Особенности развития внимания у детей с дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 30.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНИМАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 5
1.1 Понятие внимания, его свойства, виды, функции 5
1.2 Особенности развития внимания в онтогенезе 8
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 13
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 13
2.2 Особенности внимания детей с дизартрией 17
Выводы по главе 2 20
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 21
3.1 Методики диагностики внимания детей с дизартрией 21
3.2 Результаты диагностики внимания детей с дизартрией 25
Выводы по главе 3 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Также дается образец действия – зачеркивания фигур разными способами.Обработка результатов осуществляется посредством подсчета правильно зачеркнутых фигур за отведенное время, за каждый интервал времени, то есть получается пять показателей внимания.Полученные данный вводятся в формулу, которая определяет общий уровень внимания:, где:где S – показатель устойчивости внимания обследованного ребенка;N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;t – время работы;n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибки – это пропущенные значки, обозначенные в инструкции, неправильно зачеркнутые значки.Обработка результатов производится в баллах, по количеству которых определяется уровень сформированности внимания детей:– высокий уровень – 8-10 баллов;– средний уровень – 4-7 баллов;– низкий уровень – 0-3 балла.Методика «Лабиринты» (Д. Векслер)представляет собой один из субтестов для оценки интеллекта (детский вариант).Используется бланк – рисунок, на котором изображены лабиринты (Приложение). Перед началом исследования с ребенком устанавливается контакт и дается словесная инструкция: «Давай поиграем. Я покажу тебе картинку, на которой изображена девочка (мальчик) в домике. Черные линии – это стены домика. Здесь (выход лабиринта) нет стенки, это выход на улицу. Посмотри, как девочка (мальчик) может выйти из дома (экспериментатор рисует путь до выхода, при этом не пересекает линий и не отрывает карандаш). Тебе нужно сделать также, найти выход. Но нельзя отрывать карандаш и пересекать линий. Если ты не находишь выхода и приходишь в тупик, нужно вернуться назад и найти другой путь».Инструкция повторяется до тех пор, пока ребенок не усвоил правила действий. Время выполнения фиксируется с точностью до секунды. Отмечается правильность выполнения инструкции, достижение результата, нахождение выхода из лабиринта, неудачные попытки, отрыв карандаша от бумаги, пересечение линий.При обработке результатов выполнения теста отмечаются следующие особенности:1. Если количество ошибок превышает допустимое значение независимо от времени выполнения либо если превышено время выполнения независимо от количества ошибок, то задание считается невыполненным.2. К ошибкам относятся:– отрыв карандаша (исключение – исправление предыдущей ошибки, например, при пересечении линии);– пересечение линии (исключение – случайный характер, например, если сдвинулся лист бумаги).3. При отрыве карандаша каждый раз делается замечание, при пересечении линии замечается делается только один раз.За каждый лабиринт дается оценка в баллах с учетом ошибок и времени. Общая оценка выставляется как сумма баллов по 8 заданиям:Выводы об уровне развития внимания:– 15-21 балл – устойчивость внимания высокая;– 7-14 баллов – устойчивость внимания средняя;– 0-6 баллов – устойчивость внимания низкая.Методика «Таблицы Шульте» (К.К. Платонов, модификация М.Н. Ильиной) предназначена для исследования переключаемости внимания. На таблицах, разделенных на (5x5) клеток, в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый должен отыскивать и показывать числа в порядке их возрастания. В работе с детьми дошкольного возраста используются упрощенные варианты методики – таблица из девяти ячеек с числами от 1 до 9. Таким образом, для диагностики внимания детей с дизартрией можно использовать различные авторские методики. При этом процедура диагностики должна проводиться с учетом возраста и психолого-педагогических особенностей детей с дизартрией. Далее рассмотрим результаты, которые получены по итогам проведенного исследования.3.2Результаты диагностики внимания детей с дизартриейДля изучения особенностей развития внимания детей 5-6 лет с дизартрией был проведен эксперимент с каждым ребенком индивидуально. Детям разъяснялся ход задания, оказывалась стимулирующая помощь при необходимости (вопросы, указания).По каждой методике («Найди и вычеркни», «Лабиринты», «Таблицы Шульте») были получены данные, отражающие успешность или неуспешность выполнения детьми 5-6 лет с дизартриейдиагностических заданий.Результаты выполнения тестов представлены в таблице 1.Таблица 1Уровни сформированности внимания детей старшего дошкольного возраста с дизартриейУровеньКоличество детей, в %Корректурная пробаЛабиринтыТаблицы ШультеВысокий2010-Средний303040Низкий506060Наглядно результаты выполнения заданий на выявление уровня сформированности внимания детей 5-6 лет с дизартрией представлены на диаграмме (рисунок 1).Рис. 1. Распределениедетей 5-6 лет с дизартриейпо уровню сформированности внимания, в %Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что большинство детей 45-6 лет с дизартриейне справились с заданиями на внимание – низкий уровень по методике «Найди и вычеркни» выявлен у 50% дошкольников, по другим методика – у 60% дошкольников. Средний уровень сформированности внимания показали 30% детей («Корректурная проба», «Лабиринты») и 40% детей («Таблицы Шульте»). Высокий уровень выявлен только у 20% детей по методике «Корректурная проба».Качественный анализ результатов исследования показал, что большинство детей не способны длительно удержать внимание на одном объекте. Некоторым детям приходилось повторять инструкцию несколько раз. Часть детей отказалась выполнять задания до конца (например, последние лабиринты) и стала заниматься другими делами (играть в игрушки, рисовать).Многим детям приходилось несколько раз объяснять ход выполнения, мотивировать на продолжение деятельности, возвращаться к начатой работе. У детей наблюдается низкий объем внимания, недостаточная сформированность устойчивости внимания, концентрации на нужном объекте. Дошкольники в процессе деятельности часто отвлекаются, теряют интерес к заданиям.