Формирование природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 19.01.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов 6
1.1 Особенности формирования природоведческих знаний в дошкольном возрасте 6
1.2 Игра как средство формирования природоведческих знаний в дошкольном возрасте 10
1.3 Экологический подход в формировании природоведческих знаний в дошкольном возрасте 15
Глава 2. Практические аспекты формирования природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов 21
2.1 Актуальный уровень природоведческих знаний дошкольников о диких животных 21
2.2 Реализация системы по формированию природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Глоссарий 31

Фрагмент для ознакомления

Для оценки актуального уровня природоведческих знаний дошкольников о диких животных использовалось задание «Многообразие животных» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках.Оборудование: иллюстрации с изображением леса, жарких стран; сюжетная картина с изображением деревенского домика с двором и лугом. Набор домашних животных (корова, коза, лошадь, поросенок, собака, кошка). Набор диких животных (лиса, медведь, волк, заяц, белка, лось). Набор животных жарких стран (слон, жираф, тигр, зебра). Набор птиц (дятел, синичка, сова, ворона). Набор насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела). Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой иллюстрации с изображением среды обитания животных, птиц и насекомых. Нужно назвать к какому виду относятся животные, птицы и насекомые, которые лежат перед тобой, поместить их к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания. Назвать характерные признаки животных. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не стравляется с заданием. Допускает ошибки. Не знает характерных признаков животных. Путается в размещении их в соответствии со средой обитания. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки. Не всегда может объяснить свой выбор. Характерные признаки животных знает и называет, но путает их среду обитания. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует в ответе простое предложение. Требуется незначительная помощь взрослого. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животное, знает их характерные признаки, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняет свой выбор. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует сложные предложения. Помощь взрослого не требуется.Результаты природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных» представлены в таблице 1.Таблица 1. – Результаты диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных».УровеньУровень природоведческих знанийВысокий-Средний10%Низкий90%Представим результаты в виде диаграммы (рис.1)Рисунок 1. – Анализ показателей первоначальной диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных».Таким образом, анализ результатов первоначальной диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных», что большинство испытуемых плохо ознакомлены с миром диких животных.2.2 Реализация системы по формированию природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясовЛюбовь, понимание и забота — это то, что ожидает живая природа от любого человека. Данные чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, в связи с этим в настоящее время экологическому образованию в ДОУ отводят должное внимание. Экологическое воспитание способствует формированию поведения и ответственностидошкольников за природу. А животные являются первым источником знаний о природе. На основе представлений о животных, воспитанник учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать. Сегодня не все обладают возможностью держать домашних животных в доме и демонстрировать их жизнь в дикой природе. А любовь к животным у ребят необходимо воспитывать с раннего возраста. В связи и с этим, проект дает возможность расширять знания у дошкольников о животных, которые содержатся в домашних и диких условиях и об их содержании.Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести как пользу, так и вред развивающейся личности дошкольника. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. В главную очередь, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Также при тесном контакте с животным, ребенок обязательно пожелает удовлетворить собственную любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства воспитателей подобное общение может оказаться вредным и даже опасным не только для животного, но и для воспитанника.Цель: развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам.Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:- предоставлениедошкольникам представлений о диких животных их внешнем виде, питании;- формирование умения узнавать на картинках, в игрушках диких животных и называть их;- акцентировать внимание на внешнем виде животных и их различия, на части тела; - формирование умения рассматривать картинки, иллюстрации с дикими животными;- расширение запаса понимаемых слов;- формирование умения отвечать на вопрос: «Кто это?»;- формирование умения бережно относиться ко всему живому: не обижать животных, ласково обращаться с ними.Вид проекта: информационно-практический, игровой, исследовательский.Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.Характер контактов: среди детей одной группы.Возраст детей: от 6 до 7 лет.Взаимодействие с детьми: в непосредственно образовательной области, в том числе с использованием ИКТ, в играх, рассматривании иллюстраций, книг, изодеятельности.Продукт деятельности: наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макета, поделки, картотеки стихов.Ожидаемые результаты:Обогатить и углубить знания о диких животных; обогатить словарный запас; развить речь, мышление, воображение и эмоциональную отзывчивость; воспитать любознательность, любовь к животным; вовлечь в активную работу детей, родителей; сформировать у родителей правильное отношение к развитию своего ребенка.Описание игр представлено в приложении.Далее проводилась повторная диагностика природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных»в целях проверки эффективности реализации системы по формированию природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов. Результаты представлены в таблице 2.Таблица 2. – Результаты диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных».УровеньУровень природоведческих знанийВысокий90%Средний10%НизкийПредставим результаты в виде диаграммы (рис.2)Рисунок 2. – Анализ показателей повторной диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных».Таким образом, анализ результатов повторной диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных» свидетельствует, что после реализации системы по формированию природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов у большинства испытуемых повысились знанияо мире диких животных.Сравним результаты диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных» до и после реализации системы по формированию природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов. Результаты представлены на рисунке 3.Рисунок 3. – Сравнительный анализ показателей повторной диагностики природоведческих знаний дошкольников о диких животных с использованием задания «Многообразие животных».Таким образом, на основе полученных данных мы можем констатировать, что использование игр в экологическом воспитании благотворно влияет наформирование природоведческих знаний дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов.ЗаключениеЭкологическое воспитание дошкольников имеет своей целью воспитание начал экологической культуры человека. Первым элементам экологической культуры дошкольник обучается на основании взаимодействия детей и руководящими ими взрослыми с миром природы, который нас окружает в первую очередь с животными. Правильное обращение дошкольника с животными, само по себе не решает всех вопросов воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство педагогом этими процессами.Экологическое обучение детей необходимо рассматривать, как составную часть нравственного воспитания, так как основой отношений людей к миру природы, который его окружает, должны лежать человеколюбивые чувства, т.е. понимание ценности каждого проявления жизни, тяга сберечь и защитить природу и т.д.Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, которые обеспечивают это, становится организация в ДОУ уголков природы. У каждой возрастной группы должен быть свой собственный уголок природы с животными.Чтобы добиться более точного и эмоционального восприятия природоведческой информации, педагогу необходимо отбирать литературный материал о животных: стихи, рассказы о животных, загадки, поговорки, пословицы, особое внимание при этом необходимо обращать на народные приметы.Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.Список использованных источниковБолотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 33.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. – 336 с.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. – 336 с. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 57.Глоссарий№ПонятиеОпределение1.Дошкольный возраст - в отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода: младший дошкольный возраст 3 – 4 лет; средний дошкольный возраст 4 – 5 лет; старший дошкольный возраст 6 – 7 лет. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.2.Животные- категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства.3.Цикл- совокупность каких-нибудь явлений, процессов, работ, совершающих законченный круг развития в течение какого-нибудь промежутка времени.4.Экологическое образование— это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры5.Экологический подход - предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды, на основе позитивного взаимообмена. «Человек - окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, форму которой он формирует соответствующими способами.

