КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РЗВИТИЯ
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 28.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Характеристика понятий «нравственность», «нравственная сфера», компонентов нравственной сферы в ракурсе психолого-педагогических исследований
1.2. Анализ программ по направлению «нравственное воспитание»
1.3. Понятие ЗПР, варианты ЗПР, особенности нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава II. Куклотерапия в коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Понятие «куклотерапия», исторический ракурс в становлении данного психокоррекционного метода
2.2. Методика организации «куклотерапии»
2.3. Значение куклотерапии в коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава III. Практическое исследование
3.1. Описание методик оценки нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Программа коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапии
3.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Второй этап – знакомство с персонажем.Чтобы познакомиться с персонажем, психолог задает следующие вопросы: как зовут персонажа; сколько ему лет; где и с кем он живет; есть ли любимое занятие (если есть, то какое); есть ли друзья и кто они (персонажи). Третий этап – развитие сюжета.На этом этапе происходит постановка мини-спектакля. Участники рассказывают сказку с помощью выбранных персонажей, развязывают сложный сценарий и сюжетные задания. Завершение.По окончании занятия психотерапевт подводит итоги и проговаривает то, что было усвоено, с вовлечением участников. Актуальны следующие вопросы: что запомнилось из встречи/сказки, что было самым сложным во время создания куклы, самой игры, что было самым легким при изготовлении куклы, во время сказки, понравилось ли занятие. Процесс создания куклы очень напоминает медитацию. Мы настраиваемся, погружаемся в себя и передаем частичку себя в своего персонажа. Куклотерапия тесно связана со сказкотерапией. Обе методики очень эффективны и оригинальны, в них проявляется много фантазии и творчества. С их помощью можно проявить и рассмотреть свои невидимые грани. Для участников важно прочувствовать и принять все, что наработаешь на тренинге.2.3.Значение куклотерапии в коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияВ дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является – игра. И это так же, самый сензитивный период в воспитании у ребенка образцов нравственности, и ценностных ориентиров, с которыми он пойдет дальше по жизни. Игра чаще всего немыслима без игрушки. Тема игрушки как условия возникновения и развития игр и значение игрушек в воспитании дошкольников достаточно полно представлены в искусствоведческих, психологических, педагогических исследованиях (Е.В. Князева, О. Поликарпова, В.Ф. Сахарова, А.А. Анциферова, О.К. Васильева, Е.А. Коссаковская, В.В. Абраменкова, Г.П. Локуциевская, В.И. Пряхин, М.В. Шулика и др.).На всех этапах развития ребёнка игрушка выполняла и выполняет следующие функции: -духовную (с помощью игрушки старшее поколение передавало, а младшее принимало и сохраняло накопленный жизненный опыт); -социальную (игрушка – удобное и эффективное средство для удовлетворения растущих потребностей широких слоёв населения); -психологическую (игрушка выступает действенным средством для гармоничного развития всех душевных сил ребёнка и его воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности); -эстетическую (вместе с воспитанием она стремится к развитию чувства любви и красоты, правды и добра, которые являются наиболее существенным средством народного искусства); -экологическую (являясь поэтическим отображением природы, игрушка способна ослабить вредные последствия влияния удалённости от природной среды у детей больших городов)[7].Абраменкова В.В., по мнению которой «игрушка является специфическим средством массовой информации, так как в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства воспитания»[1]. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была – кукла.Современные исследователи отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Э. Ле Шан, В.К. Лосева, А.М. Михайлов).Так же можно выделить психологическое влияние куклы на развитие ребёнка, такие как:-Развивающее значение куклы;-Психологические влияние куклы в различных возрастах;-Социализирующее воздействие куклы;- Отношение взрослых и детей к куклам; - Гендерный подход к кукле.С помощью игры в куклы можно и следует стимулировать развитие и формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров любого малыша. Кукла занимает особое место среди игрушек, потому что она – отображение человека. С ее помощью дети, разыгрывая бытовые сценки, ищут собственное «я». Сначала ребенок переносит в игру с куклой то, что делает мама и другие взрослые; затем – все то, что он видит в жизни. Игра с куклой учит ребенка самостоятельно делать то, в чем он еще не может принимать участие, — ведь это мир взрослой жизни.Часто родители не обращают внимания на игры своих детей с куклами. Взрослые в первую очередь стремятся научить ребенка чему-то, с их точки зрения, «разумному».А ведь через наблюдение за игрой ребенка с куклой можно многое узнать о его проблемах. Вовремя не замеченные, не увиденные, не осознаваемые взрослыми проблемы малышей приводят подчас к тому, что у ребенка появляется предрасположенность к психологическим заболеваниям, таким как заикание, и многим другим.Вместе с тем, эффективным способом лечения таких заболеваний может стать именно кукла, игра с ней. В литературе описаны случаи лечения при помощи кукол бронхиальной астмы, диатеза, кожных аллергических и сердечно-сосудистых заболеваний (Г. Гаристе, Т. Бунь, Т.М. Грабенко, М.Х. Изотова).