Таким образом, показатели устойчивости внимания у детей 5-6 лет с дизартриейзначительно падает через 5-7 минут. Было выявлено, что некоторые дети не смогли выполнить задания до конца, допускали много ошибок, не могли уложиться во временные рамки. Неспособность длительно удерживать внимание на одном объекте, резкое снижение интереса к выполняемой деятельности, отвлекаемость характеризуют недостаточный уровень сформированности внимания у детей 5-6 лет с дизартрией. Полученные данные показали, что необходима организация коррекционной работы по развитию внимания детей 5-6 лет с дизартрией.Выводы по главе 3Одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога является диагностика, под которой понимается выявление особенностей развития и возможных отклонений в формировании личности и познавательных процессов детей. Диагностика внимания у детей с дизартрией позволяет определить уровень объема, устойчивости, распределения и переключения внимания. На основе результатов диагностики строится дальнейшая коррекционная работа.Для диагностики внимания использовались такие методики, как корректурная проба «Найди и вычеркни», «Лабиринты», таблица Шульте. Корректурная проба направлена на изучение устойчивости и объема внимания. Методика «Лабиринты» является субтестом из детского варианта теста Д. Векслера и позволяет оценить устойчивость внимания. Методика «таблица Шульте» позволяет оценить переключаемость внимания.В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с дизартрией недостаточно сформированы устойчивость, переключаемость внимания. Отмечается неспособность длительно удерживать внимание на одном объекте, резкое снижение интереса к выполняемой деятельности, отвлекаемость.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного анализа психолого-педагогических исследований изучены особенности внимания детей с дизартрией. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством последовательного решения задач – рассмотрена сущность внимания, его виды и свойства, функции и роль в психическом развития ребенка, изучены особенности развития внимания в онтогенезе, представлена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, а также проанализировано своеобразие внимания детей.Анализ научных исследований показал, что внимание– это процесс отбора одной информации и игнорирование другой. К свойствам внимания относятся объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение. Внимание разделяется на внешнее и внутреннее, а также на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.В онтогенезе внимание развивается на всех этапах детства. К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость произвольного внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, волевых усилий старшего дошкольника.Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации артикуляционного и дыхательного отделов речи. Помимо нарушений речевой функции, у детей со стертой дизартирей наблюдаются особенности формирования психических процессов, особенно тех, которые тесно связаны с речью и слухом (слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, вербальная память). Значительно нарушен при дизартрии такой вид познавательных процессов, как внимание. Дети не могут долго удерживать внимание на одном объекте, особенно к материалу на основе словесной информации. Внимание у детей непроизвольное, зависящее от внешних раздражителей. Дети испытывают затруднения при удержании внимания на тех действиях, которые не представляют для них интереса.Нарушение внимания у детей с дизартрией негативно отражается на умственной работоспособности, познавательных способностях.Диагностика внимания у детей с дизартрией позволяет определить уровень объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.Для диагностики внимания использовались такие методики, как корректурная проба «Найди и вычеркни», «Лабиринты», таблица Шульте. Корректурная проба направлена на изучение устойчивости и объема внимания. Методика «Лабиринты» является субтестом из детского варианта теста Д. Векслера и позволяет оценить устойчивость внимания. Методика «таблица Шульте» позволяет оценить переключаемость внимания.В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с дизартрией недостаточно сформированы устойчивость, переключаемость внимания. Отмечается неспособность длительно удерживать внимание на одном объекте, резкое снижение интереса к выполняемой деятельности, отвлекаемость.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБабина Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 1008 с.Золотарева К.В. Индивидуальные особенности внимания / К. В. Золотарева. – М.: Лаборатория Книги, 2010. – 71 с.Изюмова С.А. Общая психология. Разделы «Психология внимания» и «Психология памяти» / С.А. Изюмова, О.В. Маслова. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2013. – 59 с.Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.Логопедия: методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2006. – 303 с.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2012. – 319 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 576 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – СПб.: Питер, 2011. – 561 с.Панасенко К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы / К.Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР: методические рекомендации / авт.-сост: Е.В. Рындина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 175 с.ПравдинаО.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Челябинск, 2004. – 192 с.Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо; пер. с фр. А.И. Цомакион. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 95 с.Рогов Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. – СПб.: Владос, 2011. – 458 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 705 с. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнов. – М.: Владос, 2012. – 366 с.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.Сударик А.Н. Психология мотивации и внимания / А.Н. Сударик, С.Н. Федотов. – М.: Московский ун-т МВД России, 2019. – 89 с.Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2010. – 221 с.Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. Шевцов А.А. Введение в прикладную психологию внимания / А.А. Шевцов. – Иваново: Роща, 2016. – 335 с.Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы: учебное пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.ПРИЛОЖЕНИЕМетодики диагностики внимания (стимульный материал)Корректурнаяпроба ЛабиринтыТаблицы Шульте
1. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
2. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 1008 с.
