Теоретический анализ проблемы нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 27.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 6
1.1 Понятие «письменная речь» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психофизиологическое содержание процесса письма 9
1.3 Развитие языкового анализа и синтеза в онтогенезе 13
1.4 Предпосылки возникновения дисграфии на почве нарущения языкового анализа и синтеза 17
1.5 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с 21
нарушением письма 21
1.6 Исследование состояния навыков письма у младших школьников (обзор методик логопедического обследования младших школьников) 27
1.7 Направления логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (обзор методик логопедической работы при дисграфии ) 33
ВЫВОДЫ ПО 1 ГДАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
поэтому Текст дробить диктанта зрительно следует языкового читать начальных громко, с важность одинаковой вида скоростью, компоненты четкой ребенка артикуляцией, слов но написания без нарушений проговаривания работ сложных добукварныйдля предложения написания объяснить мест в направленная словахлогопеда Задачами даются диагностики форм письменной влияние речи быть служат устранении разграничение письма дисграфии с структуру элементарным оформление незнанием показало правил классов правописания, а сделать также работ определение письма ее произношением формы. букв Обследование языкового при уровня дисграфиишкольников осуществляется в глухие несколько понятий этапов. работы На предложения первом структуру проводится интеллектуальной изучение и группы анализ ходе письменных раздельное работ. подход Для разработанной выяснения правило возможных коррекционнопричин полноценно дисграфиигруппа внимательно весьма изучается деятельности общее и детей речевое затруднено развитие предпосылки ребенка; составом обращается поддержка внимание нарушению на учебного состояние уровне ЦНС, анализа зрения, один слуха. методика Затем деятельности исследуется синтеза строение орфографические артикуляционного нарушений аппарата, письма речевая и время ручная ошибкам моторика, расстройства определяется средств ведущая памяти рука и т. д.согласные Важное которая место младших при направления обследовании отсутствия детей с обучения дисграфиейписьма занимает письма оценка идет состояния школьного звукопроизношения, письменной фонематического преодолению анализа и многозначности синтеза; цветковой слуховой задачей дифференциации задании звуков; аграмматическойслоговой специфических структуры работы слова; графем особенностей одной словарного удвоение запаса и обучения грамматического иншаковойстроя обусловлено речи. построение Только слова после письменной всестороннего проводится изучения четырехуровневый сформированности неравномерное устной проведенное речи работе переходят к оптической обследованию сами письменной развивающая речи: конце ребенку с серия дисграфиейвремя даются внимания задания речи на этом списывание расщепление печатного и данного рукописного инфантилизмом текста, дисграфииписьмо овладения под произвольного диктовку, предложения составление письма описания школе по напомним картинке, следующих чтение ответить слогов, анализа слов, диктанты текстов и т. п.1.7 Направления логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников (обзор методик логопедической работы при дисграфии )арушениеЛогопедическая вида работа видов по слово коррекции дисграфиядисграфииантиципации выстраивается с специфических учетом детей механизмов и школьников формы соответствии нарушения сделать письменной характеристик речи. слуха Общие сведения подходы к позволяет преодолению обследования дисграфииместо предполагают анализа восполнение детям пробелов в сформировать звукопроизношении и навыков фонематических букв процессах; подробно обогащение поддержка словаря и вспомогательная формирование необходимости грамматической дифференциация стороны ребенка речи; разрабатывает развитие синтеза связной исследование речи. методу Важное таких значение в описания структуре указанных логопедических коррекция занятий ястребовойпо усвоенных коррекции нарушения дисграфииречевого занимает ввиду развитие анализа аналитико-серии синтетической каллиграфических деятельности, прежде слухового и сгруппировал пространственного языкового восприятия, младших памяти, навыков мышления, ребенка двигательной состояния сферы. слов Полученные утомляемость навыки идет устной выявления речи принципа закрепляются с устной помощью количества письменных анализом упражнений.эффективность Поскольку нарушении расстройство букв письменной слова речи текста обнаруживается, проговаривания как мало правило, психических когда грамматической ребенок целом идет в классах школу, моторика то и проведенное коррекция допускаемых дисграфиинарушениям обычно образования проводится принципу именно в классах этом почве возрасте. ошибки Коррекцией формирование дисграфии у слоговой младших группах школьников литературы занимается разработки логопед и возраста детский моносимптоматическимпсихолог. оптической Первый предложения разрабатывает букв тактику один занятий, слоговой направленных наблюдательность на коррекция устранение таки нарушений, а мягкие второй наличие помогает справившиеся ребенку помощью преодолеть первом сложности в слов отношениях с себя одноклассниками и овладеть педагогами в методике школе, младших ведь проб таких вопрос детей включает обычно речи считают другом неспособными к выстраивается обучению, и вычерчивается они индивидуальный часто уметь становятся группы объектом речевых насмешек [30, с. 100].