История и факторы самобытности России
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. История и факторы самобытности России 4
2. Отражение самобытности России в историографии 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Сторонники второго подхода, никоим образом не отрицая особой миссии России и россиян в истории, специфики и даже своеобразия «русского пути», «русской души» и русской культуры, считали русский путь неотделимым от исторического развития, другие народы, цивилизация, из опыта всего человечества.Сторонники третьего подхода, считая первый подход скорее возрождением славянофильства, а второй - вестернизацией XIX века, новыми линиями дифференциации и еще более мощными объединяющими, интегративными направлениями [9].Эта полемика возобновилась, когда на рубеже XIX-XX вв. Некоторые российские интеллектуалы - и они спорили о русской идее - были напуганы быстрым ростом русского капитализма, который привел к пересмотру укоренившихся идей, традиций и всего вклада патриархальной «патриархальной» России. Об этих мнениях хорошо писал известный русский мыслитель, публицист и историк культуры Ф. Степун: «На рубеже двух веков Россию, как отмечает Вячеслав Иванов, охватила страшная тревога. Все эти переживания не напрасны». Под этим Степун имел в виду возможное «наступление» Азии на Европу. Но тогда, на рубеже веков, опасения российской интеллектуальной элиты были вызваны не только и не столько опасностями, исходящими от воинственных «желтых детей». «Беспредметные опасения» продолжали расти по мере того, как глубокие умы анализировали ситуацию в Европе, которая привела к Первой мировой войне, а затем к революциям в России и других европейских странах [2].В статье «Душа России» Н.А. Бердяев писал: «Мировая война ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует необходимость и долг раскрыть тайну России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. В этот Всемирный день все чувствуют, что перед Россией стоят большие глобальные вызовы. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неуверенности, почти неопределенности этих задач. Давно существовало предчувствие, что Россия - особенная страна, не похожая ни на одну другую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством избрания Бога и благочестия по отношению к России. Он идет от старого представления о Москве как о третьем Риме, через славянофильство - до Достоевского, Соловьева и современных неославянофилов. С идеями этого ордена связано много лжи и лжи, но они также отразили что-то действительно популярное, истинно русское» [3].Особый интерес и всплеск научных исследований по этой теме в нашей стране восходит к 90-м годам XX века, что в первую очередь связано со сменой парадигмы общественного развития, произошедшей после социально-политических событий начала 90-х годов. Но было бы неправильно сказать, что пока эта тема полностью игнорируется. Восприятие России как многонациональной и многоконфессиональной цивилизации способствовало тому, что современная концепция евразийства разработала модели, призванные создать социокультурное и государственное единство европейской и азиатской части России.Сегодня, строя новую Россию, жизненно важно не потерять уважение, любовь к Отечеству, имеющую тысячелетнюю историю. За 500 лет активных контактов России и Запада, схемы сближения с Европой, идеи сближения с Востоком - евразийство, принципы атлантического объединения себя оправдали.Таким образом, в наши дни полемика вокруг русской идеи приобретает особую актуальность. Некоторые слова и тезисы звучат так, как если бы они были высказаны сегодня. Так, еще в 1952 году критик евразийства Г.П. Говорилов, в частности, о «сепаратистском характере украинофилии», писал: «На наших глазах родилась новая нация, но мы закрывали на нее глаза». И нам по-прежнему нужна уверенность в будущем единой России, которую еще в начале 50-х выразил Федотов: «Конец России или новая страница в ее истории? Конечно, последнее. Россия не умрет, пока жив русский народ, пока он живет на своей земле, говорит на своем языке»[11].