Сравнительный анализ культурной политики Германии и России
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 13.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общие сведения о стране. 4
Структура органов управления сферой культуры Германии 4
2. Модели культурной политики 8
3. Спонсор культурной политики 11
4. Направления культурной политики 12
5. Международные культурные отношения 19
6. Критика культурной политики в Германии 21
7. Понятие и специфика культурной политики в условиях глобализации 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Другие исследователи трактуют культурную идентичность как общую совокупность всех присущих индивиду идентичностей и зачастую объединяют понятия культурной и социальной идентичности как тождественные. Данный подход, как правило, основывается на биполярной модели идентичности, согласно которой возможны только два вида идентификации: либо идентификация представителя меньшинства с собственной группой, либо идентификация с доминирующей группой, причем индивид, четко определяющий свою принадлежность к одной группе, не может одновременно идентифицировать себя с другой. Вместе с тем, исследователи, выделяющие культурную идентичность в самостоятельное образование, определяют её через ряд существенных признаков. Культурная идентичность представляет собой установление прочной духовной связи между человеком и его народом, осознание чувства глубокой принадлежности к национальной традиционной культуре, интериоризацию ее ценностей. На современном этапе культурная идентичность играет особую роль.Чем более «национальным» являлось государство, тем более кардинальны данные трансформации.Европейский год культурного наследия, которому был посвящен 2018 г. прошел под эгидой двух утверждений. Первое принадлежит Норбету Ламмеру, который заявил: «Когда мы говорим о Европе, мы, по сути, говорим об идее. И в основе этой идеи лежит культура». Автором второй стал Клаус Дитер Классен, утверждавший, что «о временем пришло осознание того, что всеобъемлющая европейская культура, выходящая за рамки национальных культур, составляет« европейскую идентичность »раньше многих других. По словам Матиаса Вемхоффа, председателя Консультативного совета Национальной программы Года культурного наследия, это должно внести вклад в оспаривание идеи «национальной руководящей культуры» и, таким образом, в борьбу с национализмом в Европе, показывая людям, что дух, от которого они жили, есть «европейский дух».По мнению ряда исследователей, Германия, будучи одной из передовых держав в экономике и науке, не в состоянии притязать на аналогичную роль в сфере культуры - продвигать свои ценности и интересы в Европе и мире. Эта точка зрения стала одним из основных тезисов предвыборных программ политических партий осенью 2017 г. и одним из камней преткновения в коалиционных переговорах после избрания бундестага.Германия в настоящий момент имеет одну из самых развитых в мире систем социального обеспечения, однако в последнее десятилетие миграционные процессы оказывают существенное давление на власть страны в этой области. В их эпицентре оказывается мусульманское сообщество, чьи многообразие и фрагментированность изначально противоречат традиционной модели социальной политики ФРГ, в основе которой находится кооперационная система взаимоотношений с негосударственными акторами. В социальной сфере Германии действуют два фундаментальных принципа:принцип самостоятельности : забота о самих себе и согражданах - это обязанность граждан, а государство подключается к проблемам только в самых тяжелых случаях;принцип субсидиарности: приоритет отдаётся общественной инициативе. Таким образом, вместо образования государственной структуры для решения социальных проблем, сначала происходит поиск проектов социальных организаций, а затем из них финансируются наиболее перспективные.Общественные организации принимают участие в конкурсе заявок на реализацию проектов из списка, в котором обычно значатся: консультации, врачебная, информационная, правовая и организационная помощь. Одной из первых ассоциаций мусульман, возникших на территории Германии, стала Исламская община в Германии (IGD). Она представляет объединение исламских центров в более чем 10 немецких землях. Главными источниками финансирования являются взносы, пожертвования и продажи публикуемых материалов. IGD выступила инициатором создания Центрального совета мусульман в Германии (ZMD), куда входит 35 организаций и почти 300 мечетей, хотя он и не выполняет свою функцию репрезентации интересов всех мусульманских групп. Несмотря на то, что законодательство Германии открывает значительные перспективы по взаимодействию официальных органов с такими организациями, в целях создания коллективными усилиями программ интеграции и социализации новых граждан, на практики такие инициативы часто оказываются прекращены из-за серьезных противоречий.Так, успешным примером сотрудничества властей и мусульманских религиозных организаций должно было явиться «религиозное соглашение» между правительством Рейнланд-Пфальца и мусульманской организацией DITIB, а также тремя другими мусульманскими НКО: Schura Rheinland-Palatinate, Ahmadiyya и Association ofIslamic Cultural Centers. Однако в августе 2019 г. все переговоры о создании мусульманского религиозного образования на территории земли были официально закончены, когда результаты проверок указанных организаций поставили под сомнение их независимость от турецкого правительства, следовательно, и их соответствие конституционным нормам. Не меньшей проблемой является и традиционное недоверие со стороны официальной Германии к таким организациях на предмет их возможных связей с экстремистскими организациями [1, с. 107-108].