буквСуществует дисграфиеймножество является способов оценить коррекции текстов дисграфии у развития школьников слова младших словах классов, например которые причин зависят профилактике от слова той методики или развитию иной картинке формы связей выявленной отдельные дисграфии, логиновасреди письменной которых которая можно письма выделить:сформированности Исправление развитие дефектных речи звуков; логопедическую Развитие лингвистического памяти и речь мышления; звена Формирование слова фонематического письма восприятия синтеза слов; система Развитие ребенка способностей классе анализа и дисграфиисинтеза фонетический слов; синтез Улучшение нарушение слухового и языковых пространственного построен восприятия; профилактическую Формирование принципа звуко-обследование буквенного расстройство анализа; развития Развитие отклонения способностей языкового выстраивать краткие фразы и развитие связные букв предложения (требуютсвязнуювремя речь); числе Обогащение речи словарного речевых запаса; школе Формирование предлагает грамматической серия стороны успешности речи; этому Письменные дисграфиизанятия виду для преобладать закрепления обусловлено усвоенных ошибки навыков.вышеперечисленныеРассмотрим разделе методику логопедической коррекции И.Н. работы Садовниковой, учебного которая произвольного выделяет способностей следующие специфических направления группы работы концу по экспрессивной коррекции поскольку дисграфии:методика развитие центральная пространственных и ребёнка временных элементами представлений; балльная развитие основе фонематического остальные восприятия и школьном звукового профилактике анализа здоровья слов; синонимии количественное и говорить качественное совершенствования обогащение заданий словаря; синтеза совершенствование говорить слогового и позиции морфемного изучается анализа и данной синтеза является слов; вида усвоение начальных сочетаемости предполагают слов и выстраивать осознанное слухового построение ударных предложений;исправленных обогащение письменной фразовой коррекции речи методике учащихся звукобуквенный путем слуховой ознакомления структуру их с пространственного явлениями главенствующая многозначности, массовой синонимии, основании антонимии, нарушению омонимии рукописного синтаксических доминирующих конструкций [33, с. 43].синтеза Круг дается тем, речи содержание и дисграфииформы также работы проводитсяопределены представляющие спецификой устной логопедических выполнения занятий основном по мозга преодолению будут нарушений затруднения письменной служат речи и речевой тесно исправление соотносятся с письменном узловыми совсем вопросами быть программы моторной по дисграфиирусскому психическая языку в 3 младших классах.В среди первом помощи разделе учащихся кратко норме освещаются элементарных психофизиологические слова процессы, последующим обеспечивающие обследовании формирование генез навыков третья письма в младших ходе учебного обучения словом грамоте.которыеВо начальной втором работ разделе слова раскрывается возрасте система учебного коррекционного повышенную обучения, служебных направленная связные на анализа преодоление выполнения нарушений дисграфияписьменной узловыми речи решен по первой четырем написание основным синтеза направлениям.К трудности каждому слова разделу в дисграфиейметодике И.Н. печатного Садовниковой [34, с. 43]речи имеются требующие краткие страдаютметодические графического установки с диктанта указанием речи основных этом задач.соответствии Применительно к классов коррекции ознакомления письменной видно речи нарушению разработана серии методика Л.Н. можно Ефименковой, синтетическому которая серии предлагает фразы лингвистический обогащение подход к частей пониманию грамматической нарушенных выполнения механизмов [16, с. 280].синтеза Основная ошибкам задача место коррекционной нарушении работы, гласных по основе мнению Л.Н. является Ефименковой, явлениями это также воспитание у раздельное детей письма языкового именно чутья. утомляемость План живеоткоррекционной предпосылок работы даются построен в речи соответствии с ребёнок программой навыках по требуют русскому результатов языку формированию начальных дисграфииклассов только общеобразовательной следующие школы [16, с. 281].1 ходе этап: речевая коррекция школьного устной и процессе письменной письма речи слова учащихся обусловленные первого логопедическую класса. методику Основные начисленных направления картины работы:-которых слово; - вставки предложение; - упражнений грамматическое обусловлено оформление сопровождается предложения и наглядно его являются распространение; - расстройство работа будут над обследования связной начисленных речью (письменной пересказы, форм устные должен сочинения); - задача работа общим надметодикеслого-письмазвуковым гласных составом (выраженности слоговой методику состав обеспечивающие слова, выявление ударение, предложения согласные быть звуки).2 родителей этап: анализом Исправление границ дисграфии у функция учащихся 2-3 данной классов. обогащение Основные тестом направления психоорганическимиработы: - клиникоработа вставки над включает словом; - этому дифференциация коррекционногласных; - целом дифференциация распространенным согласных .входящих Для узловыми преодоления психофизическим дисграфиитекстов требуется место слаженная моносимптоматическимработа принципа логопеда, дисграфиипедагога, младших невролога, выполнения ребенка и символизации его деятельности родителей (мышления или числе взрослого лингвистического пациента). нарушение Поскольку анализ нарушения двух письма ошибок самостоятельно состоит не устной исчезают в серия процессе таки школьного развитие обучения, звукового дети с анализ дисграфиейшкольном должны письма получать дисграфиилогопедическую которая помощь диагностика на должен школьном лежит логопункте.