Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 55 55 страниц
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 17.02.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста 7
1.1. Психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.2. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка раннего возраста 14
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста 22
2.1. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 22
2.2. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием дидактических игр 33
2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста 38
Заключение 44
Библиографический список литературы 47
Приложение 53

Фрагмент для ознакомления

Результаты проведенной диагностики показали, что у детей раннего возраста наблюдаются трудности в определении величины, формы предметов, назывании основных цветов.
На формирующем этапе опытно-педагогической работы были организованы дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста. Система работы включала в себя комплекс дидактических игр, которые были как узкими по направленности (отдельно дидактические игры на величину, форму и цвет), так и широкими, многофункциональными (игры на все эталоны).
В работе по сенсорному развитию детей раннего возраста также участвовали родители. Для этого были организованы и проведены следующие мероприятия: вводное родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста», семинар-практикум «Сенсорные эталоны и дидактические игры», наглядные консультации и рекомендации в уголке для родителей, проектная деятельность «Мы играем дома».
Для оценки эффективности разработанной системы дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста, была организована повторная диагностика с использованием тех же диагностических заданий, что и на первом этапе опытно-педагогической работы. По сравнению с результатами первичной диагностики, количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 25%.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что дидактические игры способствуют сенсорному развитию детей раннего возраста, подтвердилась. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Спасибо за внимание!

Библиографический список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.П. Арнаутова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 213 с.
4. Бабиева Н.С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
5. Богомолова, М.И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей : учебное пособие / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Изд-во ФГБОУ ВПО "УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
6. Богомолова, М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори / М.И. Богомолова. – Ульяновск : Вектор-С, 2008. – 195 с.
7. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – С. 160–166.
8. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым : практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина ; под ред. М.В. Братковой. – М. : ПАРАДИГМА, 2013. – 128 с.
9. Букатов В.М. Секреты дидактических игр : Психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. – СПб. : Речь, 2010. – 253 с.
10. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М. : Класс, 1998. – 305 с.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
12. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
13. Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К.Е. Сумнительный. – М. : Лира, 2008. – 66 с.
14. Запорожец А.В. Педагогия детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1994. – 289 с.
15. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
16. Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян // Новое слово в науке : перспективы развития. – 2014. – № 2 (2). – С. 57–59.
17. Кац, Е.М. Мир вокруг с играми и заданиями : 3-4 года / Е.М. Кац. – М. : Махаон, 2020. – 32 с.
18. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : практические рекомендации / Г.Г. Колос. – М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
19. Крулехт М.В. Ребенок познает предметный мир / М.В. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 45–47.
20. Кузнецов А.П. Развитие психомоторики и сенсорных процессов / А.П. Кузнецов // Научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 52–54.
21. Кузнецова М.В. Актуальность сенсорного развития детей раннего возраста / М.В. Кузнецова, А.Г. Миронова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 1. – С. 34–37.
22. Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников / М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ : в 2 т. – М., 2016. – С. 232–236.
23. Лыкова И.А. Дидактика в природе. Игры с цветом. Сенсорное развитие. – М. : Карапуз, 2006. – 19 с.
24. Лыкова И.А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз, 2003. – 142 с.
25. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
26. Милютина А.Ю. Сенсорное развитие детей раннего возраста / А.Ю. Милютина // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 237–238.
27. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.
28. Мишустина И.С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И.С. Мишустина. – М. : Владос, 2002. – 243 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М. : Педагогика, 2005. – 276 с.
30. Новосельцева Т.Ф. Сенсорное развитие дошкольников : монография / Т.Ф. Новосельцева, Л.А. Дубовицкая, Н.Н. Голоднева. – Ханты-Мансийск, 2009. – 94 с.
31. Новосельцева, Т.Ф. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Т.Ф. Новосельцева. – М. : Речь, 2012. – 120 с.
32. Носачева Т.С. Образовательная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в дошкольной организации / Т.С. Носачева, К.З. Киселева // Наука и инновации в современных условиях : сб. ст. : в 5 ч. – Екатеринбург, 2016. – С. 203–206.
33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М. : Римис, 2008. – 448 с.
34. Платохина, Н.А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи : монография / Н.А. Платохина, Д.А. Фатеева. – Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2017. – 179 с.
35. Полеева А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста / А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1 (7). – С. 179–182.
36. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
37. Рогов Е.И. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – С. 217–233.
38. Сенсорное развитие : для детей младшего дошкольного возраста / авт.-сост Е. Бурак. – Ростов н/Д : Проф-Пресс, 2016. – 16 с.
39. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие / И.В. Петрова ; под ред. И.В. Петровой. – М. : Творческий центр Сфера, 2012. – 63 с.
40. Сенсорное развитие. – Екатеринбург : Сима-ленд, 2016. – 15 с.
41. Соколова Л.С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО / Л.С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
42. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
43. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
44. Стародубец И.А. Использование игровых приемов и специального оборудования в сенсорном развитии детей младшего возраста / И.А. Стародубец, М.Ю. Холодик // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 1. – С. 74–78.
45. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / Е.А. Стребелева, А. А. Катаева – М., 1995. – 112 с.
46. Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : практическое пособие для ДОУ / А.И. Титарь. – М. : АРКТИ, 2010. – 87 с.
47. Ткаченко А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / А.С. Ткаченко // Труды Братского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 185–188.
48. Уколова М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста / М.И. Уколова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 4. – С. 99–104.
49. Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М. : Просвещение, 1986. – С. 207–240.
50. Харитонова Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников / Т.Г. Харитонова // Ступень в педагогическую науку : матер. I Международного форума работников образования / ред. Г.Ф. Гребенщиков. – М. : Перо, 2013. – С. 47–50.
51. Хохрякова Ю.М. Современное состояние диагностики сенсорного развития детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова // Научные труды SWorld. – 2010. – Т. 8. № 2. – С. 50–53.
52. Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю.М. Хохрякова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.
53. Шамеева О.Г. Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста / О.Г. Шамеева // Актуальные вопросы современной педагогики : матер. VIII Международной научной конференции. – Самара, 2016. – С. 118–120.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
55. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. – М. : Владос, 2018. – 351 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности сенсорного развития детей раннего возраста?

