Теоретический анализ проблемы предупреждения нарушений чтения и письма у учащихся 1 классов общеобразовательной школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 38 38 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 22.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы 6
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма и чтения 6
1.1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 8
1.1.2 Психофизиологическая структура процесса чтения 12
1.2 Нарушения письменной речи 15
1.2.1 Дисграфия. Классификация дисграфий 15
1.2.2 Дислексия. Классификация дислексии 19
1.2.3 Предпосылки формирования письменной речи 23
1.3 Организация профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи 26
1.3.1 Цели, задачи, принципы профилактической работы 26
1.3.2 Содержание профилактической работы по предупреждению нарушений чтения и письма 29
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 38

Фрагмент для ознакомления

7. Развитие слухоречевой и речезрительной памяти
Развитие зрительной памяти
С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
1. Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10.
2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).
3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.
4. Игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
5. Игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.
Все сформированные навыки закрепляются на письме или во время чтения и включает несколько направлений:
- работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, различения фонем, сходных по артикуляционным характеристикам, звукового анализа слов);
- на лексическом уровне (пополнение словаря, слоговая работа),
- на синтаксическом уровне (преодоление аграмматизмов в речи учащихся, построение предложений).
Вышеописанные виды работ, направленные на профилактику нарушений письменной речи (чтения и письма), позволят предупредить появление специфических ошибок в речевой деятельности учащихся первых классов, будут способствовать правильному формированию навыка чтения и письма, что обеспечит успешное освоение программы общеобразовательной школы.
Предупреждение нарушений чтения и письма предполагает работу по развитию речевых (произносительные умения, фонематические процессы) и неречевых операций и функций (зрительные, пространственные, двигательные процессы) у школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о нарушениях письменной речи (чтения и письма), ее механизмах и проявлениях и сделать следующие выводы.
В процессе чтения и письма принимают участие разные анализаторные системы. При неточной деятельности одного из них нарушается весь процесс письменной речи. Письменная деятельность рассматривается как процесс, включающий когнитивные, сенсорные, аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, регулятивные компоненты.
Психофизиологическую основу процесса письма составляет совместная работа ряда анализаторов – акустического, оптического, кинестетического, кинетического, пространственного, которые участвуют в вербальных и невербальных формах психической деятельности: восприятии (зрительное, акустическое и пространственное), внимании, саморегуляции, а также, двигательной речеслуховой и зрительной памяти.
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в основе которого отмечается взаимосвязанная работа анализаторных систем (зрительной, речедвигательной, речеслуховой) с образованием временных связей между двумя сигнальными системами.
У школьников первых классов имеющиеся неточности чтения и письма еще не рассматриваются как специфические особенности и требуют не коррекции отмеченных нарушений, а проведения профилактических мероприятий.
Правильно организованная профилактическая работа с учетом психофизиологической структуры процесса чтения и письма будет способствовать предупреждению появления дисграфических и дислексических ошибок у учащихся младших классов общеобразовательной школы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С.104-148.
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. – М.: Творческий Центр В. Секачев, 2008. – С. 121.
Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции // Известия АПН РСФСР. – 1948. - Вып. 15. – С. 167-191.
Величенкова О.А. Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников / Северный регион: наука, образование, культура. 2016. – № 1 (33). – С. 13–18.
Волкова Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –Москва: Владос Страниц, 2002. – 680 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
Гопиченко О.М. Дефекты письма у учащихся младших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии. – 1972. – Вып. 8. – С. 80-85.
Дмитриева О.В. Динамика формирования чтения и письма у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы / О.В. Дмитриева, Н. Ю. Киселева, Ю.А. Шулекина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. – № 64-3. – С. 81–85.
Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – С. 42.
Закирова Н.С, Царевская Е.Г. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству // Логопед. – 2006. - № 3. – С. 104.
Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии // Дефектология. – 2004. – № 4. – С. 81-85.
Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 72.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. – 224 с.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1995. – 275 с.
Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция : учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
Лыков В.М. Дисграфия // Начальная школа. – 1974. - № 4. – С. 74-78.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
Мещерякова Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г.Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед. – 2006. - № 1. – С. 11.
Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
Сиротик М.В. Смешанная дисграфия – миф или реальность? // Дефектология. – 2006. - № 2. – С. 26.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 33-46.
Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с.
Фомина И.В. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания: пособие / И.В. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 167 с.
Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. – 656 с.
Цветкова Л.С, Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 151 с.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с.
Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма : пособие / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с.
PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О.А. Величенковой и А.В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с.









ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Дидактические упражнения по формированию фонематического восприятия:
Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Слова: дом, бак, сок, пил, вал, мел, бом, шок.
Добавь в конце слова букву х, т или к. 
Ко, пу, ра, лу, ро, ма, ки, мо, жу, ме, со.
Замени согласную букву в конце слова так, чтобы получилось новое слово.
Слова: сыр, сон, кот, сук, мак, стоп.
Вставь пропущенную букву С или З.
_ а_ыпанный _негом ле _ _казочно кра _ив. Ли _а и _оня спешат на _ а _неженную поляну. Ли_а увидела _леды _леды _ айца. _оня слепила _неговика. Вме_то но _а у него морковка. Пусть это будет подарком для _айчика.
Выдели ударные звуки.
Окунь, узел, иглы, эхо, изредка, устный, угол, адрес, ожил, имя, август, утренник, ослик, ужин, ахнул (охнул, ухнул), отпуск, умный, остров, атлас, аист, улей, утка, окна, иней, игры, орден, этот, Эдик.
Найди различия.
Дом –дым, бак –бок, сок – сук, пил – пыл, вал – вол (вёл), мел – мял (мул, мыл), бом – бум (бим), шок – шик, трут – трёт.
Определи согласные звуки, запиши букву.
Кот, пух, рак, лук, рот, мак, кит, мох, жук, мех, сок.
Определи первые звуки, запиши букву.
Точка –дочка, кочка, ночка, почка, мочка; балка – галка, палка; лук – бук, жук, сук; лак – бак, мак; ком – дом, лом, ром, сом, тон; день – лень, пень, тень; педаль – медаль; макет – жакет.
Назови слова со звуком [Ш]. Запиши их.
Прошли дожди – грибов жди. Маша и Яша идут в лес. Грибники не спешат, гриб может быть под листвой. Под ногами шуршат листья. Вот красивый желудь. Еловая шишка тоже пригодится. Вдруг послышался шорох. Это ёжик спешит по тропинке.
Придумай и запиши слово на заданный звук.





















Приложение 2
Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения
Этап работы Содержание работы Игры и упражнения Первый этап – подготовительный.
Задачи:
нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;
нормализация моторики артикуляционного аппарата;
нормализация речевого дыхания. 1. Снижение патологических двигательных проявлений (гиперкинезов, синкинезий).
2. Развитие подвижности губ и мышц языка, увеличение объема артикуляционных движений, формирование координированных движений органов артикуляции.
3. Формирование целенаправленной воздушной струи. 1. Логопедический массаж.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игры для развития речевого дыхания – «Ветерок», «Фокус», «Снежинки» Второй этап – выработка произносительных умений и навыков.
Задачи:
выработка основных артикуляционных укладов,
подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
развитие фонематического слуха;
постановка звуков;
автоматизация звуков;
дифференциация звуков. 1. Формирование умения точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы, удерживать их.
2. Выработка точных, плавных движений органов артикуляции, формирование умения переключаться с одного движения на другое.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Формирование умения узнавать и различать гласные и согласные звуки, выделять звук из ряда звуков, слогов, слов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
5. Постановка звуков по подражанию, механическим и смешанным способом.
6. Автоматизация изолированных звуков, звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах. 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Улыбка», «Дудочка», «Окошко»
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопатка», «Иголочка» «Блинчик», «Чашечка», «Горка», «Киска сердится», «Качели», «Часики».
3. Упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха: «Погреем руки», «Парашют», «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
4. Игры «Поймай звук», «Повтори ряд слогов», «Назови первый звук, первый слог», «Посчитай слоги», «Назови последний звук», «Назови звуки по порядку», «Составь слово из слогов», «Придумай слово на звук», «Измени первый звук», «Выложи схему слова».
5. Игры «Повтори слоги», «Назови картинки», «Назови ласково», «1-2-5», «Скажи предложение», «Я - мы - они», «Проговори слова», «Какой? Какая? Какое?», «Придумай предложение».
6. Игры «Разложи картинки», «Найди картинки на заданные звуки», «Замени звук в слове», «Перескажи текст», «Составь рассказ» Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. Задачи:
закрепление приобретенных навыков в свободной речи. Закрепление произношения звуков в свободной речи. Заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.





















