Основные этапы развития социологии в России
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 8 + 8 источников
- Добавлена 09.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Первый этап развития социологии в России: основные направления и представители 4
2.Второй этап развития социологии в России 15
3.Современная социология 17
Заключение 20
Список литературы 21
В эти годы активно изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции.Социологию стали преподавать в университетах, а также средних учебных заведениях. Особенностью этих лет было то, что, наряду с марксистской социологической мыслью (работы В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, Н.И.Бухарина), имела «права гражданства» и немарксистская социологическая мысль (работы Н.К.Михайловского, М.М.Ковалевского, П.А.Сорокина). Стала развиваться отраслевая социология.И все же, социология так и не была признана как самостоятельная наука. А до конца 1950-х годов и вовсе оказалась в «немилости» у официальной власти. Третий этап — конец 1950-х — конец 1980-х гг. Здесь важно сказать об изменении главной политической и идеологической установки власти относительно социологии. Этот этап ознаменовался проведением теоретических и эмпирических исследований, изданием научной социологической литературы, имеющей высокий научный уровень. Создавались научно-исследовательские учреждения. Начали возникать отечественные школы и направления в социологии — московская (Г.В.Осипов, А.М.Румянцев), ленинградская (В.А.Ядов), новосибирская (Т.И.Заславская), свердловская (М.Н.Руткевич) и др. Крупная веха в эволюции отечественной социологической мысли -Постановление Политбюро ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества». Как результат, в тринадцати крупнейших вузах страны открывались социологические факультеты или отделения. Таким образом, после длительного перерыва социологию все же признали как самостоятельную науку. С начала 1990-х гг. начался новый этап институционализации социологии в России. Этот этап ознаменовался снятием идеологических и политических запретов, таким образом, у социологии появилось больше шансов стать частью интеллектуальной жизни общества.3.Современная социологияНа современном этапе социология в России развивается в русле общемировых тенденций.Сегодня социология в России как наука реализует следующие функции.Социология осуществляет выполнение различных функций, которые непосредственно определяют ее роль и назначение. Чаще всего учеными выделяются четыре функции - теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая. Разграничение этих функций является условным, поскольку они пребывают во взаимосвязи.Теоретико-познавательная функция «обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования». Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, дает возможность не только осмысления социальной реальности, но и выявления закономерностей ее развития, изменения в нужном направлении, посредством формирования тех или иных путей общественного развития, его социальных институтов.Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология занимается изучением духовного мира общества, его ценностных и поведенческих ориентиров, трансформация которых оказывает влияние на развитие исторического процесса в целом. Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в определении состояния общества и прогнозировании его будущего развития, что является особенно актуальным в современную динамическую эпоху, которая характеризуется наличием быстрой смены парадигм, ценностей, идеалов и т.д.Исследователями осуществляется выделение как функций социологии также управленческой, социально-технической функций, а также функции социального проектирования.Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления». Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях осуществляется формирование специальных служб социального развития, работники которых являются профессиональными социологами, изучающими специфику функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологической обстановки в коллективе, причины текучести кадров и т.д.Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов осуществляется разработка оптимальных моделей организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей.Социология является сложно-структурированной отраслью научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, имеющих разные масштаб, значимость, особенности и формы проявления социальных систем.В современной методологии научное знание понимается как имеющее иерархическую структуру, которая включает в себя пять этажей: верхний этаж представлен научной картиной мира (речь идет о философских предпосылках);четвертый является общей теорией, включающей категории самого абстрактного уровня;третий представлен частными, или специальными, теориями;второй этаж включается в себя эмпирические исследования;нижний этаж — прикладные исследования.Четыре верхних этажа социологического «здания» занимаются фундаментальной социологией, а последний - прикладной социологией. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — относятся, как правило, к эмпирическим социологическим знаниям.Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — это степень обобщенности (абстрактности) понятий, которые используются на данном уровне, и степень распространенности знаний данного уровня — иными словами, количество проведенных исследований или сформированных теорий.