математика как феномен культуры
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 05.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Связь математики с другими науками 5
Взаимосвязь математики и культуры 12
Заключение 17
Список литературы 19
Даже если разделять гипотезу о запрограммированности человека во Вселенной, то это не значит признавать автоматический характер выживания и развития человечества. Свой конкретно-исторический выбор субъекты цивилизованного общества делают сами.Окультуривание, таким образом, предполагает (в числе прочего) наличие в обществе системы достаточно развитых субъектных структур, более или менее плодотворно функционирующих и в специфически предметном, и в социально-гуманитарном направлении. Не выстраивая сейчас иерархии подобных структур, перечислим их основные и наиболее распространенные виды в условиях цивилизации: управляющие, законотворческие, хозяйствующие, финансовые, торговые, природоохранительные, правоприменительные, гражданско-инициативные, церковно-религиозные, социально-обеспечительные, образовательные, трудообучающие, информационно-просветительские, научно-исследовательские, медицинские (здравоохранительные), культурные в узком смысле (библиотеки, музеи, архивы, театры, концертные, выставочные залы и т. п.), сервисные, транспортные, спортивные, досугово-развлекательные, пенитенциарные, военно- и гражданско-оборонительные.В последние века социально-субъектное структурирование идет во многих странах и на мировой арене полным ходом. Так, в свое время появились политические партии, органы муниципального управления, фирмы, структуры, составляющие гражданское общество. С конца ХХ в. во многих странах, а также в международном масштабе, функционируют службы уполномоченных по правам человека (омбудсменов). В европейском масштабе действует Страсбургский суд по правам человека, имеется Международный суд в Гааге, на мировой арене создано и функционирует в настоящее время множество организаций как официального характера, т.е. действующих на основе международного права, так и общественно-инициативного характера: политические (ООН и др.), культурные (ЮНЕСКО и др.), социально-обеспечительные (Международная организация труда, Международная федерация социальных работников, «Врачи без границ» и др.), правоохранительные (Интерпол и др.), правозащитные (Международная амнистия и др.), экономические и иные.Создание определенных субъектных структур (скажем, органов местного самоуправления), социально-обеспечительных учреждений (например, детских деревень), введение некоторых новых форм общественной жизнедеятельности (например, продуцирования и соблюдения прав человека) является подлинным открытием, итогом творчества, хотя чаще всего безымянным.Так, с начала ХХ в. в этих странах стала действовать такая юридически-управленческая форма, как административный договор — один из способов удовлетворения публичных интересов (в отличие от гражданско-правового договора как средства регулирования отношений в сфере частного права). Практика развитых стран изобилует примерами заключения административных договоров, которые стали «заметным правовым средством для регулирования и согласования интересов и позиций государственных органов, общественных объединений, граждан» [2, c. 85]. Публичный договор как способ регламентации социальных отношений все чаще выходит и в современной России на арену общественной жизни. Это, например, может быть договор (между муниципальной администрацией и претендентами на пользование) о порядке предоставления услуг таким публичным учреждением, как библиотека, или о порядке использования жителями площадки, отведенной для парковки автомобилей.Важнейший признак окультуренности общества — наличие в нем социальной свободы, т.е. возможности для индивидов нормальным образом удовлетворять свои законные права, не мешая свободе других. Социальная свобода — не атрибут, а завоевание определенных общественных устройств и в качестве такового достигается на путях цивилизованной взаимоподдержки личности и общества. Для оберегания общественного спокойствия субъекты вырабатывают специальные технологии, разрабатывают юридические нормы, нацеленные и на охрану общественного целого, создают особые службы.Итак, проблема роли математики в качестве основы культуры до конца не изучена. Математика, как и философия культуры человечества, является теоретической основой других наук. Математическое знание, как и познание культуры, признается истинным, если оно внутренне не противоречиво.ЗаключениеВ данной работе мы рассматриваем математику как культурное явление в качестве отношения человека в реальном мире, столько способов быть количественным восприятием. В примере математики получается, что человеческое мышление может предложить миллиарды количественного восприятия мира. Какой наш математический парадокс на самом деле является только одним из потенциалов и зависит от этих жизненных реалий, в которых они существуют. Наше внимание спроектировано в ограниченном социально-культурном подходе к математическим знаниям.Математика, как и философия, является всеобщей наукой, она используется во всех областях деятельности, и без нее невозможно развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других направлений. Математическое знание существует как способ теоретического описания действительности. Математика получила свое развитие в Древней Греции, она зародилась благодаря дедуктивному методу. Как правило, математические объекты не существуют в объективной реальности, они непосредственно существуют только в сознании человека и возникают в результате идеализации и абстрагирования. Математика представляет точные доказательства, которые позволяют в условиях неоднозначности философских определений свободно мыслить. В теории диалектического материализма математика, как и любая наука, является отражением действительности [3, с. 399]. Интерес к философии и методологии математики не исчезает по настоящее время. Предназначение культуры характеризуется поиском фундаментальных основ бытия, и, соответственно, возникает вопрос о философии математики. Философия математики изучает способы познания и отражения действительности, ценность и основу математики в целом. Математика — точная наука, которая характеризуется абстрактностью её объектов.Философией раскрывается решающая роль целенаправленного формирования социальных субъектов, способных придать своей деятельности культурогенный характер, в обеспечении преобладания культуры над деструктивными общественными процессами в условиях цивилизации. На основании учета большой меры искусственности и творимости общества можно утверждать, что общество есть «объективность, возникающая под воздействием субъективного момента как ведущего». Влияние на жизнь людей объективных условий опосредуется преднамеренной деятельностью субъектов и искусственным созданием ими определенных факторов бытия людей («второй природы» и др.), что свидетельствует в пользу принятия основами человеческого существования объективно-субъективного характера математики как феномена культуры.Список литературыЯшин Б.Л. Математика как феномен культуры: некоторые аспекты.В сборнике: Философия в современном мире. Сборник научных докладов международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию семинара «Проблема обоснования знания» и 70-летнему юбилею профессора Кудряшева Александра Федоровича. 2017. С. 62-65.Шейнерман Э. Путеводитель для влюблённых в математику. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 282 с.Галаев С.В. Математика как универсальный язык культуры //NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 399-407.Орлин Б. Время переменных: Математический анализ в безумном мире. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 372 с.Стюарт И. Величайшие математические задачи. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 586 с.Паулос Д.А. Математическое невежество и его последствия. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2021. – 208 с.Валиахметова Л.И. Философия математики // Российская наука: актуальные исследования и разработки. 2018. С. 93-96.Мазуров В.Д. Философия математики // Вестник УиЭУиП. 2016. № 1. С. 56-67.
2. Шейнерман Э. Путеводитель для влюблённых в математику. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 282 с.
3. Галаев С.В. Математика как универсальный язык культуры // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 6. № 58. С. 399-407.
4. Орлин Б. Время переменных: Математический анализ в безумном мире. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 372 с.
5. Стюарт И. Величайшие математические задачи. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 586 с.
6. Паулос Д.А. Математическое невежество и его последствия. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2021. – 208 с.
7. Валиахметова Л.И. Философия математики // Российская наука: актуальные исследования и разработки. 2018. С. 93-96.
8. Мазуров В.Д. Философия математики // Вестник УиЭУиП. 2016. № 1. С. 56-67.