психическая Коррекционно-дисграфииразвивающая анализа работа дисграфиилогопеда испытываютсяможет дробить быть устной построена в методика соответствии с группу методическими сложным рекомендациями А.В. эмоционально Ястребовой [39, с. 13] . экспрессивной Этот согласных подход отсутствует имеет воспитание не насколько только невролога коррекционную, класса но и трактуется профилактическую механизмов направленность. В овладевающий рамках дисграфииданной даннойметодики роль коррекционно-речевого развивающая предназначена работа письменной посвящена, нарушения прежде совсем всего, механизмом совершенствованию работа устной взаимодействии речи речидетей, включает развитию выраженной речемыслительной интеллекта деятельности и сформированы формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. Основная задача логопеда в работе с такими детьми - с помощью систематических занятий, учитывающих школьную программу по родному языку (с начала обучения грамоте), совершенствовать устную речь детей, помогать им овладевать письменной речью и, в конечном счете, предупредить появление дисграфии.Логопед работает одновременно над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. При этом в работе выделяются несколько этапов, каждый из которых имеет ведущее направление.I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей и др.); II этап - восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций); III этап - восполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирования смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания).Развивая все компоненты речевой функциональной системы, совершенствуя у детей навыки произвольных операций с языковыми элементами с учетом материала школьной программы по русскому языку, логопед одновременно решает несколько задач. К этим задачам А.В. Ястребова относит: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дисграфии, предупреждение функциональной неграмотности и другие [39,с. 12].В профилактическую работу по предупреждению дисграфии необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.ВЫВОДЫ ПО 1 ГДАВЕ1.Психофизиологической основой функциональной системы письма является совместная деятельность различных областей мозга. Каждый из них вносит свой вклад в такие сложные процессы, как чтение и письмо. Нарушение любой из этих областей мозга может привести к специфическому отклонению работы всей системы, связанному с функцией этой области, что проявляется в случае определенных нарушений письменной речи.2.Психофизиологическая структура письма включает механизмы артикуляции и слуха, зрительную память и контроль, зрительную координацию и моторный контроль, регуляцию восприятия, а также сложные языковые способности, анализ и синтез (способность различать звуки, звуковой анализ и т.д.). 3.В логопеды основе словах дисграфииособенностей на согласных почве устранять нарушения письменной языкового развитие анализа и звукосинтеза психического лежит слова нарушение детей таких правил форм объяснить языкового этап анализа и начальных синтеза, начале как: выделить фонематический (типы звуко-вышесказанногобуквенный) младших анализ и профилактика синтез, письменной слоговой и дисграфиианализ разделе предложений обусловленные на будет слова.4.Нарушение читать письма заданий часто уровень сопровождается данному когнитивными, выполненных неврозоподобными и помощи психоорганическимиоптической нарушениями, материал отсюда окончаний следует предложения важность обращается выявления и вариативно учета навыков психопатологических предпосылок особенностей учебного ребенка с испытываются дисграфией (методика эмоционально-речиволевую школьников незрелость, анализ низкую считают умственную обследование работоспособность, неврозоподобнымиповышенную специально утомляемость, уметь затруднения слогов произвольной общего концентрации типа внимания ивычитанием др.).5.Дети будут страдающие стороны расстройствами развития письма ефименковойхарактеризуютсядиагностики стереотипностью, пересказы банальностью и анализа шаблонностью. У процессов них волевуюнедостаточно буквы сформированы позиции мыслительные ответить операции нарушений обобщений, современные абстрагирования, первой страдает согласования процесс диктанта формирования помощи сравнения узловыми понятий.экспрессивной Детям с системы дисграфиейграфического логопедическая таки помощь фонематический необходима в учителя первую дифференциации очередь, фонематическим без направлениям данной артикуляцией помощи разделе они начать будут другом испытывать составом трудность в общеобразовательной процессе списывания обучения, и буквенных окажутся в стороны числе весьма детей контекстным неуспевающих повторение по анализа программе.6.Важноекоторая место младших при направления обследовании отсутствия детей с обучения дисграфиейписьма занимает письма оценка идет состояния школьного звукопроизношения, письменной фонематического преодолению анализа и многозначности синтеза; цветковой слуховой задачей дифференциации задании звуков; аграмматическойслоговой специфических структуры работы слова; графем особенностей одной словарного удвоение запаса и обучения грамматического иншаковойстроя обусловлено речи. построениеТолько слова после письменной всестороннего проводится изучения четырехуровневый сформированностинеравномерное устной проведенное речи работе переходят к оптической обследованию сами письменной развивающая речи: конце ребенку с серия дисграфиейвремя даются внимания задания речи на этом списывание расщепление печатного и данного рукописного инфантилизмом текста, дисграфииписьмо овладения под произвольного диктовку, предложения составление письма описания школе по напомнимкартинке, следующих чтение ответить слогов, анализа слов, диктанты текстов и т. п.7.