Знания о сезонных изменениях в природе дошкольников с нарушением интеллекта.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
2.Сезонные явления в природе
3.Психолого-педагогическая и клиническая характеристика дошкольников с умственной отсталостью
4.Знания умственно отсталых детей дошкольного возраста о сезонных изменениях природы.
5.Методы обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью сезонным изменениям в природе
Заключение
Литература
Приложение
Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости. Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками (19). Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Таким образом, основными методами обучения являются наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира, с объектами живой и неживой природы; экскурсии, дидактические игры; специальная организация детского опыта; чтение художественной литературы, использование иллюстративно-наглядных пособий, демонстрация кино- и видеоматериалов.ЗаключениеНа этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На протяжении всего дошкольного детства дети усваивают причинно-следственные связи сезонных изменений. Если у нормативно развивающихся дошкольников усвоение данных знаний протекает легко и быстро, то у дошкольников с умственной отсталостью данные знания формируются длительное время и достаточно трудно.Такое положение обусловлено психолого-педагогическими и клиническими особенностями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. При умственной отсталости в большей степени нарушен такой психический процесс как мышление. Именно мышление обеспечивает установление причинно-следственных связей.С другой стороны, знакомя дошкольников с умственной отсталостью с сезонными изменениями в природе, способствует развитию мышления.Необходимо отметить, что уровень знаний сезонных изменений у детей данной категории зависит от степени умственной отсталости. В этом плане более перспективной группой дошкольников являются дети с легкой и средней степенью умственной отсталостью. Дети способны усваивать элементарные знания сезонных изменений.Для лучшего усвоения знаний о сезонных изменениях материал программы располагается циклично, повторяясь несколько раз в течение одного учебного года. Оптимальными методами знакомства с сезонными изменениями являются занятия, наблюдения и ведение календаря природы.ЛитератураВиноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов- на -Дону, 2001. С. 111Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 сЕникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. Основы психиатрических знаний. М., 1998гЗайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990г.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003 Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 сОсновы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007 Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.Салимова М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей д/с. – Минск: Амалфея, 2004. – 126 с.Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» - М.:Дефектология, № 2, 2007. – С. 58 - 66ПриложениеКонспекты занятий с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостьюЗанятие. Подарки осени.Цели: закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.Ход занятияВводная беседа- Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей!- Сегодня я шла в детский сад через парк. Деревья вокруг были желтые, словно из золота. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо-тихо, и вдруг я услышала, как с верки сорвался лист и, медленно кружась в воздухе, лег на землю. Мне захотелось принести кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)Беседа «Приметы осени»- Ребята! Вам нравятся листья? А какие они? Почему они такие? По каким приметам вы узнали, что сейчас осень? А вам нравиться осень или нет? Почему? Как в народе об осени говорят? (Дети вспоминают пословицы народные приметы.) Венок из листьев обладает волшебной силой – тот, кто его надевает, становится волшебницей-Осенью. (Воспитатель надевает на голову венок.)По лесной дорожкеОсень к нам пришлаИ с собой в корзинкеПодарки принесла.Загадки:«Осень» подводит детей к корзиночке. Корзинка накрыта.Вот корзиночка стоитОчень странная на вид.Догадайся поскорей,Что в корзиночке моей?- как вы думаете, что в корзинке? (Дети высказывают предположения.) Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, а вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке. (Овощи, по ходу отгадывания загадок, выкладываются на блюдо.)- Перечислите все, что лежит на блюде. Как можно назвать это одним словом? А где растут овощи?Что растет у НаткиНа зеленой грядке?Свекла, репа, сельдерей,Вот стручок стоит порей.Тут у нашей НаткиРос горошек сладкий,И теперь не пусто –Выросла капуста.Вот томат и перец здесь,Чесночок на грядке есть,Кабачок, кабачокЛег у грядки на бочок,И зеленый молодец – Под листочком огурец.