Мониторинг состояния коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста с открытой ринолалией в послеоперационном периоде в условиях детской поликлиники

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 107 107 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 19.01.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 11
1.1. Феноменология открытой ринолалии 11
1.2. Основные направления логопедического воздействия при открытой ринолалии 30
1.3. Обучающее консультирование родителей детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде 37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ 45
2.1. Методические предпосылки диагностики состояния коммуникативно-речевого развития у детей с ринолалией 45
2.2. Состояние коммуникативно-речевого развития у детей с ринолалией после операции 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ 58
3.1. Научные основы формирования правильного коммуникативно-речевого развития детей с ринолалией в постоперационный период 58
3.2. Содержание методики коррекционного обучения 61
3.3. Результаты экспериментального исследования 82
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 101

Фрагмент для ознакомления

При оценке эффективности применяемого комплекса медикологопедических мероприятий в первую очередь были сопоставлены данные об общем состоянии речевой функции, представленные в таблице 8.В результате проведенных медико-логопедических мероприятий относительно артикуляционного аппарата у 71,4% детей основной группы была отмечена стабилизация положения языка в ротовой полости, опущение его корня и укрепление кончика. Положительная динамикаТаблица 8 - Сравнение оценок общего состояния интеллекта и речевойфункции после проведенного лечения пациентов исследуемых группПоказательИсследуемые группыРОсновнаяКонтрольнаяАбс.%Абс.%Отставание в умственном развитии8,921,60,084Сопровождение игр речью76,864,90,642Речевая активность:низкаяповторяет стихирассказывает сказки, стихи7,128,664,324,335,140,50,026*Положение языка в ротовой полости:-язык оттянут кзади (к глотке)-нормальное28,571,448,651,4* - различия показателей статистически значимы (p<0,05)Проведенный анализ показал, что в сравниваемых группах отмечалось статистически значимое увеличение доли пациентов, сопровождающих игры речью с 41,1 до 76,8% в основной группе и с 48,6 до 64,9% - в контрольной (p<0,001 в обеих группах). Различия показателей после завершения эксперимента не были статистически значимыми (p=0,642).Распределение пациентов сравниваемых групп по показателям речевой активности имело существенные различия (p=0,026), что объяснялось более выраженной положительной динамикой частоты исследуемых с высокой речевой активностью в основной группе: доля пациентов, рассказывающих сказки и стихи, увеличилась в 3,6 раза - с 17,9 до 64,3%, тогда как в группе контроля показатель увеличился только в 1,9 раза - с 21,6 до 40,5%.Также в обеих группах отмечалось снижение частоты случаев отставания детей в умственном развитии. В основной группе доля таких пациентов снижалась с 30,4 до 8,9%, в группе контроля - с 32,4 до 21,6%. Изменения были статистически значимыми в основной группе (p<0,001), тогда как в контрольной группе были несущественными (p=0,125). Уровень значимости различий частоты случаев интеллектуального отставания между группами на втором этапе наблюдения составлял p=0,084, что весьма близко к критическому уровню и не позволяет исключить наличие существенных различий умственного развития исследуемых в разрезе сравниваемых групп.Результаты сопоставления общей и ручной моторики у исследуемых после проведенного лечения в зависимости от применяемого алгоритма медикологопедических мероприятий представлены в таблице 9Таблица 9 - Сравнение оценок общей и ручной моторики послепроведенного лечения пациентов исследуемых группИсследуемые группыПоказательОсновнаяКонтрольнаяРАбс.%Абс.%Общая моторика:- соответствует возрасту80,473,00,405- снижена19,627,0Ручная моторика:- по возрасту78,654 ,10,025*- недостаточность мелкой моторики14,321,6- снижена7,124,3* - различия показателей статистически значимы (p<0,05)Согласно приведенной таблице, на этапе наблюдения после проведения эксперимента статистически значимые различия оценок общей моторики отсутствовали: в основной группе ее развитие соответствовало возрасту в 80,4%, тогда как в контрольной группе - только в 73,0% случаев. При этом изменения общей моторики, оцененные с помощью теста МакНемара, были статистически значимыми только в основной группе (p<0,001), в контрольной группе уровень значимости изменений показателя соответствовал p=0,063.