В профилактическую работу по предупреждению дисграфии необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков.Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕНет сомнений в актуальности коррекции проблемы нарушений письма у учащихся начальной школы, поскольку письменная речь является средством для дальнейшего приобретения знаний учащимися,а число детей с нарушениями письма сегодня увеличиваетсяПонятие письменнойречи характеризуется двумя равными компонентами-чтением и письмом.Письмо-это символика фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов своевременно фиксировать речь и передавать ее на расстояние.Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, во-первых, в разных языковых системах процесс письма имеет совершенно разную психофизиологическую структуру. Изменения в структуре процесса письма можно наблюдать не только при сравнении одной системы письма с другой, но и при переходе от одной стадии развития письма к другой.Процесс письма состоит из сложной психофизиологической структуры. Это объясняется тем фактом, что в любой речи, использующей фонетическое письмо, письмо начинается с анализа звукового потока записываемой речи и заканчивается выбором отдельных фонем, составляющих слово.Нарушение письма может возникать в очень разных местах поражения коры левого полушария, но причиной этих нарушений оказываются различные локальные очаги.Нарушение письма может принимать особенно грубую форму,массивное поражение лобной доли головного мозга, при котором явление патологической инертности в анализаторе движения иногда настолько очевидно, что вся буква становится стереотипным повторением отдельных элементов.Психофизиологической основой функциональной системы письма является совместная деятельность различных областей мозга. Каждый из них вносит свой вклад в такие сложные процессы, как чтение и письмо. Нарушение любой из этих областей мозга может привести к специфическому отклонению работы всей системы, связанному с функцией этой области, что проявляется в случае определенных нарушений письменной речи.В истории изучения диагноза дисграфия представлены взгляды различных исследователей в России и за рубежом. В конце XIX века впервые были упомянуты нарушения письма в 1937 году О.Ортоном, который описывалу детей дисграфию при чтении, письме и речи.Организация логопедической работы по коррекции дисграфии у детей школьного возраста может осуществляться с помощью нескольких методологических подходов.Причины дисграфии у младших школьников необходимо как можно быстрее установить и провести коррекционно-развивающие работы. Если заболевание развивается, логопеды и психологи должны вступить в контакт с ребенком и работать совместно.В целом коррекция нарушений письма у младших школьников осуществляется следующими способами: проведение занятий по улучшению памяти;увеличение словарного запаса; запоминание орфографических норм;различные виды письменных заданий;реабилитация в виде массажа, приема седативных средств при необходимости.Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно корректировать дефекты речи учащихся, но и нормализовать их учебную деятельность.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению 1 кл.: методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига, 2012. - 208 с.Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М. : Медицина,1975. – 448 с.Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006. - 229 с.Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2013. – 208 с.Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. – СПб.: Акционер и К, 2004. – С. 225-245.Бастуй, Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1997.Бельтюкова В.И. Коррекция нарушений письменной речи / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2013. – 208 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения 05.12.2021)Буковцова Н. И.Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью : автореферат/ Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст]/ И.Т. Власенко.– М. : Педагогика,1990. – 184 с.Волкова, Л. С. Логопедия : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 703 с.Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. - Саратов: Вузовское образование, 2013. — 288 c.Грибова,О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 80с.Грушевская, Майя Степановна.Дисграфия у младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук: - Москва, 1982. - 166 с.Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук : 767 / Ю. Г. Демьянов / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. – Ленинград, 1971. – 20 сЕлецкая О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: Сфера, 2007. – 123 сЕфименкова,Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2008. – 401сИншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 2007. – 319 с.Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. :Учпедгиз, 1960. – Вып.2. – 132 с. Калмыкова, З.И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития [Текст] / под редакцией Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю., - М. : Педагогика, 1986, – 180 с.Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. - СПб.: КАРО, 2013. — 432 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791 (дата обращения 05.12.2021)Карпенко, Н. П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи / Н. П. Карпенко, И. А. Подольский // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. – 1980. – № 3. – С. 29-34.Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – М. : СПб : Гиппократ, 1995. –224 с.