Использование современных информацонных технологий при изучении экономической дисциплины в профессиональном обучении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Информационные технологии в экономике
  • 44 44 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Цель внедрения информационных технологий при изучении экономических дисциплин 6
1.2 Использование сети интернет для изучения экономических дисциплин 10
2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 17
2.1 Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин 17
2.2 Методическая разработка учебного занятия по теме «Визуализация экономических данных» по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» 19
3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЭКОНОМИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ 32
3.1 Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной компетентности будущего экономиста 32
3.2 Педагогический эксперимент формирования профессиональной компетентности с углублённым изучением иностранного языка 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43

Фрагмент для ознакомления

Современный специалист указанного профиля должен уметь использовать иностранный язык для решения профессиональных задач, а именно: переводить различные виды текстов (служебную документацию, тексты из журналов, газетных статей, информацию с интернет-сайтов), получать, обрабатывать и отправлять информацию на иностранном языке с помощью всех средств связи, беседовать с иностранными специалистами, обращаться к многочисленным справочникам, использовать электронные энциклопедии, словари, базы данных, Интернет.Большинство российских колледжей и вузов не могут себе позволить роскошь пригласить специалистов из других стран не только и не столько из экономических соображений, а по причине малочисленного количества студентов, способных на слух воспринимать лекции на иностранном языке. Восновном, конечно, имеется в виду английский.Как традиционно организован курс иностранного языка на факультетах экономических специальностей? Чаще всего, студенты занимаются языком только первые два года, а дальше только энтузиасты, которые определили себе цели в жизни и прониклись важностью владения хотя бы одним иностранным языком, продолжают его изучение самостоятельно или с репетитором, или на платных курсах, или на специализированных сайтах в Интернете.Задача иноязычной подготовки традиционно возлагается только на преподавателей иностранных языков. Конечно, владея современными методами преподавания, они стараются всеми мыслимыми и немыслимыми способами донести знания до аудитории, учитывая в тематических материалах специфику экономических специальностей. Но не может преподаватель иностранного языка знать особенности экономического анализа или предпринимательской деятельности и т.п. Для этого ему необходимо иметь, как минимум, второе высшее образование. Кроме того, как студент может выучить язык, да еще и с учетом экономической специфики, имея 1-2 занятия в неделю, даже выполняя все домашние задания преподавателя. При подготовке методической разработки занятия «Визуализация экономических данных» (см. раздел 2) студенты, плохо владеющие английским языком, при выполнении домашнего задания могут иметь проблемы, так как программа Tableauимеет англоязычный интерфейс, как и весь сервис, где она используется.Как показывает практика, потенциал иностранного языка не используется в полной мере, поскольку обучение иностранным языкам в колледжах и вузах ведется практически раздельно с формированием профессиональной компетенции будущего специалиста.Языковая подготовка многих выпускников указанного профиля далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере, а сама система коммуникативного преподавания языков имеет ряд недостатков:в настоящее время наблюдается преобладание традиционных академических методов обучения, зачастую механически перенесенных из системы школьного образования в систему профессионального образования;отмечается отсутствие лицензированных обучающих программ по английскому языку, обеспечивающих языковую подготовку студентов экономических специальностей на должном уровне.Имеющие место недостатки и противоречия позволяют сформулировать следующую проблему:как интенсифицировать процесс подготовки специалиста в сфере экономики, чтобы достичь требуемого уровня коммуникативной компетенции выпускников экономических специальностей.Педагогический эксперимент формирования профессиональной компетентности с углублённым изучением иностранного языкаЦель педагогического эксперимента – повышение качества подготовки специалиста в сфере экономики путём формирования его коммуникативной компетенции с использованием иностранного языка.Объект эксперимента – процесс подготовки специалиста экономического профиля.Предмет эксперимента – методы и средства совершенствования обучения с использованием иностранного языкаГипотеза экспериментаоснована на предположении о том, что повышение качества подготовки специалиста будет возможно, если в систему экономического образования включать не только узкопредметные цели, но и цели формирования коммуникативной компетенции специалиста в сфере экономики, которые должны найти свое отражение в разработке специальных мероприятий организационного и технического характера.Суть педагогического эксперимента заключается в следующем. С одной стороны, это изучение иностранного языка на уроках иностранного языка с использованием экономической лексики, а с другой стороны, использование иностранного языка на занятиях по экономическим дисциплинам. Всё это в комплексе является дополнительным средством для достижения высоких образовательных результатов в траектории формирования профессиональной компетентности и творческого мышления студентов.