Состояние звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 60 60 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 26.01.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Понятие звукослоговой структуры слова 9
1.2. Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим нарушением речи 23
1.4. Состояние звукослоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи 28
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 35
2.1. Организация и методика исследования 35
2.2. Характеристика детей экспериментальной группы 38
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 40
Выводы по второй главе 57
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 59
3.1. Цели, задачи, принципы логопедической работы 59
3.2. Направления логопедической работы 65
Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Фрагмент для ознакомления

М.А. Поваляева предает большое внимание развитию статико-динамических ощущений и предлагает ряд упражнений для развития мимических мышц, упражнений для щек губ, нижней челюсти. М.Е. Хватцев уделяет внимание работе по формированию контроля за положением рта и органами артикуляции, не первоначальных этапах – зрительный контроль (с помощью зеркала), позже контроль на основе кинестетических представлений.Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова предлагают методику статической и динамической организации артикуляционных движений. Таким образом, обзор методик по исправлению звукослогового состава слова у детей с нарушениями речи позволил расширить представления по данной проблеме и определить основные направления коррекционной работы, которые будет описаны ниже.3.2. Направления логопедической работыИзучив методики разных авторов, а также результаты констатирующего эксперимента по теме исследования, были определены основные направления коррекционной работы, которые опираются на методические разработки З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкиной.Первое направление коррекционной работы предполагает: развитие артикуляционной моторики,отработку произносительных навыков.Целью развития артикуляционной моторикиявляется устранение нарушений, препятствующих правильному произношению.Задачи:1) нормализация моторики артикуляционного аппарата,2) формирование дыхания и коррекция голоса.Методом коррекционного воздействия при нормализации моторики артикуляционного аппарата служит артикуляционная гимнастика, в состав которой входит серия артикуляционных упражнений.При использовании данного метода решаются следующие коррекционные задачи:– нормализация мышечного тонуса,– формирование объема и точности выполнения артикуляционных движений, устранение саливации,– формирование объема моторных действий,– координирование статических и динамических движений,– формирование и развитие дифференциации движений,– формирование и развитие пространственной организации двигательного акта,– формирование и развитие переключаемости движений.Функциональная насыщенность артикуляционных упражнений постепенно усложняется, способы реализации меняются и переходят от пассивного к активному выполнению (О.В. Правдина, Г.В. Чиркина):пассивнаягимнастика предполагает выполнение по показу и словесной инструкции, присутствует зрительный и слуховой контроль,пассивно-активная гимнастика – частичный показ со словесной инструкцией,активная гимнастика предполагает только словеснуюинструкцию, исключая зрительный образец выполнения, опора на собственные ощущения (кинестетику).Целью отработки произносительных умений и навыков является формирование основных артикуляционных укладов, необходимых для постановки звуков.На данном этапе работы решаются следующие задачи:1) отработка артикуляционных укладов,2) постановка звуков.Отработка основных артикуляционных укладов проводится на основе комплексов артикуляционных упражнений для каждой группы звуков, с помощью которых отрабатываются серии последовательных движений с опорой на кинестетический, зрительный, слуховой анализатор.В процессе постановки звуков используются двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический методы, посредством реализации которых происходит образование межанализаторных связей между артикуляционным движением и ощущением работы мышц, между слуховым восприятием звука, зрительным образом артикуляционного укладаи двигательным ощущением при воспроизведенииданного звука.Постановка звуков осуществляется по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.Использование биоэнергопластики при работе по развитию речедвигательного анализатора является эффективным методом коррекции. Биоэнергопластика представляет собой сочетание артикуляционных упражнений с мелкими движениями пальцев рук, которые схематично показывают положение языка, губ, нижней челюсти (Р.Г. Бушлякова). Цель использования приемов энергопластики, как элемента логопедической работы, заключается в повышении результативности развития артикуляционного уклада вызываемого звука и его постановки.Среди задач биоэнергопластики выделяют: 1. совершенствование постановки звука,2. сочетание развития артикуляционной и мелкой моторики,3. развитие координации движений.