ЗаключениеИстория гласит, что русский народ всегда занимал особое положение в целом ряде других народов. Сразу оговорюсь - в данном случае речь не идет ни об исключительности, ни о божественном избрании. Нет, признание особого места русского народа в истории человечества - это лишь констатация известного. И в этом небольшом эссе я остановлюсь всего на нескольких моментах, которые подчеркнут и проиллюстрируют сказанное выше. Россия была и остается на стыке двух великих цивилизаций, образно именуемых Востоком и Западом. Но российское общество никогда не было ни западным, ни восточным. Конечно, Россия ощущала и, надо сказать, осторожно воспринимала влияние обеих сторон. Недаром историки, изучающие прошлое нашей страны, постоянно сравнивают Россию со странами Европы, затем со странами Востока. И в обоих случаях есть общие черты. Однако у России всегда была своя, отличная от других народов историческая судьба. А эта судьба, в свою очередь, сильно повлияла на судьбы как западных, так и восточных соседей. Это влияние нашло свое отражение, прежде всего, в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из основных транспортных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые имели место в России между Западом и Востоком. Главное - столкновение двух разных культур, двух разных мировоззрений. И Россия выступала перед Западом как представитель восточной культуры, а перед Востоком - как представитель западной культуры. Кроме того, Россия была не только мостом, но и преградой, разделяющей Восток и Запад и предотвращающей их столкновение друг с другом. Да, именно Россия впитала в себя великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а затем на протяжении двух столетий сопротивлялась Турецкой империи. С другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не позволила крестовому походу развернуться на евразийском континенте.Русский народ в его современном виде формировался на протяжении нескольких веков на основе славянских племен, которые в древности занимали обширную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, хозяйственной жизни, духовному составу славяне отличались от соседних с ними племен Западной Европы и народов Востока.В истории России корневым носителем и защитным средством идентичности является культура. Культура, культурная идентичность в мультикультурном российском пространстве собирали этносы, формировали государственность, расширяли евразийское пространство, укрепляли государственность. Российская идея объединения народов, самопожертвование русского народа, его духовность и отношение к ближнему были признаны российским фактором определяющим фактором общенационального процесса идентификации.Российская идентичность за свою многовековую историю претерпела различные этапы формирования. В то же время культура, базовой основой которой было Православие, всегда была опорой российской государственности, этносоциальным и духовно-нравственным регулятором общества.Русская цивилизация проходила как самостоятельная, но не обособленная и не претендующая на лидерство среди других. На нее повлияли обстоятельства; историческое, культурное, конфессиональное, геополитическое, но главным звеном всегда была идентичность, принадлежность к русской духовной и культурной общности. Сегодня россияне переживают период возврата к идентичности. Россия демонстрирует добровольность мирового феномена, сочетает идентичность и мировоззрение.СписокиспользованнойлитературыБердяевН.А.СудьбаРоссии/Н.А.Бердяев;отв.Ред.Д.О.Хвостова.–М.:Центрполиграф,2016.–255с.ГумилевЛ.Н.ОтРусикРоссии./Л.Н.Гумилев.–изд.Авторскийсборник.–М.:Экопросс,1992.–336с.ДанилевскийН.Я.РоссияиЕвропа/Н.Я.Даниливский.–изд.Отдельноеиздание.–М.:Древнееисовременное,2002.–150с.ИоновИ.Н.Россияисовременнаяцивилизация/ИоновИ.Н.-Отечественнаяистория,2014.–№4.–с.50-69.КлючесвкийВ.О.Курсрусскойистории.ЛекцияIV./КлючесвкийВ.О.–М.:Древнееисовременное,2012.–254с.КоркуновН.М.Историяфилософииправа/КоркуновН.М.-СПб.:Тип.А.С.Суворина,1908.–254c.МиловЛ.В.Великорусскийпахарьиособенностироссийскогоисторическогопроцесса/Л.В.Милов.–М.:РОССПЭН,1998.–194с.МиловЛ.В.Природно-климатическийфактортособенностироссийскогоисторическогопроцесса/МиловЛ.В.-Вопросыистории,1992.–316c.НеволинК.А.Энциклопедиязаконоведения/НеволинК.А.-Полн.собр.соч.-СПб.:Тип.ЭдуардаПраца,1857.–126с.НеволинК.А.Энциклопедиязаконоведения/НеволинК.А.-СПб.:Тип.ЭдуардаПраца,1857.-513с.ПайпсР.Россияпристаромрежиме/РичардПайпс;отв.Ред.И.В.Захаров.–М.:Захаров,1993.-480с.РенненкампфН.К.Очеркиюридическойэнциклопедии.-2-еизд.,испр.идоп./РенненкампфН.К.-Киев:Изд.Н.Я.Оглоблина,1880.–421с.Словарьюридический,илиСводроссийскихузаконенийпоазбучномупорядкусприбавлением,противнапечатанноговуниверситететрёхгодов788,789и790./Тобольск:Тип.В.Кор-нильева,1791.-210с.СоловьевС.М.ИсторияРоссиисдревнейшихвремен/С.М.Соловьев.–Отдельноеиздание.–М.:АИСТ,Фолио,2001.–960с.СтаниславскийА.Г.ОходезаконоведениявРоссиииорезультатахсовременногоегонаправления/СтаниславскийА.Г.-СПб.:Тип.Академиинаук,1853.-110с.
1. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев ; отв. Ред. Д.О. Хвостова. – М.: Центрполиграф, 2016. – 255 с.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. / Л.Н. Гумилев. – изд. Авторский сборник. – М.: Экопросс, 1992. – 336 с.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Даниливский. – изд. Отдельное издание. – М.: Древнее и современное, 2002. –150 с.
4. Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация / Ионов И.Н. - Отечественная история, 2014. – №4. – с. 50-69.
