Моторная Алалия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 27.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Моторная алалия у детей младшего дошкольного возраста как предмет теоретического исследования 5
1.1. Этиология моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2. Синдромокомплекс моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста 10
1.3. Технологии работы с детьми моторной алалией……………………………………11
Глава 2. Процесс овладения звуко-слоговой структурой слова у детей с моторной алалией 2.1. Нарушения овладения звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией 13
2.2. Психолого-педагогическая диагностика нарушений овладения звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией 19
Заключение 27
Библиографический список 30
Приложение…………………………………………………………………………………...35
Фрагмент для ознакомления

Как оказалось, артикуляционная гимнастика для детей. Файл для каждого возраста разный. Уроки нужно проводить поэтапно. Сначала подготовить ребенка, показать и объяснить. Затем нужно правильно поставить звук. Не забывать о большой и малой моторике, внимании, памяти.Переходить к следующему этапу только тогда, когда хорошо выполнитпредыдущий. Упражнения артикуляционной гимнастики для детей очень полезны. ВыводРазделение речевого развития на уровни в каждом случае происходит индивидуально. Все зависит от психоэмоционального состояния ребенка, его физического здоровья и индивидуальных особенностей. Уровни недоразвития речи при моторной алалии зависят от степени тяжести имеющихся нарушений.На любом уровне недоразвитие речи помешает ребенку при моторной алалии освоить новые навыки и получить знания. Ограниченное мышление повлияет на письмо и полноценное общение с другими людьми. Своевременная консультация специалиста поможет исправить ситуацию.2.2. Психолого-педагогическая диагностика нарушений овладения звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалиейНа современном этапе поиск новых диагностических пособий для обследования детей раннего возраста с моторной алалией является одним из актуальных аспектов логопедии. [42, с. 13] Личностно — ориентированный подход предполагает повышение внимания к личностному развитию каждого ребенка, с чем связывается возможность качественного улучшения развития речи детей. Педагогическая диагностика – это вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, которые характеризуют состояние и результаты процесса обучения, и позволяющие на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения. [29, с. 136] В широком смысле под пособием понимают все материальные средств а обучения, включая: - Натуральные объекты, - приборы, - таблицы, - карты, - диагностики, - фильмы, - звукозапись и др., используемые в учебном процессе. Значит, диагностическое пособие — это все материальные средства обучения, направленные на установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные 16 отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения. [42, с. 287] Таблица 1 Примеры современных методик и методов с учетом ФГОС – когнитивного и деятельностного компонентов для детей с моторной алалиейДиагностикаКомпоненты по ФГОССовременные методыСовременные методикиДиагностика дошкольника с моторной алалиейКогнитивныеОпросАнкетыТестыНаблюдение,Сравнение, анализ, Задания по методике Монтессори -«Конструктивные треугольники» «Цветные таблички» «Экологический комод», «Математический комод»ДеятельностейПрактическое задание, упражнения, игра, проблемная ситуация, путешествие, проект и другиеДидактические методики Монтессори: «Серия твердых вставок» – «Блоки с цилиндрами - вкладышами» «Розовая башня», Цветные цилиндры», «Комод»«Сенсорная корзина»Дидактический материал Монтессори используется не только в качестве диагностики, но и для коррекционной работы для детей с моторной алалией - «Розовая башня» «Коричневая лестница» - десять коричневых деревянных призм. «Красные штанги», «Цветные цилиндры», «Серия твердых вставок» – «Блоки с цилиндрами - вкладышами»: «Цветные цилиндры» «Шкафчик с ящиками»: «Геометрический комод», «Биологический комод» - геометрические тела (пирамиды, сферы, конусы), маленькие доски с шероховатой и гладкой поверхностью и другие разного веса и расцветки, а также кусочки ткани разной фактуры. Для чтения и письма для дошкольников с моторной алалией используются методика Монтессори – методы практической работы с буквами, вырезанными из наждачной бумаги, цветные коробки. картонные буквы и цифры, и счетные стержни - палочки различной длины и разных цветов, представляющих разные числа, а также струны разной длины с разным количеством бусин разного цвета.