Коррекционная работа с использованием метода биоэнергопластики проводится в форме индивидуального занятия и состоит из трех этапов: первый этап предполагает изучение строения и подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики, второй этап – основной и включает четыре части:1) артикуляционная гимнастика выполняется ребенком совместно с учителем-логопедом при одновременной имитации положения языка с помощью ведущей руки в красной варежке,2) далее при выполнении артикуляционной гимнастики ребенок подключает другую руку, 3) третья часть логопедической работы с элементами биоэнергопластики предполагает одновременное выполнение артикуляционной гимнастики с участием обеих рук,4)четвертая часть работы предполагает самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики с использованием обеих рук;заключительный третий этап направлен на автоматизацию полученных навыков.Второе направление коррекционной работы – совершенствование звукослогового состава слова Цель данного направления – коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.Задачи:1) правильное произнесение звуковой структуры слогов разной сложности,2) правильное воспроизведение слов разной слоговой наполняемости,3) правильное воспроизведение предложений.Работа по исправлению нарушений звукослоговой структуры слова сочетается с процессом автоматизация поставленных звуков. На данном этапе работы для решения поставленных задач используется следующий речевой материал:а) слоги прямые одинаковые слоги (ба-ба-ба),слоги с меняющимися согласными, гласными (ма-на, та-то),обратные слоги (мам-мам, ам-ам),прямые и обратные слоги со стечением согласных (шка, ост),б) слова 8-ми типов слоговой структуры и предложения с нимииз двух открытых слогов (Мила дома),из трех открытых слогов (Мама купала Марину),из одного закрытого слога (Мой мак. Нет дынь.),из двух слогов, один из которых один закрытый (Вадик топит камин),из двух слогов со стечение в середине слова (Ольга больна),из двух закрытых слогов (Максим отнес бублик),из трех слогов с одним закрытым (Человек засолил кабачок).При работе по развитию звукослогового состава слова эффективно использовать метод логоритмических упражнений, который решают несколько задач:1 – автоматизация поставленных звуков, 2 – развитие темпо-ритмической стороны речи,3 – закрепление навыков слогового воспроизведения,4 – развитие акустического восприятия. Комплекс логоритмических упражнений включает несколько направлений:а) двигательные упражнения, сопровождающиеся произнесением звуков и звукосочетаний, что способствует развитию общей и артикуляционной моторики,б) двигательные упражнения, сопровождающиеся воспроизведением слогов из отработанных звуков,в) двигательные упражнения, сопровождающиеся произнесением слов,г) двигательные упражнения, сопровождающиеся произнесением коротких предложений,д) двигательные упражнения, сопровождающиеся повтором небольших текстов и коротких стихотворений. К средствам логоритмических упражнений относится:ходьба,маршировка,дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения,наклоны туловищем, головой вперед, в стороны, повороты тела, головы вправо, влево, вперед, назад; движения рук вверх, в стороны, вперед, поднимание плеч, опускание плеч, круговые вращения кистями рук; движения ногами, сгибание, разгибание ног в коленях,прыжки на месте, в стороны, в перед, назад,упражнения с музыкальным сопровождением и без него.Примеры логоритмических упражнений содержатся в Приложении 2.Третье направление коррекционной работы – развитие фонематических процессов.Работа по развитию фонематического восприятия включает в себя шесть этапов и направлена на узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса, различение слов, близких по звуковому составу, дифференциацию слогов, звуков, развитие навыков звуковослогового анализа.Этапы развития фонематического восприятия:1 этап развитие неречевого слуха (на материале неречевых звуков)Дидактические упражнения включают задания:узнавание звучащих инструментов,узнавание звучащих предметов,узнавание действий предметов по звуку.2 этап – различение голосовых характеристик (высоты, силы, тембра) различение произношения одинаковых звуков,различение слов, сходных по звуковому составу,различение фраз.3 этап – развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, сходныхпо звуковому составу слов, фраз, звукокомплексов, 4 этап – дифференциация слогов; 5 этап – дифференциация звуков. Таким образом, коррекция нарушений фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала. Одновременно на всех этапах развития ведется работа по совершенствованию звукопроизносительных способностей.В коррекционной работе необходимо акцентировать внимание на принципе дифференцированного подхода, который заключается в учете структуры речевого дефекта, что обуславливает наличие общих и отличных направлений работы при разных речевых нарушениях (дизартрии, дислалии). Так при дизартрии в коррекционную работу по развитию звукопроизносительной стороны включают массаж,развитие моторики, другими словами, организация речевых движений осуществляется посредствомдеятельности речедвигательного анализатора в сочетании с развитием общей и мелкой моторики.Выводы по третьей главеРеализациякоррекционных мероприятий по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи опирается на общедидактические и специальные принципы. Среди общедидактических принципов следует выделить принцип систематичности и последовательности подачи учебного материала, принцип наглядного подкрепления, принцип доступности, деятельностного подхода,учета ведущей деятельности дошкольников, а также принцип учета возрастных особенностей детей. Организация коррекционной работы с учетом следующих специальныхпринципов обучения:онтогенетический принцип, принцип системности коррекционного процесса, поэтапного формирования звукослоговой структуры,принцип развивающего обучения,а также дифференцированного подхода. Анализ содержания практических методик по устранению дефектов звукослоговой структуры слова ряда исследователей (А.