«логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 82 82 страницы
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 28.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Общая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.2 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 12
1.3 Лингвистические аспекты исследования слоговой структуры слова 17
1.4 Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1 Организация и методика исследования состояния слоговой структуры слова дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2 Результаты исследования слоговой структуры слова детей с общим недоразвитием речи 28
2.3 Цели, задачи, принципы, содержание логопедической работы 40
2.4 Результаты логопедической работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Фрагмент для ознакомления

(СЛАЙД 16) По результатам контрольного эксперимента определены следующие уровни развития моторной реализации во внешней речи у старших дошкольников с ОНР после проведения коррекционной работы следующие: Уровень выше среднего отмечен у 5 детей (17 %);Средний уровень определен у 23 ребенка (76 %); Уровень ниже среднего выявлен у 2 детей (7 %).В данной выборке преобладает количество детей со средним уровнем развития моторной реализации во внешней речи (23 ребенка и 76%). (СЛАЙД 17)По результатам исследования артикуляционной моторики у детей с ОНР были определены следующие уровни развития артикуляции:Высокий уровень отмечен у 2 детей (7 %);Выше среднего – у 15 детей (50 %);Средний уровень – у 10 детей (33 %);Ниже среднего – у 3 детей (10 %).В данной выборке преобладает количество детей с уровнем развития артикуляционной моторики выше среднего (15 детей и 50 %).(СЛАЙД 18)У дошкольников с ОНР выявлены следующие уровни сформированности фонематического восприятия по результатам контрольного эксперимента:Выше среднего отмечен у 14 детей (47 %);Средний уровень – у 15 детей (50 %);Ниже среднего – у 1 ребенка (3 %).В данной выборке у детей с ОНР преобладает уровень выше среднего (14 детей) и средний уровень (15 детей и 50 %) развития фонематического восприятия. (СЛАЙД 19)По итогам контрольного эксперимента были определены уровни развития каждого компонента, обеспечивающего становление слоговой структуры слова у детей:1) моторная реализация: уровень выше среднего (5 детей и 17 %), средний уровень (23 ребенка и 76 %), уровень ниже среднего (2 ребенка и 7 %);2) артикуляционная моторика: высокий уровень (2 ребенка и 7 %), уровень выше среднего (15 детей и 50 %), средний (10 детей и 33 %), уровень ниже среднего (3 ребенка и 10 %);3) фонематическое восприятия: уровень выше среднего (14 детей и 47 %), средний уровень (15 детей и 50 %), уровень ниже среднего (1 детей и 3 %). (СЛАЙД 20) Сравнительные результаты практического исследования позволяют сделать следующие выводы. 1. Обобщение результатов констатирующего исследования выявило следующие уровни развития слоговой структуры слова у детей с ОНР: средний уровень (20 детей и 67 %), уровень ниже среднего (9 детей и 30 %) и низкий уровень (1 ребенок и 3 %). 2. Обобщение результатов контрольного исследования выявило следующие уровни развития слоговой структуры слова у детей с ОНР: уровень выше среднего (14 детей и 47 %), средний (15 детей и 50 %), уровень ниже среднего (1 ребенок и 3 %). 3. Коррекционная программа показала свою эффективность, у детей улучшились показатели сформированности слоговой структуры слова. После проведения логопедической работы у старших дошкольников с ОНР преобладает уровень выше среднего (14 детей и 47 %) и средний уровень (15 детей и 50 %) развития слоговой структуры слова.Коррекционная программа З.Е. Агранович, С.Е. Большаковой, А.К. Марковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной зарекомендовала себя с положительной стороны и рекомендована для логопедической работы с детьми с ОНР.Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена. Спасибо за внимание! Готова ответить на вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб: Детство-пресс, 2009. – 48 с.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
3. Болотова Н.В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н.В. Болотова // Игра и дети. – 2019. – № 5. – С. 5–13.
4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. – СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000. – 330 с.
5. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1987. – 123 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
7. Волкова Л. С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь (сборник) / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АСТ, 2013. – 790 с.
9. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.
10. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
11. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 295 с.
12. Добрынина Т.А. Использование приемов биоэнергопластики и кинезиологии в логопедической работе / Т.А. Добранина // Логопед в детском саду. – 2019. – № 4. – 49–53.
13. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи. Учебно-Методическое пособие. – ВЛАДОС, 2017. – 38 с.
14. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2021. – 320 c.
15. Ильюшина М.А. Исследование слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 21 окт. 2021 г.) / редкол.: И.Л. Федотенко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 233–235
16. Карлова М.А. Особенности звукопроизношения у детей с ОНР / М.А. Карлова, В.А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 214–217.
17. Ковязина Т.Г. Конструктор тико в логопедической работе с дошкольниками / Т.Г. Ковязина // Логопед в детском саду. – 2019. – № 4. – С. 29–33.
18. Козырева О.А. Логопедические технологии / О.А. Козырева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 192 с.
19. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД Литера, 2014. – 134 с.
20. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: 1999. – 160 с.
21. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Р.Е. Левина ; [ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин]. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с.
22. Леонтьев A.A. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 232 с.
23. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум, 2018. – 24 c.
24. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
25. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с.
26. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1963. – 34 с.
27. Новикова Л.В. Использование методов интерактивной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи / Л. В. Новикова // Дошкольная педагогика. – 2020. – №5. – С. 38–39.
28. Пастухова Н.В. Влияние театрализованной деятельности на формирование правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Пастухова // Игра и дети. – 2020. – № 4. – С. 16–19.
29. Праведникова И.П. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 32 с.
30. Покоевец К.Н. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня / К.Н. Покоевец, М.Я. Добря // Развитие системы образования: теория, методология, опыт : сборник статей – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 36-39.
31. Поливанов Е.Д. Лекции по введению в языкознание и общей фонетике / Е.Д. Поливанов. – М.: Едиториал УРСС, 2019. – 110 c.
32. Попов М.Б. Фонетика современного русского языка: Учебник / Учебно-методический комплекс по курсу «Фонетика современного русского языка». – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. – 303 с.
33. Сошникова Л.В. Приемы работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников / Л.В. Сошникова, А.В. Данилишина // Логопед. – 2016. – № 10. – С. 6-13.
34. Савченко Е.Е. Биоэнергопластика – развитие артикуляции и речи у детей 4-7 лет. Консультация для родителей и педагогов / Е.Е. Савченко // Логопед. – 2018. – № 1.
35. Салкова Л.Г. Устранение фонематического недоразвития у старших дошкольников через использование нетрадиционного игрового оборудования / Л. Г. Салкова, С. М. Харитонова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 3. – С. 55–57.
36. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно-литературных статей. – Киев, 1899.
37. Смирнова И.А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей / И.А. Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2020. – №2. – С. 10–15.
38. Соловьева Л.Г. Логопедия. – М.: Юрайт, 2020. – 192 с.
39. Солодова О.А. Конспект коррекционного логопедического занятия с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР / О.А. Солодова // Дошкольная педагогика. – 2020. – №7. – С. 48–49.
40. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей // Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. – М., 1982. – 98 с.
41. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией : учебно-методическое пособие / Т.А. Титова. – Санкт-Петербург : ЛГУ, 2010. – 143 с.
42. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2018. – 96 с.
43. Тумашова Т.А. Развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи / Т.А. Тумашова // Вестник логопеда. – 2021. – № 1. – С. 27–30.
44. Федорченко Е.Н. Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с ТНР / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. – 2020. – № 1. – С. 24–31.
45. Филичева Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие для студентов высш. учеб. заведений, педагогов и родителей / Т.В. Туманова, А.В. Соболева; Т.Б. Филичева . – 2-е изд. – Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. – 200 с.
46. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б. // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150.
47. Фомина А.Р. Специфика становления звуко-слоговой структуры речи детей с общим недоразвитием речи / А.Р. Фомина, Э.А. Ажумарова // Развитие образования. – 2019. – № 2 (4). – С. 58–62
48. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 24 с.
49. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
50. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.
51. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис - Пресс, 2008. – 209 с.
52. Шабалина С.А. Инновационные методы в работе учителя-логопеда // Логопед в детском саду. – 2021. – № 2. – С. 32–37.
53. Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 30–39.
54. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.
55. Шашкина Г.Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.
56. Швачкин Н.Х. Возростная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт,2004. - 330с.
57. Яковлева Р.И. Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ / Р.И. Яковлева // Логопед. – 2021. – № 10.