Практически в любом учебном заведении есть огромный ресурс – это преподаватели экономических дисциплин, которые могут организовать частичный метод «погружения» на своих занятиях. Конечно, альтруизм сегодня не в моде, и администрация учебного заведения должна понимать, что таких преподавателей нужно поощрять тем или иным способом (надбавка к зарплате за квалификацию, зарубежная стажировка и т.п.).Естественно, эти преподаватели должны иметь соответствующий уровень подготовки. И это должна быть серьезная подготовка с защитой квалификационных работ, например, разработка курса лекций или его части на иностранном языке, проведение аудиторных занятий и т.п. И для этого практически в любом колледже или вузе есть все возможности. Преподаватели экономических специальностей могут пройти обучение в рамках повышения квалификации на кафедрах иностранных языков собственного учебного заведения. Но еще более эффективным методом обучения преподавателей может быть посещение занятий вместе со студентами. Тут уж преподаватель не сможет позволить себе быть плохо подготовленным. И, конечно, это самостоятельное регулярное обучение. Сейчас, используя интернет, можно найти огромное количество материалов по изучению практически любого языка.Например, замечательно построен интерактивный курс для самостоятельного обучения на сайте http://inspeak.ru[3].Есть возможность не только изучить новые слова, прослушать тексты на английском от носителей языка, но и общаться с виртуальными персонажами, воспользовавшись микрофоном. Система определяет правильность ответов и качество произношения.Таким образом, владея иностранным языком на уровне Intermediate (устная речь, перевод текстов профессиональной тематики, грамотное письмо), преподаватели экономических дисциплин, могут использовать ряд приемов для имитации метода «погружения» в языковую среду на своих занятиях, например:установка оригинальных версий программ с англоязычным интерфейсом;разработка наглядных пособий на иностранном языке;включение в лекции видеороликов на иностранном языке;подготовка презентаций на иностранном языке с переводом;защита курсовых, дипломных работ на иностранном языке;проведение дней иностранного языка (английского, немецкого, французского и др.) на факультете в целом или в отдельно взятой аудитории, группе;проведение совместных уроков с преподавателем иностранного языка;разработка групповых проектов на иностранном языке;тестирование по экономическим специальностям на иностранном языке;формирование групп или подгрупп с углубленным изучением языка, для которых должны быть разработаны специальные задания;введение дифференцированной системы оценок, например добавление баллов студентам, показывающим успешное владение профессиональным иностранным языком;создание факультативов (клубов, кружков), где студенты занимаются научной работой, общаясь на иностранном языке; пишут статьи, с учетом международных стандартов публикаций.Отличным подспорьем в формировании образовательной траектории экономиста может стать специально разработанная система электронного обучения СЭО«Английский язык для студентов экономических специальностей», которая должна помочь студентам развивать и совершенствовать следующие навыки и умения:умение понимать аутентичные тексты (аудирование и чтение);умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо);навыки перевода, реферирования и умений профессиональной речи применительно к английскому языку. СЭО должна использоваться в вычислительной сети колледжа или вуза, чтобы обеспечить постоянный доступ студентов к учебным материалам и тестам.Большинство педагогических исследований призвано ответить на вопрос, верно ли сделанное исследователем предположение, подтверждается ли выдвинутая им гипотеза.На первом этапе проведения эксперимента предлагается использовать новый метод обучения на факультативных занятиях с небольшой группой студентов старших курсов (до 10 человек), так как преподавание на иностранном языке требует индивидуальный подход в работе со студентами. Начало эксперимента совпадает с началом учебного года. Срок эксперимента – 1 год. Критерии оценки педагогического эксперимента:Критерий результативности определяется путём:тестирования с использованием заданий с лексикой экономической тематики (результаты должны быть выше, чем у других студентов данного учебного заведения);участия студентов в международных олимпиадах и конкурсах;публикации работ на иностранном языке в различных источниках.Критерий затрат времени.Результаты должны быть получены по истечении 1 года обучения по новой программе.Участники факультативной группы ведут дневники, где преподаватель выставляет текущие оценки, записывает замечания и рекомендации, чтобы в конце эксперимента определить параметры, по которым будет отслеживаться эффективность проверяемой методики.Оформление результатов эксперимента выполняется в форме отчёта, выступления на конференции, текста доклада, статьи в журнале, методики, описанной в брошюре, диссертации и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕПрофессия экономиста востребована на рынке труда, и грамотный экономист имеет все шансы на высокую заработную плату. С развитием информационных технологий инструменты и методы профессиональной подготовки могут сильно измениться, но концептуально экономическая мысль всегда будет неотъемлемой частью жизни общества.Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании предоставляют широкие возможности для дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Современные коммуникационные средства являются многофункциональным средством обучения, и в сочетании с современными педагогическими технологиями позволяют создать необходимые условия для проявления познавательной активности студентов. Многие вузы страны в последние два года вынуждены использовать различные формы удалённого обучения, и предоставление специализированного программного обеспечения для профессионального обучения в облачных сервисах является прекрасной возможностью для сопровождения учебного процесса. При подготовке специалистов экономического профиля особенно важно использование постоянно обновляемых проблемно-ориентированных программ, поэтому использование их в «облаке» - это выгодный и современный подход для организации учебного процесса.