К. Марковой, З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, С.Е. Большаковой, М.А. Ермаковой, О.И. Крупенчук, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко,Н.С. Четверушкиной) позволил определить основные направления коррекционной работы.Первое направление коррекционной работы предполагает развитие артикуляционной моторики и отработку произносительных навыков. Целью данного направленияявляется устранение нарушений, препятствующих правильному произношению, посредством выполнения артикуляционных упражнений, а также с использованием метода биоэнергопластики.Второе направление коррекционной работы направлено на совершенствование звукослогового состава слова. Цель данного направления – коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Коррекционная работа включает правильное произнесение звуковой структуры слогов разной сложности, слов разной слоговой наполняемости, правильное воспроизведение предложений.При работе по развитию звукослогового состава слова эффективно использовать метод логоритмических упражнений, с помощью которого решается ряд задач: автоматизация поставленных звуков, развитие темпо-ритмической стороны речи, закрепление навыков слогового воспроизведения, развитие акустического восприятия. Третье направление коррекционной работы – развитие фонематических процессов, включает работу по узнаванию неречевых звуков, по дифференциации звуков,слогов, слов, близких по звуковому составу, развитию навыков звуковослогового анализа.Таким образом, специально организованная коррекционная работа, направленная на исправление неточностей звукопроизносительной стороны речи, фонематического восприятия и дифференциации способствуют правильному воспроизведению звукослоговой структуры слова у детей с ФФНР. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретической литературы по теме исследования позволил рассмотреть основные понятия. Звукослоговая структура характеризует слово по количеству, последовательности и виду звуков и слогов, входящих в состав данного слова.В психологии и психофизиологии речи минимальной произносительной единицей называется слог, а образование слога происходит за счет соединения звуков (компонентов слога) разной звучности. Становление и развитие звукослоговой структуры слова проходит ряд последовательных возрастных этапов и обуславливается развитием речедвигательного и речеслухового анализаторов, а также моторного, познавательного и психического развития. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение формирования произносительной стороны речи детей с разными видами речевых расстройств в результате недоразвития восприятия и произношения.Фонетико-фонематическое нарушение речи может проявляться у детей с акустико-фонематической или артикуляторно-фонематической дислалией, дизартрией, ринолалией. Как отмечают исследователи особенности формирования звукопроизносительной стороны и фонематических процессов у детей с ФФНР влияют на состояние звукослоговой структуры слова.В результате изучения научной литературы была подобрана методика констатирующего исследования, направленная на исследование состояния звукослоговой структуры слова. Методика включает серию заданий и предполагает изучение кинестетической и кинетической организации артикуляционных движений, моторной реализации слогов, слов, предложений во внешней речи, изучение сенсорно-перцептивного уровня восприятия.Анализ результатов констатирующего эксперимента определил уровень развития исследуемых компонентов у детей с ФФНР:состояние артикуляционной моторики находится на уровне выше среднего и среднем,сформированность фонематических процессов – на среднем уровне развития, моторная реализация речи сформирована на уровне выше среднего. Кроме того, были определены нарушения звукослоговой структуры слова, которые выражаются в пропусках слогов и звуков, перестановках звуков, добавлениях слогов, уподоблениях, искажениях звукового состава слогов. Однако, выявленные ошибки немногочисленны и обусловлены нарушениями произношения и фонематического восприятия. Выбор коррекционных мероприятий основывается на методиках З.Е. Агранович и А.К. Марковой и включает работу по формированию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукослоговой структуры.Коррекционная работа осуществлялась по следующим направлениям:первое направление – развитие артикуляционной моторики, отработку произносительных навыков;второе направление– совершенствование звукослогового состава слова;третье направление – развитие фонематических процессов.При организации работы использовались традиционные и нетрадиционные методы и приемы работы (напр., биоэнергопластика, логопедическая ритмика).Таким образом, проведенное теоретическое и практическое исследование позволило расширить и систематизировать знания о речевом нарушении – фонетико-фонематическое нарушение речи, об особенностях и методах формирования звукослоговой структуры слов у детей с данным видом речевого нарушения.Кроме того, разработанные направления коррекционных мероприятий способствуют не только устранению выявленных неточностей звукослоговой структуры слова, а также развитию фонетических и фонематических процессов у детей с ФФНР.