«Современный историко-культурный смысл праздника День Семьи, Любви и Верности»
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 07.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Зарождение и трансформация культурно-смысловой основы традиционного праздника «День семьи, любви и верности» 5
1.1. Зарождение культурных смыслов праздника «День семьи, любви и верности» 5
1.2. Трансформация культурных смыслов праздника «День Семьи, Любви и Верности» в современной праздничной культуре 9
2. Современная культурно-смысловая структура праздника «День Семьи, Любви и Верности» в праздничной культуре 14
2.1. Природно-культурные смыслы Дня семьи, любви и верности в современной праздничной культуре 14
2.2. Социально-культурные смыслы Дня семьи, любви и верности в современной праздничной культуре 16
2.3. Профессионально-культурные смыслы Дня семьи, любви и верности в современной праздничной культуре 20
Заключение 24
Список литературы 27
Не являясь в настоящее время государственным праздником, День семьи, любви и верности должен праздноваться как ежегодное общенациональное событие. В связи с этим празднику необходимо продуманное и технологическое обоснование, сопровождение, поддержка властного государственного аппарата и актива общественности. Надо сказать, что на этой почве уже многое достигнуто. Главная тема и фокум основных праздничных мероприятий как на официальном, так и на неофициальном уровне – семья, прежде всего многодетная семья, в которой ярко представлены примеры любви, верности, активной семейной жизни, творчества. Такой праздник может быть организован, например, в виде различных фестивалей семейного творчества, в которых могут принять участие представители разных поколений семейного древа. В рамках подобных фестивалей выявляются и приглашаются к участию талантливые семьи, семьи, имеющие свои традиции или семейное дело, семьи – творческие коллективы. В рамках фестиваля должны быть организованывыставки-ярмарки товаров художественно-прикладного искусства и народных промыслов, различные конкурсные и концертные программы семейной тематики, затрагивающие проблемы преемственности поколений, передачи лучших традиций от родителей к детям и другие.Неотъемлемой частью празднования становятся и мероприятия для детей – необходимо продумать их для детских садов, школ и других организаций, работающих с детьми. В сфере детских праздников особенно эффективным должно стать всестороннее использование символа праздника – ромашки – и как оформления праздников, и как объекта творческой деятельности.Кроме того, необходимо продумать и срежиссировать благотворительную деятельность в рамках празднования Дня семьи, любви и верности, культивировать высокие моральные ценности не только в семье, но и среди той части российского общества, которое формально осталось за границами этого института – детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов, пожилых людей, проживающих в специальных заведениях. Можно было бы подумать и том, как адаптировать праздник для людей, находящихся в местах лишения свободы.Здесь плодотворным станет сотрудничество государственного аппарата и различных волонтерских движений, благотворительных организаций всероссийского и местного масштаба.Конечно, за счет привязки ко дню памяти святых праздник не лишен некоторой религиозной окраски, но он достаточно динамичен в этом отношении и может быть приспособлен для любого сообщества независимо от его национальной или конфессиональной принадлежности. Важно максимально корректно предложить модели проведения мероприятий для различных территорий страны, где преобладают различные группы населения. День семьи, любви и верности должен поистине стать общероссийским днем. Так, различные наградные знакипраздника могли бы стать узнаваемыми для каждого региона за счет использования в их дизайне региональных национальных или конфессиональных смыслов, при этом важным является наличие в них некоторого универсального компонента, общего для всех жителей России.В связи с подобной трактовкой Дня семьи, любви и веры необходимо разработать решения по проблеме искажения/тиражирования образов преп. Св. Петра и Февронии. Общественность и организаторы праздника не должны заниматься продвижением образов преп. Св. Петра и Февронии. Но с другой стороны, праздник уже привязан ко дню памяти этих православных святых, хотя и декларируется как светский. Необходимо выработать пути светского и религиозного наполнения праздника в том ключе, чтобы оно шло естественным образом. В традиции РПЦ эти святые почитались и почитаются как покровители брака и семейных уз, имеют свою, многовековую непреходящую ценность в глазах православного человека. На территориях, где преобладает Православие, иенно представители Патриархии тонко и с пониманием могут рассказать об этом. Жития и другую информацию о преп. Св. Петре и Февронии полезно довести до сведения общества, но без навязывания. Следует сознательно избегать излишнего рвения и навязывания религиозного наполнения праздника, что может привести к искажению, профанации и обезличиванию почитаемых образов. Таким образом, в понятие профессионально-культурных смыслов праздника входит не только то, что связано с технологиями организации праздника, с обеспечением жизнеспособности праздника как государственного и социокультурного проекта, но и то, что обеспечивает культуру его организации, соблюдение этических и других норм.