История русской церкви (Расколы 1918-1922)
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 24.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Поместный Собор и деятельность патриарха Тихона 5
Глава 2.Начало обновленческого движения 10
Заключение 15
Список литературы 16
29 марта Известия опубликовывают обращение 12 священников, в том числе А. Введенского, В. Красницкого, А. Боярского к верующим, в котором они резко критиковали Тихона и призывали верующих проявить полную лояльность относительно советской власти. 31 марта Известиями было напечатано «Открытое письмо к православным верующим» священника Сергия Калиновского, в котором он отмечает, что духовенство забыло о горе народа. 6 мая Известия опубликовали под рубрикой «Контрреволюция под церковным флагом» материалы о московском процессе и там же заявлялось о том, что именно Тихон сыграл «зловещую роль в его организации и вообще в руководстве контрреволюции».«24 мая 1922 года Л. Троцкий направляет письмо членам Политбюро ЦК РКП (б) в котором даёт оценку состояния внутреннего положения в Церкви и намечает пути дальнейших действий по разложению её канонической структуры. В частности, здесь указывалось, что следует отстранить Тихона, а во главе церкви поставить группу, которая лояльна к советской власти. В дальнейшем предполагалось и вовсе уничтожить патриаршество, осуществить децентрализацию церковного управления. По сути, Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» послужил основой для последующих законодательных актов, определивших взаимоотношение государства и религиозных объединений.Что же касается патриарха Тихона, то он призывал к преодолению разрушительной силы и страстей, которые раздула революция, к возвращению на христианский путь. В 1919 году Патриарх Тихон призвал духовенство не участвовать в омуте гражданской войны. Согласно архивным материалам, сам он активно выступал против большевиков, когда они отняли у церкви ее имущество, лишили статуса юридического лица, передали всю религиозную жизнь в руки государственных органов.Когда в 1921-1922 годах советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового конфликта между церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для уничтожения последней. Действия местных властей изобиловали многочисленными нарушениями. Так, в Тамбовской губернии экспроприация осуществлялась без документального освидетельствования. В Липецке были реквизированы личные вещи священнослужителя, а также собранные пожертвования прихожан.В эти годы многие иерархи, священники и миряне, сопротивлявшиеся конфискации церковных ценностей, погибли. Откровенно покровительственное отношение власти к обновленцам, без сомнения послужило тому, что многие клирики, скорее в целях самосохранения, перешли в обновленческий лагерь. Своими интригами обновленцы способствовали аресту Патриарха в мае 1922 года.Второй Поместный всероссийский собор (первый обновленческий), открывшийся 29 апреля 1923 года в Москве, в храме Христа Спасителя, высказался в поддержку советской власти и 3 мая вынес решение о лишении сана «бывшего патриарха Тихона», а также лишении его монашества.Прочный союз обновленцев с Советской властью сохранялся до 1924 года. За этот период пострадало немало православных священнослужителей, а формула обвинения гласила: «3а сокрытие церковных ценностей, контрреволюционную деятельность и гонения сторонников «живой церкви».В это непростое время церковь прилагала все возможные в той ситуации усилия для ограждения себя от уничижительной политики государства и продолжения своей деятельности.После смерти Патриарха Тихона (7. 04. 1925 г.) правительство не допустило выборов нового Патриарха. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Сразу после падения революции и установления новой советской власти было положено начало гонениям и репрессиям против Православной Церкви. В частности, состоялось проведение крупных антирелигиозных кампаний, а именно, были закрыты первые монастыри и храмы в период с ноября 1917 года по 1919 год, Церковь была лишена прав, церковное имущество было частично реквизировано. В 1918 – 1920 годы духовенством были утрачены юридические права. С конца 1920 года при содействии большевиков было положено начало расколу Церкви. После с 1922 года церкви и монастыри были разграблены церкви и монастыри, начались массовые расстрелы священнослужителей. Для советской власти Православная церковь являлась идеологическим противником, оппозиционером, опасным врагом для построения и укрепления позиций советской власти. Советской властьюсостоялось принятие законодательных актов, направленных против Церкви, в частности, это Декрет о свободе совести и последующие постановления, имеющие антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на общество, что также углубило раскол. Патриарх Тихон предпринимал попытки налаживания конструктивного диалога с советской властью, тем не менее, его попытки не привели к желаемому результату. В годы гражданской войны было положено начало глубокому обновленческому расколу в Церкви, поощряемому советской властью.Список литературыАкты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917 – 1943. Составитель М. Губонин. М., 1994.Бычков С.С. Большевики против Русской церкви. – М., 2006. http://imwerden.de/pdf/bychkov_bolsheviki_protiv_tserkvi_1917-1941_2006.pdfВострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995.Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Святейший патриарх Тихон. Режим доступа: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1823Кашеваров А.Н. Государство и Церковь (из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.). СПб.,1995. Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html#bibliografijaРусская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 (документы и фотоматериалы). М., 1996Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Курск, 2000. - 150 с. РГБ ОД, 61:01-7/52-3Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
1. Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917 – 1943. Составитель М. Губонин. М., 1994.
2. Бычков С.С. Большевики против Русской церкви. – М., 2006. http://imwerden.de/pdf/bychkov_bolsheviki_protiv_tserkvi_1917-1941_2006.pdf
3. Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995.
4. Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Святейший патриарх Тихон. Режим доступа: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1823
5. Кашеваров А.Н. Государство и Церковь (из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.). СПб.,1995.
6. Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html#bibliografija
7. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 (документы и фотоматериалы). М., 1996
8. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Курск, 2000. - 150 с. РГБ ОД, 61:01-7/52-3
9. Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
Вопрос-ответ:
Какие события происходили на Поместном Соборе?
На Поместном Соборе происходили дискуссии и принятие решений относительно будущего православия в новых условиях советской власти.
Кто был патриархом в то время?
Патриархом в то время был Тихон, который столкнулся с критикой со стороны некоторых священников.
Что было целью обновленческого движения?
Целью обновленческого движения было привлечение верующих к новым идеям и реформам в православной церкви.
Как реагировали верующие на призывы священников в адрес Тихона?
Некоторые верующие проявили полную лояльность к советской власти, как призывали священники, но другие верующие критиковали Тихона и его действия.
Когда было опубликовано открытое письмо к православным ве?
Открытое письмо к православным ве было опубликовано в Известиях 31 марта.
Какое событие произошло 29 марта?
29 марта Известия опубликовывают обращение 12 священников, в котором они критикуют патриарха Тихона и призывают верующих проявить лояльность к советской власти.
Кого критиковали священники в своем обращении?
Священники в своём обращении критиковали патриарха Тихона.
Что требовали священники от верующих?
Священники требовали, чтобы верующие проявляли полную лояльность к советской власти.
Какая информация была напечатана в Известиях 31 марта?
Известиями было напечатано Открытое письмо к православным.
Какое движение началось в 1922 году?
В 1922 году началось обновленческое движение.
Какие события описывает статья?
Статья описывает историю русской церкви в период Расколов 1918-1922 годов, включая Поместный Собор, деятельность патриарха Тихона и начало обновленческого движения.
Кто критиковал патриарха Тихона?
12 священников, включая А. Введенского, В. Красницкого и А. Боярского, критиковали патриарха Тихона в своем обращении к верующим.