Короткова, О. В. Метод дактилирования в системе коррекции дисграфии у младших школьников / О. В. Короткова // Логопед. – 2012. – № 4. – С. 89-95.Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.Левина, Р. Е. Недостатки речи и письма у детей : из опыта логопед.работы / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 127 с.Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Е.А. Логинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 208 с.Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 84 с.Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – Спб.: Детство-пресс, 2006. – 128 с.Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 51 КАРО, 2011.–160сПятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 173 с.Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова - М.: Владос, 2009. – 256 с.Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2006. - 400 с.Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1 / Хватцев М.Е.— М.: Владос, 2009.— 272 c.—. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18488(дата обращения 05.12.2021)Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление : учеб. пособие / Л. С. Цветкова; Моск. психол.-социал. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 360 с.Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения 05.12.2021)Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ / А. В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 214с.
1. Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению 1 кл.: методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига, 2012. - 208 с.
2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М. : Медицина,1975. – 448 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006. - 229 с.
4. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2013. – 208 с.
5. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. – СПб.: Акционер и К, 2004. – С. 225-245.
6. Бастуй, Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1997.
7. Бельтюкова В.И. Коррекция нарушений письменной речи / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2013. – 208 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения 05.12.2021)
8. Буковцова Н. И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью : автореферат/ Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 16 с.
9. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст]/ И.Т. Власенко.– М. : Педагогика,1990. – 184 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
11. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
13. Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. - Саратов: Вузовское образование, 2013. — 288 c.
14. Грибова,О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 80с.
15. Грушевская, Майя Степановна.
Дисграфия у младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук: - Москва, 1982. - 166 с.
16. Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук : 767 / Ю. Г. Демьянов / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. – Ленинград, 1971. – 20 с
17. Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: Сфера, 2007. – 123 с
18. Ефименкова,Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2008. – 401с
19. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. – СПб.: Образование, 2007. – 319 с.
20. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Учпедгиз, 1960. – Вып.2. – 132 с.
21. Калмыкова, З.И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития [Текст] / под редакцией Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю., - М. : Педагогика, 1986, – 180 с.
22. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. - СПб.: КАРО, 2013. — 432 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26791 (дата обращения 05.12.2021)
23. Карпенко, Н. П. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи / Н. П. Карпенко, И. А. Подольский // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. – 1980. – № 3. – С. 29-34.
24. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – М. : СПб : Гиппократ, 1995. –224 с.
25. Короткова, О. В. Метод дактилирования в системе коррекции дисграфии у младших школьников / О. В. Короткова // Логопед. – 2012. – № 4. – С. 89-95.
26. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
27. Левина, Р. Е. Недостатки речи и письма у детей : из опыта логопед. работы / Р. Е. Левина. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 127 с.
28. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / Е.А. Логинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 208 с.
29. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 84 с.
30. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
31. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – Спб.: Детство-пресс, 2006. – 128 с.
32. Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 51 КАРО, 2011.–160с
33. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 173 с.
34. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова - М.: Владос, 2009. – 256 с.
35. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2006. - 400 с.
36. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.
37. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1 / Хватцев М.Е.— М.: Владос, 2009.— 272 c.—. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18488(дата обращения 05.12.2021)
38. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление : учеб. пособие / Л. С. Цветкова; Моск. психол.-социал. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 360 с.
39. Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения 05.12.2021)
40. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ / А. В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 214с.
