Современная система налогообложения финансово-кредитных организаций.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 19.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения финансово-кредитных организаций 5
1.1. Особенности налогообложения банков 5
1.2. Особенности налогообложения страховых и иных организаций финансового сектора экономики 8

Глава 2. Анализ системы налогообложения на примере кредитной организации ПАО «ВТБ» 12
2.1. Характеристика ПАО «ВТБ» 12
2.2. Особенности исчисления и уплаты банком налога на добавленную стоимость 14
2.3. Налог на прибыль: определение расходов банка, включаемых в налоговую базу 17

Глава 3. Пути совершенствования системы налогообложения финансово-кредитных организаций 21
3.1. Возможность использования зарубежного опыта налогообложения финансово-кредитных организаций 21
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы налогообложения финансово-кредитных организаций 26

Заключение 31

Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

fca.org.uk/publication/research/future-issues-bank-taxation.pdfНалог на финансовую деятельность - это налог на сумму прибыли и вознаграждениябанков. Схемы представляют собой семейство налогов (а не один тип налогов), которые служат различнымцелям. Эти налоги, как правило, направлены на решение проблемы чрезмерной экономической ренты ипризваны устранить давние недостатки в налоговом режиме финансового сектора.Особой налоговой схемой, относящейся к данному семейству налогов являются так называемые налоги, основанные на марже. Налоги, основанные на марже, взимаются непосредственно с добавленной стоимости, добавленнойуслуги финансового посредничества банков. Их основная цель - отменить существующие налоговые льготы, которымипользуются банки в большинстве стран. В таблице 4 представлена краткая информация о странах,где к банкам применяется налог на маржу. Таблица 4Налоги, основанные на маржеСтранаБаза налогообложенияАвстралияНалог на товары и услугиНалоговая база: финансовые ресурсы (кредитование, привлечение депозитов)Налоговая ставка: 10%Новая ЗеландияНалог на товары и услугиАргентинаваловые проценты по кредитамНалоговая ставка: кредиты 21%, проценты по дебетовой карте 16%, проценты по кредитной карте 18%ИзраильНалог на добавленную стоимость в ИзраилеНалоговая база: налогооблагаемый доход по налогу на прибыль компании плюс заработная платаНалоговая ставка: стандартная ставка НДСКлиенты банка не получают кредит на уплату налога за покупкиКанадаДополнительный базовый налогНалоговая база: местная заработная плата и оплаченный капиталНалоговая ставка: ниже провинциальной налоговой ставкиИталияРегиональный налог на производственную деятельность (как в банковском, так и в других секторах)Налоговая база: бухгалтерская прибыль плюс заработная плата, процентные расходыНалоговая ставка: 3,9%Источник: составлено автором по данным Future Issuesin Bank Taxation// https://www.fca.org.uk/publication/research/future-issues-bank-taxation.pdfХотя введение маржинальныхналогов на финансовые услуги, как правило, считается сложным, потенциальные пути к достижению эквивалентного результата имеютпоявился недавно. Например, высказывались опасения по поводу того, что включениефинансового сектора в схемы налогообложения добавленной стоимости приведет к значительным изменениям цен.3.2. Мероприятия по совершенствованию системы налогообложения финансово-кредитных организацийСовременная система налогообложения коммерческих банков в РФ скорее носит фискальный характер, но имеются ряд стимулирующих мер. Имеется пониженная ставка по налогу на прибыль по ценным бумагам и дивидендам. Данные меры непосредственно влияют на рынок ценных бумаг, стимулируя банки инвестировать в государственные и муниципальные ценные бумаги, акции российских предприятий. Однако данная мера является одной из причин спекулятивного характера рынка ценных бумаг в России, что являлось одним из факторов кризисов 1998 года и 2008 года. Отвлечение крупных финансовых ресурсов на краткосрочные финансовые инструменты ведет к сокращению долгосрочных инвестиционных проектов, «длинных денег», которые являются важным показателем стабильной экономики. Другой важной проблемой налогообложения коммерческих банков является отсутствие определенности в порядке налогообложения относительно банковского продукта и ведения бухгалтерского учета. Данная проблема ведет к росту судебных споров, увеличению работы налоговых органов по разъяснению законодательства по налоговому учету. Разработка и применение новых форм и методики налогового администрирования коммерческих банков может стать решением данной проблемы. Ясность и простота налогового законодательства могут стать одной из причин снижения сокращения количества кредитных организаций в России. Важной проблемой является также и несовершенство методологии налогообложения банков и налогового контроля. Отсутствие отраслевого коэффициентапо налоговой нагрузке это подтверждает. Взаимодействие налогового анализа и налогового мониторинга позволит гармонизировать интересы налоговых органов и налогоплательщиков. Также имеется проблема завышения банками расходов по банковским операциям, снижая налогооблагаемую базу. Одной из мер решения данной проблемы является введение прогрессивной шкалы налога на прибыль на сверхприбыли банков. Многие банки имеют филиалы в оффшорных зонах, где ставка по налогу на прибыль является нулевой, снижая тем самым налоговые отчисления.Одной из существующих проблем, с которыми сталкивают банки, при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль является трудность в отнесении доходов и расходов к определенному виду – операционные и комиссионные доходы (расходы), в связи с отсутствием законодательного закрепления элементов налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль для кредитных организаций. Для устранения создавшегося конфликта необходимо уточнить в налоговом законодательстве РФ классификацию доходов и расходов, относящихся к операционным и комиссионным доходам и расходам коммерческого банка.Самым неоднозначным и проблемным моментом, возникающим при определении страховыми организациями налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, является определение суммы расходов на создание страховых резервов. Во-первых, в связи с тем, что определение размера страховых резервов осуществляется на основании актуарных расчетов специалистами-актуариями. Во-вторых, для целей бухгалтерского учета страховые организации формируют страховые резервы по договорам страхования либо в соответствии с нормативными актами, устанавливающими правила формирования страховых резервов (такие резервы будут называться регуляторными), либо в соответствии с принципами наилучшей оценки. Под наилучшей оценкой страховых резервов понимается оценка страховой организацией средневзвешенных будущих расходов, с учетом возможности их наступления. Формирование же страховых резервов в целях налогового учета осуществляется только на основании нормативных актов. При этом страховые организации, осуществляющие страхование иное, чем страхование жизни, применяют Положение о правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни №558-П, утвержденное Банком России в 2016 году. А для расчета резервов организациями страхования жизни применяется аналогичное Положение №557-П. При этом применение наилучшей оценки резервов не подразумевается. В данному случае, размер оценки резервов в целях