При сопоставлении значений оценок ручной моторики до и после проведения эксперимента с помощью критерия Уилкоксона отмечалось их существенное улучшение в обеих группах (p<0,001). В основной группе доля пациентов с соответствующей возрасту ручной моторикой увеличивалась с 32,1 до 78,6%, в группе контроля - с 35,1 до 54,1%. Достигнутые через 1 год после проведения медико-логопедических мероприятий оценки имели статистически значимые различия между группами (p=0,025).Следующей группой параметров речевого паспорта, оцененных в зависимости от применяемого алгоритма медицинских мероприятий, явились показатели речевого дыхания, а также степени развития гиперназализации и компенсаторных реакций со стороны мимических мышц. Полученные данные представлены в таблице 10.Таблица 10 - Сравнение оценок речевого дыхания, носовой эмиссии и степени компенсации мимических мышц после проведенного лечения средипациентов исследуемых группПоказательИсследуемые группыРОсновнаяКонтрольнаяАбс.%Абс.%Физиологическое дыхание -грудное-диафрагмальное17,982,148,651,4Ротоїсфонес(ой вдох:мирован полностью ормирован98,21,883,816,20,015*Фонасфонесционное дыхание: мировано полностью ормировано91,18,975,724,30,042*Носовая эмиссия:легкаясредней степени80,419,670,329,70,263Наличие компенсации мимических мышц28,651,40,026** - различия показателей статистически значимы (p<0,05)В результате проведенного анализа были установлены статистически значимые различия степени сформированности речевого дыхания, а также частоты случаев компенсации мимических мышц между сравниваемыми группами после проведения медицинских мероприятий (p<0,05).Через 1 год после соответствующего лечения, фонационное дыхание было полностью сформировано у 91,1% пациентов основной и 75,7% - контрольной группы (p=0,042), тогда как на начальном этапе наблюдения показатели составляли 58,9 и 59,5%, соответственно. В обеих группах увеличение частоты случаев сформированного фонационного дыхания было статистически значимым (p<0,001 и p=0,031, соответственно).Изменения частоты сформированного ротового вдоха при речеобразовании были существенными только в основной группе (p<0,001), в контрольной группе уровень значимости соответствовал p=0,998. Данный факт был связан с существенно более выраженной динамикой показателя в основной группе - с 76,8 до 98,2%, тогда как в контрольной группе увеличение было незначительным - с 81,1 до 83,8%. Также этим были обусловлены статистически значимые различия частоты случаев сформированного полностью ротового вдоха на этапе окончания эксперимента между группами, характеризуемые уровнем значимости p=0,015.Похожие выводы были получены при изучении фонационного выдоха, который на этапе окончания эксперимента был сформирован у 96,4% пациентов основной группы и 81,1% - контрольной группы (p=0,027). Изменения были также статистически значимыми только в основной группе, уровень значимости, определенный с помощью теста МакНемара соответствовал p=0,001, в то время как в контрольной группе изменения были несущественными (p=0,625).Частота компенсаторных реакций со стороны мимических мышц после проведения лечения в основной группе снижалась с 67,9 до 28,6% (p<0,001), в контрольной группе - с 64,9 до 51,4% (p=0,125). Достигнутые к окончанию эксперимента показатели имели статистически значимые различия (p=0,026).Степень носовой эмиссии изменялась в сравниваемых группах несущественно (p=0,21 в основной и p=0,289 - в контрольной группе). Доля случаев носовой эмиссии легкой степени увеличивалась в основной группе с69,6 до 80,4%, в группе контроля - с 59,5 до 70,3%. Показатели, отмечаемые на втором этапе наблюдения, были сопоставимыми (p=0,263).Результаты сравнения общих характеристик экспрессивной и импрессивной речи, темпа и ритма речи после проведенного лечения в исследуемых группах представлены в таблице 11Таблица 11 - Сравнение общих характеристик импрессивной иэкспрессивной речи в исследуемых группах в динамикеПоказательИсследуемые группыРОсновнаяКонтрольнаяАбс.%Абс.