Инновационный менеджмент

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Инновационный менеджмент
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы инновационного процесса: понятие, роль 5
1.1. Понятие и сущность инновационного процесса 5
1.2. Значение инновационного развития для страны 12
2. Место государства в инновационном процессе 16
2.1. Политика государства для поддержания инновационного процесса 16
2.2. Направления государственной поддержки в области инновационного процесса 19
2.3. Проблемы инноваций и инновационного процесса в РФ 22
2.4. Направления развития инновационного процесса в России 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

3. Проблема коммерциализации интеллектуальной собственности, бизнес – идей и человеческого потенциала. Россия занимает то же положение, что и Италия. В то же время, она уступает не только большинству развитых стран, но также Китаю. Необходимо выделить, что сложный является вопрос коммерциализации советского потенциала, в том числе проблема коммерциализации технологий двойного назначения и патентов, продублированных за рубежом, в первую очередь в Китае и Индонезии.Особого внимания заслуживают следующие тенденции: - увеличиваются сроки эффективного использования технологий, что говорит о возрастании степени вовлеченности отечественных компаний в инновационный бизнес; - растет число патентов, происходящих из России при сохранении их доле в общей численности коммерциализированных патентов; - растет общее число востребованных патентов. 2.4. Направления развития инновационного процесса в РоссииНа сегодняшний день, для государства крайне острая задача – это формирование условий, которые позволят простимулировать развитие и практическое применение информационных технологий в рамках функционирования и деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Ведь это главное требование, которое стоит перед Правительством РФ в этап развития цифровой экономики и ее трансформации. Также, необходимо отметить, что в связи с развитием цифровой экономики России под влиянием инноваций происходят изменения в рамках предпринимательских структур, которые приобрели следующую характеристику: появление информационного фактора при производстве, играющего ключевую роль; увеличение затрат на производство товаров и услуг, рост себестоимости производства, поскольку информация и технологии имеют тенденцию возрастания своей цены и стоимости; снижение размера транзакционных издержек за счет использования информационных технологий; рост уровня значения трудовых и интеллектуальных ресурсов. Одними из основных проблем развития цифровой экономики в России помимо дефицита бюджетных средств и обеспечения необходимого уровня нормативно-правового поля выступают следующие факторы: низкий уровень инновационной активности предприятий; отсутствие необходимых инструментов, позволяющих обеспечивать защиту интеллектуальной собственности; отсутствие эффективного механизма поддержки развития малого и среднего бизнеса, как мейкерацифровизации экономики; низкая степень доступа инновационных предприятий к базе финансовых ресурсов и высокая стоимость заемных средств; отток интеллектуальных и человеческих ресурсов высокой профессиональной квалификации, что создает дефицит кадров для инновационно-ориентированных предприятий. С целью стимулирования инновационной деятельности и экономического развития Российской Федерации, необходимо предложить следующие мероприятий: формирование программы налогового стимулирования предприятий, осуществляющих инвестиционные вложения в разработку и реализацию инновационных проектов; увеличение финансирования государственных программ на поддержку деятельности и функционирования инновационно-ориентированных институтов, как бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы и венчурные фонды; необходимо установление налоговых льгот при реинвестиции прибыли компании для модернизации своего производства; необходимо внедрение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве; необходимо законодательное внедрение возможности получения налоговых каникул предприятиями, занимающимися инновационной деятельностью в отдельных региональных субъектах РФ, в особенности в тех, которые принято считать депрессивными. Таким образом, подводя итоги, можно заключить следующее: что инновации и инновационная деятельность предприятий позволяет формировать основу для цифровизации экономики, выступающего качественным фактором экономического развития России. С целью стимулирования данного процесса и решения наиболее актуальных проблем, необходимо применение следующих мероприятий; среди которых:- формирование программы налогового стимулирования инновационно-ориентированных предприятий, -увеличение финансирования государственных программ на поддержку деятельности и функционирования инновационно-ориентированных институтов, -установление налоговых льгот при реинвестиции прибыли компании для модернизации своего производства, -внедрение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве и внедрение возможности получения налоговых каникул инновационно-ориентированным предприятиям.