Анималистика
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 09.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава1. Анимализм 5
1.1 Краткая история возникновения анималистического жанра 5
1.2 Особенности анималистического жанра 11
1.3. Художники анималисты 14
Глава 2. Анимализм в живописи 22
2.1 Живопись, материалы и техника 22
2.2 Выразительные средства анимализма в живописи 24
2.3 Пример написания животных в живописи 25
Заключение 29
Список источников 30
Приложение 32
Художник тонко чувствовал животных. В своих работах он придавал им человеческие черты. Техника выполнения работ очень тонкая, точная, деликатная. Нет ни одного лишнего штриха или точки. Стоит отметить, что его графические работы для художественных произведений основаны на детальном натурном изучении зверей и птиц (фото 16).Таким образом, проведён обзор работ в рамках жанра анималистики. Глава 2. Анимализм в живописи2.1 Живопись, материалы и техникаПервый, важный этап, необходимый для изображения животного – знание его строения (анатомических данных). Анатомия животных отличается не меньшей сложностью, чем анатомия человека. Чтобы правильно передать позу животного, верно изобразить его движение, необходимо знать соотношение основных частей скелета-черепа, позвоночника, грудной клетки, переднего и заднего пояса конечностей и т.д. Анималисты обычно придают этому большое значение. Так И. Ефимов пишет: «Я очень много изучаю анатомию… Люблю скелеты и вижу в них большую красоту, – в них только самое необходимое и видна в них мудрость создания». От анатомически точного знания формы животного и расположения будет зависеть передача достоверности их в рисунке, реальность самого изображения. Еще одним условием успеха работы художника-анималиста является осведомленность в характере покрова животных. В.Ватагин рекомендует знакомиться со структурой меха у зверей на живой натуре, ибо шерсть на чучелах деформирована, а оперение же птиц целесообразнее изучать на неподвижных объектах [12]. Процесс работы анималиста при всей общности с характером труда представителей других жанров (портрета, пейзажа, и т.д.) отличается неизменной ценностью и необходимостью натурных этапов рисования модели. Особенности работы анималиста проистекают также из характера самой модели, не только подвижной и часто меняющей свое положение, но в отличие от человека не способной позировать. Все это повышает удельный вес подготовительного рисунка во всех его разновидностях (наброски, зарисовки, этюды). Здесь первостепенную роль играет набросок, являющийся самым скорым способом закрепления на бумаге первых впечатлений и поэтому незаменимым в рисовании подвижной модели. Их роль в творческом процессе отчетливо выступает при сопоставлении с фотографией, которая дает художнику много возможностей познакомиться с животным миром, но фиксирует виденное со всеми мелкими подробностями и может отвлечь внимание художника от главного.Выделяя этап наблюдения и рисования животных с натуры в качестве основного метода познания объекта, художник всякий раз подчеркивает его значение в работе анималиста. Ведущая роль этого процесса определяется не только познавательными целями, но и связана с мировоззренческими взглядами мастеров на животный мир – поисками гармонии и совершенства в натуре [5]. Натурный этап работы важен тем, что именно он ложится в основу художественного образа. При всей общности натурных этапов, методы работы в графике и скульптуре все же различны. Художник-график непосредственно в самой натуре видит решение образа. Он в меньшей степени склонен к размышлениям, раздумьям. Сами наброски, зарисовки, этюды как этапы творческого пути приобретают самостоятельную ценность. Художник подчеркивает выразительность линии, штриха, пятна.Подготовительный графический материал для анималистического образа помогает художнику в поисках композиционного замысла, выборе модели, типе композиции, материала, в котором будет решено произведение. Иногда замысел рождается в процессе рисования, мастер подмечает интересный момент движения того или иного животного, выразительность его фигуры. Наброски, зарисовки у анималиста выступают в двух аспектах: уточняющие замысел скульптуры: от замысла к наброскам) и формирующие замысел (от набросков к замыслу). В первом случае роль набросков и зарисовок ограничена подготовительным этапом работы. Во втором случае роль набросков не сводится к подготовительным этапам работы. Во время рисования художник замечает один или несколько интересных с его точки зрения вариантов, которые могли бы быть воплощены. Из них он выбирает один, наиболее выразительный.2.2 Выразительные средства анимализма в живописиНа уроках изо, во время изучения анималистического жанра должно происходить формирование эстетического отношения к животному миру. И благодаря этому у учащихся накапливаются разнообразные впечатления, задумки, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их. Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных [10]. Рисование животных – для детей очень интересный и в тоже время достаточно сложный процесс. Использование при изображении животных нетрадиционных техник позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности, развить воображение, фантазию. Была создана серия уроков и два мастер класса с пояснениями методических разработок. Ведя беседу с учащимися в средней образовательной школе во время их творческой деятельности, хотелось говорить с ними как со взрослыми людьми. И такому принципу я и старалась следовать во время проведения уроков. Благодаря такому подходу, многие ученики чувствовали свою ответственность, серьезно и с большим вниманием готовились к уроку, активно участвовали на нем и в конце, подвоя итоги, было видно как они вдохновлены, захвачены самим процессом деятельности.2.3 Пример написания животных в живописиРассмотрим пример написания животного на уроке изобразительного искусства. Тема урока: «Анималистический жанр». Изображение домашних животных по памяти и представлению. Птицы. Класс 6. Часы: 2 часа. Тип урока: Введение и закрепление знаний. Вид урока: урок-практикум. Цель урока: Знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве.Задачи: Образовательная: Сформировать понятие анималистического жанра, познакомить учеников с искусством графики. Изучение композиции и пропорций птицы, изучение методов передачи пропорций. Развивающая: Способствовать формированию знаний об анималистическом жанре в изобразительном искусстве. Передача объема тоном, развитие мелкой моторики рук и пространственного мышления.Воспитывающая: Прививать детям любовь и интерес к искусству, окружающему миру. Воспитать художественный вкус. Оборудование: Доска, бумага А4, грифельные карандаши разной твердости, ластик, компьютер, презентация PowerPoint. Структура урока: 1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. 2. Введение в тему урока. 3. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов. Алгоритм изображения птицы. 4. Постановка художественной задачи. 5. Самостоятельная работа. 6. Закрепление материала урока. 7. Подведение итогов. Рефлексия. Ход урока: Слайд первый. - Здравствуйте дети. Давайте начнем наш урок с небольшой загадки! Кто захочет ответить, поднимает руку и говорит. -Длинная шея, Красные лапки, щиплет за пятки, Беги без оглядки. ( Дети отгадывают- это гусь!) - Правильно! Так как можно сформулировать нашу тему урока? ( дети формулируют тему) - Молодцы, верно сегодня мы с вами научимся рисовать птичек. А кто из вас знает, как называют художников, которые рисуют животных?( Учащиеся отвечают/ не отвечают – анималисты) Второй слайд включается - Правильно, они называются анималистами. Слово «анимал» с латинского языка переводится как животное. На нашей планете множество видов птиц и животных, и человек во все времена стремился их нарисовать, запечатлеть, начиная с рисунков на скалах и пещер, а также первых глиняных фигурок животных, что свидетельствует о наблюдениях людей за миром природы уже в самый ранний период развития человечества. Третий слайд - Многие художники любили рисовать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибким движением, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, а также всемирно известные художники Леонардо да Винчи, Рембрандт, Рубенс, Дюрер. А некоторые всё своё творчество посвятили изображению животных.Четвертый слайд - Одним из них был русский художник-анималист Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику. Он изображал их самыми различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира. Это - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы. Особенно В. Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдая за ними. что очень важно в профессии художника. Пятый слайд и показ методических разработок - Для выполнения рисунка птицы вам необходимо правильно представлять строение птицы. Внимательно рассмотрите и изучите их индивидуальные формы и характеристики, так как птицы бывают разные, одни большие, другие маленькие, другие более вытянутые, а некоторые как шарик. - Рассмотрим основы на одной птице, которая отличается особым умом и сообразительностью. Как думает, что за птичка? (дети делают предположения)- Да, правильно, это ворон. - Для выявления особенностей тела птицы следует обратить внимание на туловище: оно овальной формы и несколько поднято спереди. - Туловище птицы держится на коротких но сильных лапах, шея достаточно длинная, голова небольшая, овальная, с длинным, но широким клювом. Последовательность выполнения рисунка: Определяем границы изображения Определяем соотношения частей тела птицы: туловища, головы, шеи, и хвоста. Уточняем пропорции. Уточняем формы, идет прорисовка крыльев, клюва, глаз, ног, оформление в карандаше деталей (фото 17). - Вот и все, как видите, если вести работу от общего к частному, то все просто. - Теперь подумайте, какая птичка вам больше всего нравится и попробуйте ее изобразить. А потом проведем просмотр, и вы расскажете почему выбрали ту или иную птицу. (идет выполнение задания) Не забываем с вами немножечко разминать наши ручки вы процессе работы. Все работы очень хороши и интересны! Чьи работы вам больше всего нравятся и почему? Почему была выбрана эта птица? (дети объясняют). ЗаключениеПроанализировав историю развития анималистики, как в русском искусстве, так и в зарубежном, было показано, что художники во все времена стремились превознести величественную силу животного. Каждый анималист по-разному воспроизводил животных достойно, величественно, а также показывали взаимосвязь человека и животного. Такой жанр, как анималистика, не должен обходиться без внимания. Ведь он играет существенную роль в преподавании изобразительного искусства. Занятия по изображению животных детям интересны и способствуют развитию творческого мышления. Затрагивая такую важную тему как поиск художественного образа в анималистике, хочется сказать, что главное это осознание важности работы, и если автор того или иного произведения будет работать на качество, если будет относится к нему со всей серьезностью и вдумчивостью, внимательностью и делать его с любовью, то это несомненно окажет влияние на умы подрастающего поколения, у которого будет пример достойный подражания. Такой подход к выполнению целей и установки определенных задач должен прививаться в педагогической деятельности.Пример урока изобразительного искусства, посвящённый анималистическому жанру, был рассчитан на развитие творческого воображения, понимания и нахождения художественного образа, а также эстетического восприятия при работе с изображением. В рамках данного урока учащиеся изображали птиц поэтапно – от общего к частному.Список источниковБранский В.П. Искусство и философия, Бранский В.П., 1999. – 170 с.Буровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания, учащихся в художественной школе: монография / Л.А. Буровкина. –М.: МГПУ, 2008. – 124 с. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2011. – 320 сДубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 151 с. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография. – ч. 2; практический и методологический аспекты / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 152 с.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: 2001– 151 с.Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 19.11.07 / Игнатьев Сергей Евгеньевич. – М., 2007. – 42 с.Неменский, Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы – М.: Фонд «Мир»: Академ. проект, 2009.Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2016. – 222 с.Портнова, И.В. Вопросы развития современного отечественного анималистического искусства // Известия Самарского наружного центра Российской академии наук. – 2011. - Т. 13, № 2 (2). - С. 484-489.Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. М.: – АГАР, 2000. – 251 с.Самые яркие художники-анималисты // Мир красок. - [код доступа] https://masterkrasok.ru/posts/samye-yarkie-hudozhniki-animalisty (дата обращения 23.10.2021)Серия “Учись рисовать” («Животные», «Птицы»). Книжка-раскраска. Художник С. А. Бритвина. ‒ Чебоксары: Типография издательства. «Чувашия», 2000.Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 112 сПриложениеФото 1 – Анималистические работы Ю. ВаснецоваФото 2 – Джордж Стаббс. WhistlejacketФото 3 – ЙозефВольф. Gyr falcons on a rocky ledgeФото 4 – Нильс Тирен. BirdФото 5 – Чарльз Найт. ДиплодокФото 6 – Адольф Эберле. Семейное счастьеФото 7. – Брайтон Ривьер. СочувствиеФото 8. - Поттер Паулюс. Наказание охотникаФото 9. – Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедемФото 10. Уильям Берд. Школьные правилаФото 11. Питер Уильямс. LionФото 12 – Работа Кристины ПенескуФото 13 – Роберт Бейтмен. Дикая уткаФото 14 – Давид Хайкин. Чудесный кладФото 15 – Сергей Постников. Лунная лошадьФото 16 – Работа художника Виктора БахтинаФото 17 – Основные этапы изображения птицы
1. Бранский В.П. Искусство и философия, Бранский В.П., 1999. – 170 с.