Поставленные цели и задачи исследования реализованы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. Монография. – Издательство московского университета, 1956. – 240 с.Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. – Вопросы языкознания, 1954, кн. 6, С. 8-15.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. ‒ СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС, 2001. – 218 с. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-методич. пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 230 с.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1977. – 169 с.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 238 с. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2009. – 144 с. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1987. – 123 с. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. Выготский Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 343 с. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 156 с. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 265 с. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников //Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 68 с. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 98 с. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов. – М.: УНПУ «Энергомаш», 1994. – 320 с. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. – 95 с. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Мин-во Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2013. – 96 с. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 153 с. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 546 с. Левина P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. Леонтьев A.A. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 232 с. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1963. – 34 с. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. – 1973, № 6. – с. 13-17. Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1. Методическое пособие для работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией / Т.Н. Новикова-Иванцова. – М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708, 2015. Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Изд. Московского университета, 1985. – 235 с. Панфилов Е.Д. Правила слогоделения и корпус слогов // Проблемы комплексного анализа языка и речи. – Л., 1982. – 79 с. Попов М.Б. Фонетика современного русского языка: Учебник / Учебно-методический комплекс по курсу «Фонетика современного русского языка». – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. – 303 с. РауФ.Ф.Приемыисправлениянедостатковфонем.Хрестоматияпо логопедии/Подред.Л.С.Волковой,В.И.Селиверстова – М.:Владос, 1997. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / Под ред. В.И. Бельтюкова. – М., Педагогика, 1973. – 99 с. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно-литературных статей. – Киев, 1899. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. – М., 1982. – 98 с. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией: учеб.-метод. пособие. – СПБ.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. – 144 с. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М.: МГОПУ, 2000. – 68 с. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 24 с. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М.: ИКП РАО, 1992. – 87 с. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. – М.; Л., 1948. – 65 с. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. – № 4. – с. 10–14. Якобсон P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии // Принципы типологического анализа языков различного строя. – М., 1972. – 112 с. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. [Электронный ресурс] / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ ПРОДУЦИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ (Р.И. Лалаева)1. Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речиИмитация слогов по таблицам Н.Б.ПокровскогоМатериалом исследования служат слоговые таблицы Процедура и инструкция. «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй». Далее экпериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги. Ребенок повторяет их.При обработке материалов исследования не учитываются замены звуков, обусловленные соответствующими заменами в устной речи. Критерием оценки является количество правильно воспроизведенных слогов.Имитация серий слогов с фонетически близкими звуками.Серии из двух слоговМана нама саша шасаБапа паба зажа жазаГака кага цаса сацаДата тада чатя тячаЗаса саза щача чащаЖаша шажа шаща щашаСерии слогов (по Н.Б.Покровскому)Няк пуль бущь мят свум сось пиц чтал дюр хачМюф зощ плись рыц дум нысь лут сич вость дысФсен ряй бер чать выс гум прюх шеть втоть ёфьЁк стял тыпь геф бац трит шись деп здес торьВох жох эфт трух фек лефь вик щёх кась зехЛир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кромДуч свар порь нар зунь сул пяф золь сель хилЧтел лась хуф песть вый касть рёть ряс фыл уртЖась кеш пыц гуть меш бяс тущь дес сых ясЛень маф зюс чёф буф шеп длаф тёр непь шольРон няш цый репь шох гипь сёй фсоф аст лерФсес чумь щал крыс вяф фай рир самь руфь дасЮц пел тряпь тёщ мыл зах ность дёч тац притЛоч дыст пуч хас нип штись тум бяй ныф мямКуй зич жик гом прас боть шарь нунь длин вафьЗуфь стыч жен ер нярь знун гань оск сым лоцБюн холь дяф нень штоть люпь проц шич нящ щетьЦуч кик моть дреть рюх чесь мифь трар зяк нотьПлык фуч чтэт вак лен тух вур зас хет здапСёф кать дор пон тяч сусь бан вёнь тисть рулРек нищ зном рыс гек тань вуф треп мёх пасьЗырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сях роцФок шусь хул штай изм дват трюль нуц рель шийДам пюм кац бёк синь шурь луф фиш сузнь преньСтар бань вюр нах бем сах десь жус цой лорьСерии из трех слоговМанама намана сашаса сашасаБапаба пабапа зажаза жазажаГакага кагака цасаца сацасаДатада тадата чатяча тячатяРалара ларала щачаща чащачаЖашажа шажаша щасяща сящасяЗасаза сазаса шащаша щашащаСлуховая дифференциация звуков на материале слов-квазиомонимов.