ЗаключениеВ настоящее время инновации рассматриваются как важнейшее условие модернизации экономики странами с различным уровнем развития, различным политическим устройством, социальным и культурным уровнем. Уже наступил период, когда традиционные технологии исчерпали свой потенциал, и необходимо переходить на новый уровень экономического развития, новый уровень техники и технологий. Инновации стали вектором, важнейшим целевым индикатором экономического развития, что фактически определено в стратегических документах развития мировых экономических систем, причем не, только в формате качественных целей, но и в формате конкретных количественных показателей. Это является стимулом для инновационной активности, как для государственных структур, так и для частного бизнеса, аргументом для проведения исследований и внедрения разработок.Для трансформационных процессов в России характерны увеличение роли стихийных факторов, слабый уровень управления и непредсказуемость результатов, и как следствие, возникновение кризисных условий, потеря внушительной доли научно-технического и производственного потенциала, преобладание доминирующего количества импортных товаров на отечественном рынке. К факторам, оказывающим сдерживающее воздействие на развитие научно-технического прогресса в трансформационной экономике России могут быть отнесены необходимость диверсификации экономики, трансформации науки, внедрения новых конкурентоспособных технологий, комплексной механизации и автоматизации производственного процесса, проблемы импортозамещения и импортозависимости в условиях санкций. Основным тормозом для инновационного развития экономики является отсутствие скоординированной системы, охватывающей все заинтересованные структуры: государственный сектор, частные компании, образовательные учреждения, общественные организации. Для преодоления этой разобщенности необходимо сформировать механизм управления инновационными процессами, основная роль в котором принадлежит государственной поддержке и стимулированию инновационно-ориентированного развития компаний. Прежде всего, это финансовая и правовая поддержка инновационной деятельности в приоритетных отраслях экономики. Целенаправленная поддержка инноваций требует совместных усилий правительства, министерств и ведомств, ориентированных не только на поддержку ведущих промышленных предприятий, но и на развитие инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса. Инновации, как правило, связаны с повышенным уровнем риска и при этом требуют серьезных финансовых вложений, что вызывает необходимость активизации финансовых структур. Необходима прямая государственная поддержка венчурных проектов, поскольку частные компании не проявляют необходимого желания финансировать рискованные проекты в условиях турбулентной рыночной среды. Приоритетным направление отечественной государственной экономической политики должны стать инновации. Целенаправленное и комплексное продвижение экономики страны к их масштабному развитию и использованию позволит решить глобальные экономические проблемы и вывести страну на новый уровень развития, сопоставимый с уровнем передовых стран мира.Подводя итоги выше изложенному, можно сделать следующий вывод: в Российской Федерации роль государства в инновационном процессе весомая, поскольку государству подвластно наращивать темпы развития различных видов деятельности, поощрять сотрудничество между сферами деятельности и устранять барьеры в инновационном процессе.Список использованной литературыФедеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // ГАРАНТ:http://base.garant.ru/РаспоряжениеПравительстваРФот08.12.2011N2227-р «ОбутвержденииСтратегииинновационногоразвитияРоссийскойФедерации на период до 2020 года» //ГАРАНТ:http://base.garant.ru/Агафонова М.С., Батова А.В., Повалюхина М.А., Кулакова А.Е. Развитие инновационных процессов на предприятии // Цифровая и отраслевая экономика. – 2020. - №3 (20). – с. 12-18Акулова К.И., Семёнова Е.А., Гриднева Н.С., Проблемы и перспективы развития инновационного потенциала РФ, В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2019. С. 16-18.Алуханян А.А., Государственная поддержка инновационной стратегии развития отечественного бизнеса, В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения Сборник статей 8-й международной научно-практической конференции в рамках 18-й международной агропромышленной выставки «Интерагромаш-2015». 2015. С. 383-387.Баринов В.Н., Повалюхина М.А., Батова А.В. Меры поддержки развития инновационной экосистемы // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 296-299Глаголев С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России. Монография / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, В.В. Моисеев– М.: Директ-Медиа, 2014. 425 сГоридько Н.П. Механизм налогового стимулирования как инструмент поддержки конкурентоспособности ракетно-космической отрасли // Актуальные вопросы экономического развития: теория и практика: сборник научных статей. – Выпуск 3. В 2-х частях. Часть 2. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 117-119.Дадашова Т.А., Губарева С.