Один из лидеров разработки программного обеспечения России фирма 1С открывает новые перспективы для изучения необходимых экономических программ при профессиональной подготовке. Облачный сервис «1C:Предприятие 8 через интернет для учебных заведений», разработанный специалистами фирмы 1С совместно с преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ В ходе НИР, даёт студентам экономических специальностей изучать современное программное обеспечение в любое время, на любом устройстве.Современному экономисту приходится решать большой круг задач, связанных с поиском информации, обработкой данных и анализом результатов. Для этого необходимо владеть пакетом прикладных программ общего назначения, среди которых особое внимание нужно уделить программе MicrosoftExcel (или подобным программам), так как этот программный пакет позволяет решать экономические задачи различного уровня сложности.Работа экономиста будет более эффективной, особенно в крупных компаниях, если экономист владеет современными узкоспециализированными программами проблемно-ориентированных программных пакетов. На примере использования программы Tableauпоказана возможность визуализации экономических данных на занятии по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» специальности38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).При разработке тематического занятия выявилась возможная проблема недостаточного уровня владения иностранным языком при работе с современными программами и сервисами в интернет. Поэтому был предложен педагогический эксперимент, целью которого является повышение качества подготовки специалиста в сфере экономики путём формирования его коммуникативной компетенции с использованием иностранного языка.Работа над курсовым проектом была очень полезной и позволила разобраться в особенностях использования современных информационных технологий при изучении экономических дисциплин в профессиональном обучении.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные документыПриказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.СтатьиАверина, И. Н. Использование облачных технологий в процессе обучения экономистов-бухгалтеров / И. Н. Аверина // Информатизация образования – 2014: Педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы международной научной конференции (22 – 25 октября 2014, г. Минск). Минск: БГУ, 2014 – С. 14–18. Анацкая Л.Н. Современные технологии в преподавания экономики / Л. Н. Анацкая // Педагогическая наука и практика. – 2015. – № 3. – С. 81–84. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования / Л.М. Андрюхина // Образование и наука. 2014. - №8(117). С. 49-68. Маркушина А.А. Возможности MicrosofExcel в подготовке профессиональных кадров в области экономики / А. А. Маркушина // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - №5. – С.47-51. Поленова А.Ю. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего экономиста /А. Ю. Поленова, Г.С. Пшегусова // Вопросы регулирования экономики. – 2015. – Том 6, №1. – С.129-136.Рыбалко Н. А. Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей / Н. А. Рыбалко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-2. – С. 164-168. Самигуллина Г. Р. Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании / Г. Р. Самигуллина // Современные технологии управления. – 2020. - №3 (93). – С. 14-18. Информационные ресурсы1С: Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений // 1C Фирма 1С [Электронный ресурс]. – 2011-2020. – Режим доступа: https://edu.1cfresh.com. - Дата доступа: 25.11.2021. Визуализация данных с помощью TABLEAU // tableau.pro [Электронный ресурс]. – 2017-2020. – Режим доступа: https://tableau.pro. - Дата доступа: 25.11.21. Обзор 10 лучших экономических вузов страны: героев нужно знать в лицо // Комсомольская правда (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – 2021. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/iekonomicheskie-instituty.html. Дата доступа: 25.11.21.Профессия экономист // Комсомольская правда (официальный сайт) [Электронный ресурс]. 2021. – Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ehkonomist. - Дата доступа: 25.11.21. ПРИЛОЖЕНИЕ АРешение задачи «Поиск решения» в ExcelУсловие задачи Фирма производит несколько сортовйогурта: йогурт 1, йогурт 2 и йогурт 3. При реализации 10 баночек йогурта 1 предприятие получает 200 рублей, йогурта 2 - 250 рублей, йогурта 3 - 300 рублей. Сбыт продукции налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт, и в каком объёме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.На рисункеА.1 показанлист книги Excel с введёнными исходными данными.РисунокА.1 – Исходные данные для поиска решения1) Количество продукции неизвестно - это переменные. В столбец «Прибыль» внесены формулы: =В7*В11, =C7*В12, =D7*В13.2) Расход сырья ограничен (это ограничения вводятся в окне «Поиск решения»). В ячейки внесены формулы: =B3*B11+C3*B12+D3*B13 (молоко); =B4*B11+C4*B12+D4*B13 (закваска); =B5*B11+C5*B12+D5*B13 (амортизатор) и =B6*B11+C6*B12+D6*B13 (сахар). То есть норму расхода умножили на количество.3) В целевую ячейку C14 вводится формула СУММ(C11:C13). Программа должна найти её максимальное значение при всех имеющихся исходных данных и ограничениях. Необходимо выделить целевую ячейку и на вкладке «Данные» выбрать команду меню «Поиск решения». В открывшемся окне ввести ограничения и нажать кнопку «Выполнить». Вид листа после поиска решения показан на рисунке А.2.Рисунок А.2 – Результаты поиска решенияТаким образом, фирме необходимо сконцентрироваться на выпуске йогурта 3 и йогурта 1. Йогурт 2 при имеющихся запасах и уровне продажпроизводить не стоит.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы
1. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

