Основные идеи и представители философии эпохи Просвещения

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 11 11 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 21.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Социально-политические учения 4
2.Гносеологические проблемы 9
Заключение 11
Список литературы 12

Фрагмент для ознакомления

А именно, это теория разделения властей, без которой сегодня сложно себе представить правовое демократическое государство. Принцип разделения властей прочно вошел в практику современности. 2.Гносеологические проблемыОсобое место в философии Просвещения занимали проблемы гносеологии.Показательным примером выступает деятельность Д. Юма. Юм предлагает разделять «все восприятия ума на два класса, или вида, различающихся по степени силы и живости. Менее сильные и живые обычно называются мыслями или идеями… под термином впечатления я подразумеваю все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим. Впечатления отличны от идей, т.е. от менее живых восприятий, сознаваемых нами, когда мы мыслим о каком-нибудь из вышеупомянутых ощущений или душевных движений». Иными словами, Юм говорит о различении собственно ментальных объектов и размышлений об этих объектах, а также о различении деятельности и созерцания. Здесь возможно привести следующий пример: тот человек, который побывал в чужой стране, видел вживую красивые места, архитектурные шедевры, конечно же, испытывает иные ощущения и впечатления, чем тот, который просто сидит и слушает об этой стране и её красотах. Также Юм рассматривает вопрос степени свободы человеческой мысли. В частности, он высказывает мысль о том, что мысль далеко не безгранично свободна, так как «вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом».Итак, согласно философским заметкам Беркли, к написанию «Трактата о принципах человеческого знания» философ подошел в состоянии убежденности в том, что его собственный Принцип «esse есть percepi» верен, кроме того, он стоял на позиции отрицания существования материальной субстанции. Свой «Трактат о принципах человеческого знания» Беркли начинает с того, что классифицирует объекты познания.В частности, он отмечает, что для обозревающего объекты человеческого познания, является очевидным, что они являются либо идеями, действительно воспринимаемыми чувствами, или воспринимаемыми посредством обращения к страстям и действиям ума, или, наконец, идеями, сформированными через участие памяти и воображения, воображение соединяет, разделяет или просто репрезентирует те идеи, которые были уже восприняты посредством вышеперечисленных путей.Согласно мысли Беркли, «рядом с этим бесконечным разнообразием идей или предметов знания» наблюдается существование познающего их ума. Объекты человеческого знания в концепции Беркли - это идеи.ЗаключениеТаким образом, основой для философии Просвещения стала идея относительно общественного переустройства. Просветители считали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что через просвещение и совершенствование социально-политического строя возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Другая значимая проблема для просветителей – проблема познания. Философы Просвещения отвергали метафизику, полагая, что мир устроен и познаваем по рационалистическому пути. В качестве примера мы рассмотрели концепцию Беркли. Гносеологическая концепция Д. Беркли базируется на так называемом великом Принципе, а именно, это принцип о том, что "существовать значит быть воспринимаемым". Таким образом, как полагал Беркли, вещи являются сущностями разума, им свойственно существовать только в сознании. Например, мы не можем воспринять какое-то запах, если ранее его не знали и не ощущали.Список литературыГоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат.и англ. Т. 2. М., Мысль, 1991.Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо/А.Т. Дворцов - М.: «Наука», 2000. Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ.истории РАН, 1995. 227 с.Милованов К.Ю. У истоков царства разума: философские идеи Ж. Руссо.//Проблемы современного образования. - 2017. - С. 23-26.Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // http://textarchive.ru/c-2036704.htmlРуссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969. – 704 с. Юм Д. Исследование о человеческом разумении.// http://lib.ru/INOOLD/UM/razumenie.txt

Список литературы

1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.; сост., ред. и авт. примеч. В. В. Соколов; пер. с лат. и англ. Т. 2. М., Мысль, 1991.
2. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо/А.Т. Дворцов - М.: «Наука», 2000.
3. Либерализм Запада. XVII–XX вв. Сб. статей / В.В. Согрин, А.И. Патрушев, Е.С. Токарева, Т.М. Фадеева. М.: Изд-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 1995. 227 с.
4. Милованов К.Ю. У истоков царства разума: философские идеи Ж. Руссо.//Проблемы современного образования. - 2017. - С. 23-26.
5. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах // http://textarchive.ru/c-2036704.html
6. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969. – 704 с.
7. Юм Д. Исследование о человеческом разумении.// http://lib.ru/INOOLD/UM/razumenie.txt

Вопрос-ответ:

Какие идеи основывались в философии эпохи Просвещения?

В философии эпохи Просвещения основными идеями были рационализм, вера в прогресс и разум, осуждение тоталитаризма и веры в науку и образование.

Кто был основоположником философии Просвещения?

Основоположниками философии Просвещения считаются Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Юм и другие мыслители того времени.

Какое значение имел принцип разделения властей в философии Просвещения?

Принцип разделения властей был одним из основных принципов философии Просвещения. Он заключается в том, что власть должна быть разделена между исполнительной, законодательной и судебной ветвями государственной власти. Это принцип обеспечивает контроль и сбалансированность в системе управления и защищает от возможного тоталитаризма.

Какие гносеологические проблемы рассматривались в философии Просвещения?

В философии Просвещения гносеологические проблемы также занимали важное место. Например, Дэвид Юм выступал с теорией эмпиризма, согласно которой все знание происходит из опыта и восприятия. Это противопоставлялось рационализму, который считал, что знание может быть получено путем мышления и рассуждения.

Какую роль играли наука и образование в философии Просвещения?

Наука и образование занимали центральное место в философии Просвещения. Они считались инструментами прогресса и разума. Философы Просвещения верили, что через науку и образование люди могут достичь свободы, благополучия и улучшения общества. Они также подчеркивали важность критического мышления и развития логического мышления через образование.

Кто занимался разработкой теории разделения властей в эпоху Просвещения?

Одним из основных представителей философии эпохи Просвещения, который занимался разработкой теории разделения властей, был Шарль Луи де Секондат, барон Монтескье. Он разделял государственную власть на исполнительную, законодательную и судебную, и считал, что эти ветви должны быть независимыми друг от друга. Важность разделения властей подчеркивал и другой представитель Просвещения, философ и писатель Вольтер.

Какова роль теории разделения властей в современном правовом демократическом государстве?

Теория разделения властей играет важную роль в современном правовом демократическом государстве. Она предполагает разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, и обеспечивает баланс и контроль между этими ветвями власти. Такое разделение помогает предотвратить злоупотребления, коррупцию и укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Без теории разделения властей сегодня сложно представить себе правовое демократическое государство.

Какие гносеологические проблемы решались в философии Просвещения?

В философии Просвещения особое место занимали гносеологические проблемы, связанные с вопросами познания и источников знания. Примером разработки таких проблем является деятельность Давида Юма. Он выступал с критикой рационалистического понимания познания и считал, что все знание основано на опыте и эмпирических наблюдениях. Юм подвергал сомнению возможность достижения истинного знания через априорные принципы и рациональное мышление.

Какие основные идеи и представители философии эпохи Просвещения?

Философия эпохи Просвещения выдвигала идеи развития науки, разума, образования и свободы. Основными представителями философии Просвещения были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и Кант.