методы исторического исследования
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 14.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Описательно-повествовательный метод. 4
2. Сравнительно-исторический (компаративный метод). 5
3. Историко-типологический метод. 6
4. Историко-генетический метод. 7
5. Историко-ретроспективный метод. 8
6. Историко-биографический метод. 10
7. Метод новой исторической биографии в рамках школы анналов. 11
8. Метод терминологического анализа. 13
9. Междисциплинарные методы. 15
10. Методы социальной психологии. 16
Заключение 18
Список литературы 18
Так, новые вариации истории ментальностей в исследовании причин и последствий распада СССР могут быть использованы для более глубокого анализа человеческого фактора в истории эпохи, нового осмысления феномена позднесоветского общества.8. Метод терминологического анализа.Терминологический анализ является одним из общенаучных методов, и в историческом исследовании выступает в качестве одного из познавательных средств. Он приобретает тем большее значение, чем более отдалена от современности изучаемая эпоха, и заключается, прежде всего, в том, чтобы выяснить точный смысл терминов источников, который они имели в изучаемую эпоху. В связи с этим, терминологический анализ имеет особое значение при использовании различных категорий античных и средневековых источников.Сложность изучения многих типов исторических источников состоит также в том, что применяемые в них термины неоднозначны или, напротив, для обозначения одних и тех же явлений применяются различные термины.В историческом исследовании необходимо учитывать постоянно меняющееся содержание терминов, поскольку существует тесная взаимосвязь между изменением общественных отношений и соответствующей трансформацией языка как одного из результатов исторического развития. Так, уже в XIX в., немецкие историки Б. Г. Нибур, Т. Моммзен и другие широко применяли терминологический анализ в качестве одного из средств познания общественных явлений эпохи античности.Особой разновидностью терминологического анализа как одного из источников исторического познания является топонимический анализ. Топонимика, по сути, сама является своего рода первоисточником для историка, поскольку географические названия всегда исторически обусловлены - они так или иначе носят отпечаток своего времени. Как отмечает историк Н.И. Смоленский, «вних отражаются особенности материальной и духовной жизни народа в ту или иную эпоху, темпы исторического развития, влияние на общественную жизнь природных и географических условий» (Смоленский Н.И., 2008).Терминологический анализ является важным познавательным средством для изучения советской действительности конца 1980-х – начала 1990-х годов, поскольку, во-первых, он необходим для упорядочения и нормализации понятийного аппарата исторического исследования, а во-вторых, в этот период происходят значительные языковые трансформации, начинается постепенный отход от традиционных для советского общества слов и терминов. Выявление особенностей этой трансформации позволит определить специфику изменений общества после распада советской системы.9. Междисциплинарные методы.Центральное место в развитии методологии истории на современном этапе занимают идеи междисциплинарности, то есть междисциплинарного изучения прошлого, планомерной интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией. В применении принципа междисциплинарности в историческом исследовании сыграли значимую роль основатели школы «Анналов» Л. Февр и М. Блок. С 1960-х годов, с изменением представления о характере отношений между историей и общественными науками начинается «золотой век» междисциплинарного взаимодействия. Новизна междисциплинарной ситуации 1960-1970-х годов состояла в том, что речь шла уже не только об использовании данных и методик других дисциплин, но и об интеграции на уровне объектов их научных интересов, и более того – о конструировании междисциплинарных объектов. Во второй половине XX века благодарявлиянию неопозитивистской, структуралистской, марксистской парадигм, концепций социологии, теории системного анализа, расширению предмета истории в исторических исследованиях начинают применяться математические, статистические методы, компьютерные технологии. В 1980-1990-е годы врамках общего сдвига от социально-структурной к социокультурнойистории, роста популярности исторической антропологии происходит распространение применения методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики. Принцип междисциплинарности предполагаетсоблюдение ряда правил, главными из которых являются: обновление объекта, объяснительных моделей, инструментария исследования; адаптация, «историзация», совершенствование методов других дисциплин в соответствии со спецификой и подходами исторической науки; адекватность заимствуемых идей, понятий и методов логике, предмету, задачам и источниковой базе исторического исследования.В работе, посвященной причинам и последствиям распада СССР, применение междисциплинарных подходов «новой истории», а именно – контент-анализа (книг, газетных или журнальных статей, интервью, объявлений, телевизионных выступлений), антропологии, социологии, лингвистики представляется крайне важным аспектом исследования.10. Методы социальной психологии.Теоретические достижения социальной психологии первой половины XX века, ставшие основой междисциплинарных исследований, значительно обогатили методический и концептуальный инструментарий историков. Появление бихевиоризма, гештальтпсихологии и психоанализа стало стимулом развития междисциплинарного синтеза истории и психологии.Одним из направлений междисциплинарных исследований, порожденных гештальтпсихологией, стала реконструкция «частного» («внутреннего») мира человека.Если говорить о психоанализе, то его влияние на историческую науку сказалось, прежде всего, в сфере исследования исторических личностей и культурной традиции. В 50-е гг. XX в. в США появился термин «психоистория», которым обозначалось изучение выдающихся личностей прошлого с помощью методов психоанализа. Так, в биографических трудах возник элемент психологического реализма, исследование эмоций, сложности и непоследовательности человеческого поведения, выявление внутренних побуждений исторических личностей. Однако нельзя не признать ограниченность возможностей психоанализа в историческом исследовании, где историк вынужден проводить психоанализ документов, а не людей, что вызывает определенные трудности.Из научного арсенала психологии история заимствовала прежде всего идеи об иррациональности масс, закономерностях поведения толпы как особого социально-психологического феномена. В связи с этим, использование различных методов социальной психологии позволит воссоздать социально-психологическую картину жизни советского общества, смоделировать психологические портретыисторических деятелей изучаемого периода.ЗаключениеИсторическая наука, как и любая другая, располагает большим и разнообразным арсеналом методов. Их характеристика в полном объеме представляется затруднительнойдаже в специальном исследовании, в связи с этим были рассмотрены общие методы, характерные для всех областей исторических исследований. В целом, можно сказать, что при изучении конкретных исторических проблем важно использовать как специально-исторические –генетический, ретроспективный, биографический методы, так и общенаучные – описательный, сравнительный, типологический подходыи т.д., поскольку только путем выбора релевантной совокупности методов достигается теоретическая фундированность исторического исследования.Таким образом, рассмотрение десяти наиболее распространенных методов исторического исследования показало, что к теме «СССР в 1980-1990 гг.: причины и последствия распада» в связи с ее «широтой» применимы все описанные методы, и в зависимости от выбранного предмета исследования могут использоваться их различные комбинации.Список литературы1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.– М.: Наука, 2003. – 486 с.2. Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. –М., 2004.– 305 с.3. Романенко С.А.Типология процессов национального самоопределения. // Общественные науки и современность. – 1999. – №2. – С. 66-74. 4. Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2008. – 272 с.5. Теория и методология исторической науки:терминологический словарь. /Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М., 2014. – 580с.6. Шарафулин М. М.Межнациональные конфликты:причины, типология, пути решения. // Известия УрГУ. – 2006. – №45. – С. 64-73.
2. Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. – М., 2004. – 305 с.
3. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения. // Общественные науки и современность. – 1999. – №2. – С. 66-74.
4. Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2008. – 272 с.
5. Теория и методология исторической науки: терминологический словарь. /Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М., 2014. – 580 с.
6. Шарафулин М. М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения. // Известия УрГУ. – 2006. – №45. – С. 64-73.