методология и методика научного исследования. Исторический характер этой взаимосвязи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 15 15 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 03.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Исторический характер взаимосвязи научного исследования
2. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования


Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Например, относящийся к педагогической науке: объект исследования – инновационные технологии; предмет исследования (варианты): 1) в процессе обучения, 2) в воспитательной деятельности. Это примеры на предметном уровне исследования. На методологическом уровне исследования: объект исследования – методы инновационных технологий; предмет исследования: 1) методы системно-деятельностного подхода, 2) методы проектной деятельности, 3) методы интегрированного подхода и т. д.На уровне методологиинаучное исследование строится средствами и методами математической модели изучаемых явлений, методами сравненияс экспериментальным материалом, методами экспериментального дизайна и общей лабораторной практики, использование методов статистики, построения и использование моделей и диаграмм, междисциплинарного сотрудничества и научногоисследования. Назовём основные требования, которые предъявляются к научномуисследованию: 1. Актуальность исследования с точки зрения потребностей общества, науки и практики. 2. Непротиворечивость исходных теоретических, методологических и концептуальных положений в исследовании. 3. Новизна идей, результатов исследования. 4. Теоретическая и практическая значимость исследования. 5. Достоверность и обоснованность полученных выводов, положений, результатов. Приступая к методолгическому исследованию, следует уяснить, что цели деятельности практического работника образования (учителя, методиста, психолога и других) и цели ученого существенно различаются. Если цели практического работника – получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные: получить новое научное знание, в том числе объяснить, почему в том или ином случае получается такой результат.Говоря об особенностях методологического подхода, необходимо выделить особенности индивидуальной научной деятельности (работа отдельного исследователя) и особенности коллективной научной деятельности (деятельность сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, научного коллектива исследовательского института, педагогического коллектива учебного заведения, привлеченного к научно-экспериментальной деятельности). Они имеют много общего, но имеются и различия. Цель метологического исследования - использовать результаты фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социальных и практических задач. Между актуальными социальными и гуманитарными науками находятся науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусство и т. д. Включая формальные науки логику и математику. Классификация способствует переходу ученой степени от накопления эмпирических знаний к уровню теоретического синтеза. Классификация наук имеет большое значение для организации исследовательской, образовательной и библиотечной деятельности.[11, с.132] Задачи исследования:-сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;-обнаружение законов движения природы, общества, мышления и знаний;-систематизация полученных знаний;-объяснение сущности явлений и процессов;-прогнозирование событий, явлений и процессов;-установление направлений и форм практического использования полученных знаний.Можно определить как «систематическую и научную процедуру сбора, анализа, интерпретации и определения данных, относящихся к любой проблеме». Типы методов исследования можно разделить на несколько категорий в зависимости от характера и цели исследования и других атрибутов.Общая классификация методовТипы методов исследования можно условно разделить на две количественные и качественные  категории.Количественное исследование описывает, делает выводы и решает проблемы с помощью чисел. Особое внимание уделяется сбору числовых данных, обобщению этих данных и построению выводов из данных.Качественное исследование основано на словах, чувствах, эмоциях, звуках и других нечисловых и не поддающихся количественному измерению элементах. Было отмечено, что информация считается качественной по своей природе, если она не может быть проанализирована с помощью математических методов. [11, с.132] Эта характеристика также может означать, что инцидент происходит недостаточно часто, чтобы можно было собрать надежные данные.ЗаключениеМетодология и методика научного исследования отображают исторический характер этой взаимосвязи.Методология представляет теоретическое описание, объяснения и доказательства, расширяет знания и дает право ответить на вопросы: "какое, для чего это: почему,что, зачем ". Метод –предписывает знания, дает ответ на вопросы " каким образом,как: когда,что за чем". Любой метод характеризуетметодологию.Методы с привлечением методологии в процессе развития данной науки в качестве необходимого инструмента получения и применения знаний, оказываются среди важных научных результатов научного исследования.Методология включает научно-методический аппарат взаимосвязанных методов, охватывающих все основные этапы исследования. ЛитератураБарчуков, И. С. Методы научных исследований: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социальнокультурный сервис и туризм"/ И. С. Барчуков. - М.: Академия, 2008, 234 –с. http://seluk.ru/zdorove/451959-1-barchukov-metodi-nauchnih-issledovaniy-turizme-ucheb-posobie-dlya-vuzov-barchukov-m-izdatelskiy-centr-akademiya.phpБорзенков, Владимир Григорьевич. Философия науки. На пути к единству науки [Текст] :учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030100 - "Философия(магистратура)" / В. Г. Борзенков. - М.: Книжный дом "Университет", 2008Габриэль, Д. (2011). Методы и методология. Получено 11 февраля 2015 г. http://deborahgabriel.com/2011/05/13/methods-and-methodology/.Дордрехт: KluwerAcademicPublishers, 1992.Блахович Дж., 2009, «Как учебники по естественным наукам трактуют научный метод: взгляд философа», Британский журнал философии науки , 60 (2): 303–344. https://ru.edustanford.com/5796945-george-berkeleyЗагвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Академия, 2008. 173 с. 2Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. С. 9Крам, Ф. (2013). Метод или методология, в чем разница? Получено 11 февраля 2015 г. с сайта http://whanauoraresearch.co.nz/news/method-or-methodology-whats-the-difference/.Курашов, В.И.Познание мира и феномены технологии [текст] / В.И. Курашов. Казань, 2001, 77 –с.Масягин, В. Б. Методология научных исследований: конспект лекций / В. Б. Масягин. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. –50 с.Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. И. Круглов [и др.]. – М. : Логос,2011–29 с.Назаров И.В. История и философия науки [Текст]: учебное пособие /Екатеринбург: [УГЛТУ], 2008,2012, - 74сНазаров И.В., Новикова О.Н., Методология научного исследования Методические указания (для изучения теоретического курса) для студентов всех специальностей и направленийhttps://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2902/1/Nazarov_2014.pdfРожков, Н. Ф. Планирование и организация измерительного эксперимента : учеб. пособие / Н. Ф. Рожков. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. –132 c.Рузавин, Г.Н.Методология научного познания [текст] / Г.Н. Рузавин.М.,2005 -–76 с.Шипунова О. Д. «История и методология науки» http://www.oscsbras.ru/upload/files/novosti-biblioteki/elibrary_27214580_93817117.pdfШкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие /М. Ф. Шкляр. – 4-е изд. – М. : Дашков и К°, 2012. – 243 с.Эйсмонт, Н. Г.Теоретические основы и практика научных исследований :учеб.пособие / Н. Г. Эйсмонт, В. В. Даньшина, С. В. Бирюков ; МинобрнаукиРоссии, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2018.–88 с.


