Три Петербурга: на материале стихотворений «Петру» К. Аксакова, «Петербург» И. Анненского и «Развивая Платона» И. Бродского»

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Русская литература
  • 7 7 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 01.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Здесь и «стада мчащих автомобилей, снующих туда-сюда», здесь и футбольный клуб, и тряска в общественном транспорте, и дымящие фабричные трубы, и постоянное звучание голосов, которое лирический герой характеризует метафорой «общий звериный вой». Однако сам звуковой строй стихотворений свидетельствует о неспешности и тягучести времени, а следовательно, о тоске и бездушии, царящем в атмосфере Петербурга и в самих его жителях. Например, в эпизоде разговора лирического героя с коллегой, что называется, ни о чём, собеседник не слышит его, уставив взгляд на столовые приборы:Там была бы эта кофейня с недурным бланманже,где, сказав, что зачем нам двадцатый век, если есть ужедевятнадцатый век, я бы видел, как взор коллегинадолго сосредотачивается на вилке или ноже.Данный эффект достигается ещё и особой ритмикой, свойственной манере Бродского в целом, а также и приёмами аллитерации (обилием сонорных согласных, например). В конце же цикла, в итоговом стихотворении, уже наблюдается обилие свистящих и шипящих согласных звуков, что свидетельствует о нарастании темпа происходящего: лирического героя презирает толпа, изгоняет из общества и города. Всё происходящее вокруг лирический герой Бродского описывает с некоторой долей иронии, которая угадывается в многочисленных метафорах (например, образе обезьяны, заприметившей пальму в витрине авиалиний, или в упоминании томов, хранящихся в Библиотеке, которые имеют ту же цену, что и «ежедневная речь», не достойная проникнуть в литературные образцы). Однако эта ирония окрашивает всё описываемое в угнетающие, мрачные тона, что подчёркивается обилием художественных средств, транслирующими негативное настроение: звериный вой, темнота, нагие колонны и пр. Думается, что здесь имеет место автобиографичность. Как известно, Бродский был иммигрантом, покинувшим Россию в 1972 году. Данный цикл автор создаёт уже на чужбине в 1976 году, транслируя не то чтобы тоску по родине, но скорее её недружелюбие в поэту. Таким образом, на материале стихотворений К. Аксакова «Петру», И. Анненского «Петербург» и цикла И. Бродского «Развивая Платона» представляется возможным сделать вывод о том, что Петербург – это не всегда олицетворение романтичности и любви, пышности барельефа зданий и помпезности убранства площадей. Это и метафора холода, и похоти, и пустынного каменного места, которое выступает врагом русской патриархальности. Однако все «три Петербурга», изображённые тремя поэтами, разные: у Аксакова – это образец яростного противления российскому природному естеству, который должен пасть и даровать Москве освобождение, вернуть ей статус главного города государства; у Анненского – это пустынное и безмолвное место, где слышны лишь звуки казни и низменных ночных увлечений. Бродский же рисует через образ Петербурга образ государства, из которого вынужден был уехать, сопрягая его с чувством некоторого пренебрежения. В итоге, благодаря произведениям рассмотренных поэтов, нам удалось посмотреть на Петербург сквозь время, начиная с времён ХIХ века и до второй половины века минувшего, проследить его наполнение благами цивилизации (вокзалы, аэропорты, автомобили и т. д.), увидеть город глазами русских художников слова, отнюдь не слепо воспевающих красоту Северной столицы, а обнажая его более мрачные стороны.

-

Вопрос-ответ:

Какие особенности звукового строя присутствуют в стихотворениях Аксакова, Анненского и Бродского?

В стихотворениях указанных поэтов присутствуют звуковые повторы, аллитерации и ритмические паузы, создающие ощущение неспешности и тягучести времени. Это свидетельствует о тоске и бездушии, характерных для изображения Петербурга.

Какими метафорами литературные герои описывают звучание голосов в Петербурге?

В литературных произведениях звучание голосов в Петербурге описывается метафорой общего звериного воя. Это символизирует жестокость, шумность и безликость города.

Какие объекты и явления характеризуют Петербург в стихотворениях Аксакова, Анненского и Бродского?

В стихотворениях указанных поэтов Петербург характеризуется стадами мчащих автомобилей, футбольными клубами, тряской в общественном транспорте, дымящими фабричными трубами и постоянным звучанием голосов.

Какими эмоциональными состояниями перенасыщен Петербург в стихотворениях Аксакова, Анненского и Бродского?

Петербург в стихотворениях указанных поэтов перенасыщен тоской и бездушием, что отражает звуковой строй произведений и создает ощущение неспешности и тягучести времени.

Что можно сказать о городском пространстве Петербурга в стихотворениях Аксакова, Анненского и Бродского?

В стихотворениях указанных поэтов городское пространство Петербурга представлено шумным, загрязненным и лишенным человеческой теплоты. Это подчеркивается звучанием голосов и звуками фабричных труб.

Какие основные черты Петербурга описывает Петр К. Аксаков?

В стихотворениях Петра К. Аксакова Петербург описывается как мегаполис, где собираются разнообразные городские элементы, такие как стада автомобилей, футбольный клуб, общественный транспорт, фабричные трубы. Он также отмечает постоянное звучание голосов, которое он метафорически характеризует как общий звериный вой. Однако, звуковой строй его стихотворений свидетельствует о тоске и бездушии этого города.

Какие эмоции вызывает Петербург у Петра К. Аксакова?

У Петра К. Аксакова Петербург вызывает тоску. Он ощущает неспешность и тягучесть времени в этом городе. Звуковой строй его стихотворений подчеркивает эту тоску и бездушие, создавая впечатление о безысходности и пустоте Петербурга.

Какие элементы характеризуют Петербург у Иннокентия А. Анненского?

У Иннокентия А. Анненского Петербург характеризуется как город с футбольным клубом, стадами автомобилей, тряской в общественном транспорте и дымящими фабричными трубами. Он также отмечает постоянное звучание голосов в городе, которое помогает создать образ общего звериного воя. Эти элементы олицетворяют суету и шум большого города.