Статьи
3. Аверина, И. Н. Использование облачных технологий в процессе обучения экономистов-бухгалтеров / И. Н. Аверина // Информатизация образования – 2014: Педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы международной научной конференции (22 – 25 октября 2014, г. Минск). Минск: БГУ, 2014 – С. 14–18.
4. Анацкая Л.Н. Современные технологии в преподавания экономики / Л. Н. Анацкая // Педагогическая наука и практика. – 2015. – № 3. – С. 81–84.
5. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования / Л.М. Андрюхина // Образование и наука. 2014. - №8(117). С. 49-68.
6. Маркушина А.А. Возможности Microsof Excel в подготовке профессиональных кадров в области экономики / А. А. Маркушина // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - №5. – С.47-51.
7. Поленова А.Ю. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего экономиста /А. Ю. Поленова, Г.С. Пшегусова // Вопросы регулирования экономики. – 2015. – Том 6, №1. – С.129-136.
8. Рыбалко Н. А. Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей / Н. А. Рыбалко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-2. – С. 164-168.
9. Самигуллина Г. Р. Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании / Г. Р. Самигуллина // Современные технологии управления. – 2020. - №3 (93). – С. 14-18.

Информационные ресурсы
10. 1С: Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений // 1C Фирма 1С [Электронный ресурс]. – 2011-2020. – Режим доступа: https://edu.1cfresh.com. - Дата доступа: 25.11.2021.
11. Визуализация данных с помощью TABLEAU // tableau.pro [Электронный ресурс]. – 2017-2020. – Режим доступа: https://tableau.pro. - Дата доступа: 25.11.21.
12. Обзор 10 лучших экономических вузов страны: героев нужно знать в лицо // Комсомольская правда (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – 2021. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/iekonomicheskie-instituty.html. Дата доступа: 25.11.21.
13. Профессия экономист // Комсомольская правда (официальный сайт) [Электронный ресурс]. 2021. – Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ehkonomist. - Дата доступа: 25.11.21.