бухгалтерского и налогового учета будет отличаться. Формирование страховых резервов, как балансовых показателей, производится на конец отчетного (налогового) периода. При этом сами отчисления в резервы будут считаться расходом, а уменьшение отчислений, а также передача части резервов в перестрахование, будут считаться доходом. На основании полученных результатов о размере страховых резервов в налоговом учете будет признаваться расход или доход. Изменение Банком России правил формирования резервов, параллельно с отсутствием изменений в Налоговом кодексе, привел к возникновению спорных ситуаций. Так, например, согласно Положению 558-П, изменился подход к учету резерва незаработанной премии, в соответствии с которым резерв создается на сумму брутто-премии и увеличивается по сравнению с рассчитываемым ранее нетто-резервом в части фактически полученной суммы взноса, на сумму комиссии, уплачиваемой страховой организацией агенту за посредничество. Эта часть резерва по сути является резервом под выплату комиссии в будущем. Таким образом, аквизиционная часть резерва незаработанной премии и комиссионные вознаграждения могут считаться равнозначными расходами, и признание таких расходов при определении налогооблагаемой прибыли будет противоречить налоговому законодательству. После введения в действие Положений о формировании страховых резервов, ежегодно Министерством финансов России рассматривался вопрос учета отчислений в страховые резервы в целях налогообложения прибыли организаций. Так, в Письме Минфина от 18 января 2019 года №03-03-06/2/2214 в очередной раз сообщили, что страховая организация в данном случае может самостоятельно определить, куда относить затраты. Получается, что, если под расходы создавался резерв, повторно включать соответствующие комиссионные расходы в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, нельзя. Можно рассмотреть новые правила формирования резерва незаработанной премии с другой точки зрения. Одну часть резерва можно считать отчислением в регуляторный резерв (согласно правилам от регулятора), что в целях налогового учета и в соответствии со ст. 294 НК РФ будет приниматься расходом.Другая же часть, агентское вознаграждение, будет также признана расходом, в соответствии с правилами признания расходов по вознаграждению агентов, например, на дату возникновения обязательств за оказание услуги. В любом случае, наличие подобных неоднозначных ситуаций свидетельствует о том, что необходима доработка действующего законодательства в части налогообложения, например, более детальная проработка классификации доходов и расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы. Несмотря на то что стандарт МСФО 17 «Договоры страхования» обязательно необходимо применять российским страховым организациям, начиная с 1 января 2021 года, редакции Налогового кодекса, вступающие в силу с 1 и 10 января 2021 года, не содержат изменения в отношении статей, определяющих особенности налогового учета в страховых организациях. В связи с этим стоит ожидать дальнейших изменений в нормативно-правых актах в отношении бухгалтерского и налогового учета страховых организаций как от налоговых, так и от надзорных органов, а также разъяснений по возникающим вопросам от Минфина России.ЗАКЛЮЧЕНИЕКоммерческие банки, благодаря своему положению в финансовой системе национальной экономики, играют важную роль в обеспечении правильных и своевременных налоговых платежей в государственный бюджет, и это, очевидно, влияет на экономику в целом. Российская экономика, развиваясь в сложных, противоречивых условиях, испытала на себе влияние различных положительных и отрицательных факторов. Одним из ключевых факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность, является текущая налоговая политика государства.Поэтому в современных условиях развития российской экономики, банковский сектор и его налогообложение являются важной частью национальных финансов.Система налогообложения банков различных форм приобретают все большее значение в качестве инструментарегулирования для увеличения капитала, ликвидности и других форм регулирования. Кроме того,такие налоговые схемы могут стать важным источником государственных доходов, компенсироватьиздержки финансовых кризисов и сдерживать чрезмерное принятие рисков банками.Налоги изменяют структуру капитала, врезультате чего банки имеют пропорционально меньший долг и больший собственный капитал, и, следовательно, могут привестик повышению финансовой стабильности. Однако последние данные также свидетельствуют о том, что большая часть соответствующего налогового бремени банков ложится на клиентов за счет более высоких ставок по кредитам для заемщиков и болеенизких ставок по депозитам для вкладчиков. Кроме того, общая эффективность налогов может бытьснижена в тех случаях, когда банки стремятся минимизировать общие налоговые риски путем манипулированияотчетной прибылью (путем агрессивного создания резервов на возможные потери по ссудам). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/Положение от 16.11.2016 №558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210301 Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики : сб. ст. по материалам XI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 28 ноября 2020 г.) / под общ. ред. д-ра экон. наук Н. В. Свиридовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. – 240 с.Афонина А.С., Черноусова К.С. Налоговая система Российской Федерации. Общая характеристика и элементы системы налогообложения//Современные научные исследования и разработки, - 2019. - № 1 (30). - С. 147-150. Борцов Дмитрий Борисович Переход страховых организаций на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов: финансовый результат и налогооблагаемая прибыль // Вестник НГУЭУ. - 2019. - №1. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин.2-е изд. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 336 с. Карапетян Г.Т., Никитина Е.В., Ключникова Э.Д. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – №. 11. – С. 110-115Костина Л.С., Шмелев Ю.Д. Перспективы налогообложения организаций финансового сектора экономики России // Вестник ГУУ. - 2018. №10. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - С. 140-141.Мусаева Х.М., Джапарова Л.Г. Система налогообложения кредитных организаций и ее эффективность // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - №8 (446). Протасова Д.С.Особенности налогообложения коммерческих банков/Д.С. Протасова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 17- 20.Шац В.Т., Правовые проблемы налогообложения и налогового администрирования страховой деятельности // Скиф. - 2019. - №5-2 (33)Шикула И.Р., Клейменова М.О. Финансовое право / И.Р. Шикула, М.О. Клейменова. – М.: Университет «Синергия», 2019. – 255 с.Данные по формам статистической налоговой отчётности/ Сайт ФНС: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_a nd_analytics/forms/Налогообложение [Электронный ресурс] // Doing Business. Оценка Бизнес Регулирования. – Режим доступа: http://russian. doingbusiness.org/Methodology/Paying-TaxesОбзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет–версия)// Банк России URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/#a_48871Официальный сайт ВТБ (ПАО). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vtb.ru.Future Issues in Bank Taxation// https://www.fca.org.uk/publication/research/future-issues-bank-taxation.pdf