%Импрессивная речь:- полностью принимает обращенную речь83,978,40,498- понимает предметы, плохо понимает действия16,121,6Экспрессивная речь: разборчивая42,932,4малоразборчивая48,254,1неразборчивая8,913,5Темп речи:- медленный8,913,50,496- средний66,154,1- быстрый25,032,4Звукопроизношение: -наличие фарингеальных и ларингеальных артикуляций;16,140,5- замены звуков на носовой выдох;2532,4- замены переднеязычных звуков на заднеязычные41,154 ,1* - различия показателей статистически значимы (p<0,05)Динамика общих характеристик речи в зависимости от применяемого лечебно-диагностического алгоритма медико-логопедических мероприятий отражена графически на рисунке 6.5.При сравнении общих речевых характеристик после проведения медикологопедических мероприятий были установлены статистически значимые различия оценок экспрессивной речи между группами, обусловленные большей долей пациентов с разборчивой речью в основной группе, составляющей 64,3%,тогда как в контрольной группе речь была разборчива только в 40,5% (p=0,024). При этом увеличение числа случаев разборчивой речи было существенным в обеих группах (p<0,001).Существенное улучшение оценок импрессивной речи отмечалось также в обеих сравниваемых группах (p<0,001 в основной и p=0,012 - в контрольной группе). Доля пациентов, полностью принимавших обращенную речь, увеличивалась с 53,6 до 83,9% и с 54,1 до 78,4%, соответственно. Равномерное увеличение показателя в сравниваемых группах обуславливало отсутствие статистически значимых различий при сопоставлении данных на этапе после окончания эксперимента (p=0,498).Изменения темпа речи были несущественны (p=0,425 в основной и p=0,331 в контрольной группе). При сравнении структуры исследуемых по темпу речи после оказания медико-логопедической помощи различия также были статистически не значимыми (p=0,496). Вместе с тем, следует отметить некоторое ускорение темпа речи, особенно выраженное в основной группе, где доля пациентов с медленной речью снизилась за год в 2 раза - с 17,9 до 8,9%. В контрольной группе частота случаев медленного темпа речи снижалась с 16,2 до 13,5%.Различия оценок ритма речи на этапе окончания эксперимента не имели статистической значимости (p=0,636). Доля пациентов с незначительными нарушениями ритма увеличивалась равномерно в обеих группах - с 51,8 до 71,4% в основной и с 48,6 до 67,6% - в контрольной. Динамика оценок ритма речи была статистически значимой в обеих группах (p=0,044 и p=0,033, соответственно).В завершении данного этапа настоящего исследования было проведено сравнение оценок структуры речи и фонематического слуха на этапах до и после проведения медико-логопедических мероприятий (таблица 12).Таблица 12 - Сравнение структуры речи и состояния фонематическогослуха в исследуемых группах в динамикеПоказательИсследуемые группыРОсновнаяКонтрольнаяАбс.%Абс.%Слоговая структура:соответствует возрастуне соответствует возрасту78,621,451 ,448,60,006*Фонематический слух:соответствует возрастуне соответствует возрасту83,916,181,118,90,722Грамматический строй:соответствует возрастуне соответствует возрасту85,714,354,145,90,002** - различия показателей статистически значимы (p<0,05)Исходя из полученных данных, после проведения медико-логопедического лечения среди пациентов сравниваемых групп были установлены статистически значимые различия оценок правильности слоговой структуры речи (p=0,006), а также грамматического строя (p=0,002). Достигнутые в группах оценки фонематического слуха были сопоставимыми (p=0,722).Доля случаев правильной слоговой структуры речи существенно увеличивалась в основной группе с 35,7 до 78,6% (p<0,001), в контрольной группе изменения были статистически не значимыми, несмотря на наблюдаемый рост случаев правильной слоговой структуры c 37,8 до 51,4% (p=0,227).Изменения грамматического строя речи были статистически значимыми в обеих группах (p<0,001 в основной и p=0,008 в контрольной), заключаясь в увеличении частоты случаев соответствия данной характеристики возрасту ребенка. В основной группе показатель увеличивался с 41,1 до 85,7%, в группе контроля - с 32,4 до 54,1%.Фонематический слух отличался равномерными изменениями в сравниваемых группах: в основной доля случаев соответствия данного показателя возрасту увеличивалась с 57,1 до 83,9%, в группе контроля - с 59,5 до 81,1%. Динамика была статистически значимой в обеих группах (p<0,001 и p=0,021, соответственно).