Из исторических источников мы знаем, что кукле придавали не только практическое, но сакральное значение. Так, на Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти; невесте, покидающей дом матери, - от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.В царствование Петра 1 вводятся роскошные куклы, наряды которых изображали Европейскую моду. Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и внешнему этикету светской жизни – воспитательный идеал этого времениЕщё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.Проследив краткую историю развития куклы, можно выделить несколько важных функций, которые выполняла кукла в жизни людей.Виды кукол по назначению:1.ритуальная (обрядовая), 2.берегиня (оберег),3.игрушка, 4.театральная, 5.сувенирная, 6.этнографическая, 7.коллекционная.Мухина В.С. выделяет, какой должна быть кукла в разных возрастах ребенка с 1-го года жизни до младшего школьного возраста см. Таблица 1[4] .Возраст ребёнкаВнешний облик куклыВлияние куклы на ребёнкаПервый год жизниОтдалённое напоминание человека, обозначенная голова, конечности. Мягкие, приятные материалы, цвета. Безликая кукла.Формирование образа человека, развитие фантазии, тактильной чувствительности ребёнка.Второй год жизниПоявление одежды, конкретное обозначение человеческой фигуры, малонамеченные черты лица, безэмоциональные.Подражание ребёнка взрослым, проигрывание бытовых ситуаций (купание, кормление) и их усвоение. Начало отождествления ребёнка себя с куклой.Третий год жизниМинимализм в чертах лица, возможно появление снимающейся одежды.Начало развития ролевой игры. Развитие фантазии, социального интеллекта ребёнка. Проецирование переживаний на куклу.Дошкольное детствоПроработанные черты лица, но без яркого проявления эмоций. Возможны различные материалы, в том числе пластик. Появление кукольных аксессуаров. У девочек появление куклы-младенца, лучше без конкретного обозначения пола.Развитие ролевой игры. Ребёнок в играх проигрывает различные сюжеты, выстраивает целые сюжетные линии. Формирование образа человека, образа поведения в различных ситуациях.Младший школьный возрастОграничений на облик куклы в этом возрасте не имеется.Ребёнок продолжает играть с куклами, но уже перестаёт наделять её человеческими качествами, начинает менее эмоционально к ней относиться, а вскоре и перестаёт в неё играть.Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре и его духовных ценностей как высших, так и, к сожалению низших. Особенно это выражено на современном этапе, когда кукла Барби это уже меньшее зло, по сравнению с новыми, как Винкс, Монстер хай, Эверафтер хай, Зомби принцессы, Зомби шейк куклы Реборн, Симба и еще их очень много. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. А что же могут привить вышеперечисленные куклы, какие дать представления о мире в этот важный и сензитивный период его жизни. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т.д. Сегодня кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной:-в психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией», в основе, которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.-в медицине стал весьма распространён «этнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.-фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.-педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через игру с куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.Таким образом, можно сделать вывод о междисциплинарной необходимости в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, и самое важное это в дошкольном возрасте, когда ребенок примеряет на себя роли при помощи игры. И самым важным, и главным является кукла. Что очень точно и наглядно подчеркивает А. Синявский «Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».ГлаваIII.Практическое исследование3.1.Описание методик оценки нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияДля оценки нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития использовались следующие методики: 1. Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?Затем проводится обработка результатов.0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но неправильно (низкий уровень)2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).2. Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.Обработка результатов:0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)3.2.Программа коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапииЦели:Формирование нравственного сознания.Развитие нравственных переживаний и чувств.Формирование нравственного поведения.Задачи:Раскрыть сущность понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека.Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.)Развить умение чувствовать и понимать другого.Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.Воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки.Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.Таблица 2. –Содержание программы коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапииЭтапыЗадачиФормы работыОтветственные1.Подготовительныйэтапвыявить досуговые потребности детей;-заинтересовать детей и родителей посещать занятия;обеспечить педагогам стимулирующие надбавки за проведение занятий.1.Первичная диагностика потребностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР2.Поиск денежный средств на реализацию программы, условий для его реализации;3.Поиск педагогов и родителей для реализации программыВоспитатель, педагогпсихолог2.Организационный этапИнформационно-просветительская работа.1.Осуществить просветительскую поддержку родителей2.Осуществление просветительской работы воспитателей1.Просветительская деятельность общественности:размещение рекламы;размещение стендов с докладами и фотографиями кукол; выпуск брошюр демонстрация х.ф. и мультфильмов.2.