Вопрос-ответ:

Какие цели преследуются при использовании информационных технологий при изучении экономической дисциплины в профессиональном обучении?

Одной из целей внедрения информационных технологий в изучение экономической дисциплины является повышение эффективности обучения и позволяет студентам легче осваивать материал. Также это позволяет получить более широкий доступ к актуальной информации и ресурсам, способствует формированию навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности студентов.

Какие возможности предоставляет сеть интернет для изучения экономических дисциплин в профессиональном обучении?

Интернет предоставляет доступ к бесчисленным информационным ресурсам, включая электронные учебники, научные статьи, статистические данные, видео-лекции и многое другое. С помощью интернета студенты могут искать актуальные примеры из реальной экономической практики и усвоить материал более эффективно. Кроме того, сеть интернет позволяет студентам обмениваться опытом и общаться с другими учащимися и преподавателями, что способствует обогащению знаний и развитию коммуникационных навыков.

Как проводятся занятия с использованием информационных технологий в процессе изучения экономических дисциплин?

Занятия с использованием информационных технологий могут проходить в формате интерактивных лекций, где студенты могут задавать вопросы и обсуждать материал в режиме реального времени. Также могут проводиться практические занятия, включающие выполнение заданий на компьютере, использование специализированного программного обеспечения или моделирование экономических процессов. Может быть использована и blended-формат, сочетающий традиционные методы преподавания с онлайн-модулями и заданиями.

Какие цели ставятся перед использованием информационных технологий при изучении экономической дисциплины?

Целью внедрения информационных технологий при изучении экономической дисциплины является улучшение эффективности обучения, повышение качества усвоения материала и развитие информационной грамотности студентов.

Как можно использовать сеть интернет для изучения экономических дисциплин?

Интернет предоставляет широкие возможности для изучения экономических дисциплин. Студенты могут искать актуальную информацию, изучать научные статьи и публикации, проходить онлайн-курсы, коммуницировать с преподавателями и товарищами по учебе, а также использовать специализированные программы и приложения для работы с экономическими моделями и данных.

Какая методика проведения занятий с использованием информационных технологий может быть применена при изучении экономической дисциплины?

Методика проведения занятий с использованием информационных технологий может включать в себя использование интерактивных презентаций, видеоматериалов, веб-конференций, деловых игр и симуляций, а также использование специализированных программ и сервисов для работы с экономическими моделями и данных.

Какие возможности предоставляют информационно-коммуникационные технологии в изучении экономической дисциплины?

Информационно-коммуникационные технологии позволяют студентам получать доступ к актуальным экономическим данным, использовать специализированные программы для работы с экономическими моделями, делать расчеты и анализировать результаты, а также коммуницировать с преподавателями и товарищами по учебе для совместного изучения материала.

Какие преимущества имеет использование информационных технологий при изучении экономической дисциплины?

Использование информационных технологий при изучении экономической дисциплины позволяет повысить мотивацию и интерес студентов, обогатить учебный процесс актуальными примерами из реальной экономической практики, развить навыки работы с информацией и аналитические способности, а также улучшить качество образования в целом.