Таким образом, в результате проведенного сравнения характеристик речевой функции исследуемых, прооперированных по поводу челюстнолицевых расщелин, была установлена статистически значимая динамика большинства показателей. При этом использование разработанного нами лечебно-диагностическогореабилитационногомедико-логопедическогоалгоритма позволило получить существенно более высокие результаты в части улучшения речевой активности ребенка, совершенствования ручной моторики и функции речевого дыхания, повышения разборчивости экспрессивной речи, нормализации слоговой структуры и грамматического строя речи.3.4. Методические рекомендацииДля положения работы с данной методикой предлагается ряд методических рекомендаций:1. Для торможения навыков неправильного звукопроизношения ребенку не называют звук, который формируют, а называют только звукоподражания, создавая таким образом артикуляционную базу;2. Обязательно проверять тип дыхания у ребенка и при необходимости осуществить постановку правильного типа дыхания для соответствующего звука. Каждое дыхательное упражнение показывает логопед. Выполнять упражнения медленно 3-5 раз, с перерывами, чтобы предотвратить возникновение головокружения.3. Упражнения на развитие и положений органов артикуляционного аппарата выполняют перед зеркалом по инструкции логопеда: «Делай, как я», медленно, с паузами.4. Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях это работа над формированием фонематического восприятия и развития слугового контроля. В других – развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – формирование слухового контроля.5. Развитие движений органов аппарата осуществляется упражнениями для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенного положения губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков, так и для каждого из звуков той или иной группы.6. Во время работы по формированию правильного произношения необходимо избегать напоминания о то звук, над которым ведется работа.7. Производя основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, каждое упражнение выполнять 6-8 раз по 10 сек.8. Развитие распознавания высоты, силы и тембра голоса, ориентируя на те же, уже знакомые звуки окружающей среды и речи.9. Поскольку навыки формируются не сразу и необходимо длительное закрепление, то упражнения заменяются или усложняются постепенно, по мере их полного усвоения вводятся новые.10. Продолжительность подготовительного этапа может быть различной, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. До следующего этапа – этапа формирования первичных умений и навыков – можно переходить тогда, когда ребенок четко отличает правильное звучание от неправильного.11. На всех этапах логопедической работы нужно выполнять на сочетание голоса, выдоха и артикуляционного уклада.12. Продолжительность этапа формирования первичных произносимых умений и навыков может быть разная, в зависимости от вида нарушения и индивидуальных особенностей ребенка. До следующего этапа – этапа формирования коммуникативных умений и навыков – можно переходить тогда, когда ребенок четко и правильно произносит звук.ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕПослеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но является очень важным. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормального языковления. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного небно-глоточного смыкания. Включение же только что сформированного небо в фонацию значительно облегчает и ускоряет ввод навыки ротового резонанса гласных в спонтанному языковленни. Происходит как бы «опознания» ребенком функции небной занавески, и новый орган находит свое целевое назначение.К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-ту сутки после операции. В этот период через продолжй режим молчания и охранительного торможения языковления больных ухудшается. Мягкое небо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения вызывают болевые ощущения. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживания сформированной небной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором. Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого неба. Поэтому в первые месяцы после пластики небо логопедические занятия должны проводиться регулярно - 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители. Эластичность и подвижность мягкого неба тесно связаны. После пластического закрытия дефекта малоподвижная небная занависка имеет тенденцию уменьшаться за счет рубцевания раневых поверхностей.