Цены в системе государственного регулирования экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 03.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность государственного регулирования цен 5
1.1. Теоретические основы государственного регулирования цен 5
1.2. Административное ценообразование формы и методы управления 11
2. Меры, методы и способы воздействия государства на цены 22
2.1. Особенности государственной политики цен в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 22
2.2. Проблемы государственного регулирования цен 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления

Особенностью экономического развития современной России является наличие тенденции роста цен, которая заметно усилилась в 2020 году в условиях пандемии. Причинами роста цен на товары и услуги в обычных условиях (до пандемии), как правило, являются нестабильность показателейвнешнего рынка, деятельность «естественных» монополистов, направленная на установление высоких значений цен и т.д. При этом государственная реакция на сдерживание роста цен в обычном режиме всегда сводится к административным мерам антимонопольного характера. «Коронавирусный» рост цен в 2020 году обусловил принять в срочном порядке целый пакет экстренных мер противодействия росту цен на базовые продукты. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин 10 декабря 2020 дал поручение оперативно принять конкретные меры для сдерживания цен на основные продукты питания после того как Президент РФ Владимир Путин днем ранее в рамках совещания по экономическим вопросам заявил, что рост цен на базовые продукты питания никак нельзя списывать на нынешнюю пандемию. Президент РФ Владимир Путин удивился подобным показателям роста цен и указал, что сложившаяся ценовая ситуация выглядит как попытка подогнать внутренние цены под мировые и использовать экспортные возможности. Так, в целях сдерживания роста цен Правительство РФ приняло следующие меры: - специальные многосторонние взаимообязывающие соглашения по отдельным видам базовых продуктов. Такие соглашения были подписаны в декабре 2020 года по поручению главы Правительства РФ Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Министерством промышленности и торговли РФ с ключевыми торговыми сетями, поставщиками, отраслевыми ассоциациями производителей и торговли на срок до конца I квартала 2021 года. Данные соглашения способствуют снижению цен отдельных видов базовых продуктов и их поддерживанию на адекватном значении. Например, это касается сахара и подсолнечного масла. По мнению, главы Министерства экономического развития Решетникова М.Г., значимо не только реализовать разработанные меры, но и выбрать стратегию на будущее в этом вопросе, т.е. закрепить постоянно действующий механизм, который предсказуемый и понятный для всех участников в подобных ценовых сценариях. При этом контроль за исполнением данных соглашений осуществляет Федеральная налоговая служба на основе данных онлайн-касс совместно с мониторингом, который осуществляет Федеральная служба государственной статистики; - введение тарифной квоты на вывоз за пределы Таможенного союза пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в размере 17,5 млн т. в целях стабилизации цен на муку и хлеб. Экспорт, превышающий указанное количество подлежит обложению пошлиной в пятьдесят процентов от таможенной стоимости продукции, но не менее чем сто евро за одну т. При этом в рамках предусмотренной квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы равны нолю процентов, а пшеницы двадцать пять евро за т.Данная мера действует с 15 февраля до 30 июня 2021 г.; - выделение субсидий на возмещение части затрат производителям муки, связанных с приобретением пшеницы8 в целях компенсации до пятидесяти процентов разницы между настоящей ценовым значением на продовольственную пшеницу и её среднемесячным средним ценовым значением за аналогичные периоды 3 предыдущих лет по статистики Росстата с учетом показателя инфляции; - разработка и внедрение системы мониторинга за ценами на социально значимые товары, а также его механизма. При этом разработанная система должна содержать данные из совокупности различных источников, в том числе из Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики; - разработка единого справочника социально значимых товаров в виде каталога для информационного обеспечения ценового мониторинга с применением новшеств системы контрольно-кассовой техники, позволяющих передавать в налоговые органы фискальные сведения в электронном формате; - постоянное осуществление рядом уполномоченных органов государственной власти ценового мониторинга социально значимых товаров на всех стадиях – от производства до прилавка. Ценовой мониторинг должны осуществлять Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная антимонопольная служба согласно сферам ведения с еженедельным отчетом по результатам мониторинга в форме доклада лично главе Правительства РФ. Анализ рассмотренных государственных мер регулирования цен позволяет выделить некоторые особенности ценовой политики периода пандемии: 1) ее содержание включает воздействие не только на сферу ценообразования, но и сферу публичных финансов; 2) она реализуется посредством и в сочетании, во-первых, методов административного регулирования цен, во-вторых, финансово-правовых средств воздействия на цены, в - третьих, контрольных мероприятий за ценовой дисциплиной; 3) в системе государственных органов, уполномоченных ее осуществлять, значительное место занимают органы, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства; 4) необходимым фактором ее эффективности являются договорные механизмы между государственными органами и иными участниками ценообразования (хозяйствующими субъектами).Проблемы государственного регулирования ценВоздействие государства на ценообразование является важнейшим элементом экономической политики. Первоочередные цели, к выполнению которых стремиться государство, состоят в следующем: сдержать рост цен на определенные категории продукции; мотивировать рост производства; не допустить рост инфляции; способствовать развитию свободной конкуренции; достижение положительных социальных результатов (поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне для приобретения продуктов первой необходимости) [1, 2]. В настоящее время система государственного регулирования представляет собой процесс воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отраслями и категориями населения страны. В связи с непрерывным ростом инфляционных процессов, возросла роль ценового регулирования. Инструментом государственного регулирования выступает: финансовая, денежно-кредитная политика.