ЗаключениеИтак, мы рассмотрели современный российский праздник – День семьи, любви и верности с точки зрения его историко-культурного смысла и пришли к следующим выводам.Зарождение историко-культурных смыслов праздника относится, скорее всего, к эпохе не ранее 16 века, а точнее – момента прославления князей Петра и Февронии в лике святых на соборе 1547 года при царе Иване Грозном, культивировавшем идеи Москвы – третьего Рима и Руси как православного царства. С другой стороны, с 13 века, когда жили святые, и до 16 – вероятно, почитание их имело место, поскольку предание о них к этому времени сохранилось с многочисленными подробностями, которые мы находим в творении инока Ермолая-Еразма – «Повести о житии Петра и Февронии Муромских». В контексте 16 века и религиозных идей Ивана Грозного благоверные князья стали символами святости власти, покровителями власти, а также непререкаемым примером брачного союза, идеала семьи, который культивировался домостроевскими нормами и предписаниями.Постепенно «государственные» смыслы предания о Петре и Феврониизабывались и на первый план выходил аспект семьи, супружеской любви и верности, который и оказался востребованным в современной России. Однако прежде чем страна вернулась к идеалам своего прошлого, этому предшествовал период почти векового замалчивания и профанации смыслов, связанных с фигурами Петра и Февронии, с дореволюционными представлениями о семье и браке. Советский период не оставил русской культуре даже сугубо исторического взгляда на эти фигуры, полностью отнеся их к области легендарного.Современная российская культура вернула себе многое, что было забыто в 20 веке, в том числе многочисленные фигуры святых предков – князя Владитмира, Крестителя Руси, Александра Невского, Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, и в том числе святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских. Однако образы эти во многом приспосабливаются современностью к определенным нуждам, как произошло и с данными святыми, когда ко дню их памяти был приурочен новый праздник – День семьи, любви и верности.При некоторой искусственности этого праздника, он все же завоевал себе прочное место в российском календаре, обрел сложную смысловую структуру и оказался не лишен природно-культурных, социокультурных и профессионально-культурных смыслов, которые делают его всеобщим.Так, природно-культурные смыслы данного праздника заключаются, главным образом, в его цветочной символике. Ромашка как символ праздника – знакомый и привычный знак для всех народов, проживающих на территории России, нивелирующий конфессиональные и национальные различия, которые могут стать риском для проведения данного праздника, а также исключающий тиражирование и профанацию в качестве символов образов святых князей Петра и Февронии как почитаемых значительной частью православного населения России. Кроме того, праздник пропагандирует естественные для человека потребности в семье, деторождении, также не зависящие от конфессиональной и национальной принадлежности гражданина многонациональной и многоконфессиональной страны.Социокультурные смыслы праздника семьи, любви и верности, пожалуй, наиболее обширны. Разработанная идеология праздника соответствует государственной идеологии и демографической государственной политике, способствует духовно-нравственному воспитанию граждан страны и утверждению базовых национальных ценностей. Кроме того, привязка ко дню памяти святых князей Петра и Февронии Муромских позволяет празднику актуализировать многие историко-культурные смыслы, возвращает России и российскому обществу забытое многовековое наследие, которое способно сыграть положительную роль в развитии страны на современном этапе.Профессионально-культурные смыслы праздника обусловливаются прежде всего технологиями его организации и сопровождения праздничных мероприятий, обеспечением культуры и этичности организации, задействованностью специалистов из различных сфер, которые охватывает праздник (государственный аппарат, люди искусства, представители Церкви).Таким образом, задачи, поставленные для курсовой работы, выполнены, цель достигнута.Список литературыБуслаев, Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси/ Ф.И. Буслаев // О литературе: Исследования; Статьи. – М., 1990. – С. 269.Варнаков, В. Новый Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности – начинается с Мурома / В. Варнаков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. - № 7. – С. 27.Васильев, В. Соборы 1547 и 1549 годов // азбука веры: сайт. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/istorija-kanonizatsii-russkih-svjatyh/3_2(дата обращения: 03.11.2021).Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.День Петра и Февронии 2019 – народные традиции и приметы 8 июля // Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район»: сайт. – URL: https://mr-zhiganskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3043809(дата обращения: 03.11.2021).День семьи, любви и верности. Досье // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/info/1302283 (дата обращения: 03.11.2021).День семьи, любви и верности // Красный квадрат. Медиагруппа: сайт. – URL: https://www.red-red.ru/projects/sobytiya/den-semi-lubvi-i-vernosti-2008-2017(дата обращения: 03.11.2021).