Значение сен-симонизма для истории социологии
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 18.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………………2
Идейные источники учения Сен-Симона………………………………………………..4
Биография Клода Анри Сен-Симона…………………………………………………….6
Общественно-политические идеи Сен-Симона…………………………………………7
Развитие идей Клода Анри Сен-Симона – сен-симонизм……………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………………...20
);- формированиесистемы плановой организации производства, полностью удовлетворяющей все общественные потребности;- постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщего мира;- трансформацию политики в «позитивную науку о производстве», а государство трансформируется из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами».Наряду с тем, что Сен-Симон в своих трудах не раз фиксировал факт отсутствия у пролетариев собственности как важнейшего критерия их социального положения, он всё же не выделял пролетариат в отдельный социальный класс, соединяя его с буржуазией (за исключением его паразитической рантьерской верхушки) и образуя их них единый класс «индустриалов», в котором главенство должно принадлежать промышленным предпринимателям, которые исходя из своей природы могут и должны стать руководителями и представителями большинства трудящегося населения.Сен-Симон основные свои произведения написал в исторической обстановке сначала расцвета империи Наполеона, а затем в первые годы реставрации Бурбонов – это своеобразие исторической ситуации отразилось и на воззрениях Сен-Симона. Тогда ещё «юная» промышленная буржуазия выдвигала на первый идеологический план свои требования в борьбе с аристократической реакцией и поддержкой её со стороны верхушки финансовой буржуазии. Пролетариат в это время только начинал создаваться как особая социальная группа, этот процесс происходил стремительно, но все-таки требовалось время, чтобы определить эту группу в отдельный социальный класс, поэтому Сен-Симон и его последователи считали максимально полезной «внешнюю» помощь по отношению к рабочим, оказываемой учеными и промышленниками с ограничением их «эгоистических» интересов.Неким инструментом, орудием противодействия этим «эгоистическим» и «паразитическим» буржуазным интересам Сен-Симон видел введенное им в своей утопии – «промышленной системе» правило: все предприниматели должныподчиняться единому плану работ. Кроме того, в новой социальной системе Сен-Симона отменяется право наследования и единственным принципом социального «возвышения»человека в любом виде деятельности становятсяего способности. Таким образом,карьерная, социальная лестница в «промышленной системе» являет собойнекую «иерархию способностей».Но Сен-Симон предвидел нарастание внутреннего конфликта между «буржуазным» и «пролетарским» течениями его идей, которое в последние годы его жизни стало занимать все большее место в его творчестве.В своем последнем, вышедшем посмертно, труде «Новое христианство» К. Сен-Симон выражает интересы напрямую пролетариев, объявляя «эмансипацию» рабочего класса «конечной целью своих стремлений».В то же времяспособы решения данной сверхзадачиисходя из уже отмечавшегося идеализма, лежащего в основе социально-философских идей Сен-Симона, носят скорее не реалистичный, а мистический характер: Сен-Симон выдвинул морально-религиозную концепцию «нового христианства».Главный лозунг это новой религии – «Все люди – братья!» – обосновывает основное условие гарантии выполнения плана улучшения положения пролетариата, дополнив материальные стимулы «промышленной системы» моральным категорическим императивом, исходящим из самой властной над людьми силой – силой религиозного воздействия. Выражаясь в духе марксизма, можно сказать, что апелляция к религии нагляднее всего обнаруживала свойственные учению Сен-Симона реакционные тенденции.Развитие идей Клода Анри Сен-Симона – сен-симонизмФилософско-историческая и общественно-политическая концепция К. Сен-Симона дала импульс дальнейшему развитиюучениюсен-симонизма и, прежде всего, деятельности школы его учеников и последователей: Бартелеми-ПросперАнфантен (1796 - 1864), Сент-Аман Базар (1791 - 1832), Бенджамин Олинде Родригес (6 октября 1795 - 17 декабря 1851)[6, с. 102].В статьях сен-симонистских журналов «Производитель», «Организатор» и, особенно, в публичном курсе лекций 1828-1829 годов, изданном под названием «Изложение учения Сен-Симона» были углублены социологические идеи великого утописта.