Сериимузыкальных колокольчиков разного тона использовались с деревянной доской с нотными линиями и набор деревянных дисков для обозначения заметок. Звонки тона использовались для развития у ребенка способности различать разные тона. Сенсорные коробки включали то, что были наполнены специями с характерным запахом. Как ребенок работал с дидактическими материалами, научился распознавать, группировать и сравнивать похожие объекты и противопоставлять их разнородные предметы.Психолого – педагогическая диагностика может включать:Пример. 1. Анализ речевых карт 2. Выявление исходного уровня состояния.Задачи и направления исследования:  знать состояние и подвижность артикуляционного аппарата у детей раннего возраста;  знать состояние звукопроизношения  знать просодические характеристики речи Для проведения диагностики можно применять методики Ю.А. Разенковой,1998; Т. Хелльбрюгге и др.,1997; Е.А. Стребелевой,1994; Л.С. Соломахи и Н.В. Серебряковой.Комплекс методик включает картинный материал, например, «Предъявление предметных картинок».Картинки лучше наклеить на картон, размещают на панно,ребенок их рассматривает и отвечает на вопросы. Инструкция: покажи где «гриб», где «яблоко» и т.д.Оценивание работы ребенка производится по балльной системе.Балльная система оценки:0-отказался от ответа1-отвечает и выполняет, допуская ошибки2-отвечает и выполняетпри помощи взрослого3-отвечает и выполняетбез помощи взрослого, самостоятельно.«Предъявление неполного рисунка».Дошкольник рассматривает незаконченный рисунок – заяц без ушей и хвоста. втобус без колес, велосипед без руля и т.дИнструкция: Покажи, где автобус (велосипед, заяц, ..) и приклей колеса.Оценивание работы ребенка производится по балльной системе.Балльная система оценки:0-отказался от ответа1-отвечает и выполняет, допуская ошибки2-отвечает и выполняетпри помощи взрослого3- отвечает и выполняетбез помощи взрослого, самостоятельно.ВыводПедагогическая диагностика – это вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, которые характеризуют состояние и результаты процесса обучения, и позволяющие на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения.ЗаключениеВ ходе написания курсовой работы теоретически изучили состояние звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией литературу - практическую логопедию, психологическую, в педагогическую, лингвистическую. Изучили причины состояния звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией, вопросы психолого – педагогической диагностики. Определение причин из-за чего происходит моторная алалия можно определить, составляя характеристики, постоянное наблюдение за детьми:Причины возникновения алалии довольно разнообразны: - Хронические заболевания - Интоксикация - Угроза выкидыша и неблагоприятное течение беременности – Отягощающие факторы (туберкулез, болезнь родителя и т. д.) - Ушибы и падения и другие.Первые симптомы Алалии у детей проявляются в возрасте двух лет, когда мозг ребенка более или менее развит и ребенок пытается произносить слова. Алалия может активно развиваться у дошкольников, если своевременно не начать лечение. В первую очередь родители должны заботиться о своем ребенке, в детском саду воспитатели и логопеды должны своевременно отследить данную проблему. Для того чтобы вовремя заметить проблему, нужно наблюдать. Идеально составлять технологические карты наблюдения для развития речи ребенка, фиксировать отклонения. Например, ребенок начал говорить слово только через год, но уже к полутора годам он научился строить простые фразы. В данном случае, вероятно, нет причин для беспокойства. Но если ребенок вообще не говорит в 3-4 года или произносит всего несколько слов, то это тревожный сигнал, и вам всегда следует обратиться к специалисту. Также важным признаком проблем речевого развития считается медленный процесс овладения звуко- слоговой структурой слова. При моторной алалии многие исследователи отмечают искажение слоговой структуры слова. Количество таких искажений увеличивается с развитием речи и с утомлением ребенка. Различают два типа аграмматизмов: впечатляющие и экспрессивные. Алалики с двигательной формой почти всегда обладают выразительным аграмматизмом, а с сенсорной формой-впечатляющим аграмматизмом. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет этапов. Словарь пополняется очень медленно и на каждом этапе развития довольно беден. Все формы моторной алалии характеризуются диссонансом между вербальными и невербальными структурами, в соответствии с возрастным периодом без выраженных трудностей (смысл и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и т.д.). Замедление темпов формирования речи выражается на поздних стадиях наступления определенных доречевых стадий. Проще говоря, жужжание, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с запаздыванием, также отмечается свертка этапов или полное отсутствие.  Также часто наблюдается бедность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.Часто у детей с алалией возникают невротические реакции, которые являются реакцией на имеющееся нарушение речи. Кроме того, для детей, страдающих этой патологией, характерны повышенная утомляемость, снижение внимания и снижение работоспособности. У них вторичная задержка в развитии психики. В разные периоды формирования речи при моторной алалии наблюдается недостаточная плавность речи и возникает заикание.Нарушение речи при моторной алалии охватывает все ее составляющие: лексико-грамматический и фонетико-фонематический аспекты. Предполагается, что первая проблема связана с повреждением передних отделов двигательной области в коре головного мозга, а вторая - с нарушением функционирования нижних отделов центральной двигательной области в коре доминирующего полушария, где сосредоточены все раздражители от мышц и связок, возникающие при артикуляционных движенияхСвоевременная диагностика моторной алалии позволяет использовать карты наблюдений, знания психологических особенностей младших дошкольников с моторной алалией и создать наиболее комфортные условия для коррекционного обучения в игровой форме с использованием специальных атрибутов, зонирования пространства и других способов работы с детьми. В таблице 1, стр 31 имеются примеры современных методик и методов с учетом ФГОС – когнитивного и деятельностного компонентов для детей с моторной алалией, которые можно использовать для диагностики и коррекции. Коррекционная работа с алалией должна учитывать специфику речевого расстройства, личностные особенности ребенка, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в природе дошкольника и воспитанию сознательной, целеустремленной личности. Список использованных источников Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки /— Спб.:ВЛАДОС, 2009.- 46 с.  Башинская, Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии) / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница.- Мозырь: Белый Ветер, 2008. - 124 с.  Безрукова С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР /. Логопед в детском саду № 6.- стр. 56-. М.: ГНОМ и Д, 2007.  Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников / - М.: ВЛАДОС,2012.- 301 с.  Бенилова, С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей.- М.: Прометей; Книголюб, 2009. - 32 с.  Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. Книга 3. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия /- М.:ВЛАДОС, 2009.- 311 с.  Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог.фак.пед.вузов/,- М.:ВЛАДОС, 2009. - 680 с.  Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / – М.: ВЛАДОС, 2009. – 301 с.  Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 48 с. 48 Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах./.- М.: ВЛАДОС, 2015.- 400 с. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.- 89 с. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: книга для логопеда / - Екатеринбург: ЛИТУР, 2008. - 320 с. Закревская, О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. : ГНОМ и Д, 2009. - 90 с. Зоеман М. Расстройства речи в детском возрасте /— М., 2012.- 69 с. Ковшиков В.А., Кузьмина Е.