Основные направления исследований: глобальное информационное общество, глобализация культуры, кризисные процессы в социуме, актуальные тенденции развития общества, потребности разных возрастных и профессиональных групп людей и т.дЗаключениеТаким образом, в 19 и начале 20 века социологи стремились к тому, чтобы прямо или косвенно рассматривать проблемы человека, индивида в качестве существа общественного. Сознание человека и его поведение рассматривались как главный критерий общественного прогресса. Отечественная социология этого периода отличалась гуманистической направленностью. Значительным этапом стала марксистская социология, разрабатываемая В.И. Лениным. Благодаря Ленину марксистская социология обогатилась новые пониманием необходимости в процессе исследования исходить из единства частных исследований и социологической теории, не опираться только на общие постулаты социологии, а связывать их с конкретной ситуацией, с общественными процессами, с жизнью народных масс. Как известно, Маркс и Ленин решающее значение в общественном развитии отводят практической деятельности трудящихся. Для них народные массы не только претворяют в жизнь определенные теоретические предпосылки и политику марксистской партии. Саму деятельность народа, ум и опыт они рассматривали в качестве мощного источника человеческого познания. Современная социология в России является наукой об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология занимается изучением общества, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития общественных структур (структурные элементы: социальные общности, институты, организации и группы); закономерностей социальных действий и массового поведения людей, а также отношений между личностью и обществом.Список литературыВ.И. Ленин и исторический материализм.// http://leninism.su/books/4066-lenin-kak-filosof.html?start=13История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/03.phpМосквичев Л.Н. Этапы институционализации отечественной социологии.// https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-institutsionalizatsii-otechestvennoy-sotsiologiiМуромцев С.А. Определение и основное разделение права. – Режим доступа: http://read.virmk.ru/m/Muromzev.htmПоснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogoСоциология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.Ющенко Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Муромцева. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ющенко Н.В. - СПб., 2002. - 204 c.
2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195
3. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/03.php
4. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации отечественной социологии.// https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-institutsionalizatsii-otechestvennoy-sotsiologii
5. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. – Режим доступа: http://read.virmk.ru/m/Muromzev.htm
6. Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo
7. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
8. Ющенко Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Муромцева. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ющенко Н.В. - СПб., 2002. - 204 c.
Вопрос-ответ:
Каковы основные этапы развития социологии в России?
Основные этапы развития социологии в России можно выделить такие: первый этап, включающий исследования проблем рабочего класса, крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции; второй этап, характеризующийся развитием теоретических основ социологии и формированием первых социологических школ; современная социология, которая отличается более развитой методологией и широким спектром исследуемых проблем.
Кто является представителями первого этапа развития социологии в России?
Представителями первого этапа развития социологии в России были такие ученые, как В. И. Ленин, А. И. 德德льтов, М. М Захар, И. И. 徳托янин, П. К. Кривцов и др. Они активно исследовали проблемы рабочего класса, крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции.
В чем заключается особенность второго этапа развития социологии в России?
Особенностью второго этапа развития социологии в России было формирование теоретических основ социологии и появление первых социологических школ. В этот период развития социологии российские ученые активно изучали социальную структуру общества, социальные группы и институты, а также проблемы социального неравенства, мобильности и социальной справедливости.
Какие особенности отличают современную социологию в России?
Современная социология в России отличается более развитой методологией и широким спектром исследуемых проблем. В настоящее время российские социологи изучают такие темы, как политические процессы, социальные изменения, культурные различия, социальные проблемы миграции, семьи, образования и многие другие.
Кто является основными представителями современной социологии в России?
В современной социологии в России можно выделить таких представителей, как Лев Гудков, Наталья Зубаревич, Елена Осипова, Олег Харкер и многие другие. Эти ученые активно ведут исследования в различных областях социологии и вносят важный вклад в развитие этой науки в России.