Список использованных источников

1. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
2. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 33.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. – 336 с.
5. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 7 – С. 57.

Вопрос-ответ:

Как формируются природоведческие знания у дошкольников при ознакомлении с дикими животными разных климатических поясов?

Природоведческие знания у дошкольников формируются путем ознакомления с дикими животными разных климатических поясов. В процессе этого ознакомления дошкольники узнают о различных видов животных, их особенностях и адаптациях к разным условиям окружающей среды.

Какие особенности формирования природоведческих знаний у дошкольников в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте формирование природоведческих знаний происходит через игровую деятельность. Дошкольники учатся наблюдать за животными, узнают о их привычках и поведении. Также им предоставляются возможности для самостоятельного исследования окружающей природы.

Какая роль игры в формировании природоведческих знаний у дошкольников?

Игра играет важную роль в формировании природоведческих знаний у дошкольников. Через игру они могут имитировать различные животные, изучать их образ жизни и поведение. Игра также помогает дошкольникам развивать наблюдательность и воображение.

Какой экологический подход используется при формировании природоведческих знаний у дошкольников?

При формировании природоведческих знаний у дошкольников применяется экологический подход. Это означает, что детям объясняется взаимосвязь и взаимодействие животных и окружающей среды. Они учатся понимать, что каждое действие может иметь влияние на биологическое разнообразие и экосистему.

Какие методы используются для формирования природоведческих знаний у дошкольников?

Для формирования природоведческих знаний у дошкольников используются различные методы. В основном это игровые методы, которые позволяют детям активно участвовать в процессе обучения. Также детям предоставляются возможности для самостоятельного исследования природы и проведения экспериментов.

Зачем нужно формирование природоведческих знаний у дошкольников?

Формирование природоведческих знаний у дошкольников является важным этапом их развития, так как позволяет детям лучше понять и уважать природу, развивает их любознательность и интерес к окружающему миру. Также это способствует формированию экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

Какие игры можно использовать для формирования природоведческих знаний у дошкольников?

Для формирования природоведческих знаний у дошкольников можно использовать различные игры, например, игры-путешествия, где дети узнают о животных разных климатических поясов, и игры-ассоциации, где они должны соединять животных с их особенностями и местами обитания.

Какой подход используется при формировании природоведческих знаний у дошкольников?

При формировании природоведческих знаний у дошкольников используется экологический подход, который направлен на развитие экологического сознания и ответственного отношения к природе. Этот подход учитывает взаимосвязь и взаимозависимость всех живых организмов и среды и помогает детям понять, какие последствия могут быть приручены и эксплуатации природы.

Какие особенности есть при формировании природоведческих знаний в дошкольном возрасте?

При формировании природоведческих знаний в дошкольном возрасте необходимо учитывать особенности детской психологии, так как дети в этом возрасте активно интересуются окружающим миром и быстро усваивают новую информацию, но их внимание часто бывает непостоянным. Поэтому важно предоставлять им разнообразные возможности для познания природы и использовать игровые методы обучения.

Какие преимущества имеет игра при формировании природоведческих знаний у дошкольников?

Игра играет важную роль в формировании природоведческих знаний у дошкольников, так как через игру дети активно взаимодействуют с окружающим миром, учатся наблюдать и анализировать природные явления, развивают свою фантазию и логическое мышление. Игра также способствует развитию коммуникативных навыков и социализации детей.