День семьи, любви и верности отмечают 8 июля // Русское поле: сайт. – URL: http://russkoepole.de/ru/news-18/310-8.html (дата обращения: 03.11.2021).Духанова, Д. Петр и Феврония и День семьи, любви и верности: пронатализм и нестабильный гендерный порядок в современной России / Д. Духанова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2018. - № 2. – С. 194 – 220.Каган, М.С. Философия культуры: учебное пособие / М.С. Каган // Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова: сайт. – URL: https://www.vir.nw.ru/wp-content/uploads/2018/09/Kagan-M.S.-Filosofiya-kultury_filosofiya.pdf (дата обращения: 03.11.2021).Крюкова, О.С. Праздники России в концептосфере национальной идентичности / О.С. Крюкова // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2016. - № 11-3. – С. 508 – 510.Культурный смысл и значение: типы, уровни, параметры // Культура – здесь и сейчас: сайт. – URL: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (дата обращения: 03.11.2021).Легойда, В. Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви // Фома: сайт. – URL: https://foma.ru/svetlana-medvedeva-o-predannosti-seme-i-nastoyashhej-lyubvi.html (дата обращения: 03.11.2021).Майорова, С. День семьи, любви и верности в России: традиции и история праздника / С. Майорова // Риа-новости: сайт. – URL: https://ria.ru/20130708/947666519.html(дата обращения: 03.11.2021).Макашова, А.С. День семьи, любви и верности: символический формат социальной политики / А.С. Макашова // Ярославский педагогический вестник. - 2013 – № 2. – С. 249 – 253. Маркова, А. Святые Петр и Феврония Муромские / А.Маркова. – М.: Благовест, 2017. – 704 с.Московский, Ю. День семьи, любви и верности в мире / Ю. Московский // Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность: сайт. – URL: https://ruskline.ru/analitika/2014/07/22/den_semi_lyubvi_i_vernosti_v_mire/ (дата обращения: 03.11.2021).Попова, В.Н. Праздник как социокультурный феномен: учебное пособие / В.Н. Попова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 84 с.Русская православная Церковь в советский период // Рублев: сайт. –URL: http://rublev.com/o-verouchenii/russkaia-pravoslavnaia-tserkov-v-sovetskii-period (дата обращения: 03.11.2021).Топ – 11 антирекордов России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии): сайт. – URL: https://rusrand.ru/events/top-11-antirekordov-rossii (дата обращения: 03.11.2021).Ужанков, А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских (герменевтический опыт медленного чтения) / А.Н. Ужанков // Православие.ру: сайт. – URL: http://www.pravoslavie.ru/1782.html (дата обращения: 03.11.2021).Чекова, И. Петр и Феврония // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3991114(дата обращения: 03.11.2021).Шевлякова, Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. – М.: Университетская книга, 2011. – С. 98.
2. Варнаков, В. Новый Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности – начинается с Мурома / В. Варнаков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. - № 7. – С. 27.
3. Васильев, В. Соборы 1547 и 1549 годов // азбука веры: сайт. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/istorija-kanonizatsii-russkih-svjatyh/3_2 (дата обращения: 03.11.2021).
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
5. День Петра и Февронии 2019 – народные традиции и приметы 8 июля // Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский район»: сайт. – URL: https://mr-zhiganskij.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3043809 (дата обращения: 03.11.2021).
6. День семьи, любви и верности. Досье // ТАСС: сайт. – URL: https://tass.ru/info/1302283 (дата обращения: 03.11.2021).
7. День семьи, любви и верности // Красный квадрат. Медиагруппа: сайт. – URL: https://www.red-red.ru/projects/sobytiya/den-semi-lubvi-i-vernosti-2008-2017 (дата обращения: 03.11.2021).
8. День семьи, любви и верности отмечают 8 июля // Русское поле: сайт. – URL: http://russkoepole.de/ru/news-18/310-8.html (дата обращения: 03.11.2021).
9. Духанова, Д. Петр и Феврония и День семьи, любви и верности: пронатализм и нестабильный гендерный порядок в современной России / Д. Духанова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2018. - № 2. – С. 194 – 220.
10. Каган, М.С. Философия культуры: учебное пособие / М.С. Каган // Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова: сайт. – URL: https://www.vir.nw.ru/wp-content/uploads/2018/09/Kagan-M.S.-Filosofiya-kultury_filosofiya.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
11. Крюкова, О.С. Праздники России в концептосфере национальной идентичности / О.С. Крюкова // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2016. - № 11-3. – С. 508 – 510.
12. Культурный смысл и значение: типы, уровни, параметры // Культура – здесь и сейчас: сайт. – URL: http://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnyiy-smyisl-i-znachenie-tipyi-urovni-parametryi (дата обращения: 03.11.2021).
13. Легойда, В. Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви // Фома: сайт. – URL: https://foma.ru/svetlana-medvedeva-o-predannosti-seme-i-nastoyashhej-lyubvi.html (дата обращения: 03.11.2021).
14. Майорова, С. День семьи, любви и верности в России: традиции и история праздника / С. Майорова // Риа-новости: сайт. – URL: https://ria.ru/20130708/947666519.html (дата обращения: 03.11.2021).