Просветительская деятельность родителей. проведение консультаций о значении куклы в жизни ребёнка. родительские собрания;Мастер – класс по изготовлению таких кукол, как: Кувадка, «Вепсская кукла», «Травница», «Кукла-марионетка», пальчиковые куклы, веревочные куклы, теневые куклы и др.; -беседы, направленные на укрепление внутрисемейных отношений; организация выставок «Куклы в нашей жизни»; совместные выезды и экскурсии. проведение театрализованных вечеров, с участие родителей и их детей; организация семейного конкурса на лучший рисунок, на лучшее сочинение.3.Просветительская деятельность педагогов.Педагогические собрания. Семинары.Демонстрации х/ф.Воспитатель, педагогпсихолог, родители3.Основной этапВовлечение детей в различные виды деятельности:-развитие индивидуальных качеств детей.--воспитание чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у детей нравственноволевые качества4. Направления работы.1) художественно- эстетическое направление: организация выставок («Куклы своими руками», «К нам в гости пришла кукла», «Кукольный мир»); проведение театрализованных кукольных представлений, спектаклей (с использованием пальчиковых или перчаточных кукол) :( «Колобок», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Огниво», «Гуси-лебеди», » Мальчик-с-пальчик» и др.); создание собственного музея кукол; применениеэкспрессивной проективной арт-терапии (Л. Лебедева).Основная идея — изготовление и манипулирование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию ребенка). 2)Культурно-просветительское направление. организация выездных экскурсий в музеи кукол; организация поездок в кукольные театры.Воспитатель, педагогпсихолог, родители3.3.Анализ результатов исследованияВ исследовании участвовало 10 старших дошкольников с ЗПР. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с воспитателями, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;3) формирующий этап, на котором реализовывалась программа коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапии;4) контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Представим сравнительный анализ результатов диагностики нравственной сферы старших дошкольников с ЗПР до и после реализации программыкоррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапии.Результаты представлены на рисунках 1 и 2. Рисунок 1. - Сравнительный анализ показателей по методике «Закончи историю».Рисунок 2. - Сравнительный анализ показателей по методике «Сюжетные картинки».Таким образом, мы видим, что первичная диагностика нравственной сферы старших дошкольников с ЗПР показала, что у большинства испытуемых обнаружен низкий уровень нравственного развития. А после реализации программы коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе куклотерапии этот уровень повысился до среднего.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что использование куклотерапии будет эффективным при коррекции нравственной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, подтверждена.ЗаключениеДети с задержкой психического развития составляют наиболее многочисленную категорию детей с особыми потребностями развития. Увеличение количества подобных детей отмечается по всему земному шару, потому проблема сложности в обучении на сегодняшний день явилась одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают сложности в обучении, составляют дети с ЗПР. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а можно сказать находятся на более ранних этапах развития. ЗПР — это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.Концепция развития нравственной сферы личности может быть представлена на основе системно-деятельностного подхода на основании единых критериев. Уровень развития нравственной сферы личности определяется как позитивное единство компонентов нравственной сферы и поведения, которые формируются в поведении на основании одобрения со стороны окружающих взрослых.Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.Нравственность - самая хрупкая, легко уязвимая сторона личности. И при ее развитии от взрослых требуется особый такт, деликатность, умение тщательно взвешивать каждое слово. Не случайно лучшим воспитателем считают того, кто владеет собой настолько, что незаметно, ненавязчиво направляет мысли и действия детей по желаемому руслу. Каждый новый день расширяет представления ребенка о мире, о людях, углубляет его нравственные отношения и оценки.Список используемой литературыАбраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и Анти Игрушка. - М.: Яуза, Эксмо; Лепта Книга, 2006. - 640 с.Антонова Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Антонова Евгения Андреевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с.Башманова, Л. П. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития / Л. П. Башманова, Л. В. Косарева, А. В. Матейченко, В. Н. Полтавцева. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 4-6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 56 с. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.Велкова В.Е Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2322Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.Глазунова Н.В. Использование методов куклотерапии в работе с несовершеннолетними осужденными женского пола. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - № 6, 2015. – С. 36-40.Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.Дюльдина Ж.Н. КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. // Восточно-европейский научный журнал. - № 11, 2016. – С. 70-74.Кисова В.В, Чугунова В.В. Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. // Проблемы современного педагогического образования. - №, 2019. – С. 97-101.Кузина А.С. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005014 (дата обращения: 16.11.2021 ).