Материал исследования: картинки и слова-квазиомонимы.Дифференциация твердых и мягких звуков: зовет-завод, мишки-мышка, мыло-Мила, ел-ель, угол-уголь, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, ложка-Лешка.Дифференциация звонких и глухих звуков:сова-софа, Феня-Веня, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почки-бочки, пашня-башня, запор-забор, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, сахар-Захар, шар-жар, Луша-лужа, уши-ужи.Дифференциация плавных сонорных звуков: марка-майка, рама-яма, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, рак-лак, гроза-глаза, руковица-луковица, Марина-малина, жарит-жалит.Дифференциация шипящих и свистящих звуков:мишка-миска, усы-уши, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, носы-ножи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, платит-плачет, телка-челка, катается-качается, Светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, ночь-нож.Процедура и инструкция. Экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, дает ему следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Затем перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: «Где крыша? Где крыса? Где крыша?» И т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, чтобы избежать случайного выполнения задания.Оценка выполнения заданий:Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех заданий.Уровень выше среднего (3 балла) - ошибки в выполнении не более 5 заданий.Средний уровень (2 балла) – ошибки в выполнении 6-10 заданий.Уровень ниже среднего (1 балл) – ошибки в выполнении 11-15 заданий.Низкий уровень (0 баллов) – ошибки в выполнении свыше 15 заданий.Определение правильности слова.Материалом исследования служат знакомые слова и псевдослова, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами:Нолоток СопакаЗомШирМожницыАприкосЗамолетШанкиЛумаБолЛизаШумкаКувшимБакетКозмонавтСубаКолубьБоросенокКозынкаСапкаКрачЛамбаСаяцКоскаПокодаТыняРосаЛандысГаскаТверьШолудьЖимаОгноТорогаШабаЖаяцСумгаКаранташЛышиЗолудьСтаганДабуреткаЛушокЗивотПанкаЭдажЖубаКрызовникПинтПардаЖапкаЦанкиПукетЗорокаКажаЦомБтицаЧигрКожкаЛецЩашкаЧеньТяйникКолецоЩасыЧеленокТисыСапляЩетыреКровачьГратьСыркМящЧукаОбрутьПуговисаластощктощкааЧеткаЛастотькаКольсоКистощкаЯчикСветькаЩапкаобрущШукаЩубаШоткаКощкаЯшикЛандыщПлашВ процессе исследования называются также 20 правильных слов, сходных с асемантичными звукосочетаниями. Псевдослова и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое псевдослово отличается лишь одним звуком. Заменяются следующие пары фонетически близких звуков: М-Н, Б-П, Д-Т, Г-К, С-З, Ш-Ж, С-Ш, С-Ц, Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ш-Щ.Процедура и инструкция. «Сейчас я буду называть слова правильно и неправильно. А ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (Правильно.) А если я скажу «стом» - это будет правильно? (Неправильно).». Далее экспериментатор называет правильное или неправильное слово и задает вопрос «Правильно я сказала?». Если ребенок определяет асемантичное слово как неправильное слово, ему задается вопрос: «А как сказать правильно?»Критерий оценки количество правильно выполненных заданий на асемантичные звукосочетания.2. Исследование артикуляторной моторикиИсследование кинестетической основы артикуляторных движений.Для выявления кинестетической основы предлагается выполнить артикуляторные движения после пассивного перемещения органов артикуляции, определить положение языка, губ в процессе произношения звуков речи (при исключении зрительного восприятия артикуляции).Упражнения, процедура и инструкции:1.        пассивное растягивание губ с помощью экспериментатора. Затем дается следующая инструкция: «Сделай так же»;2.        пассивное растягивание губ по показу экспериментатора. Дается инструкция: «Сделай так же»;3.        экспериментатор касается верхней губы ребенка и дает задание: «Положи сюда кончик языка»;4.        то же на нижнюю губу;5.        определение положения кончика языка при произнесении звука Н. Дается следующая инструкция:«Произнеси звук Н и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами»;6.        определение положения кончика языка при произнесении звука С. Дается следующая инструкция: «Произнеси звук С и скажи, где находится кончик языка, за верхними или за нижними зубами?»;7.        определение положения губ при произнесении звука И. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук И и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;8.        определение положения губ при произнесении звука У. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук У и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;9.        определение смычки губ при произнесении звука М. Экспериментатор просит произнести звуки М, А и сказать, при произношении какого звука губы сомкнуты.10.    