Приложение 3

Виды дидактических упражнений на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза:
Вставь гласную букву в начале слова.
А О Ы И У Э
_ кунь, _зел, _глы, _хо, _зредка, _стный, _гол, _дрес, _жил,_мя, _вгуст, _ тренник, _ слик, _жин.
Запиши слова, в столбик в соответствии с гласными А О Ы И У Э
Слова для записи: куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, пил, пол, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.
Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Слова: точка, балка, лук, лак, ком, день, педаль, макет.
Вставь соответсвующую букву Ш или Ж.
Прошли до _ди – грибов _ди. Ма_а и Я_а идут в лес. Грибники не спе_ат , гриб мо_ет быть под листвой. Под ногами _ур_ат листья. Вот красивый _елудь. Еловая _ и_ка то _е пригодится. Вдруг послы_ался _орох. Это ё_ик спешит по тропинке.
Схема слова. Раскрась соответствующий квадратик (начало, середина, конец слова)
Кусты, скорый, белка, книга, майка, мужество, Оля, колесо, рояль, ноты, ноябрь.
Найди место буквы, соответствующей мягкому согласному звуку.
Пакет ( ), петушок ( ), морковь ( ), монета ( ), букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), зерно ( ), знамя ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).
Назови звуки по порядку.
Сын (сыт, сыч) , сок (со, сор, сох), ком (код, кок, кол, кон), суп (суд, сух),мат (маг, мал, мах), сток (стол, стог, стон).
Запиши в два столбика: слова с буквой П и Б.
В полях показались первые проталины. Набухли на ветках почки. Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. Первые перелётные птицы скоро появятся в наших краях. Ребята ждут больших перемен в природе.
Определи место заданного звука.
Пакет (3), петушок (1), морковь (6), монета (3), букет (3), журавли (6), книга (2), сойка (3), зерно (1), знамя (4), фабрика (4), фонари (5), новость (6), кувшин (-), ладонь (5).
Подбери и запиши слово на заданный слог.

















Приложение 4

Развитие зрительных операций и функций
1. Назвать предметы по их контурам:

2. Назвать недорисованные предметы:

3. Назвать перечеркнутые изображения:

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:

5. Определить, что неправильно нарисовал художник:

6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):

7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.
Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
9. Игра "Геометрическое лото".

Подобрать предметные картинки к фигуре: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.
10. Определение правой и левой части разноцветных полосок.
Предлагаются следующие виды заданий:
а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.
б) Назови цвет правой части этой полоски.
в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа — красный цвет. И т.д.




Приложение 5

Упражнения на развитие пространственных представлений
1. Напиши заданные буквы в правом или левом столбике.
2. Положи кружок справа, квадрат слева от картинки.
3. Напиши заданную букву справа от точки, слева от точки.
4. Нарисуй фигуру по предложенному образцу.
5. Сложи из палочек фигуру.
6. Допиши букву.
7. Сделай из буквы Р букву В, из П— Н, из Ь — В и т.д.
8. Найди сходства и различия.
9. Выбери правильную букву.
10. Определи различие сходных букв: Р-Ь, П- Н, П- И, И- Н, Г- Т.