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: дис.насоиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна.- Курган., 2009.- 352сМорозова Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Морозова Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2009.- 204 с.Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988. - №2. - С.123-129.Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.12-18.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Хайбулина, Н.Г. Куклотерапия как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Г. Хайбулина. – Режим доступа: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=http%3A%2F%2Fpped.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fworks%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F%2520_0.docx&wdOrigin=BROWSELINKЧекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е.В.Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.Чугунова В.В., Кисова В.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19503 (дата обращения: 16.11.2021).Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 205. — 80 с.Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. // Педагогический ИМИДЖ. - № 1, 2019. – С. 5-19.Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа. 2004. - № 12. - С. 54-56.2) Антонова Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Антонова Евгения Андреевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с.
3) Башманова, Л. П. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития / Л. П. Башманова, Л. В. Косарева, А. В. Матейченко, В. Н. Полтавцева. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 4-6.
4) Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 56 с.
5) Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
6) Велкова В.Е Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2322
7) Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.
8) Глазунова Н.В. Использование методов куклотерапии в работе с несовершеннолетними осужденными женского пола. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - № 6, 2015. – С. 36-40.
9) Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
10) Дюльдина Ж.Н. КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. // Восточно-европейский научный журнал. - № 11, 2016. – С. 70-74.
11) Кисова В.В, Чугунова В.В. Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. // Проблемы современного педагогического образования. - №, 2019. – С. 97-101.
12) Кузина А.С. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013005014 (дата обращения: 16.11.2021 ).
13) Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
14) Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: дис.на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна.- Курган., 2009.- 352с
15) Морозова Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Морозова Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2009.- 204 с.
16) Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988. - №2. - С.123-129.
17) Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.12-18.
18) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
19) Хайбулина, Н.Г. Куклотерапия как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Г. Хайбулина. – Режим доступа: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=http%3A%2F%2Fpped.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fworks%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F%2520_0.docx&wdOrigin=BROWSELINK
20) Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е.В.Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.
21) Чугунова В.В., Кисова В.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19503 (дата обращения: 16.11.2021).
22) Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 205. — 80 с.
23) Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. // Педагогический ИМИДЖ. - № 1, 2019. – С. 5-19.
24) Якушева Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство // Начальная школа. 2004. - № 12. - С. 54-56.
Вопрос-ответ:
Каковы теоретические основы проблемы формирования нравственной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Теоретические основы проблемы формирования нравственной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включают анализ понятий нравственность и нравственная сфера, а также компонентов нравственной сферы согласно психолого-педагогическим исследованиям.
Что означают понятия нравственность и нравственная сфера в ракурсе психолого-педагогических исследований?
В ракурсе психолого-педагогических исследований, понятие нравственность относится к системе ценностей, закрепленных в обществе, а нравственная сфера - это область этических и нравственных отношений, формирующихся у ребенка в процессе социализации.
Какие есть компоненты нравственной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Компоненты нравственной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включают эмоциональные и волевые аспекты, а также когнитивные процессы, такие как понимание этических норм, адекватное восприятие поведения других людей и принятие правильных решений.
Какие программы существуют по направлению нравственное воспитание у детей дошкольного возраста?
Существуют различные программы, направленные на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, такие как "Добро во имя добра", "Воспитание нравственных чувств и качеств", "Разумная этика". Эти программы включают в себя различные методики и практики, направленные на формирование нравственности у детей.
Что означает ЗПР и какие варианты ЗПР существуют?
ЗПР означает задержку психического развития. Существуют различные варианты ЗПР, такие как задержка речи, задержка интеллектуального развития, задержка психомоторного развития и другие. Каждый вариант ЗПР имеет свои особенности и требует специального подхода в коррекции и развитии нравственной сферы у детей.
Какая цель ставится перед куклотерапией?
Целью куклотерапии является коррекция нравственной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Что такое нравственность и нравственная сфера?
Нравственность - это система норм и ценностей, определяющих понятие "правильного" и "неправильного" поведения. Нравственная сфера включает в себя компоненты, такие как эмоции, мотивацию, ценностное отношение и др.
Какие программы существуют по направлению нравственного воспитания?
Существует множество программ и методик, направленных на нравственное воспитание детей, такие как "Детский городок", "Мой маленький мир", "Ценностное воспитание" и другие.