно, в соавторстве, то что тогда идет от человека, а что от Бога? Этот вопрос затрагивает серьезнейшую тему: имеется ли в Священном Писании высший смысл, иногда даже не осознаваемый авторами текстов? Есть как сторонники такой теории, так и противники. Третий спорный вопрос – когда мы должны понимать Писание буквально, дословно, а когда в нем есть место символичности и метафорам? И снова большинство исследователей сходятся во мнении, что при толковании следует отталкиваться от того смысла, который вкладывал автор. Если он говорил буквально, толковать надо буквально, если автор говорил аллегорически, значит именно так к этому следует относится. Четвертый вопрос таков: влияет ли духовное состояние личности на возможность правильно трактовать Священное Писание? Наиболее верным на наш взгляд является положение о том, что не ведя духовной жизни, не применяя библейские истины на практике, исследователь, пастор не может до конца проникнуть в толкование этих истин.ЗаключениеТаким образом, экзегетическая проповедь основывается на разъяснении Священного Писания. Экзегетика требует от проповедника профессиональной компетентности, прекрасного знания Священного Писания, умения проанализировать имеющиеся толкования и выбрать нечто, что в наибольшей степени соответствует принципу объективности. Настоящий проповедник – это человек высоко нравственный, знающий Священное Писание, владеющий основными методами толкования Священного Писания, соблюдающий все заповеди. Проповедник должен быть наделен качествами эмпатии, гуманизма, это тонкий психолог, который в своей жизни и деятельности ориентируется на христианскую этику и актуальные потребности современности. Учиться искусству проповеди можно и нужно, что мы отмечали ранее. Проповедник – это не только человек, знающий Священное Писание, но и прекрасный оратор, импровизатор. Все эти качества ему следует развивать. Список литературыАверкий (Таушев), арх. Руководство по гомилетике. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovodstvo-po-gomiletike/ Бэтсон, Джордж. Экзегетическая проповедь [Текст] : учебное пособие / Джордж Бэтсон ; специалист по разраб. учеб. материалов Дэйвид Д. Дункан ; ил.: Фэйт Мак-Коллоу, Джерри Мак-Коллоу. - 2-е изд. - Нижний Новгород :Arane, cop. 2014Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.Проханов И. Краткое учение о проповеди. – Режим доступа: https://p-jc.ru/knigi/hristianskie-knigi/1418-ivan-prokhanov-kratkoe-uchenie-o-propovedi-n-a-doc-skachat.html Сперджен Ч.Г. Добрые советы проповедникам Евангелия. – Режим доступа: http://www.blagovestnik.org/books/00019.htm


1. Аверкий (Таушев), арх. Руководство по гомилетике. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovodstvo-po-gomiletike/
2. Бэтсон, Джордж. Экзегетическая проповедь [Текст] : учебное пособие / Джордж Бэтсон ; специалист по разраб. учеб. материалов Дэйвид Д. Дункан ; ил.: Фэйт Мак-Коллоу, Джерри Мак-Коллоу. - 2-е изд. - Нижний Новгород : Arane, cop. 2014
3. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.
4. Проханов И. Краткое учение о проповеди. – Режим доступа: https://p-jc.ru/knigi/hristianskie-knigi/1418-ivan-prokhanov-kratkoe-uchenie-o-propovedi-n-a-doc-skachat.html
5. Сперджен Ч.Г. Добрые советы проповедникам Евангелия. – Режим доступа: http://www.blagovestnik.org/books/00019.htm

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют экзегетическую проповедь?

Экзегетическая проповедь характеризуется тем, что она основывается на разборе Библейского текста и его толковании. Она стремится проследить глубинный смысл и исторический контекст стиха, чтобы верно и точно передать его значение и применение в наше время.

Какие требования предъявляются к проповеднику, основывающемуся на экзегетической проповеди?

Проповедник, использующий экзегетическую проповедь, должен обладать хорошим знанием Библейских текстов и быть способным анализировать их. Он должен уметь передавать глубинный смысл текста и применять его к жизни слушателей. Также важными качествами проповедника являются ясность, точность и четкость в выражении мыслей.

Как правильно понять выражение "будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный"?

Выражение "будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" означает, что человек должен стремиться к моральному и духовному совершенству, подражая Богу. Человек способен достигнуть высшего состояния обожения и Богопознания через праведную жизнь и следование заповедям Божьим.

Может ли любой человек стать проповедником, основываясь на экзегетической проповеди?

Да, даже если человек не является прирожденным проповедником, он может научиться основам экзегетической проповеди. Важно изучить Библию и ее толкования, развивать навыки анализа текста и способность передавать его значение и применение в наше время. Таким образом, любой человек может стать проповедником, основываясь на экзегетической проповеди.

Какая цель преследуется в экзегетической проповеди?

Целью экзегетической проповеди является раскрытие глубинного смысла Библейских текстов и их применение к жизни слушателей. Эта проповедь стремится помочь людям понять истину и наставления Бога, а также вдохновить их к преображению и духовному росту.

В чем заключается центральная идея экзегетической проповеди?

Центральная идея экзегетической проповеди заключается в том, что праведная жизнь человека позволяет ему достичь состояния обожения и Богопознания.

Какое особое состояние человек может достичь через праведную жизнь?

Через праведную жизнь человек может достичь особого состояния Боговидения и Богопознания.

Какими качествами должен обладать проповедник?

Проповедник должен обладать такими качествами, как глубокое понимание священных текстов, ясное и убедительное изложение истины, а также этическая непорочность и мудрость.

Может ли любой человек стать проповедником, даже если он не прирожденный?

Да, даже если человек не является прирожденным проповедником, он может научиться этому и развить свои навыки и качества.