Б. Особенности порождения текста у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. Л., 2008.- 204 с. Ковшиков В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии. Изучение аномальных школьников. Л., 2008.- 69 с. Ковшиков В.А. Особенности артикуляторного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией. Нервно психические и речевые нарушения. 2008.- 42 с.  Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностики экспрессивной алалии. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления., 2008.- 96 с. 49  Ковшиков В.А. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей, 2010 .- 3 с.  Ковшиков В.А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией. Расстройства психических функций у детей и их медикопедагогическая коррекция, 2013.- 30 с.  Ковшиков В.А. Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи, 2009.- 67 с.  Ковшиков В.А. Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СП. б., 2008.- 57 с.  Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей — алаликов. Хрестоматия по логопедии Т.2 — М.: ВЛАДОС, 2009.- 131 с.  Левина Р.Е., Никашина Н.А. Основы теории и практики логопедии /: ВЛАДОС, 2008,- 67 с.  Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей. Хрестоматия по логопедии Т2, / - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2007.-146 с. Логопатопсихология / под ред. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. . - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 464 с. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: учебное пособие/— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 128 c. Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Выпуск 2: научно-практический сборник/ М.: Теревинф, 2015.— 122 c. 50  Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста / - 2-е изд., - М: Флинта, 2013. - 136 с. Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1./ М.:Сфера, 2010. - 64 с. Пятница, Т.В. Система коррекции моторной алалии. Часть2./ - М.: Сфера, 2010.- 64 с.  Разенкова Ю.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / - М.: Полиграф-сервис, 1998. - 336 с. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - Спб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) /.- М. : Классикс стиль, 2009. – 160 с. Созонова Н. Н. и Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить! Методическое пособие.- Екб :ООО Книго Мир, 2011. - 276 с.  Справочник по развитию речи учащихся: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / - 2-е изд.,: «Академия», 2015. - 200 с. Справочник логопеда /- Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 445 с. Стребелева Е. А. /,- ВЛАДОС, 2010.- 143 с. Терницкая, Т.А. Алалия и сходные с ней патологические нарушения./ 51 Терницкая Т.А. -Белово, 2014. - 5 с. Трауготт Н.Н. Хрестоматия по логопедии. / Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. / Л.С. Волкова и В.И. Селиверстов - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2017.- 65 с. Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии /М: Прометей, 2012. - 218 с. Хелльбрюгге Т. Первый год жизни / науч. ред. и пер. - Казань: Центр инновац. технол., 2014. - 287 с. Цейтлин С.Н. К вопросу о современных подходах к изучению детской речи // Логопед в д/c, №4(13), 2006 Чаладзе Е. А. Особенности нарушения текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией // Практическая психология и логопедия № 3-4 (6-7), 2013.- 17 с. Янушко, Е. Все о развитии речи дошколтника 2007. - 140 с. http://www.pedlib.ru/Books/4/0424/index.shtml?from_page=35  В помощь учителю и менеджеру школы [Электронный ресурс] / Информационнообразовательный портал. - URL: http://www.pedsovet.pro  Блог «Логомаммика» [Электронный ресурс]. - URL: http://logomamik.ru/motornaya-alaliya.html 52  Магазин «Все для логопеда» / [Электронный ресурс] - URL: http://logopedshop.ru/articles/9/31/  "Логомед Прогноз" / [Электронный ресурс] — URL: http://www.logomedprognoz.ru/pochitat/statyi/alalia-2.htmКрылова Е.В., Плякина Е.А. Диагностика мотивации и индивидуализация начальной коррекционной работы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-motivatsii-k-rechi-u-detej-s-motornoj-alaliej-i-individualizatsiya-nachalnoj-korrektsionnoj-raboty.html (Дата обращения: 15.12.2021)Приложение