Таким образом, в настоящее время Германия находится на определенной точке бифуркации, когда возникает необходимость выбора дальнейшего культурного курса в качестве представителя поликультурального мира или же в рамках национальной культурной модели.Очевидно, что выработка новой модели культурной политики сопряжена с трудностями, связанными с необходимостью соблюдения баланса между национальными интересами страны и важностью включения Германия в единое поликультурное пространство современного глобализирующегося мира.ЗаключениеВ данной работе нами был проведен сравнительный анализ культурной политики Германии и России.На основании проведенного исследования можно сделать выводы.Руководство сферой культуры в Германии осуществляется не только государственными, но и частными учреждениями, к числу которых фонды , ассоциации и спонсоры. Однако общее руководство культурной политикой осуществляется органами федеральных земель, некоторые из которых координируют свою культурную политику в период проведения Конференции министров образования и культуры. Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т. п.), организация международного сотрудничества. Такая дифференциация полномочий фиксируется Конституцией и нормативными актами.В России государственная культурная политика является важным элементом стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в разработке которой принимались во внимание такие документы стратегического значения, как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [], Концепция внешней политики Российской Федерации [], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [] и др.Важной вехой, которая определила новую ориентацию культурного курса России, стал 2018 г., когда была проработана развернутая программа развития сферы культуры до 2036 г., в который были учтены общемировые тенденции к цифровизации общества, заложен потенциал для формирования максимально широкого доступа граждан к культурным благам, обозначен приоритет сохранения своего культурного наследия, как носителя историко-культурной и социальной памяти народов. Если российская внутренняя культурная политика, в целом, прошла стадию выработки и теперь находится на этапе активной реализации, то Германия в настоящий момент находится перед лицом пересмотра стратегии культурного развития Германии с учетом внутригосударственных факторов и взаимодействия с ЕС. Таким образом, в контексте внутренней культурной политики и Россия, и Германия находились в неравных стартовых условий (относительно позднее формирование национального государства в Германии), однако в близких исторических реалиях (многоэтничность, влияние мировых войн), что наложило отпечаток на формирование целей и состояние внутренней культурной политики. Так, для России наиболее актуальной задачей становится сохранение культурной самобытности, при этом, не допуская культурной изоляции страны. Для Германии, в первую очередь, необходима выработка культурной стратегии, способной преодолеть сложившиеся стереотипы самих граждан, а также наладить продуктивное взаимодействие, как между акторами внутри страны, так и в рамках ЕС.В настоящее время все более важную роль в развитии всех стран играет культурная мягкая сила. Уровень развития культурной мягкой силы играет значимую роль в укреплении национального единства и повышении международного влияния страны [].В России в целях более продуктивного развития культурных обменов с другими странами, организации межрегиональных и международных масштабных мероприятий по культурному обмену, а также издания книг, кино-, аудио- и телепубликаций, знакомящих иностранные государства с Россией, было создано Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, которое занимается разработкой и реализацией проектов в области межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами. Таким образом, современная внешняя политика России представлена синтезом этнических культур, традиций и комбинации новых тенденций, возникших в рамках независимого национального развития страны, которые презентуются на международной арене в рамках проектного подхода, ориентированного на установление плодотворного межкультурного диалога с другими странами. Руководство Германии инициирует и участвует в межгосударственных культурных проектах (например, год Германии в России 2012- 2013 гг.), реализует информационные кампании (репрезентация Германии во время Чемпионата мира по футболу 2006 г.) и т. д. Ведущая роль в реализации внешней культурной политики Германии принадлежит МИД ФРГ. Среди организаций-посредников внешней культурной политики ФРГ следует выделить Институт им. Гете, Фонд им. А. Гумбольдта, Германскую службу академических обменов DAAD и др. Таким образом, можно отметить, что и Россия, и Германия в своих стратегиях внешней культурной политики используют принципы концепции «мягкой культурной силы», используя возможности поликультурального мира для продвижения ценностей своей культуры, с целью включения их в мировое культурное наследие и, тем самым, обогащение глобального культурного наследия. Особо отметим германскую политику популяризации немецкого языка, эффективность которой обусловлена авторитетом немецкой науки. Данная практика может быть переосмыслена в России и войти в ее стратегию внешней культурной политики.