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста включают повышенную чувствительность и активность органов чувств, стремление к исследованию окружающего мира с помощью осязания, слуха, зрения и других сенсорных ощущений, формирование первичных представлений и понятий о мире через восприятие и взаимодействие с предметами и людьми.

Какую роль игры играют в сенсорном развитии ребенка раннего возраста?

Игры имеют важное значение в сенсорном развитии ребенка раннего возраста. Они способствуют развитию органов чувств, координации движений, восприятию и пониманию окружающего мира. Через игру дети получают удовольствие и удовлетворение от исследования предметов и явлений.

Какие дидактические игры используются для сенсорного развития детей?

Для сенсорного развития детей используются различные дидактические игры. Например, игры с рисованием пальцем, игры с различными текстурами, формами и размерами предметов, игры с использованием разных звуков и музыки. Эти игры помогают детям развивать тактильные, слуховые и зрительные навыки, формируя у них навыки восприятия, понимания и использования сенсорных ощущений.

Как можно проверить сенсорное развитие ребенка?

Сенсорное развитие ребенка можно проверить с помощью диагностических игр и заданий. Например, можно попросить ребенка описать ощущения, которые он получает при прикосновении к разным предметам, или попросить его найти и сопоставить предметы по их фактуре, форме или цвету. Такие задания помогут определить уровень развития детских сенсорных навыков.

Какие психолого-педагогические особенности связаны с сенсорным развитием детей раннего возраста?

Сенсорное развитие детей раннего возраста связано с ростом и развитием их органов чувств, особенно осязания, слуха, зрения и двигательных навыков. Основные особенности этого развития включают: активный интерес ребенка к окружающему миру, желание испытывать разные тактильные ощущения, формирование двигательных навыков и координации движений.

Какую роль игры играют в сенсорном развитии детей раннего возраста?

Игры играют важную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста, так как они способствуют стимуляции органов чувств и развитию тактильных ощущений. Дидактические игры в этом возрасте помогают ребенку познавать окружающий мир, развивать тонкую моторику, координацию движений и зрительное восприятие.

Каковы основные методики использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

Основные методики использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста включают создание специальных игровых ситуаций, использование различных материалов для тактильных ощущений, проведение игр с использованием музыки и звуковых эффектов, а также использование игровых упражнений для развития мелкой моторики и зрительного восприятия.

Какие результаты можно ожидать от использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста может привести к развитию координации движений, улучшению тонкой моторики рук, развитию зрительного восприятия, улучшению тактильных ощущений, развитию музыкальности и звукового восприятия. Кроме того, игры могут способствовать развитию позитивной мотивации к обучению и формированию самостоятельности.

Какие игры можно использовать для сенсорного развития детей раннего возраста?

Для сенсорного развития детей раннего возраста можно использовать различные игры, такие как манипуляции с песком или глиной, составление изображений из мозаики, игры с водой и пузырями, игры с тактильными материалами и многое другое.

Какие психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей раннего возраста?

Сенсорное развитие детей раннего возраста связано с развитием их ощущений и восприятия. На этом этапе дети активно изучают окружающий мир через касание, вкус, запах, зрение и слух. Они осваивают разные физические и тактильные навыки, а также развивают свою координацию движений.

Какую роль играют дидактические игры в сенсорном развитии детей раннего возраста?

Дидактические игры играют важную роль в сенсорном развитии детей раннего возраста. Они способствуют развитию ощущений и восприятия, тренируют моторику рук и координацию движений, улучшают зрительное и слуховое восприятие, а также развивают познавательные способности детей.