определение смычки кончика языка при произнесении звука Д. Экспериментатор просит произнести звуки Д, А и сказать, при произношении какого звука кончик языка смыкается с альвеолами верхних резцов.Исследование кинетической основы артикуляторных движений.а) Выполнение отдельных артикуляторных движений с использованием зрительного восприятия:1.        растянуть губы в улыбке,2.        вытянуть губы вперед трубочкой,3.        высунуть широкий язык,4.        высунуть узкий язык,5.        сделать «лодочку»,6.        сделать «чашечку»,7.        поднять язык на верхнюю губу,8.        опустить язык на нижние зубы,9.        поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение «маятник»,10.    упражнение «балалайка».В начале исследования экспериментатор говорит: «Я буду тебе показывать различные упражнения для языка и губ. А ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом».б) Последовательное выполнение серий движений: губы в улыбке – трубочкой, язык широкий – узкий, язык на верхнюю – на нижнюю губу, растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта.Инструкции те же.в) выполнение артикуляторных движений: улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу, улыбнуться и высунуть язык, вытянуть губы трубочкой и Одновременное одновременно высунуть язык.Инструкции те же.Критериями оценок служат следующие параметры артикуляторных движений: тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), объем движений (достаточный, ограниченный), точность (точное выполнение, неточное выполнение), длительность удерживания положения (достаточная, неумение длительно удерживать положение артикуляторных органов), темп движений (быстрый, нормальный, медленный), переключаемость движений (нормальная, трудности переключения от одного движения к другому), наличие сопутствующих движений, характер нарушения движений.Выполнение заданий оценивается следующим образом:Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение упражнений по всем параметрам.Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение упражнений с помощью экспериментатора.Средний уровень (2 балла) – незначительное нарушение отдельных параметров движений.Уровень ниже среднего (1 балл) – значительное нарушение многих параметров движенийНизкий уровень (0 баллов) – неумение выполнить движение.3. Исследование моторной реализации во внешней речиИсследование состояния звукопроизношения.Данное исследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами.Исследование звукослоговой структуры слова.Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А..С.Штерн).§   Слова различной звукослоговой структурыОдносложные словаСад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост.Двусложные словаСани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус, сумка, доска, масло, аист, поднос, галстук, танкист.Трехсложные словаСапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт.Четырехсложные словаКукуруза, пуговица, поросенок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница.Пятисложные словаМилиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики.Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребенка повторить слово.§   Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С.Штерн.Таблица А4гриб кенгуру национальный доставитьвниз долгий настоящий смочьэнергия снимок выходить эффективностьштаб три думать датьпутаница предупредить собственный тарелкапонимать советский морж свойбольшой совет занавес условияповерхность часы твой двадцатьупор кивать мотоцикл ножницыобезьяна средний платок семнадцатьбудущий чай летчик мышьначинаться одиннадцать держать дутьсмета пятьТаблица А9семьдесят пить магнит валенкишесть простой лен челноктрансформатор технический барабан бегатьсправиться говорить трактор стулвидеть ход четыре маленькийработа экзальтация организованный использоватьбыть ждать пять расстояниесмешной щетка автомобиль водадевочка один старый нормаоказаться показать плут заметныйгруз вслух гречиха смехконъюнктура норма иметь басПроцедура и инструкция. «Я сейчас буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и повторяй их».Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении (с использованием слов таблиц А.С.Штерн).Старый автомобиль оказался большим.Большой трактор использовали в поле.С маленького ручейка начинается большая река.Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.На поверхности стула были заметны следы.Летчик предупредил пассажиров о взлете.Нам показали сломанный трансформатор.Старенькие валенки лежали на крылечке.Барабанщик бьет в барабан.В тарелку насыпали гречиху.Смешной клоун выходит на арену цирка.Брату подарили настоящие часы.Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их».Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов.Приложение 2Примеры логоритмических упражнений1. ПрогулкаЦель: развитие динамической организации общей (маршировка, бег), мелкой (хлопки), артикуляционной моторики (артикуляция гласных)Содержание:Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)По дорожке мы пошли (маршировка).Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)Вправо-влево посмотри (повороты).Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)Ты на небо посмотри (подъем головы вверх).Раз-два-три, раз-два-три (хлопки)Бегом домой беги (имитация бега).2.  