Установление патриаршества в Русской церкви

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ПАТРИАРШИЙ ОБРАЗ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Основные предпосылки к учреждению патриаршества 5
1.2. Учреждение патриаршества 8
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА I 20
2.1. Предпосылки реорганизации церковного управления в ходе реформ Петра I. 20
2.2. Преобразования русской православной церкви 23
Заключение 26
Список используемой литературы. 27

Фрагмент для ознакомления

В-четвертых, роль церкви в экономических аспектах существования государства была велика. Крупный землевладелец и крестьянин, организатор производства и продажи различных товаров, церковь стала крупнейшим феодалом государства. В-пятых, церковь, помимо всего прочего, имела свою собственную церковную юрисдикцию. Он отвечал за вопросы судебного разбирательства в отношении "людей церкви" - монастырей, послушников, проживающих в церкви, населения земель, принадлежащих церкви, лиц, попавших в трудные жизненные ситуации и прибегших к покровительству церкви. К ним, по словам А.Ю.Гаращенко, относились: "лечец" (целитель в церковном учреждении по уходу за больными - прим. автор), прощающий (бывший служитель церкви, получивший личную свободу, обязанный нести обязанности в ее пользу и пользоваться ее покровительством), удушающий (получивший свободу по духовной воле своего хозяина после его смерти и прибегший к защите и покровительству церкви), обращающийся (лица, освобожденные от долга или личной зависимости в пользу церкви), церковный суд также имел юрисдикцию над мирянами в "церковных делах", то есть в вопросах брака или развода, усыновления и опеки, споров о семейном имуществе, между родителями и дети, наследство. В-шестых, это внешнеполитическая деятельность церкви, ее отношения со многими митрополитами, подчиненными Константинопольскому патриархату. Для выполнения всех этих функций существовала крупномасштабная церковная бюрократия, включавшая обширную церковную иерархию, состоящую из митрополитов, игуменов, епископов, священников, монахов и послушников, а также специальных должностных лиц - тиунов и т.д. Таким образом, совершенно очевидно, что церковь была сильнейшей политической организацией в государстве, имела прочную экономическую, политическую и идеологическую основу, и не все преобразования Петра I. они совпадали с его интересами. Петр I., конечно, он не мог отказаться от вопросов положения церкви в государстве и не хотел, чтобы она вмешивалась в его дела. Однако монарх также нуждался в поддержке церкви, поскольку имел неоспоримое влияние на население и мог формировать общественное мнение в пользу петровских реформ в государстве. Поэтому Петру I необходимо было достичь компромисса между своими целями и устремлениями церкви. Это стало главной предпосылкой для реформы церкви.2.2. Преобразования русской православной церквиОсновными целями реформы были подчинение церкви государству, создание государственного органа по управлению церковью, то есть лишение ее самоуправления, ограничение размеров ее земельной собственности, ограничение юрисдикции и идеологического влияния. Во-первых, во время реформы церкви Петр занимался реорганизацией церковного управления. В 1701 году был восстановлен ранее прекративший свое существование монашеский орден, получивший более широкие, чем прежде, полномочия по организации функционирования церковной жизни. М.А.Яшина в своем исследовании прямо говорит, что: «монашеский орден стал таким учреждением, в котором было объединено особое количество дел, которого в то время не было ни в одном современном государственном учреждении». С этого времени трудами Монастырского приказа, по Высочайшему соизволению ранее не подлежащие общему налогообложению, доходы с монастырских вотчин стали облагаться государственными пошлинами, а патриаршие вотчины секуляризироваться в казну. С этого же периода произошло изменение и юрисдикции церкви. Монастырский приказ получил право рассматривать дела «людей церкви» и по «церковным делам» и по делам о преступлениях против веры и церкви. В январе 1921 года был принят документ, именовавшийся «Регламент или устав Духовной коллегии», который утверждал создание Духовной коллегии: «...Уставляемъ Духовную Коллегiю, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующемъздъРегламентъ, имъетъвсякiяДуховныядъела во Всероссiйской Церкви управлять...» [ПСЗ. Собр. I. Т. 6. № 3718]. С введением Духовной коллегии Патриаршество в России было упразднено. Позднее коллегия была переименована в Святейший Правительственный Синод, который стал государственным учреждением и его служащие - церковные иерархи получали жалованье, как и все чиновники в империи и при назначении приносили клятву на верность императору Российской империи. Значение учреждения Духовной коллегии для российского государства и его подданных еще долгое время обсуждалось в литературе и печати. Так упоминает об этом исследователь взаимоотношений государства и церкви П. В. Верховской: «...в течение...долгаго периода времени объэтомъсобытiи, имъвшемъ такое важное, принцципiальноезначенiе в судьбахъ Русской Церкви, а так же объэтомъюридическомъпамятникъ, послужившемъ основою для новагоцерковнаго строя, сложилась обширная русская и оностранная литературы...». Деятельность Синода полностью находилась под контролем государства. А. И. Введенский писал об этом: «Синод состоял из епископов, вызываемых с мест по распоряжению императора...