Список использованных источников
 Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки /— Спб.:ВЛАДОС, 2009.- 46 с.
 Башинская, Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии) / Т.В. Башинская, Т.В. Пятница.- Мозырь: Белый Ветер, 2008. - 124 с.
 Безрукова С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР /. Логопед в детском саду № 6.- стр. 56-. М.: ГНОМ и Д, 2007.
 Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников / - М.: ВЛАДОС,2012.- 301 с.
 Бенилова, С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей.- М.: Прометей; Книголюб, 2009. - 32 с.
 Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. Книга 3. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия /- М.:ВЛАДОС, 2009.- 311 с.
 Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог.фак.пед.вузов/,- М.:ВЛАДОС, 2009. - 680 с.
 Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / – М.: ВЛАДОС, 2009. – 301 с.
 Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: ВЛАДОС, 2011.- 48 с. 48
Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах./.- М.: ВЛАДОС, 2015.- 400 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.- 89 с.
Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: книга для логопеда / - Екатеринбург: ЛИТУР, 2008. - 320 с.
Закревская, О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. : ГНОМ и Д, 2009. - 90 с.
Зоеман М. Расстройства речи в детском возрасте /— М., 2012.- 69 с.
Ковшиков В.А., Кузьмина Е.Б. Особенности порождения текста у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. Л., 2008.- 204 с.
Ковшиков В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии. Изучение аномальных школьников. Л., 2008.- 69 с.
Ковшиков В.А. Особенности артикуляторного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией. Нервно психические и речевые нарушения. 2008.- 42 с.
 Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностики экспрессивной алалии. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления., 2008.- 96 с. 49
 Ковшиков В.А. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей, 2010 .- 3 с.
 Ковшиков В.А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией. Расстройства психических функций у детей и их медикопедагогическая коррекция, 2013.- 30 с
.  Ковшиков В.А. Совершенствование методов диагностики и преодоление нарушений речи, 2009.- 67 с.
 Ковшиков В.А. Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СП. б., 2008.- 57 с.
 Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей — алаликов. Хрестоматия по логопедии Т.2 — М.: ВЛАДОС, 2009.- 131 с.
 Левина Р.Е., Никашина Н.А. Основы теории и практики логопедии /: ВЛАДОС, 2008,- 67 с.
 Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей. Хрестоматия по логопедии Т2, / - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2007.-146 с.
Логопатопсихология / под ред. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. . - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 464 с.
Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: учебное пособие/— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 128 c.
Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Выпуск 2: научно-практический сборник/ М.: Теревинф, 2015.— 122 c. 50
 Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста / - 2-е изд., - М: Флинта, 2013. - 136 с.
Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1./ М.:Сфера, 2010. - 64 с.
Пятница, Т.В. Система коррекции моторной алалии. Часть2./ - М.: Сфера, 2010.- 64 с.
 Разенкова Ю.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / - М.: Полиграф-сервис, 1998. - 336 с.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - Спб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) /.- М. : Классикс стиль, 2009. – 160 с.
Созонова Н. Н. и Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить! Методическое пособие.- Екб :ООО Книго Мир, 2011. - 276 с.
 Справочник по развитию речи учащихся: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / - 2-е изд.,: «Академия», 2015. - 200 с.
Справочник логопеда /- Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 445 с.
Стребелева Е. А. /,- ВЛАДОС, 2010.- 143 с.
Терницкая, Т.А. Алалия и сходные с ней патологические нарушения./ 51 Терницкая Т.А. -Белово, 2014. - 5 с.
Трауготт Н.Н. Хрестоматия по логопедии. / Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. / Л.С. Волкова и В.И. Селиверстов - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2017.- 65 с.
Филатова, Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии /М: Прометей, 2012. - 218 с.
Хелльбрюгге Т. Первый год жизни / науч. ред. и пер. - Казань: Центр инновац. технол., 2014. - 287 с.
Цейтлин С.Н. К вопросу о современных подходах к изучению детской речи // Логопед в д/c, №4(13), 2006
Чаладзе Е. А. Особенности нарушения текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией // Практическая психология и логопедия № 3-4 (6-7), 2013.- 17 с.
Янушко, Е. Все о развитии речи дошколтника 2007. - 140 с.
 http://www.pedlib.ru/Books/4/0424/index.shtml?from_page=35  В помощь учителю и менеджеру школы [Электронный ресурс] / Информационнообразовательный портал. - URL: http://www.pedsovet.pro  Блог «Логомаммика» [Электронный ресурс]. - URL: http://logomamik.ru/motornaya-alaliya.html 52  Магазин «Все для логопеда» / [Электронный ресурс] - URL: http://logopedshop.ru/articles/9/31/  "Логомед Прогноз" / [Электронный ресурс] — URL: http://www.logomedprognoz.ru/pochitat/statyi/alalia-2.htm
Крылова Е.В., Плякина Е.А. Диагностика мотивации и индивидуализация начальной коррекционной работы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64).
Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-motivatsii-k-rechi-u-detej-s-motornoj-alaliej-i-individualizatsiya-nachalnoj-korrektsionnoj-raboty.html (Дата обращения: 15.12.2021)