ТуманЦель: развитие динамической организации общей (приседание, бег), мелкой (ладонь-кулак), артикуляционной моторики (артикуляция гласных, автоматизация звука [ш])Содержание:Висит туман клоками (присесть на корточки)                        в саду и во дворе, (удары ребром ладони и кулаками по полу)Поймать туман рукамирешил я на заре, (сжимание и разжимание кулаков)Возьму его в ладошки и медленно сожму (сжимать кулачки)А он как как наша кошка Он взял... и убежал. (бег на месте)3. Лягушата Цель: массаж тела, расслабление мышц телаСодержаниеЛягушата встали, ручки вверх подняли.Ножками затопали: топ-топ, Ручками захлопали: хлоп-хлоп.Постучим ладошкой по ручкам немножко,А потом по грудке постучим ладошкой.Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, по бокам хлоп-хлоп.Хлопают ладошки вот уже по ножкам.Погладили ладошки, ручки и ножки.4. Хобот слоненкаЦель: развитие артикуляционной моторики Подражаю я слону губки хоботком тяну … у-у-у.А теперь, как лягушата, растяну улыбку … и-и-и.Буду долго так держать, свои губы укреплять.5. ПастушокЦель: развитие артикуляционной моторикиЯ на дудочке играю: «Ду-ду-ду!»Всех коровок соберу: «Ду-ду-ду!»Вы идите все за мной: «Ду-ду-ду!»Скоро все придём домой: «Ду-ду-ду!»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. Монография. – Издательство московского университета, 1956. – 240 с.
2. Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. – Вопросы языкознания, 1954, кн. 6, С. 8-15.
3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
4. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. ‒ СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС, 2001. – 218 с.
5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-методич. пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». – 230 с.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1977. – 169 с.
7. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
8. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.
9. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 238 с.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2009. – 144 с.
11. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1987. – 123 с.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
13. Выготский Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 343 с.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 156 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
16. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 265 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников //Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 68 с.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 98 с.
19. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов. – М.: УНПУ «Энергомаш», 1994. – 320 с.
20. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
21. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
22. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Мин-во Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
23. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2013. – 96 с.
24. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 153 с.
25. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 546 с.
26. Левина P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005.
27. Леонтьев A.A. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 232 с.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
30. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.
31. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
32. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1963. – 34 с.
33. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. – 1973, № 6. – с. 13-17.
34. Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1. Методическое пособие для работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией / Т.Н. Новикова-Иванцова. – М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708, 2015.
35. Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Изд. Московского университета, 1985. – 235 с.
36. Панфилов Е.Д. Правила слогоделения и корпус слогов // Проблемы комплексного анализа языка и речи. – Л., 1982. – 79 с.
37. Попов М.Б. Фонетика современного русского языка: Учебник / Учебно-методический комплекс по курсу «Фонетика современного русского языка». – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. – 303 с.
38. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков фонем. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М.: Владос, 1997.
39. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / Под ред. В.И. Бельтюкова. – М., Педагогика, 1973. – 99 с.
40. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно-литературных статей. – Киев, 1899.
41. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. – М., 1982. – 98 с.
42. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией: учеб.-метод. пособие. – СПБ.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. – 144 с.
43. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М.: МГОПУ, 2000. – 68 с.
44. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 24 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
46. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М.: ИКП РАО, 1992. – 87 с.
47. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. – М.; Л., 1948. – 65 с.
48. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. – № 4. – с. 10–14.
49. Якобсон P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии // Принципы типологического анализа языков различного строя. – М., 1972. – 112 с.
50. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. [Электронный ресурс] / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое звукослоговая структура слова?