1. Барчуков, И. С. Методы научных исследований: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социальнокультурный сервис и туризм"/ И. С. Барчуков. - М.: Академия, 2008, 234 –с. http://seluk.ru/zdorove/451959-1-barchukov-metodi-nauchnih-issledovaniy-turizme-ucheb-posobie-dlya-vuzov-barchukov-m-izdatelskiy-centr-akademiya.php

2. Борзенков, Владимир Григорьевич. Философия науки. На пути к единству науки [Текст] :учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030100 - "Философия(магистратура)" / В. Г. Борзенков. - М.: Книжный дом "Университет", 2008

3. Габриэль, Д. (2011). Методы и методология. Получено 11 февраля 2015 г. http://deborahgabriel.com/2011/05/13/methods-and-methodology/.

4. Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1992.Блахович Дж., 2009, «Как учебники по естественным наукам трактуют научный метод: взгляд философа», Британский журнал философии науки , 60 (2): 303–344. https://ru.edustanford.com/5796945-george-berkeley


5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Академия, 2008. 173 с. 2Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. С. 9

6. Крам, Ф. (2013). Метод или методология, в чем разница? Получено 11 февраля 2015 г. с сайта
http://whanauoraresearch.co.nz/news/method-or-methodology-whats-the-difference/.

7. Курашов, В.И.Познание мира и феномены технологии [текст] / В.И. Курашов. Казань, 2001, 77 –с.

8. Масягин, В. Б. Методология научных исследований: конспект лекций / В. Б. Масягин. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. –50 с.

9. Методология научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. И. Круглов [и др.]. – М. : Логос,2011 –29 с.

10. Назаров И.В. История и философия науки [Текст]: учебное пособие /Екатеринбург: [УГЛТУ], 2008, 2012, - 74с


11. Назаров И.В., Новикова О.Н., Методология научного исследования Методические указания (для изучения теоретического курса) для студентов всех специальностей и направлений https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/2902/1/Nazarov_2014.pdf

12. Рожков, Н. Ф. Планирование и организация измерительного эксперимента : учеб. пособие / Н. Ф. Рожков. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. –132 c.

13. Рузавин, Г.Н. Методология научного познания [текст] / Г.Н. Рузавин.М.,2005 -–76 с.

14. Шипунова О. Д. «История и методология науки» http://www.oscsbras.ru/upload/files/novosti-biblioteki/elibrary_27214580_93817117.pdf

15. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие /М. Ф. Шкляр. – 4-е изд. – М. : Дашков и К°, 2012. – 243 с.

16. Эйсмонт, Н. Г.Теоретические основы и практика научных исследований : учеб.пособие / Н. Г. Эйсмонт, В. В. Даньшина, С. В. Бирюков ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2018. –88 с.