Игра «Вершки – корешки»- А как овощи растут?Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле – кисти рук опускаются вниз. (Морковь, капуста, свекла, картофель, томаты, перец, редиска, огурцы, кабачки, репа).- Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (Нет, их вырастили люди.)Выстраивается логическая цепочка: подготовка почвы – высадка семян или рассады – уход (рыхление, полив, борьба с вредителями, прополка) – уборка урожая.Сентябрь уборкою велик.Он дремать нам не велит.Ну-ка, весь честной народ, -Выходи в огород.Потрудись, собериНашей осени дары.Чтоб зимою в щиБыли овощи.Игра «Какие слова подходят овощу»Воспитатель предлагает детям выбрать овощ и называет слова относящиеся и не относящиеся к данному овощу. Если слово относится к этому овощу, то дети хлопают в ладоши. Сначала работают со словом «баклажан», потом «капуста», потом «картофель». Список слов из которого дети выбирают нужные слова: зеленое, сладкое, душистое, синий, овальное, круглое, квашенная, конеплод, стручок, вареное, борщ, жаренное, полезное, сочное, желтое.Продолжение игры строится по другому: выбирается овощ, а дети называют слова относящиеся к этому овощу. Например: овощ – зеленый, сочный, овощ, хрустящий, полезный, маринованный и т.д.- Я хочу вас порадовать еще и красивым убором леса, сада, парка.Лес осенний красок не жалеет –Ярки грозди ягод и листы.То сверкают бронзой, то алеютПушные осенние кусты.Ветер по листве идет прохладныйОн сорвет узорчатый наряд,И в лесу начнется вальс прощальный –Золотой осенний листопад.- Ребята, а кроме золотой, какие еще краски есть у осеннего листопада? В моей корзинке для вас рыжие, золотистые. Багряные листочки. Ловите! (Воспитатель бросает вверх листочки, дети их ловят.) По очереди воспитатель спрашивает, кому от какого дерева достался листочек.Волшебные экранчики- А еще я вам принесла волшебные экранчики. Хотите с ними поиграть? Давайте их оживим! (Дети выкладывают живую дорожку, определяя, что сначала, что потом. Дерево без листьев, зеленое дерево, желтое дерево.)Итог занятияВоспитатель снимает венок:- Ну вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.- Вам понравились подарки осени? А что еще принесла осень? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик.Щедра осень на подарки!Занятие. Жизнь птиц зимойЦели: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создать эмоциональный настрой детей; воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде – оригами; воспитывать доброе и заботливое отношения к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.Материалы: шапочки для птиц, домики, бумага, «Игровизор», значки, «Мнемотаблица», магнитофон, ковролин, буквы.Часть 1Ход занятияВводная беседаВоспитатель с детьми рассматривает мнемотаблицу о птицах, дети отвечают на вопросы:- Зимующая птица или перелетная?- Где живет?- Чем питается?- Какое оперение?- Какую пользу приносит эта птица приносит лесу?ИнсценировкаЗвучит музыка с пением птиц. Вбегают дети-птицы: дятел, снегирь, синица, сорока.Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:Я в берете ярко-красном,В серой курточке атласной,Я деревьям всем приятель,А зовут меня все …(дятел).Красногрудый, чернокрылый,Любит зернышки клевать,С первым снегом на рябинеПрилетаю к вам опять. (снегирь)Непоседа-невеличка,Желтогрудая птичка.Ем я сало и пшеничку,А зовут меня …(синичка).Воспитатель: Что-то птиц здесь маловато, а других здесь нет?Птицы (перебивая друг друга): Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелетные.- Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (Зимующие.) Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, голубь.)- Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло и корм. Проходите, отдохните.(Появляются дети в костюмах других птиц.)Жаворонок:Здравствуй, птичка-невеличка,Желтогрудая синичка,Были в жарких странах мы,Не бывает там зимы.Грач:Здравствуй, дятел, наш дружок,Добрый день, сорока.Много дней летали мы,Далека дорога.Залетают под музыку Ласточка, Чибис, Зарянка.Ребенок:Расскажите, птицы, где вы побывали?Что вы повидали, как вы зимовали?Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?С кем вы подружились в странах незнакомых?Птицы:Мы подружились со слоном,Играли с обезьянами,Угощали нас ониВкусными бананами.Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.Грач:Кричат, торопятся с утраВ халатах черных мастера.На ветках вяза и осиныГрачи плетут свои корзины.Ласточка:Прилетаем к вам весной,Путь проделав длинный.Лепим домик под окномИз травы и глины.Ласточка поет «Не прошла зима».Работа с игровизорамиВоспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие птицы строят себе дома сами, а для каких готовит домики человек? Как называются эти дома? (Скворечники, гнездо.) Давайте поможем расселить птиц по гнездам. (Расселяют птиц по гнездам на игровизорах и проводят дорожки от птиц к гнездам: с одним слогом, с двумя, с тремя.)