Сен-симонисты представили всемирно-исторический процесс как закономерный процесс убывания антогонизма в обществе и роста сотрудничества – ассоциации. Они сделали большой шаг вперед в понимании сущности самого социального антогонизма, видя в истории смену различных исторических форм классовой эксплуатации.«Человек эксплуатировал до сих пор человека. Господа, рабы; патриции, плебеи; сеньоры, крепостные; земельные собственники, арендаторы; бездельники, труженики – такова прогрессивная история человечества до нашего времени»[1].Сенсимонизм – учение, развитое последователями Сен-Симона на основе его идей, однако в ряде существенных черт идущее значительно дальше учения самого основоположника. Они придали мыслям учителя большую социальную остроту. Так, в характеристике исторических периодов, намного резче подчеркивали значение эксплуатации и необходимости борьбы с ней. «Человек, заявили они, до сих пор эксплуатировал человека: господа-рабы; патриции-плебеи; сеньоры-крепостные; земельные собственники-арендаторы; празднолюбцы-труженики – вот прогрессивная история человечества до наших дней». Сенсимонисты требовали обобществления собственности, отмены наследственных привилегий, планового хозяйствования и эмансипации женщин. Сенсимонизм прекратил свое существование в начале 30-х годов XIX в.Период, начавшийся в 1831 года, представляет собой четвертую стадию и распад сен-симонизма. Не имея сколько-нибудь прочных позиций в среде рабочего класса, сен-симонисты оказались совершенно растерянными перед лицом первых революционных выступлений французского пролетариата. Еще более отдалила их от рабочего класса и даже от демократической учащейся молодежи религиозная сектантская окраска, которую принял сен-симонизм в эти годы. Анфантен стал «верховным отцом»сен-симонистскойцеркви, была основана своеобразная религиозная коммуна, введена специальная униформа (застегивающиеся сзади жилеты). Возникли резкие расхождения внутри движения между различными группами последователей Сен-Симона. Споры сосредоточились вокруг вопроса об отношениях полов и положении женщины в коммуне. В ноябре 1831 г. Базар с группой своих сторонников вышел из церкви. Вскоре орлеанистское правительство, пришедшее к власти после Июльской революции 1830 г., организовало против Анфантена и его группы судебный процесс, обвинив их в оскорблении нравственности и в проповеди опасных идей. Анфантен был осужден на один год тюрьмы. Движение распалось организационно, некоторые его члены продолжали разрозненно и безуспешно проповедовать сен-симонизм, некоторые примкнули к другим социалистическим течениям, а иные превратились в добропорядочных буржуа[1].Тем не менее влияние сен-симонизма на дальнейшее развитие социалистических идей во Франции, а отчасти и в других странах, было весьма велико. Сила сен-симонистов заключалась в том, что, при всех нелепостях их религии, они имели смелую и последовательную программу борьбы против буржуазного общества.Учение Сен-Симона явилось значительным этапом развития передовой философской и общественной мысли и развития социализма от утопии к науке.Сен-симонистская школа впервые создала собственное теоретическое оружие утопического социализма, который до того делал лишь последовательные выводы из идей просветительской философии и естественной правовой теории.Философско-историческая концепция Сен-Симона порывала с рационалистическим антиисторизмом просветительства и положила начало историческим воззрениям на общество и его развитие.Своим учением об обществе, как в закономерно развивающимся целостным организме, Сен-Симон закладывал первые камни в фундамент социологии, заслугу создания которой пытался приписать себе впоследствии Конт, являющийся одно время учеником и сотрудником Сен-Симона.Оставаясь идеалистической, социальная философия Клода Анри Сен-Симона содержала плодотворные догадки о диалектическом характере исторического развития, о важнейшей роли в обществе, экономике и форм собственности, о классовой борьбе в истории и связи между формами собственности и изменениями классовой структуры общества [1].С именем Сен-Симона связан переход от примитивных представлений о социалистическом и коммунистическом обществе на базе производительных сил ремесленного производства и патриархального сельского хозяйства и связанных с этим аскетических уравнительных принципов распределения к идее социалистического общества, базирующегося на быстром развитии производительных сил и расцвете индивидуального производства, создающего изобилие и возможность обеспечения всех потребностей человеческой личности.