Приложение 6
Направления профилактической работы с учетом вида нарушения письменной речи (дисграфии, дислексии)









13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С.104-148.
2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. – М.: Творческий Центр В. Секачев, 2008. – С. 121.
3. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции // Известия АПН РСФСР. – 1948. - Вып. 15. – С. 167-191.
4. Величенкова О.А. Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников / Северный регион: наука, образование, культура. 2016. – № 1 (33). – С. 13–18.
5. Волкова Л.С. Логопедия: учебник / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –Москва: Владос Страниц, 2002. – 680 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
7. Гопиченко О.М. Дефекты письма у учащихся младших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии. – 1972. – Вып. 8. – С. 80-85.
8. Дмитриева О.В. Динамика формирования чтения и письма у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы / О.В. Дмитриева, Н. Ю. Киселева, Ю.А. Шулекина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. – № 64-3. – С. 81–85.
9. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – С. 42.
10. Закирова Н.С, Царевская Е.Г. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству // Логопед. – 2006. - № 3. – С. 104.
11. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии // Дефектология. – 2004. – № 4. – С. 81-85.
12. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 72.
13. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев – Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. – 224 с.
14. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1995. – 275 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция : учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
16. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с.
17. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
18. Лыков В.М. Дисграфия // Начальная школа. – 1974. - № 4. – С. 74-78.
19. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
20. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
21. Мещерякова Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
22. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г.Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
23. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед. – 2006. - № 1. – С. 11.
24. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с.
25. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
26. Сиротик М.В. Смешанная дисграфия – миф или реальность? // Дефектология. – 2006. - № 2. – С. 26.
27. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.
28. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 33-46.
29. Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с.
30. Фомина И.В. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания: пособие / И.В. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 167 с.
31. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Издательство «ВЛАДОС», 1997. – 656 с.
32. Цветкова Л.С, Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 151 с.
33. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
34. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с.
35. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма : пособие / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с.
36. PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О.А. Величенковой и А.В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникать у учащихся 1 классов в чтении и письме?

У учащихся 1 классов могут возникать различные проблемы в чтении и письме, такие как неточное чтение, затруднения с распознаванием букв, затруднения с формированием графического образа буквы при письме и другие.

Какова психофизиологическая структура процесса письма?

Психофизиологическая структура процесса письма включает такие компоненты, как визуальное восприятие букв, моторика руки и пальцев при написании, пространственное ориентирование на листе бумаги и другие аспекты, которые влияют на качество письма.

Какова психофизиологическая структура процесса чтения?

Психофизиологическая структура процесса чтения включает такие компоненты, как распознавание букв, звуковое преобразование символов в словах, понимание смысловой нагрузки и другие аспекты, которые влияют на уровень чтения учащихся.

Что такое дисграфия и какова её классификация?

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в затруднении при написании букв и слов. Классификация дисграфий включает такие виды, как дисграфия моторно-двигательного типа, дисграфия афазического типа и др.

Какие основные проблемы могут возникнуть у учащихся 1 классов в чтении и письме?

У учащихся 1 классов могут возникнуть различные проблемы в чтении и письме, такие как затруднения с распознаванием букв, формированием букв, пониманием смысла текста и т. д. Основные проблемы связаны с недостаточной развитием психофизиологической структуры процесса чтения и письма.

Какова психофизиологическая структура процесса письма?

Психофизиологическая структура процесса письма включает в себя такие элементы, как координация движений руки и пальцев, моторика пальцев, формирование графических элементов букв и их соединение в слова. Процесс письма требует согласованного функционирования множества механизмов и нервных структур.

Какова психофизиологическая структура процесса чтения?

Психофизиологическая структура процесса чтения включает в себя такие элементы, как распознавание букв, декодирование звуков, понимание смысла текста. При чтении учащийся должен уметь правильно распознавать и связывать звуки с буквами, а затем образовывать из них слова и предложения.

Что такое дисграфия и какие типы дисграфии существуют?

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое может проявляться в трудностях с написанием букв, слов, предложений. Существуют различные типы дисграфии, такие как дисграфия моторного типа, дисграфия афазического типа, дисграфия дизонтографического типа и другие. Каждый тип дисграфии характеризуется своими особенностями и требует специфических методов коррекции и развития.