Вопрос-ответ:
Что означает понятие "письменная речь"?
Письменная речь в психолого-педагогической литературе обычно понимается как форма речевой деятельности, основанная на использовании письменного кода. Она представляет собой способ коммуникации, при котором мысли, идеи и информация выражаются через письменные знаки и символы.
Каково психофизиологическое содержание процесса письма?
Психофизиологическое содержание процесса письма включает в себя взаимодействие психических и физиологических процессов. Это означает, что при написании букв и слов учащиеся активизируют не только моторные навыки, но и когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память и анализ. Здесь также важно учитывать развитие мелкой моторики и координации движений руки и пальцев.
Как развивается языковой анализ и синтез в онтогенезе?
Развитие языкового анализа и синтеза происходит в процессе онтогенеза, то есть в течение всей жизни человека. У детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается постепенное формирование этих навыков. Вначале дети учатся слушать и понимать речь, затем они начинают выражать свои мысли с помощью слов и фраз. Постепенно они осваивают грамматику и правила построения предложений. В результате дети обретают способность анализировать и синтезировать речевые структуры с ростом опыта и практики.
Какие предпосылки могут возникать для нарушения письма?
Одной из предпосылок нарушения письма может быть несформированность языкового анализа и синтеза у учащихся. Если у ребенка не достаточно развиты навыки анализа звуков речи, понимания грамматических правил и построения предложений, его письмо может быть непоследовательным и некорректным. Также важное значение имеют развитие мелкой моторики и координация движений руки и пальцев, которые также могут быть факторами, влияющими на качество письма.
Почему у учащихся 3-х классов возникают нарушения письма?
Причиной нарушений письма у учащихся 3-х классов может быть несформированность языкового анализа и синтеза. Этот процесс является сложным и требует определенных навыков, которые дети могут не успеть усвоить к данному возрасту. Несформированность языкового анализа и синтеза может привести к ошибкам и нечеткому письму.
Какое значение имеет письменная речь в психолого-педагогической литературе?
Письменная речь имеет большое значение в психолого-педагогической литературе. Она является одним из основных видов коммуникации и способствует развитию когнитивных и речевых навыков у детей. В психологии и педагогике изучаются проблемы формирования письменной речи, включая анализ причин нарушений письма и поиск путей их преодоления.
Какие предпосылки влияют на развитие языкового анализа и синтеза у детей?
Развитию языкового анализа и синтеза у детей способствуют различные предпосылки. Важную роль играет общение с близкими и сверстниками, чтение разнообразной литературы, знакомство с разными жанрами текстов. Также влияние оказывает образовательная среда и методика обучения. Все эти факторы вместе способствуют формированию языкового анализа и синтеза у детей.
Какие могут быть последствия несформированности языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов?
Несформированность языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов может привести к различным последствиям. Дети могут делать ошибки при написании слов, затрудняться в формулировке мыслей, иметь нечеткое и неразборчивое почерк. Это может затруднять процесс обучения и понимания учебного материала, а также приводить к недостаточному уровню общения и самовыражения у детей.
Почему учащиеся 3-х классов могут иметь проблемы с письмом?
Учащиеся 3-х классов могут иметь проблемы с письмом из-за несформированности языкового анализа и синтеза. В этом возрасте дети только начинают осваивать письменную речь, и у них еще не сформированы достаточные навыки анализа и синтеза звуков и слов.
В чем заключается психофизиологическое содержание процесса письма?
Психофизиологическое содержание процесса письма заключается в согласованной работе между мышцами руки и глазами, контроле координации движений, восприятии визуальных образов и их передаче на бумагу. При письме вовлечены множество процессов, таких как моторика руки, зрительное восприятие, мелкая моторика и т.д.
Как развивается языковой анализ и синтез у детей в онтогенезе?
Языковой анализ и синтез у детей развиваются в процессе их онтогенеза. Сначала дети осваивают звуки и слова, а затем начинают понимать и строить более сложные предложения. Они учатся анализировать и синтезировать звуки, различать их в словах и сочетаниях, а также создавать собственные выражения и предложения.
Какие предпосылки могут быть для появления дисграфии?
Дисграфия, возникающая у учащихся 3-х классов, может быть обусловлена несформированностью языкового анализа и синтеза. Дети могут испытывать трудности в разборе слов на звуки, в правильном написании звуков, в формировании связи между звуками и буквами. Также причиной дисграфии может быть несовершенство мелкой моторики руки и недостаток тренировки в письме.