С. Институциональная инфраструктура управления инновационным процессом // Новое в экономическом кибернетике. – 2020. - №1. – с. 192-200Курбатова ВВ., Черникова А.Е. Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - №6 (32). – с. 86-92Милицкая А.О. Инновации – как фактор экономического развития России // Вестник современных исследований. – 2019. - № 1.5 (28). – с. 193-197Мошуренко П.С., Актуальные вопросы развития инновационной экономики, Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 2. - С. 21-33.Наташкина Е.А., Шарыгина О.Л. Управление инновационными процессами с учетом современных тенденций развития экономики // Научный журнал молодых ученых. – 2021. - №2 (23). – с. 94-98Нижегородцев Р.М. Экономика инноваций: Учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. – 154 сСовершенствование механизмов повышения инновационной активности промышленных предприятий. Коллективная монография / Под ред. М.Я.Веселовского, И.В. Кировой.- М.: Издательство «Научный консультант», 2017.– 304сТолкач И.Л. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. – 2021. - №22. – с. 167-180Хамурадов М.А., Эрбулатова И.А. Влияние инновации на экономическое развитие России // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - №62-7. – с. 12-16Харламова Т.Л., Доссу Е.Л. Государственная политика стимулировании инновационной активности и ее адаптация в современных условиях // Ученые записки международного банковского института. – 2021. 0 №2 (36). – с. 164-173Цукахина М.А. Участие России в новой технологической революции // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2020. - № 4-6 (56). – с. 56-59Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609Милославский И.С. Новизна с последствиями [Электронный ресурс] // Газета «Известия». 2009. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
3. Агафонова М.С., Батова А.В., Повалюхина М.А., Кулакова А.Е. Развитие инновационных процессов на предприятии // Цифровая и отраслевая экономика. – 2020. - №3 (20). – с. 12-18
4. Акулова К.И., Семёнова Е.А., Гриднева Н.С., Проблемы и перспективы развития инновационного потенциала РФ, В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2019. С. 16-18.
5. Алуханян А.А., Государственная поддержка инновационной стратегии развития отечественного бизнеса, В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения Сборник статей 8-й международной научно-практической конференции в рамках 18-й международной агропромышленной выставки «Интерагромаш-2015». 2015. С. 383-387.
6. Баринов В.Н., Повалюхина М.А., Батова А.В. Меры поддержки развития инновационной экосистемы // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 296-299
7. Глаголев С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России. Монография / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, В.В. Моисеев– М.: Директ-Медиа, 2014. 425 с
8. Горидько Н.П. Механизм налогового стимулирования как инструмент поддержки конкурентоспособности ракетно-космической отрасли // Актуальные вопросы экономического развития: теория и практика: сборник научных статей. – Выпуск 3. В 2-х частях. Часть 2. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 117-119.
9. Дадашова Т.А., Губарева С.С. Институциональная инфраструктура управления инновационным процессом // Новое в экономическом кибернетике. – 2020. - №1. – с. 192-200
10. Курбатова ВВ., Черникова А.Е. Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - №6 (32). – с. 86-92
11. Милицкая А.О. Инновации – как фактор экономического развития России // Вестник современных исследований. – 2019. - № 1.5 (28). – с. 193-197
12. Мошуренко П.С., Актуальные вопросы развития инновационной экономики, Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 2. - С. 21-33.
13. Наташкина Е.А., Шарыгина О.Л. Управление инновационными процессами с учетом современных тенденций развития экономики // Научный журнал молодых ученых. – 2021. - №2 (23). – с. 94-98
14. Нижегородцев Р.М. Экономика инноваций: Учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. – 154 с
15. Совершенствование механизмов повышения инновационной активности промышленных предприятий. Коллективная монография / Под ред. М.Я.Веселовского, И.В. Кировой.- М.: Издательство «Научный консультант», 2017.– 304с
16. Толкач И.Л. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. – 2021. - №22. – с. 167-180
17. Хамурадов М.А., Эрбулатова И.А. Влияние инновации на экономическое развитие России // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - №62-7. – с. 12-16
18. Харламова Т.Л., Доссу Е.Л. Государственная политика стимулировании инновационной активности и ее адаптация в современных условиях // Ученые записки международного банковского института. – 2021. 0 №2 (36). – с. 164-173
19. Цукахина М.А. Участие России в новой технологической революции // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2020. - № 4-6 (56). – с. 56-59
20. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1935609
21. Милославский И.С. Новизна с последствиями [Электронный ресурс] // Газета «Известия». 2009. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367
22. https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report