Государство по средствам законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на цены таким-образом, чтобы их динамика способствовала стабилизации и развитию экономических процессов в отраслях, и страны в целом. В зависимости от хозяйственной конъюнктуры регулирование цен характеризуется антикризисными или антиинфляционными мероприятиями.Меры государственного воздействия различаются на: прямые, путем законодательного установления конкретных правил ценообразования (регламентация уровня цен, установление норм и нормативов рентабельности); косвенные, посредством использования рычагов экономических механизмов - финансовой, кредитной, социальной, налоговой политики (регулирование учетной ставки процентов, налогов, доходов, уровня заработной платы и др.), то есть влияние направленно не на сами цены, а на факторы, от которых зависит процесс ценообразования [3, с. 15-20]. Экономисты считают наиболее оптимальным государственное регулирование при гибком сочетании двух методов. Обычно, государство использует прямой метод для воздействия на цены основных монополий, которые существенно влияют на экономику страны, например энергия, тепло, вода, услуги транспорта и связи, ЖКХ. Эффективность применения различных методов зависит от выбора условий их использования. Для стабилизации экономики страны система государственного регулирования цен должна быть направлена не только на контроль цен в монополизированных производствах, но и во всех остальных, так с одной стороны реализовать принципы свободы конкуренции и рыночных колебаний цен, а с другой применять регулируемый, разнорежимный настрой. В настоящее время существует ряд проблем государственного регулирования цен в России, это связано с несовершенством политики образования цен и тарифов, отсутствием эффективного механизма управления налоговыми доходами на уровне органов местного самоуправления и другими, не решенными позициями. Перечислим некоторые из них: 1) отсутствие четких методов управления на уровне субъектов местного самоуправления, как итог - размытое отражение информации в отчетах о доходах от использования имущества, доходах от платных услуг, средств полученных от мер административной, уголовной, правовой ответственности, иные налоговые доходы; 2) отсутствие формирования и управления консолидированным сводным бюджетом [2, с. 111-117]; 3) не эффективность составления проектов бюджетов разных уровней; 4) отсутствие эффективных методов и методологий статистического наблюдения, составления проектов бюджетов на уровне государства и органов местного самоуправления [1, с. 417- 419]; 5) развитие и углубление ряда социальных и институциональных проблем: высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации; высокий уровень риска ведения предпринимательской деятельности; высокий уровень коррупции, административных барьеров; не защищенность прав собственников; низкий уровень доверия; не урегулированная система земельных правоотношений; низкая корпоративная культура; слабое развитие саморегулирования бизнеса; низкий уровень конкуренции; слабое развитие отечественной инновационной сферы; слабая взаимосвязь систем образования с системами науки и предпринимательства. В основном данные проблемы может решить только государственный аппарат, его контролирующие органы. Как только государственные органы сформируют четкий и рациональный механизм управления экономикой, бюджетными доходами, расходами, налогами, и всеми ее составляющими элементами, ситуация в стране стабилизируется и будет действовать механизм эффективного управления ценами.ЗаключениеГосударственное регулирование цен представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание и изменение существующих уровней цен на товары и услуги, а так же устранение экономических и социальных противоречий при помощи правительственных органов.Государственное регулирование цен – это объективная необходимость в современных условиях, поскольку: связано с проблемой распределения, формирования и перераспределения доходов различных социальных групп и слоёв населения, также от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве, выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства; от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить; с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла. Как даёт понять практика, в кризисных условиях государственное регулирование цен получает достаточно обширное распространение и достаточно проблематично предусмотреть, что в настоящее время от него смогут отказаться региональные и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не обходится только лишь естественными монополиями. Региональные власти часто реализуют регулирование цен на социально значимые товары.Список использованных источниковПостановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» // Официальный интернет - портал правовой информации. – 15.12.2020. - №0001202012150045Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2097 «О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» // Официальный интернет - портал правовой информации. - 15.12.2020. - №0001202012150053 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы» // Официальный интернет - портал правовой информации. – 15.12.2020. - № 0001202012150050Алексеев С. С. Теория права. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 1995. — 320 с. Белокрылова О. С., Калашникова А. В., Ермишина С. В. Модернизация механизма тарифного регулирования естественных монополий на российском рынке природного газа. — Ростов н/Д: Содействие — XXI век, 2010. — 180 с. Борталевич С. И. Теория и практика тарифного регулирования в энергетике России и мировой опыт. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 188 с. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности / под науч. ред. В. С. Белых. — М.: Проспект, 2015. — 247 с. Романова С. И. Ценовое регулирование российских естественных монополий (на примере электроэнергетики). — М.: Полиграф-сервис, 2006. — 185 с.Рыбакова С.С., Земскова А.А. Правовые основы и муниципальные нормативно-правовые акты в сфере организации многоквартирными домами в РФ (на примере г.о. Самара)//В сборнике: Современные проблемы управления: межвузовский сборник научных трудов. – Самара, – 2016. – С. 184-189. Юкласова А.В. Сравнительный анализ предпринимательства и предпринимательской деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: материалы и доклады I Международной научной конференции. – 2015. – С. 85-92. Юкласова А.В. Сущность конкурентных преимуществ предприятия // В сборнике: Мировые и российские тренды развития экономических систем: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под.общ. ред. Н.М. Тюкавкина. – 2018. – С. 142-147.Федотов Б.Г. Влияние конъюнктуры внешнего рынка, налогов и таможеннотарифного регулирования товаров на ценообразование в РФ // Финансы. – 2011. - №6. - С.29.

1. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» // Официальный интернет - портал правовой информации. – 15.12.2020. - №0001202012150045
2. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2097 «О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» // Официальный интернет - портал правовой информации. - 15.12.2020. - №0001202012150053
3. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. №2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы» // Официальный интернет - портал правовой информации. – 15.12.2020. - № 0001202012150050
4. Алексеев С. С. Теория права. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БЕК, 1995. — 320 с.
5. Белокрылова О. С., Калашникова А. В., Ермишина С. В. Модернизация механизма тарифного регулирования естественных монополий на российском рынке природного газа. — Ростов н/Д: Содействие — XXI век, 2010. — 180 с.
6. Борталевич С. И. Теория и практика тарифного регулирования в энергетике России и мировой опыт. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. — 188 с.
7. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности / под науч. ред. В. С. Белых. — М.: Проспект, 2015. — 247 с.
8. Романова С. И. Ценовое регулирование российских естественных монополий (на примере электроэнергетики). — М.: Полиграф-сервис, 2006. — 185 с.
9. Рыбакова С.С., Земскова А.А. Правовые основы и муниципальные нормативно-правовые акты в сфере организации многоквартирными домами в РФ (на примере г.о. Самара)//В сборнике: Современные проблемы управления: межвузовский сборник научных трудов. – Самара, – 2016. – С. 184-189.
10. Юкласова А.В. Сравнительный анализ предпринимательства и предпринимательской деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: материалы и доклады I Международной научной конференции. – 2015. – С. 85-92.
11. Юкласова А.В. Сущность конкурентных преимуществ предприятия // В сборнике: Мировые и российские тренды развития экономических систем: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под.общ. ред. Н.М. Тюкавкина. – 2018. – С. 142-147.
12. Федотов Б.Г. Влияние конъюнктуры внешнего рынка, налогов и таможеннотарифного регулирования товаров на ценообразование в РФ // Финансы. – 2011. - №6. - С.29.