5. Ключесвкий В.О. Курс русской истории. Лекция IV. / Ключесвкий В.О. – М. : Древнее и современное, 2012. –254 с.
6. Коркунов Н. М. История философии права / Коркунов Н. М. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1908. – 254 c.
7. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л.В. Милов. – М. : РОССПЭН, 1998. – 194 с.
8. Милов Л.В. Природно-климатический фактор т особенности российского исторического процесса / Милов Л.В. - Вопросы истории, 1992. – 316 c.
9. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения / Неволин К. А. - Полн. собр. соч. - СПб. : Тип. Эдуарда Праца, 1857. – 126 с.
10. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения / Неволин К. А. - СПб. : Тип. Эдуарда Праца, 1857. - 513 с.
11. Пайпс Р. Россия при старом режиме / Ричард Пайпс ; отв. Ред. И.В. Захаров. – М. : Захаров, 1993. - 480 с.
12. Ренненкампф Н. К. Очерки юридической энциклопедии. - 2-е изд., испр. и доп./ Ренненкампф Н. К. - Киев : Изд. Н. Я. Оглоблина, 1880. – 421 с.
13. Словарь юридический, или Свод российских узаконений по азбучному порядку с прибавлением, против напечатанного в университете трёх годов 788, 789 и 790. / Тобольск : Тип. В. Кор-нильева, 1791. - 210 с.
14. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – Отдельное издание. – М. : АИСТ, Фолио, 2001. – 960 с.
15. Станиславский А. Г. О ходе законоведения в России и о результатах современного его направления / Станиславский А. Г. - СПб. : Тип. Академии наук, 1853. - 110 с.
Вопрос-ответ:
Какие факторы способствовали самобытности России?
Самобытность России объясняется различными факторами, включая ее географическое положение, историческое развитие, национальный характер и культуру.
Какую миссию считали уникальной для России и россиян сторонники второго подхода?
Сторонники второго подхода считали, что у России и россиян есть особая миссия в истории, специфика русского пути, русской души и русской культуры, которые неразрывно связаны с историческим развитием других народов и цивилизаций.
Что приводит сторонников третьего подхода к мысли, что русский путь неотделим от опыта всего человечества?
Сторонники третьего подхода считают первый подход скорее возрождением идеи о самобытности России, а не объективным описанием ее исторического развития. Им кажется, что русский путь нельзя отделить от опыта всего человечества и должен основываться на универсальных ценностях и принципах.
Какие аргументы приводят сторонники третьего подхода, отрицающие особую миссию России?
Сторонники третьего подхода отрицают особую миссию России, ссылаясь на исторические факты и опыт других народов и цивилизаций. Они считают, что самобытность России может быть объяснена общими закономерностями развития государств и обществ.
Какие факторы отражают самобытность России в историографии?
В историографии отражается самобытность России через изучение ее исторического развития, национальной характеристики и культуры. Историографические исследования помогают раскрыть особенности и уникальность русского пути и русской души.
Чем отличается первый и второй подходы к истории России?
Сторонники первого подхода, основываясь на уникальности исторического опыта России, выделяют ее особую миссию и специфику русского пути. Сторонники второго подхода, не отрицая самобытности России, считают ее историческое развитие неразрывно связанным с опытом других народов и цивилизаций.
Какой подход к истории России признают сторонники третьего подхода?
Сторонники третьего подхода, отмечая значение первого подхода, склоняются к идеи возрождения исторической самобытности России, которая была подавлена в советской историографии.
Что подразумевают под "русским путем" сторонники второго подхода?
Под "русским путем" сторонники второго подхода понимают историческое развитие России, органично связанное с развитием других народов и цивилизаций.
Какими особенностями характеризуется русский путь по мнению сторонников первого подхода?
Сторонники первого подхода считают, что русский путь имеет специфику, связанную с русской душой и русской культурой, которые отличаются от опыта других народов и цивилизаций.
Какие мнения существуют относительно самобытности России в историографии?
Существуют два основных мнения: одно подчеркивает особую миссию и специфику России, второе отмечает ее связь с опытом других народов и цивилизаций. Некоторые сторонники третьего подхода также признают значение первого подхода, но подчеркивают необходимость возрождения исторической самобытности России.
Какие факторы способствовали самобытности России?
Одним из главных факторов самобытности России является ее географическое положение. Расположение России на пересечении Востока и Запада, между Европой и Азией, создало особую смесь культур и влияний. Кроме того, важную роль сыграли исторические события, такие как Татаро-Монгольское иго, которое повлияло на формирование русского народа и культуры. Также стоит отметить роль православия и его влияние на российскую идентичность. Все эти факторы вместе способствовали формированию самобытной русской цивилизации.