2. Буровкина, Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания, учащихся в художественной школе: монография / Л.А. Буровкина. –М.: МГПУ, 2008. – 124 с.
3. Буровкина, Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2011. – 320 с
4. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 151 с.
5. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография. – ч. 2; практический и методологический аспекты / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2017. – 152 с.
6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: 2001– 151 с.
7. Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 19.11.07 / Игнатьев Сергей Евгеньевич. – М., 2007. – 42 с.
8. Неменский, Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы – М.: Фонд «Мир»: Академ. проект, 2009.
9. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2016. – 222 с.
10. Портнова, И.В. Вопросы развития современного отечественного анималистического искусства // Известия Самарского наружного центра Российской академии наук. – 2011. - Т. 13, № 2 (2). - С. 484-489.
11. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. М.: – АГАР, 2000. – 251 с.
12. Самые яркие художники-анималисты // Мир красок. - [код доступа] https://masterkrasok.ru/posts/samye-yarkie-hudozhniki-animalisty (дата обращения 23.10.2021)
13. Серия “Учись рисовать” («Животные», «Птицы»). Книжка-раскраска. Художник С. А. Бритвина. ‒ Чебоксары: Типография издательства. «Чувашия», 2000.
14. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с
Вопрос-ответ:
Что такое анималистика?
Анималистика - это жанр изобразительного искусства, в котором главными объектами изображения являются животные.
Как возник анималистический жанр?
Анималистический жанр возник в древности, когда животные стали изображаться на стенах пещер и фресках. Он развивался в разных культурах и эпохах, отличаясь своими особенностями.
Какие особенности присущи анималистическому жанру?
Основная особенность анималистического жанра - это изображение животных как главных объектов искусства. Часто они изображаются в естественной среде обитания или вместе с людьми. Анималистический жанр также может передавать символический смысл и отражать отношения человека с животным миром.
Какие художники известны как анималисты?
Среди известных анималистов можно назвать Франсуа Дебофф, Роза Бонеур, Эдварда Ландсира и многих других. Они в своих работах мастерски изображали животных и передавали их индивидуальность и характер.
Какие художественные средства используются в живописи анимализма?
Художники анималисты используют разные выразительные средства в своих работах. Это могут быть яркие краски, реалистичная детализация, использование светотени и перспективы. Они стремятся передать натуральную красоту и характер животных в своих произведениях.
Что такое анималистика?
Анималистика - это жанр искусства, который изображает животных в различных формах и техниках.
Какова история возникновения анималистического жанра?
Анималистический жанр появился очень давно и имел свои корни в древних временах, когда животные были предметом поклонения и восторга.
Какие особенности имеет анималистический жанр?
Особенности анималистического жанра включают глубокое изучение животного мира, использование техники и материалов, способствующих передаче эмоций и выражению животных через живопись.
Кто является известными художниками анималистами?
Некоторые известные художники анималисты включают Альберта Шюрера, Розу Боне, Роберта Бэти, Анри Руссо и других.
Какими выразительными средствами обладает анимализм в живописи?
Анимализм в живописи использует различные выразительные средства, включая цвет, светотень, композицию, текстуру и линию, чтобы передать эмоции и характеристики животных.
Какова краткая история возникновения анималистического жанра?
Анималистика возникла в древнем мире и была популярна в разных культурах. Вероятно, первые образы животных появились в пещерах, где охотничьи народы изображали животных, которых они видели в окружающей природе. С течением времени анималистика стала развиваться от простого изображения животных к сложному выражению человеческих эмоций через животных.
Какие особенности характерны для анималистического жанра?
Особенности анималистического жанра включают изображение животных в реалистичной форме, а также передачу их характера и эмоций. Художники, занимающиеся анималистикой, обычно обладают глубоким пониманием животного мира и умеют передавать его на холсте или в других материалах.