Дела в коллегии решались по большинству голосов, но решающей была воля обер-прокурора, этого «ока государева» в делах церкви. Фактически обер-прокурор решал все. Высокопреосвященные и преосвященные члены синода были лишь благочестивой церковной декорацией... Воля императора была последней инстанцией при разрешении самых церковных вопросов...». Таким образом, совершенно очевидно, что упразднение патриархата и создание такого государственного органа, как синод, привело к разрушению независимости церкви от государства, она стала государственным органом и частью его бюрократического аппарата. Таким образом, следует отметить, что реформы Петра Великого привели к масштабным преобразованиям в отношениях государственной и церковной власти. Эти отношения сводились к полному подчинению духовенства гражданским чиновникам. Реформы, проведенные беспрецедентными темпами, превратили церковь в государственную структуру, часть бюрократического аппарата. Согласно государственным правилам, церковь ограничивалась только богослужебной деятельностью, она была исключена из государственных и общественных дел. Следует отметить, что на современном этапе немыслимо рассматривать те или иные реформы церкви, а тем более примерять их к современным реалиям. Российское государство является многокультурным, многонациональным, многоконфессиональным и, следует подчеркнуть, светским. Отношения между церковью и государством основаны на принципах невмешательства в дела друг друга. В настоящее время основными политическими отношениями между государством и церковью являются не религиозные и идеологические аспекты современной культуры и образования, а роль православия в развитии российской национальной идентичности, в целях обеспечения духовной безопасности страны.ЗаключениеИсторическое значение учреждения патриархата в России заключается в получении официального независимого статуса Московского митрополита от греческой церкви. Русская церковь приобрела уникальную и выдающуюся роль в православном мире того времени и остается таковой по сей день. Она стала более многочисленной и влиятельной, а главное, была тесно связана с единственным в то время православным государством в мире.Для многих было очевидно, что рано или поздно наступит год установления патриархата в России. Раньше этому мешали очень напряженные и сложные отношения с Константинопольским патриархатом, который не хотел признавать авторитет России и видел, как быстро проходит все влияние в православном мире. Получение согласия восточных патриархов было необходимым условием, без него невозможно было самостоятельно провозгласить митрополита патриархом Московским. В результате исторические обстоятельства сложились удачно, теперь, если вас попросят указать дату установления патриархата в России, вы можете ответить, что это было 5 февраля 1589 года.Создание Патриархата действительно имело огромное значение, как для самой русской церкви, так и для страны в целом. Международный престиж и авторитет Московского царства возросли. Русская Православная Церковь поднялась на тот же уровень, что и древние патриархи, и укрепила свои позиции в христианском мире. Кроме того, патриаршее достоинство укрепило позиции церкви в стране, что привело ее к попыткам обрести независимость от светской власти и даже пересечь ее. Особенно ярко это было выражено на примере патриархов Филарета Романова (1619-1633) и Никона (1652-1658).Список используемой литературы.1.Володихин Д. М. Митрополит Дионисий как автор идеи введения патриаршества в Москве// Русское патриаршество к столетию возрождения/ сост. Е. С. Малер. – М.: Феория, 2018. – 128 с. 2.Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12-ти т. Т. 10 / Н. М. Карамзин. – СПб.: Изд. А. Смирдина, 1852. – 372 с. 3.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях деятелей: в 2-х т. Вып. 3. Изд. 6-е / Н. И. Костомаров. – СПб.: Лит. Фонд, 1912. – 452 с. 4.Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 6 / Митрополит Макарий. – М.: Litres, 2017. – 934 с. 5.Николаевский П. Ф. Учреждение патриаршества в России / П. Ф. Николаевский // Христианское чтение. – 1879. – № 7-8. 6.Тарасов Е. А. Учреждение патриаршества в 1589 г. как окончательная победа автокефалии Русской православной церкви // Русское патриаршество к столетию возрождения/ сост. Е. С. Малер. – М.: Феория, 2018. – 128 с7. Комаров Е. Патриарх. – М., 1994. 8. Патриаршество в России. Традиции и современность. – М., 1999. 9. Первосвятитель. – М., 2000. 4. Под Патриаршим омофором. – М., 1989. 10. Малый православный толковый словарь. – М., 2005. 11. Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М., 1999. 12. Тальберг Н. Д. История христианской церкви. – Киев, 2007.13. Введенский А. И. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви игосударства в России 1918-1922 г.). - М. - 1923. - 252 с.14. ВерховскойП.В.Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу оботношении церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковногоправа. - Ростов н/Д. -, 1916. - 906 с.15. Гаращенко А. Ю. Юрисдикция и устройство церковных судов в допетровский периодроссийской истории. Дисс. канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2006. -181 с.16. Нестеров В. В., Сысоев Н. А. Церковная реформа. Петр I [Текст] // История иархеология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб. -2015. - С. 33-35.17. Яшина М. А. Церковная реформа Петра I, как попытка «вестернизации» православия //Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2018. - Т. 18. - № 2. - С. 55-59.