15. Макашова, А.С. День семьи, любви и верности: символический формат социальной политики / А.С. Макашова // Ярославский педагогический вестник. - 2013 – № 2. – С. 249 – 253.
16. Маркова, А. Святые Петр и Феврония Муромские / А. Маркова. – М.: Благовест, 2017. – 704 с.
17. Московский, Ю. День семьи, любви и верности в мире / Ю. Московский // Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность: сайт. – URL: https://ruskline.ru/analitika/2014/07/22/den_semi_lyubvi_i_vernosti_v_mire/ (дата обращения: 03.11.2021).
18. Попова, В.Н. Праздник как социокультурный феномен: учебное пособие / В.Н. Попова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – 84 с.
19. Русская православная Церковь в советский период // Рублев: сайт. –URL: http://rublev.com/o-verouchenii/russkaia-pravoslavnaia-tserkov-v-sovetskii-period (дата обращения: 03.11.2021).
20. Топ – 11 антирекордов России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии): сайт. – URL: https://rusrand.ru/events/top-11-antirekordov-rossii (дата обращения: 03.11.2021).
21. Ужанков, А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских (герменевтический опыт медленного чтения) / А.Н. Ужанков // Православие.ру: сайт. – URL: http://www.pravoslavie.ru/1782.html (дата обращения: 03.11.2021).
22. Чекова, И. Петр и Феврония // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3991114 (дата обращения: 03.11.2021).
23. Шевлякова, Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. – М.: Университетская книга, 2011. – С. 98.
Вопрос-ответ:
Что такое День Семьи Любви и Верности?
День Семьи Любви и Верности - это праздник, который отмечается в России 8 июля. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Президента РФ и призван поддерживать и укреплять семейные ценности, любовь и верность в браке.
Каково зарождение праздника День Семьи Любви и Верности?
Зарождение праздника День Семьи Любви и Верности связано с использованием традиционных ценностей семейной жизни в России. В 2008 году Президент РФ постановил учреждение этого праздника, чтобы поддержать и укрепить любовь и верность в браке, а также семейные ценности в обществе.
Каковы культурно-смысловые изменения праздника День Семьи Любви и Верности?
Праздник День Семьи Любви и Верности в настоящее время претерпел определенные изменения в своей культурно-смысловой основе. В современной праздничной культуре он получил большее распространение и стал популярным среди населения, а также приобрел новые значения и атрибуты, такие как подарки, развлечения и семейные мероприятия.
Какова культурно-смысловая структура праздника День Семьи Любви и Верности?
Современная культурно-смысловая структура праздника День Семьи Любви и Верности включает в себя различные элементы. Она состоит из семейных мероприятий, развлечений для всей семьи, подарков и поздравлений, а также особого акцента на любовь, верность и семейные ценности.
Каковы основные ценности, которые олицетворяет праздник День Семьи Любви и Верности?
Праздник День Семьи Любви и Верности олицетворяет такие основные ценности, как семейная любовь, верность, уважение друг к другу, поддержка и забота о семье. Он призывает к сохранению и укреплению семейных отношений, а также к обмену любовью и заботой внутри семьи.
Какой исторический контекст сопровождал зарождение праздника День Семьи Любви и Верности?
Праздник День Семьи Любви и Верности зародился в контексте семейных ценностей и традиций, которые имели место в Российской империи. В то время семья была основным строительным элементом общества, а брак считался одним из важнейших событий в жизни каждого человека. Праздник был установлен в 2008 году с целью восстановления семейных ценностей и популяризации здоровых отношений в семье.
Какие культурные смыслы присущи празднику День Семьи Любви и Верности?
Праздник День Семьи Любви и Верности включает в себя множество культурных смыслов. Во-первых, это праздник семьи, что подразумевает признание ее важности в обществе и наличие определенных обязательств и ответственности перед семейными членами. Во-вторых, это праздник любви, где особое внимание уделяется проявлению любви и заботы друг к другу внутри семьи. Наконец, это праздник верности, где акцент делается на значимости прочности и долговременности отношений между супругами.
Какие трансформации произошли с культурными смыслами праздника День Семьи Любви и Верности в современной праздничной культуре?
В современной праздничной культуре праздник День Семьи Любви и Верности приобрел новые смыслы и трансформации. Он стал более инклюзивным и включает не только традиционные семьи, но и новые формы семейных отношений. Также, праздник стал своеобразным символом семейных ценностей и поддержки семьи в обществе. Сейчас люди активно празднуют День Семьи Любви и Верности, организуют различные мероприятия и акции, направленные на поддержку и развитие семейных отношений.
Как зародились культурные смыслы праздника День семьи, любви и верности?
Зарождение культурных смыслов праздника День семьи, любви и верности связано с традициями семейного празднования в различных культурах. В разных странах и эпохах сложилась своя интерпретация этого праздника, основанная на особенностях и ценностях каждого общества.