ЗаключениеКлод Анри Сен-Симон никогда не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, а объединял их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе»К. Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, была призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Сен-Симон создал религиозную концепцию «нового христианства», которая призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии. К. Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. Ученики Сен-Симона – Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и другие – позже образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале1830-х гг. распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.Идеи Сен-Симона продолжают находить свое отражение в социологических работах. Кроме его огромного влияния на очертания классической социологической теории, концепции Клода Анри Сен-Симона заново появились в теориях конвергенции и постиндустриализма.Список использованных источников1. Аникеев, А.Б. Сен-Симон и его социализм [Электронный ресурс] / А.Б. Аникеев. – URL: https://proza.ru/2012/03/26/167 (дата посещения: 15.12.2021).2. Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник / Г.Е. Зборовский. – Москва: Гардарика, 2004. – 608с.3. Изложение учения Сен-Симона [Текст] / Пер. с фр. М.Е. Ландау; Под ред. и с комментариями Э.А. Желубовской; Вступ. статья В.П. Волгина – Москва; Ленинград: изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1947 (Ленинград). - 599 с.; 4 л. портр., факс. : портр., факс.; 16 см. - (Предшественники научного социализма / Акад. наук СССР; Под общ.ред. акад. В.П. Волгина).[Электронный ресурс] . – URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/%27%27Predshestvenniki_nauchnogo_socializma%27%27/_%27%27PNS%27%27.html(дата посещения: 12.12.2021).4. Кравченко, А.И. Социология[Текст]: справочное пособие / А.И. Кравченко. – Москва: Московский лицей, 1996. – 620 с.5. Левандовский, А.П. Сен-Симон / А.П. Левандовский [Текст]. – Москва: Молодая гвардия, 1973. – 302 с., 16 л. ил. : ил.; 21 см. - (Жизнь замечательных людей.Серия биографическая; Вып. 6 (526)).6. Социология. Основы общей теории[Текст]: учебник для вузов/отв.ред. акад. РАН Г.В. Осипов. – М.: Норма, 2005. – 912с.АннотацияРеферат посвящен изучению творческого общественно-научного наследия Клода Анри Сен-Симона и его последователей – представителей учения сен-симонизма. В основной части реферата изложена краткая биография Клода Анри Сен-Симона, исследованы идейные источники учения Клода Сен-Симона, рассмотрены общественно-политические идеи Клода Сен-Симона, а также показано развитие идей Сен-Симона в виде школысен-симонизма.Подробно рассмотрены центральные понятия учения сен-симонизма: индустрия, индустриал, промышленная система, новая промышленная система, органический и критический этапы развития социальной системы.В заключении содержится обоснованный вывод о значительном вкладе сен-симонизма в развитие социологической науки.
2. Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник / Г.Е. Зборовский. – Москва: Гардарика, 2004. – 608с.
3. Изложение учения Сен-Симона [Текст] / Пер. с фр. М.Е. Ландау; Под ред. и с комментариями Э.А. Желубовской; Вступ. статья В.П. Волгина – Москва; Ленинград: изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1947 (Ленинград). - 599 с.; 4 л. портр., факс. : портр., факс.; 16 см. - (Предшественники научного социализма / Акад. наук СССР; Под общ.ред. акад. В.П. Волгина).[Электронный ресурс] . – URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/%27%27Predshestvenniki_nauchnogo_socializma%27%27/_%27%27PNS%27%27.html(дата посещения: 12.12.2021).
4. Кравченко, А.И. Социология[Текст]: справочное пособие / А.И. Кравченко. – Москва: Московский лицей, 1996. – 620 с.
5. Левандовский, А.П. Сен-Симон / А.П. Левандовский [Текст]. – Москва: Молодая гвардия, 1973. – 302 с., 16 л. ил. : ил.; 21 см. - (Жизнь замечательных людей.Серия биографическая; Вып. 6 (526)).
6. Социология. Основы общей теории[Текст]: учебник для вузов/отв.ред. акад. РАН Г.В. Осипов. – М.: Норма, 2005. – 912с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет сен симонизм для истории социологии?