Можно отметить, что и Россия, и Германия в своей внешней культурной политике используют схожие подходы: инструментами в этом процессе выступают созданные в информационном пространстве культурные платформы, обеспечивающие свободный доступ глобального сообщества к культурным услугам и объектам, знаниям, реализация международных проектов. Список использованной литературыБояджиева Л. Г., Дмитриевский В. Н., Дуков Е. В. Культурная политика и художественная жизнь / Л.Г. Бояджиева, В.Н. Дмитриевский, Е.В. Дуков. – Москва : РАН, 1996. – 183 с.Бузуева Ю. С., Весельникова Л. И., Карнаухова Е. Е. Внешняя культурная политика Германии в контексте внешнеполитических теорий / Ю.С. Бузуева, Л.И. Весельникова, Е.Е. Карнаухова // Теории и проблемы политических исследований. – 2019. - № 8. – С. 324-331.Горлова И. И., Бычкова О. И. Культура как «Мягкая сила»: инструменты и точки приложения / И.И. Горлова, О.И. Бычкова // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak myagkaya-sila-instrumenty-i-tochki-prilozheniya (дата обращения: 07.12.2021).Девятов Р. С. Актуальные проблемы современной культурной политики (на примере ФРГ) / Р.С. Девятов // Власть. – 2018. - № 7. – С. 243-250Мауритц Н. В. Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников / Н.В. Мауритц // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. - № 1. – С. 241-246.Рожин А. Участие мусульманских организаций в социальной политике ФРГ / А. Рогожин // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. – 2021 - № 1. – С. 103-110.Российская Федерация. Правительство РФ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 07.12.2021).Российская Федерация. Президент. Концепция внешней политики Российской Федерации : [утв. Президентом РФ 30.11.2016]. – Текст : электронный // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 07.12.2021).Российская Федерация. Президент. Об утверждении Основ государственной культурной политики : [утв. указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808]. – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706 (дата обращения: 07.12.2021).Российская Федерация. Президент. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 07.12.2021).Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Правительством РФ 29 февраля 2016 г. № 326-р. С. 9. – Текст : электронный. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/ (дата обращения: 07.12.2021).Трошина Н. Н. Проблемы межкультурной коммуникации в современной Германии (обзорная статья по публикациям Ольги Рёш) / Н.Н. Трошина // Социальные и гуманитарные науки. – 2021. - № 3. – С. 5-21.Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.Хришкевич Т. Г. Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток – Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века / Т.Г. Хришкевич // Запад – Восток. – 2019. - № 12. – С. 46-60.
1. Бояджиева Л. Г., Дмитриевский В. Н., Дуков Е. В. Культурная политика и художественная жизнь / Л.Г. Бояджиева, В.Н. Дмитриевский, Е.В. Дуков. – Москва : РАН, 1996. – 183 с.
2. Бузуева Ю. С., Весельникова Л. И., Карнаухова Е. Е. Внешняя культурная политика Германии в контексте внешнеполитических теорий / Ю.С. Бузуева, Л.И. Весельникова, Е.Е. Карнаухова // Теории и проблемы политических исследований. – 2019. - № 8. – С. 324-331.
3. Горлова И. И., Бычкова О. И. Культура как «Мягкая сила»: инструменты и точки приложения / И.И. Горлова, О.И. Бычкова // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak myagkaya-sila-instrumenty-i-tochki-prilozheniya (дата обращения: 07.12.2021).
4. Девятов Р. С. Актуальные проблемы современной культурной политики (на примере ФРГ) / Р.С. Девятов // Власть. – 2018. - № 7. – С. 243-250
5. Мауритц Н. В. Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников / Н.В. Мауритц // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. - № 1. – С. 241-246.
6. Рожин А. Участие мусульманских организаций в социальной политике ФРГ / А. Рогожин // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. – 2021 - № 1. – С. 103-110.
7. Российская Федерация. Правительство РФ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 07.12.2021).
8. Российская Федерация. Президент. Концепция внешней политики Российской Федерации : [утв. Президентом РФ 30.11.2016]. – Текст : электронный // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 07.12.2021).
9. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Основ государственной культурной политики : [утв. указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808]. – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706 (дата обращения: 07.12.2021).
10. Российская Федерация. Президент. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года – Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. – Москва, 1992-2020. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 07.12.2021).
11. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Правительством РФ 29 февраля 2016 г. № 326-р. С. 9. – Текст : электронный. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/ (дата обращения: 07.12.2021).
12. Трошина Н. Н. Проблемы межкультурной коммуникации в современной Германии (обзорная статья по публикациям Ольги Рёш) / Н.Н. Трошина // Социальные и гуманитарные науки. – 2021. - № 3. – С. 5-21.
13. Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.
14. Хришкевич Т. Г. Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток – Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века / Т.Г. Хришкевич // Запад – Восток. – 2019. - № 12. – С. 46-60.
Вопрос-ответ:
Какие особенности выделяют культурную политику Германии и России?
Особенности культурной политики Германии и России связаны с разными историческими, политическими и социокультурными контекстами. В Германии культура имеет высокий статус и значимость, часто рассматривается как ключевой элемент национальной идентичности. В России также есть признание важности культуры, но она иногда подвергается политическому вмешательству и контролю. Культурная политика Германии более стабильна и предсказуема, в то время как в России она может меняться в зависимости от политической ситуации.
Какова структура органов управления сферой культуры в Германии?
В Германии ответственность за культурную политику распределена между различными органами управления. На федеральном уровне это федеральное министерство по делам культуры и медиа, а также культурные комитеты в каждой из 16 федеральных земель. На региональном уровне имеются муниципальные культурные учреждения, которые также играют важную роль в разработке и реализации культурной политики.
Какие модели культурной политики применяются в Германии?
В Германии существуют различные модели культурной политики, такие как модель государственного финансирования, модель партнерства и модель спонсорства. В рамках модели государственного финансирования государство выделяет средства на поддержку культурных проектов и институтов. Модель партнерства предполагает сотрудничество государства, частного сектора и гражданских организаций. Модель спонсорства включает в себя финансовую поддержку культурных проектов со стороны частных компаний.
Кто является спонсором культурной политики в Германии?
В Германии культурную политику поддерживает не только государство, но и частные спонсоры. Большой вклад в развитие культуры вносят крупные компании, банки, фонды и частные меценаты. Они финансируют различные проекты, выставки, концерты, оперы и театры, способствуя многообразию культурной жизни в стране.
Какие общие сведения можно найти о Германии?
Германия - страна в Западной Европе, известная своей богатой историей, культурным наследием, развитой экономикой и высоким уровнем жизни. Столица - Берлин. Германия является федеративной республикой, состоящей из 16 федеральных земель.
Какова структура органов управления сферой культуры в Германии?
Структура органов управления сферой культуры в Германии состоит из федеральных и региональных органов. На федеральном уровне существует Министерство культуры, а на региональном уровне - отделы культуры в каждой земле. Каждая земля имеет свою культурную политику и бюджет для развития культуры.
Какие модели культурной политики применяются в Германии?
В Германии используются различные модели культурной политики. Одна из них - федеральная модель, в которой федеральное правительство осуществляет контроль над финансированием и развитием культуры. Другая модель - региональная, при которой каждая земля самостоятельно формирует свою культурную политику.
Кто является спонсорами культурной политики в Германии?
В Германии культурную политику поддерживают как государственные, так и частные спонсоры. Государственное финансирование осуществляется через Министерство культуры и региональные органы. Частные спонсоры, включая компании и богатых частных лиц, также вносят значительный вклад в развитие культуры.
Какие направления развития культурной политики можно выделить в Германии?
В Германии культурная политика направлена на поддержку и развитие различных сфер искусства, научных исследований, образования и национальной идентичности. Это включает поддержку музеев, театров, музыкальных фестивалей, литературы, национальных меньшинств и других аспектов культурной жизни.
Чем отличается культурная политика Германии от культурной политики России?
Культурная политика Германии и России отличается по своему содержанию и подходу. В Германии культура считается одной из важнейших составляющих общественной и политической жизни, она поддерживается и развивается государством с помощью финансирования и создания специальных органов управления. В России культурная политика менее развита и упор делается на самоорганизацию и инициативы сообщества. Кроме того, в России большее внимание уделяется патриотической и национальной составляющей культуры.
Какие основные модели культурной политики применяются в Германии и России?
В Германии применяется модель культурной политики, основанная на федеральной системе, где каждый регион имеет некоторую степень автономии в принятии решений в сфере культуры. В России основная модель культурной политики - централизованная, где основные решения принимаются на федеральном уровне. Это приводит к некоторому неравномерному развитию культурных инфраструктур в разных регионах.
Какие направления развития культурной политики существуют в Германии?
В Германии существуют различные направления развития культурной политики. Это включает поддержку и развитие искусства и культуры, сохранение и продвижение исторического наследия, обеспечение доступности культурных мероприятий для всех слоев населения, содействие культурному обмену и международным культурным связям. Также важной задачей является развитие многоязычия и многонациональности в культуре и обеспечение равенства всех культурных групп.