Вопрос-ответ:

Какие факторы могут быть причиной моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста?

Этиология моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста может быть обусловлена различными факторами, такими как генетические нарушения, патология беременности и родов, врожденные аномалии головного мозга, недостаток слуховой стимуляции, средовые факторы и т. д.

Каковы основные симптомы синдромокомплекса моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста?

Синдромокомплекс моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста сопровождается рядом характерных симптомов. Это может быть неправильное произношение звуков и замена звуков в словах, слабые артикуляционные движения, дефицит осознанности и умения контролировать свою речь, трудности в овладении звуко-слоговой структурой слова и т. д.

Какие технологии помогают работать с детьми, страдающими моторной алалией?

Для работы с детьми, страдающими моторной алалией, применяются различные технологии. Например, это может быть развитие артикуляционных движений с помощью специальных упражнений, использование методики игровой терапии, применение компьютерных программ и технологий для тренировки речевых навыков, регулярные занятия со специалистами - логопедами и психологами и т. д.

Как происходит процесс овладения звуко-слоговой структурой слова у детей с моторной алалией?

Процесс овладения звуко-слоговой структурой слова у детей с моторной алалией происходит с определенными нарушениями. Дети могут испытывать трудности в правильном произношении звуков и формировании слоговой структуры слов. Нарушения речевого развития могут приводить к несвязной речи, замене звуков, деформации слов и т. д. Работа с логопедом и использование специальных методик помогают развитию речевых навыков у этих детей.

Что такое моторная алалия?

Моторная алалия - это речевое нарушение, характеризующееся невозможностью правильного и плавного движения артикуляционных органов при произношении звуков и слов.

Какие причины моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста?

Этиология моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста может быть разнообразной: генетические предрасположенности, аномалии нервной системы, задержка психического развития, недостаточная стимуляция речевой деятельности и другие факторы.

Какие синдромы возникают при моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста?

Синдромокомплекс моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста может варьироваться и включать в себя различные речевые дефекты, артикуляционные нарушения, слабость мышц речевого аппарата и другие симптомы.

Какие технологии используются при работе с детьми, страдающими моторной алалией?

При работе с детьми, страдающими моторной алалией, используются различные технологии: логопедические упражнения для тренировки артикуляции, игры, включающие развитие речевых навыков, использование речевых компьютерных программ и др.

Как происходит процесс овладения звуко-слоговой структурой слова у детей с моторной алалией?

У детей с моторной алалией процесс овладения звуко-слоговой структурой слова может быть затруднен из-за несовершенства координации движений речевого аппарата. Это требует дополнительных занятий и поддержки со стороны логопеда для развития эффективной речи.

Что такое моторная алалия?

Моторная алалия - это речевое расстройство, которое характеризуется нарушением произнесения звуков и формирования слов у детей младшего дошкольного возраста. У детей с моторной алалией обычно наблюдаются проблемы с артикуляцией, заменой звуков, ошибками в слоговой структуре слов.

Какие причины моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста?

Этиология моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста может быть разнообразной. Одной из причин может быть генетическая предрасположенность, то есть наличие речевых нарушений у родителей или близких родственников. Также моторная алалия может возникнуть в результате недостаточного развития мышц речевого аппарата, психологических или социальных факторов. В некоторых случаях алалия может быть следствием раннего заболевания или травмы головного мозга.