Институционализация социологии как науки в России.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 13.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Первый этап развития социологии в России: основные направления и представители, появление социологии в программе учебных учреждений 4
2.Второй этап институционализации социологии в России: признание социологии на государственном уровне 12
Заключение 14
Список литературы 16
В 1908 г. Состоялось открытие первой русской кафедры социологии в негосударственном Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге под руководством М.М. Ковалевского. И все же, на этом этапе социологию институционально не сделали частью государственной образовательной программы. Преподавали социологию только избранные энтузиасты [3]. 2.Второй этап институционализации социологии в России: признание социологии на государственном уровнеII этап - (1917 г. - начало 30- х г. ХХ века - неоднородный и сложный период. Первоначально происходит признание новой властью социологии как науки. Создаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, был открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с 13 социологическим отделением в университете Петрограде, была введена научная степень по социологии, происходит издание обширной специализированной литературы. В эти годы активно изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции.Социологию стали преподавать в университетах, а также средних учебных заведениях. Особенностью этих лет было то, что, наряду с марксистской социологической мыслью (работы В.И.Ленина, Г.В.Плеханова, Н.И.Бухарина), имела «права гражданства» и немарксистская социологическая мысль (работы Н.К.Михайловского, М.М.Ковалевского, П.А.Сорокина). Стала развиваться отраслевая социология.И все же, социология так и не была признана как самостоятельная наука. А до конца 1950-х годов и вовсе оказалась в «немилости» у официальной власти. Третий этап — конец 1950-х — конец 1980-х гг. Здесь важно сказать об изменении главной политической и идеологической установки власти относительно социологии. Этот этап ознаменовался проведением теоретических и эмпирических исследований, изданием научной социологической литературы, имеющей высокий научный уровень. Создавались научно-исследовательские учреждения. Начали возникать отечественные школы и направления в социологии — московская (Г.В.Осипов, А.М.Румянцев), ленинградская (В.А.Ядов), новосибирская (Т.И.Заславская), свердловская (М.Н.Руткевич) и др. Крупная веха в эволюции отечественной социологической мысли -Постановление Политбюро ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых социальных проблем советского общества». Как результат, в тринадцати крупнейших вузах страны открывались социологические факультеты или отделения. Таким образом, после длительного перерыва социологию все же признали как самостоятельную науку. С начала 1990-х гг. начался новый этап институционализации социологии в России. Этот этап ознаменовался снятием идеологических и политических запретов, усилением многофункциональности социологии как науки, таким образом, у социологии появилось больше шансов стать частью интеллектуальной жизни общества.На современном этапе социология в России развивается в русле общемировых тенденций.Социология осуществляет выполнение различных функций, которые непосредственно определяют ее роль и назначение. Чаще всего учеными выделяются четыре функции - теоретико-познавательная, практическая, идейно-воспитательная и прогностическая. Разграничение этих функций является условным, поскольку они пребывают во взаимосвязи [5].ЗаключениеИтак, что касается институционализации социологии в обществе, то ее возможно рассматривать с позиции ее внутренней сформированности (речь идет о внутренней институционализации) и с позиции ее интегрированности с социальным целым, т.е. с обществом (здесь мы говорим о внешней институционализации). Внутренняя сформированность представлена следующими элементами: 1) развитой самостоятельной социологической теорией, системой социологических знаний, в том числе отраслевых социологий, эмпирической базой, а также системой социологических методов; 2) специфической, отличной от других формой профессиональной деятельности, в частности, здесь мы говорим о научно-исследовательской, научно-вспомогательной, педагогической и других разновидностях; 3) развитой организационной структурой; 4) системой подготовки кадров как необходимым элементом научного воспроизводства; 5) формированием профессионального сообщества ученых, в котором доминирующим положением обладают писаные и неписаные нормы и стандарты профессиональной деятельности.Таким образом, в 19 и начале 20 века социологи стремились к тому, чтобы прямо или косвенно рассматривать проблемы человека, индивида в качестве существа общественного. Сознание человека и его поведение рассматривались как главный критерий общественного прогресса. Отечественная социология этого периода отличалась гуманистической направленностью. Значительным этапом стала марксистская социология, разрабатываемая В.И. Лениным. Благодаря Ленину марксистская социология обогатилась новые пониманием необходимости в процессе исследования исходить из единства частных исследований и социологической теории, не опираться только на общие постулаты социологии, а связывать их с конкретной ситуацией, с общественными процессами, с жизнью народных масс. Как известно, Маркс и Ленин решающее значение в общественном развитии отводят практической деятельности трудящихся. Для них народные массы не только претворяют в жизнь определенные теоретические предпосылки и политику марксистской партии. Саму деятельность народа, ум и опыт они рассматривали в качестве мощного источника человеческого познания. Современная социология в России является наукой об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология занимается изучением общества, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития общественных структур (структурные элементы: социальные общности, институты, организации и группы); закономерностей социальных действий и массового поведения людей, а также отношений между личностью и обществом.Список литературыВ.И. Ленин и исторический материализм.// http://leninism.su/books/4066-lenin-kak-filosof.html?start=13История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195Москвичев Л.Н. Этапы институционализации отечественной социологии.// https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-institutsionalizatsii-otechestvennoy-sotsiologiiМуромцев С.А. Определение и основное разделение права. – Режим доступа: http://read.virmk.ru/m/Muromzev.htmСоциология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.Ющенко Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Муромцева. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ющенко Н.В. - СПб., 2002. - 204 c.
2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195
3. Москвичев Л.Н. Этапы институционализации отечественной социологии.// https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-institutsionalizatsii-otechestvennoy-sotsiologii
4. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. – Режим доступа: http://read.virmk.ru/m/Muromzev.htm
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
6. Ющенко Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Муромцева. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ющенко Н.В. - СПб., 2002. - 204 c.
Вопрос-ответ:
Кто был основателем первой русской кафедры социологии?
Основателем первой русской кафедры социологии был М.М. Ковалевский.
Когда была открыта первая русская кафедра социологии?
Первая русская кафедра социологии была открыта в 1908 году.
Где была открыта первая русская кафедра социологии?
Первая русская кафедра социологии была открыта в негосударственном Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге.
Какие направления и представители социологии появились на первом этапе развития в России?
На первом этапе развития социологии в России появились следующие направления и представители: историческая социология (Б.Н. Чичерин, Н.Ф. Шелгунов), экономическая и социальная социология (А.И. Чупров, В.А. Раскин, В.П. Михеев), политическая социология (П.Н. Милюков, М.М. Ковалевский).
В какой программе учебных учреждений появилась социология?
Социология появилась в программе учебных учреждений в России.
Кто был основными представителями первого этапа развития социологии в России?
Основными представителями первого этапа развития социологии в России были М. М. Ковалевский, С. Г. Франк, Н. А. Бердяев и другие ученые.
Когда и где была открыта первая русская кафедра социологии?
Первая русская кафедра социологии была открыта в 1908 году в негосударственном Психоневрологическом институте в Санкт-Петербурге.
Каким образом социология появилась в программе учебных учреждений на первом этапе развития в России?
Социология появилась в программе учебных учреждений на первом этапе развития в России благодаря открытию соответствующей кафедры и активной работы ученых, таких как М. М. Ковалевский.
Какое значение имеет второй этап институционализации социологии в России?
Второй этап институционализации социологии в России имеет значение признания социологии на государственном уровне и развития соответствующих научных учреждений.