Вопрос-ответ:

Зачем государству регулировать цены?

Государство регулирует цены с целью обеспечения стабильности экономики и защиты интересов потребителей. Регулирование цен позволяет предотвращать непомерное повышение цен на товары и услуги, бороться с инфляцией и обеспечивать доступность товаров для населения.

Какие методы государство использует для регулирования цен?

Государство использует различные методы и меры для регулирования цен. Это может включать установление максимальных или минимальных цен на определенные товары или услуги, налогообложение, субсидирование, дотации, административное регулирование, контроль за качеством продукции и другие меры.

Какой подход к государственному регулированию цен существует в России в условиях пандемии COVID-19?

В условиях пандемии COVID-19 в России применяется комплексный подход к государственному регулированию цен. Государство устанавливает цены на медицинские маски и другие средства защиты, регулирует цены на необходимые медицинские услуги и специальные медицинские товары. Также принимаются меры по стимулированию производства и импорта необходимых товаров, что помогает снизить их стоимость.

Какие проблемы возникают при государственном регулировании цен?

При государственном регулировании цен возникают различные проблемы. Одна из основных проблем - это возможность появления черного рынка и снижение качества товаров или услуг. Кроме того, регулирование цен может повлечь за собой искажение конкуренции и ограничение предложения товаров или услуг.

Какие источники использовались для написания данной статьи?

Для написания данной статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, законы и нормативные акты, а также публикации экспертов и аналитиков в области экономики и государственного регулирования цен.

Какие организации устанавливают цены в системе государственного регулирования экономики?

Цены в системе государственного регулирования экономики могут устанавливать различные организации, в зависимости от отрасли. Например, в отраслях естественных монополий цены могут устанавливаться соответствующими государственными органами или регуляторами. В других отраслях цены могут определяться через государственные закупки или договорные отношения с предприятиями. Также существуют регулятивные организации, которые могут устанавливать или контролировать цены в определенных сферах экономики.

Какие административные методы и формы управления используются при ценообразовании?

При административном ценообразовании используются различные методы и формы управления. Например, государство может устанавливать цены непосредственно через государственные органы или регуляторы. Также могут использоваться системы государственных закупок, когда государство определяет цены для определенных товаров или услуг при государственных закупках. Кроме того, могут применяться налоговые или субсидиарные меры, которые также могут влиять на цены на рынке. В общем, административное ценообразование может применять различные методы и формы управления в зависимости от конкретной ситуации и целей государственной политики.

Как влияет пандемия COVID-19 на государственную политику цен в Российской Федерации?

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на государственную политику цен в Российской Федерации. В связи с пандемией были введены временные меры по установлению максимальных цен на некоторые товары и услуги, такие как медицинские маски, антисептики, лекарства и т.д. Это было сделано для предотвращения перекупщины и необоснованного роста цен в условиях повышенного спроса. Кроме того, во время пандемии государство может применять специальные субсидии или льготы для определенных отраслей или предприятий, чтобы снизить негативное влияние пандемии на экономику и сохранить доступность товаров и услуг для граждан.

Какая сущность государственного регулирования цени?

Сущность государственного регулирования цен заключается в установлении и контроле государством ценовой политики на товары и услуги в экономике. Государство вмешивается в процесс формирования цен с целью обеспечения устойчивого развития экономики, защиты интересов потребителей и предприятий, борьбы с инфляцией и сдерживания роста цен на жизненно важные товары.

Какие особенности государственной политики цен в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19?

В условиях пандемии COVID-19 в Российской Федерации были приняты ряд мер и способов воздействия государства на цены. Были введены временные ограничения на повышение цен на медицинские и социально значимые товары. Также были предоставлены государственные субсидии предприятиям, чтобы сдержать рост цен на продукты питания. Однако, несмотря на эти меры, проблемы государственного регулирования цен остаются актуальными, включая отсутствие прозрачности в механизмах установления цен и неполное соответствие цен реальным затратам производства.