Вопрос-ответ:

Что такое инновационный процесс?

Инновационный процесс - это последовательность действий, направленных на внедрение новых идей, технологий и решений в производство или общественную сферу с целью создания и развития новых продуктов и услуг. Он включает в себя этапы от идеи до коммерциализации инноваций.

Какое значение имеет инновационное развитие для страны?

Инновационное развитие имеет огромное значение для страны, так как позволяет ей повышать конкурентоспособность на мировом рынке, увеличивать экономический рост и создавать новые рабочие места. Также инновации способствуют модернизации отраслей экономики, улучшению качества жизни населения и решению социальных проблем.

Какую роль играет государство в инновационном процессе?

Государство играет важную роль в инновационном процессе, стимулируя его развитие и создавая благоприятные условия для инноваций. Оно может предоставлять финансовую поддержку и налоговые льготы инновационным проектам, создавать инновационные центры и научно-исследовательские институты, а также устанавливать законодательные и нормативные основы для развития инновационного предпринимательства.

Какие направления государственной поддержки существуют в области инновационного процесса?

Государственная поддержка в области инновационного процесса может осуществляться через выделение грантов и субсидий на проведение научно-исследовательских работ, создание и развитие инновационных предприятий, обучение и подготовку кадров, внедрение инноваций в образование и здравоохранение, а также путем создания специальных инновационных фондов и инфраструктуры.

Какие проблемы существуют в инновационном процессе в РФ?

В РФ существуют различные проблемы в инновационном процессе, такие как недостаток финансирования для инновационных проектов, слабая связь между научными и производственными сферами, недостаточная подготовка и квалификация кадров, бюрократические и административные препятствия, отсутствие инфраструктуры для развития инноваций и низкая активность бизнеса в инновационной сфере.

Чему равно значение инновационного развития для страны?

Инновационное развитие имеет огромное значение для страны. Оно способствует повышению экономической эффективности, конкурентоспособности и устойчивости страны, а также позволяет создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции и развивать научно-технический потенциал.

Какую роль играет государство в инновационном процессе?

Государство играет важную роль в инновационном процессе. Оно создает благоприятные условия для развития и поддержания инноваций, осуществляет политику поддержки и стимулирования инноваций, а также обеспечивает финансирование и регулирование инновационных проектов.

Какие проблемы существуют в области инноваций и инновационного процесса в РФ?

В РФ существуют различные проблемы в области инноваций и инновационного процесса. Некоторые из них включают нехватку инвестиций, недостаточную поддержку стартапов и инновационных проектов, слабое взаимодействие между научно-исследовательскими институтами и бизнесом, а также низкую квалификацию кадров в области инноваций.