Сен симонизм является одним из ключевых направлений в развитии социологии. Он внес значительный вклад в формирование и развитие этой науки. Сен симонизм предложил новый подход к изучению общества, основанный на анализе социальных групп и классов, идеи о жизненной роли науки и техники, а также о необходимости социальной организации. Эти идеи стали основой для дальнейших разработок в области социологии.
Какие идеи легли в основу учения Сен Симона?
Учение Сен Симона базировалось на ряде идеалогических и философских источников. Среди них можно выделить идеи французской революции, идеи освобождения женщин и равенства полов, а также идеи науки и прогресса. Важное влияние на Сен Симона оказали идеи социализма и коммунизма, а также идеи философов Просвещения.
Какова биография Клода Анри Сен Симона?
Клод Анри Сен Симон был французским социологом и философом, родившимся в 1760 году. В своей жизни он занимался не только научными исследованиями, но и активной политической деятельностью. Он был сторонником идеи установления новой социальной системы, основанной на науке, индустриальном прогрессе и организации труда. Сен Симон также проявлял интерес к вопросам религии и этики.
Какие общественно-политические идеи развивал Сен Симон?
Сен Симон развивал ряд общественно-политических идей, включая идеи о необходимости социальных реформ, создании научно-технического общества, равенстве полов и освобождении женщин. Он также выступал за создание специальных институтов, которые должны были координировать развитие общества и управлять экономикой.
Как развивались идеи Сен Симона?
Идеи Сен Симона развивались в течение его жизни. Вначале он выступал с идеей освобождения женщин и равенства полов, затем перешел к идеям организации труда и промышленной революции. В конечном итоге его идеи превратились в учение Сен Симона, которое стало одним из важных направлений в развитии социологии и политической мысли.
Какое значение имел сен симонизм для истории социологии?
Сен симонизм считается одним из первых социологических учений, которое оказало значительное влияние на развитие социологии в целом. Оно внесло важные идеи о роли общества, организации производства и идеалах социального развития. Таким образом, его значение для истории социологии состоит в том, что оно стало отправной точкой для развития этой науки и дало базу для последующих исследований и теорий.
Какие идеи лежали в основе учения Сен Симона?
Учение Сен Симона было основано на идеях организации общества на основе науки и планомерности. Главные идеи включали в себя создание идеального общества, управляемого просвещенными учеными, и трансформацию производства в соответствии с научными принципами. Он также придавал большое значение физическому и психическому развитию людей и считал, что общество должно руководствоваться максимальной полезностью для всех его членов.
Кто был Клод Анри Сен Симон?
Клод Анри Сен Симон был французским социальным и политическим философом, основателем учения Сен Симона. Он жил в XVIII-XIX веках и был одним из важных представителей французской мысли того времени. Он разработал идеи о переходе к плановой экономике, прогрессе через науку и значение физического и психического развития человека.
Какие идеи выдвигал Сен Симон в области общественно-политической сферы?
Сен Симон выдвигал идеи о превращении общества в научное и индустриальное государство, в котором оно будет руководствоваться наукой и знанием. Он призывал к управлению обществом просвещенными и практически опытными учеными, которые будут разрабатывать планы для оптимизации производства и достижения благосостояния всех членов общества. Он также подчеркивал необходимость развития общества через социальные и интеллектуальные процессы.
Какое значение имеет сен-симонизм для истории социологии?
Сен-симонизм представляет собой одно из первых социологических учений, которое в значительной степени повлияло на развитие социологии в целом. Учение Сен-Симона вносит вклад в такие области социологии, как социальная структура, социальные классы и социальные протоколы, а также развитие идеи технического прогресса и его влияние на общество.
Какие идеи легли в основу сен-симонизма?
Идеи сен-симонизма базировались на убеждении о необходимости организации общества на основе промышленности и науки. Сен-симонисты признавали технический прогресс основным двигателем истории и ставили его в центр своих социальных реформ. Они также выдвигали идею классовой гармонии и сотрудничества между различными классами общества.
Кто такой Клод Анри Сен-Симон?
Клод Анри Сен-Симон — французский социальный философ и основатель сен-симонизма. Он жил в 18-19 веках и считается одним из основоположников современной социологии. Он разработал идеи и концепции, которые заложили основу для будущего развития социологической мысли.