агрессивного создания резервов на возможные потери по ссудам).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
2. Положение от 16.11.2016 №558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210301
3. Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики : сб. ст. по материалам XI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 28 ноября 2020 г.) / под общ. ред. д-ра экон. наук Н. В. Свиридовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. – 240 с.
4. Афонина А.С., Черноусова К.С. Налоговая система Российской Федерации. Общая характеристика и элементы системы налогообложения//Современные научные исследования и разработки, - 2019. - № 1 (30). - С. 147-150.
5. Борцов Дмитрий Борисович Переход страховых организаций на отраслевые стандарты бухгалтерского учета и единый план счетов: финансовый результат и налогооблагаемая прибыль // Вестник НГУЭУ. - 2019. - №1.
6. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин.2-е изд. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.
7. Карапетян Г.Т., Никитина Е.В., Ключникова Э.Д. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2. – №. 11. – С. 110-115
8. Костина Л.С., Шмелев Ю.Д. Перспективы налогообложения организаций финансового сектора экономики России // Вестник ГУУ. - 2018. №10.
9. Лыкова Л.Н., Букина И.С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - С. 140-141.
10. Мусаева Х.М., Джапарова Л.Г. Система налогообложения кредитных организаций и ее эффективность // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - №8 (446).
11. Протасова Д.С. Особенности налогообложения коммерческих банков/Д.С. Протасова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 17- 20.
12. Шац В.Т., Правовые проблемы налогообложения и налогового администрирования страховой деятельности // Скиф. - 2019. - №5-2 (33)
13. Шикула И.Р., Клейменова М.О. Финансовое право / И.Р. Шикула, М.О. Клейменова. – М.: Университет «Синергия», 2019. – 255 с.
14. Данные по формам статистической налоговой отчётности/ Сайт ФНС: https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_a nd_analytics/forms/
15. Налогообложение [Электронный ресурс] // Doing Business. Оценка Бизнес Регулирования. – Режим доступа: http://russian. doingbusiness.org/Methodology/Paying-Taxes
16. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет–версия)// Банк России URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/#a_48871
17. Официальный сайт ВТБ (ПАО). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vtb.ru.
18. Future Issues in Bank Taxation// https://www.fca.org.uk/publication/research/future-issues-bank-taxation.pdf