4. Золотарева К.В. Индивидуальные особенности внимания / К. В. Золотарева. – М.: Лаборатория Книги, 2010. – 71 с.
5. Изюмова С.А. Общая психология. Разделы «Психология внимания» и «Психология памяти» / С.А. Изюмова, О.В. Маслова. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2013. – 59 с.
6. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
7. Логопедия: методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2012. – 319 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
10. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 576 с.
11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – СПб.: Питер, 2011. – 561 с.
12. Панасенко К.Е. Дизартрия: теоретические и методические основы / К.Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
13. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР: методические рекомендации / авт.-сост: Е.В. Рындина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 175 с.
14. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Челябинск, 2004. – 192 с.
15. Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо; пер. с фр. А.И. Цомакион. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 95 с.
16. Рогов Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. – СПб.: Владос, 2011. – 458 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 705 с.
18. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнов. – М.: Владос, 2012. – 366 с.
19. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
20. Сударик А.Н. Психология мотивации и внимания / А.Н. Сударик, С.Н. Федотов. – М.: Московский ун-т МВД России, 2019. – 89 с.
21. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2010. – 221 с.
22. Урунтаева Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.
24. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
25. Шевцов А.А. Введение в прикладную психологию внимания / А.А. Шевцов. – Иваново: Роща, 2016. – 335 с.
26. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы: учебное пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные свойства внимания у детей с дизартрией?
Основные свойства внимания у детей с дизартрией включают устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, объем, распределение и контроль.
Какие типы функций внимания могут быть у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией могут быть различные типы функций внимания, например, фиксация, удержание, распределение, переключение и контроль.
В чем особенности развития внимания у детей с дизартрией в онтогенезе?
У детей с дизартрией в онтогенезе наблюдаются особенности развития внимания, такие как задержка в формировании некоторых функций внимания, трудности в переключении внимания, ограниченный объем внимания и сниженный контроль внимания.
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста с дизартрией?
У детей дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются особенности внимания, например, трудности в сосредоточенности, быстрая утомляемость, низкая устойчивость, затруднения в переключении внимания и низкий контроль внимания.
Как осуществляется диагностика внимания у детей с дизартрией?
Диагностика внимания у детей с дизартрией проводится с помощью различных методик, которые включают наблюдение, тестирование и анкетирование. Некоторые из методик включают задания на фиксацию, удержание, распределение, переключение и контроль внимания.
Какие свойства имеет внимание у детей с дизартрией?
Внимание у детей с дизартрией имеет такие свойства, как недостаточная концентрация, легкое отвлекаемость, слабая устойчивость, низкая продолжительность удержания внимания.
Какие функции выполняет внимание у детей с дизартрией?
Внимание у детей с дизартрией выполняет функции контроля, регуляции и переключения между задачами, а также функцию отбора и фильтрации информации.
Как развивается внимание у детей с дизартрией в онтогенезе?
Внимание у детей с дизартрией развивается медленнее, чем у детей без таких нарушений. Они имеют трудности с переключением внимания и сосредоточением на задаче. Однако с помощью специальных психолого-педагогических методик и упражнений можно улучшить развитие внимания у этих детей.
Какими особенностями обладает внимание у детей дошкольного возраста с дизартрией?
У детей дошкольного возраста с дизартрией внимание характеризуется недостаточной устойчивостью и легкой отвлекаемостью. Они имеют трудности с длительным сосредоточением на задании и с переключением внимания между разными задачами.
Какие методики используются для диагностики внимания у детей с дизартрией?
Для диагностики внимания у детей с дизартрией используются различные методики: тесты на концентрацию, тесты на устойчивость внимания, тесты на переключение внимания. Они позволяют определить уровень развития внимания у ребенка и выявить его особенности и проблемные моменты.