ЗагадкиВлетает сорока с письмом, кричит: «Новости, новости, вот вам письмо».- О, да здесь какие-то загадки! Помогите мне их разгадать. (Дети выполняют просьбу.)Музыка «В мире животных»; птицы улетают из группы.- Летите на волю, вейте гнезда, высиживайте птенцов, пойте для них песни на заре. А мы будем к вам в лес приходить.ОригамиСлышался сейчас здесь веселый гомон, но они улетели, и стало тихо. А ведь мы можем поселить птиц насовсем в этих домиках.Пойдемте мастерить птиц из бумаги. Поселим птиц в домики. А теперь проверим, чтобы на полянке не осталось ни одной бумажки, ни одной банки, чтобы птицам захотелось прилетать сюда снова. Вот мы и украсили еще один кусочек нашей голубой планеты.Итог занятияПесня «Дождик по земле босиком прошел».Часть 2Ход занятияВводная беседа(На ковролине силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.Точки, крестики, кружочкиПод окном и на снегу.Мне понятны эти строчки,Прочитать я их могу.Это мне письмо прислалиНа заре друзья мои.«С добрым утром!» - написалиНепоседы-воробьи.Кто рассыпал на снегуДлинные цепочки?Кто рассыпал на снегуКрестики и точки?Это птицы на бегуОставляют на снегуДлинные цепочки,Крестики и точки.Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.Беседа по вопросам- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке, в парке, в лесу зимой?- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.- Легко ли птицам добывать корм зимой?- Как мы можем помочь зимующим птицам?Рассказ воспитателяДля корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза.Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.Вороны – всеядные птицы.Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек.Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса.Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.ФизкультминуткаСнегом засыпаны лес и поля,Спит под сугробами крепко земля.Ищут, ищут птицы,Чем бы поживиться.На зиму долгую в нашем лесуМы приготовили птичкам еду.Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!Дидактическая игра «Что за птица?»Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.Итог занятияЗанятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.ЯшинаЗанятие. Перелет птицЦели: учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.Словарная работа: перелетные, зимующие, время года, юг.Материал: чучела птиц; картинки с изображением птиц; картины русских художников.Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелетных и зимующих птиц.Ход занятияБеседа о зимующих и перелетных птицах— Сегодня на занятии мы будем говорить о птицах. Ребята, послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нем говорится.Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далекий птицы улетели,Если небо хмурое, если дождик льется,Это время года как зовется?(Л. Ходякова. «Осень»)— Что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки называют зимующих птиц и показывают их.) Воспитатель читает стихотворение:О чем поют воробушкиВ последний день зимы?Мы выжили!Мы выжили!Мы живы! Живы мы!— Об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы, а именно те, которых вы показали на картинках. А почему зима — очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? А чем питается дятел? Что такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? И мы, ребята, будем кормить с вами эту очень красивую птичку.Воспитатель показывает детям картину с изображением синички.— Посмотрите, какие красивые у нее перья; на груди — желтые, на голове — черные, на щеках — белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, Спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего- Ребята, мы назвали птиц, которые остаются с нами на зиму. А тетерь покажите на картинках и назовите птиц, улетевших в теплые края. Чего же не хватает этим птицам? Почему они улетели? Да, ребята. птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух, мошек,,. Когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их Достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут есть хлебные крошки, зернышки, семена.Пальчиковая игра «Полет птиц»Руки скрещены в запястьях, пальцы - крылья - расслаблены, лежат на предплечьях - птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук - крыльев - легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.Но ведь все птицы летают по-разному: колибри.- пальцы-крылья движутся быстро-быстро, почти трепещут; синица - взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка — плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел - резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.Чтение стихотворений и рассказов по теме занятияВоспитатель предлагает прочитать стихотворение С. Михалкова «Птичья столовая» и рассказ Г.Скребицкого и В.Чаплиной «Появились синички».Итог занятияПрогулка в форме экскурсии в парковую зону детского сада.