Вопрос-ответ:

Какие особенности налогообложения банков существуют?

Особенности налогообложения банков включают в себя уплату налога на добавленную стоимость, корпоративного налога на прибыль, налога на имущество и других налоговых обязательств. Банки также обязаны соблюдать специфические требования, связанные с расчетом и уплатой этих налогов.

Какие особенности налогообложения страховых и иных организаций финансового сектора экономики?

Организации финансового сектора экономики, такие как страховые компании, также подвержены особым правилам налогообложения. Они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и социальные отчисления. Также страховые компании должны соблюдать специфические требования в отношении учета и отчетности по налогам.

Какие особенности исчисления и уплаты банком налога на добавленную стоимость?

Банкам необходимо уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с действующим законодательством. Они обязаны учесть все операции с НДС и правильно исчислить сумму налога. Банки, осуществляющие операции без НДС, также должны соблюдать определенные правила и условия для получения освобождения от уплаты данного налога.

Какие налоги должен уплачивать ПАО ВТБ?

ПАО ВТБ обязан уплачивать налог на добавленную стоимость, корпоративный налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги, предусмотренные законодательством. Они также должны соблюдать специфические требования отчетности и учета по налоговым вопросам.

Какие требования существуют в отношении учета и отчетности по налогам для ПАО ВТБ?

ПАО ВТБ должно соблюдать требования, предусмотренные законодательством, в отношении учета и отчетности по налогам. Они должны вести учет всех операций, связанных с налогами, правильно исчислять налоги и представлять отчетность в установленные сроки. Банк также обязан соблюдать правила контроля со стороны налоговых органов и предоставлять им необходимые документы и информацию по запросу.

Какие особенности налогообложения банков?

Особенности налогообложения банков включают исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю и других налогов, которые могут быть специфичны для каждой страны. Также банки могут пользоваться определенными налоговыми льготами и привилегиями, предоставляемыми им по законодательству.

Какие особенности налогообложения страховых и иных организаций финансового сектора экономики?

Особенности налогообложения страховых и иных организаций финансового сектора экономики включают исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю и других налогов, а также специфические налоговые обязательства, связанные с деятельностью этих организаций. В некоторых случаях они также могут использовать налоговые льготы и привилегии, предоставляемые законодательством.

Какие налоги включает система налогообложения кредитной организации ПАО ВТБ?

Система налогообложения кредитной организации ПАО ВТБ включает налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю и другие налоги, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Каждый из этих налогов имеет свои особенности и требует от организации соответствующего исчисления и уплаты.