Звукослоговая структура слова - это сочетание звуков и слогов в конкретном слове. Она определяет порядок и количество звуков и слогов в слове.

Как формируется звукослоговая структура слова у дошкольников?

Формирование звукослоговой структуры слова происходит в онтогенезе. У дошкольников оно осуществляется в процессе развития речи и обучения. Ребенок учится правильно произносить звуки и собирать их в слоги.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим нарушением речи?

Дети с фонетико-фонематическим нарушением речи имеют трудности в правильном произношении звуков и слогов. Они могут иметь затруднения с формированием звукослоговой структуры слова и испытывать трудности в связи с этим.

Каково состояние звукослоговой структуры слова у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи?

Состояние звукослоговой структуры слова у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи может быть нарушено. Они могут иметь трудности в правильном произношении звуков и слогов, что влияет на формирование звукослоговой структуры слова.

Какие есть теоретические основы изучения состояния звукослоговой структуры слова у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи?

В изучении состояния звукослоговой структуры слова у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи используются различные теоретические подходы. Одним из них является подход на основе онтогенеза звукопроизводства и формирования звукослоговой структуры слова.

Что такое звукослоговая структура слова?

Звукослоговая структура слова - это организация звуков и слогов в слове, которая определяет его произношение и ритмическую структуру.

Как формируется звукослоговая структура слова у детей в процессе онтогенеза?

Формирование звукослоговой структуры слова у детей происходит постепенно и связано с развитием звукопроизношения и умениям образовывать слоги. В начале дошкольного возраста дети могут делать ошибки, пропускать или искажать звуки в словах.

Как можно охарактеризовать детей с фонетико-фонематическим нарушением речи с психолого-педагогической точки зрения?

Дети с фонетико-фонематическим нарушением речи могут испытывать трудности в правильном произношении звуков и формировании слогов. У них может быть нарушена ритмическая структура речи и они могут испытывать трудности в артикуляционных движениях.

Каково состояние звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи?

У старших дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи состояние звукослоговой структуры слова может быть неполным или искаженным. Они могут допускать ошибки в произношении звуков и разбивке слов на слоги. Это может затруднять их понимание и произношение речи.