1.Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М., 1985.
2.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5
3.Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов- на -Дону, 2001. С. 111
4.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с
5.Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. Основы психиатрических знаний. М., 1998г
6.Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
7.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
8.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
9.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990г.
10.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Психол.фак.высш.учеб.заведений.- М., 2003
11.Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. – №5. – С. 44–39.
12.Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 19992. – 240 с. 5–09–003254–8.
13.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с
14.Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003
15.Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985.-240 с.
16.Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007
17.Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. – Средний урал, 1980.-80 с.
18.Салимова М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей д/с. – Минск: Амалфея, 2004. – 126 с.
19.Урунтаева Т.А. Знакомим малышей с окружающим миром [Текст] / Т.А. Урунтаева, А.М. Афонькина. – М., 1997. – 104 с.
20.Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
21.Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» - М.:Дефектология, № 2, 2007. – С. 58 - 66
Вопрос-ответ:
Какие задачи и содержание знаний о сезонных изменениях в природе изучаются у дошкольников с нарушением интеллекта?
У дошкольников с нарушением интеллекта изучаются задачи и содержание знаний о сезонных изменениях в природе такие как: понимание основных сезонных явлений, различение характерных признаков каждого сезона, наблюдение и описание сезонных изменений в растительном и животном мире, установление причин сезонных изменений и их влияния на жизнь людей и природы.
Какие сезонные явления в природе изучаются у дошкольников с нарушением интеллекта?
У дошкольников с нарушением интеллекта изучаются сезонные явления, такие как изменение погоды, смена цветовых тонов растений в зависимости от сезона, смена окраски листьев, растущих растений, миграция птиц, сбор урожая, появление и исчезновение льда и т.д.
Какова психолого-педагогическая и клиническая характеристика дошкольников с умственной отсталостью?
Дошкольники с умственной отсталостью характеризуются уменьшенной способностью к абстрактному мышлению, слабым развитием речи и понимания, ограниченными возможностями концентрации внимания, трудностями в усвоении новых знаний и навыков, а также социально-психологическими проблемами, такими как затруднения в общении со сверстниками и адаптации в обществе.
Какие знания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью имеются о сезонных изменениях в природе?
Дети дошкольного возраста с умственной отсталостью обычно имеют базовые знания о сезонных изменениях в природе, такие как перечисление названий сезонов, определение основных признаков каждого сезона и умение связывать некоторые явления с конкретным временем года. Однако их знания часто ограничены и неявственны, и им требуется более глубокое изучение данной темы.
Какие задачи ставятся перед детьми дошкольного возраста в изучении сезонных изменений в природе?
Задачи изучения сезонных изменений в природе включают формирование представлений о различных сезонах, их особенностях и характерных признаках, развитие умений наблюдать, описывать и классифицировать сезонные явления, а также развитие понимания причинно-следственных связей в природе.