Список используемой литературы.

1. Володихин Д. М. Митрополит Дионисий как автор идеи введения патриаршества в Москве// Русское патриаршество к столетию возрождения/ сост. Е. С. Малер. – М.: Феория, 2018. – 128 с.
2. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12-ти т. Т. 10 / Н. М. Карамзин. – СПб.: Изд. А. Смирдина, 1852. – 372 с.
3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях деятелей: в 2-х т. Вып. 3. Изд. 6-е / Н. И. Костомаров. – СПб.: Лит. Фонд, 1912. – 452 с.
4. Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 6 / Митрополит Макарий. – М.: Litres, 2017. – 934 с.
5. Николаевский П. Ф. Учреждение патриаршества в России / П. Ф. Николаевский // Христианское чтение. – 1879. – № 7-8.
6. Тарасов Е. А. Учреждение патриаршества в 1589 г. как окончательная победа автокефалии Русской православной церкви // Русское патриаршество к столетию возрождения/ сост. Е. С. Малер. – М.: Феория, 2018. – 128 с
7. Комаров Е. Патриарх. – М., 1994.
8. Патриаршество в России. Традиции и современность. – М., 1999.
9. Первосвятитель. – М., 2000. 4. Под Патриаршим омофором. – М., 1989.
10. Малый православный толковый словарь. – М., 2005.
11. Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М., 1999.
12. Тальберг Н. Д. История христианской церкви. – Киев, 2007.
13. Введенский А. И. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 г.). - М. - 1923. - 252 с.
14. Верховской П.В.Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: к вопросу об отношении церкви и государства в России: исследование в области истории русского церковногоправа. - Ростов н/Д. -, 1916. - 906 с.
15. Гаращенко А. Ю. Юрисдикция и устройство церковных судов в допетровский период российской истории. Дисс. канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2006. -181 с.
16. Нестеров В. В., Сысоев Н. А. Церковная реформа. Петр I [Текст] // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб. -2015. - С. 33-35.
17. Яшина М. А. Церковная реформа Петра I, как попытка «вестернизации» православия //Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2018. - Т. 18. - № 2. - С. 55-59.

Вопрос-ответ:

Основные предпосылки к учреждению патриаршества

Основными предпосылками к учреждению патриаршества в Русской церкви были смутное время и потребность в укреплении церковного управления. В 1589 году, во время правления царя Федора Иоанновича, был принят Соборный уложение, которое предусматривало установление патриарха в Русской церкви. Однако из-за нестабильной политической ситуации и противостояния между различными влиятельными группировками, вопрос о патриаршестве так и не был решен до XVII века.

Учреждение патриаршества

Учреждение патриаршества в Русской церкви произошло в 1589 году. Это была попытка укрепления церковного управления и установления единого авторитета внутри церкви. Первым патриархом стал Иов, который был избран на Московском соборе. Однако, из-за обстоятельств, этот устав был признан невозможным для реализации. Конечное учреждение патриаршества произошло в 1589 году, на соборе в Москве. В результате патриаршества была утверждена догматическая и церковная грамотность, определены основные принципы церковного управления и правила избрания патриарха.

Предпосылки реорганизации церковного управления в ходе реформ Петра I

Предпосылками реорганизации церковного управления в ходе реформ Петра I были его стремление к централизации государственной власти и модернизации России. Петр I воспринимал церковь как часть государственного аппарата и стремился укрепить свою власть над ней. Он реформировал церковное управление, введя должность прокурора Святейшего Синода, который подчинялся государю. В результате реформ Петра I церковное управление стало сильно централизованным и под контролем государства.

Какие были основные предпосылки к учреждению патриаршества в Русской церкви?

Основными предпосылками к учреждению патриаршества в Русской церкви были усиление роли Русской православной церкви в жизни государства и общества, а также стремление утвердить автокефалию Русской церкви и повысить статус и престиж православной церкви в международном масштабе. Под влиянием примеров других православных церквей, особенно Византийского патриархата, возникла необходимость в учреждении патриаршества в Русской церкви.

Как произошло учреждение патриаршества в Русской церкви?

Учреждение патриаршества в Русской церкви произошло в 1589 году на Русском земском соборе, который был созван для решения церковных вопросов. На этом соборе было принято решение о создании патриарших округов, составлении Устава о патриархальном управлении церковью и выборе первого патриарха. В результате этого Варсонофий И был избран патриархом Московским и всея Руси. Таким образом, произошло учреждение патриаршества в Русской церкви.

Какие предпосылки привели к реформе церковного управления во времена Петра I?

Предпосылками реформы церковного управления во времена Петра I были необходимость централизации государственной власти, сокращение влияния церкви на государственные дела и сокращение автономии русской православной церкви. Петр I стремился привести церковное управление в соответствие с западноевропейскими стандартами и народными потребностями, а также укрепить свою власть над церковью. Эти предпосылки привели к реформе церковного управления.

Какие были основные предпосылки к учреждению патриаршества в Русской церкви?

Основные предпосылки к учреждению патриаршества в Русской церкви заключались в стремлении укрепить авторитет и независимость православной церкви от внешних влияний. Последовал комплексный анализ опыта других православных стран, в ходе которого была выявлена необходимость установления высшего чина патриарха, который был свободен от власти иностранных пап и имел право назначать своих подчиненных. Таким образом, патриарх стал символом независимости и единства Русской церкви.

Какими изменениями была сопровождена реформа Петра I в русской православной церкви?

Реформа Петра I в русской церкви была сопровождена рядом значительных изменений. Во-первых, была упразднена должность патриарха, существовавшая до реформы. Вместо нее был установлен Святейший Синод - коллегиальный орган управления церковной жизнью, который состоял из высокопоставленных иерархов. Во-вторых, внесены изменения в структуру иерархии церкви, в том числе введены новые чины иерархов и изменены процедуры их назначения. Такие изменения были направлены на централизацию и укрепление государственного контроля над церковью.

Какова была роль церкви в экономических аспектах существования государства?

Церковь играла важную роль в экономических аспектах существования государства. Она владела значительными земельными владениями, а также контролировала значительную часть экономической активности, включая торговлю, налогообложение и финансовые операции. Церковь также была вовлечена в образование и культуру, что позволяло ей оказывать значительное влияние на развитие страны. Однако, с реформами Петра I роль церкви в экономических аспектах существования государства существенно сократилась, а государственный контроль стал более активным.