Движения неба растягивают рубцы, предотвращает его укорочению. Более того, возможно функциональное растяжение неба до 10 мм вокальными упражнениями. Двигательная активность небо развивается постепенно в течение 6-8 месяцев. Все это время приходится ежедневно повторять артикуляционные упражнения. Занятия снова начинаются с проговаривания гласных [а] и [э]. Если небная занависка при этом остается неподвижной, одновременно с фонации гласного вызывают глоточный рефлекс. Некоторые дети, почувствовав непривычный движение небной занавески, с первого раза запоминают его и легко воспроизводят во время фонации. Большинству это удается сразу. Подвижность мягкого неба при повторении [а] и [э] растет в них постепенно от дрожи до заметного движения в течение двух недель.Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно наблюдать резкий подъем небной занавески, но из-за слабости мышц-леваторов удержать его не удается.По данным исследования, 93% детей тестируемой группы достигли высоких результатов, сформировалась звукопроизношение, улучшилась память, внимание, восприятие. Также расширился активный и пассивный словарь, связную речь. Достигли хороших результатов во время развития коммуникативных умений и навыков, дифференциации звуков. Но 21 % детей с высоким уровень имели много трудностей связи с тяжестью дефекта. Они охотно занимались на занятиях, актина выполняли упражнения.7 % - ниже среднему. Дети психологически тяжело перенесли операцию, на занятиях были дряблые, имеют заниженную самооценку, чувство страха смерти и боли(в связи с операционным вмешательством). Преобладает пессимистическое настроение. Склонны к расстройству сна, аппетита, в результате чего получили быструю утомляемость на занятиях, также низкий уровень переключения внимания. Имеют чувство вины за болезненное состояние. Присутствует неуравновешенность, даже иногда с проявлениями истерического состояния.По результатам контрольного обследования при сравнении процентного соотношения детей с ринолалиєй после операции со сложившимся звукопроизношением по двум методикам(адаптированной и классической) можно сделать вывод, что адаптированная методика быстрее и лучше формирует правильное звукопроизношение на протяжении года(93%), чем классическая методика в течение того же самого времени и количества занятий(82,5%).ЗАКЛЮЧЕНИЕРинолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирование носовой полости во время фонации, следствием чего является назализация речи.В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М.Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (А.В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония. По моему мнению, последний термин неоднозначный с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушениях артикуляционной и акустической характеристики звука. Мы трактуем ринолалию как самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалий при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков. Она проявляется в трех формах - открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.По результатам предварительного обследования двух групп детей (с ринолалией и нормальным речевым развитием) было определено, что у детей с ринолалией нарушено произношение почти всех гласных и согласных звуков, что требует длительной коррекционной работы и разработки методики преодоления нарушений звукопроизношения с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.Логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения – сложный динамический процесс, который осуществляется поэтапно(количество этапов различна по определению авторов), однако последовательность действий имеет много общего. Наиболее общепринятым и целесообразным считается проведение работы в три этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, содержание, соответствующие методы и приемы, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка.В эксперименте по сравнению сформированность звукопроизношения у детей с ринолалией и детей без нарушений речи. Данные исследования показали, что у детей с розщилиною неба произношение почти всех согласных звуков нарушена: викревлени, отсутствуют (г, г', ф), нозализована произношение. По данным исследования, 93% детей тестируемой группы достигли высоких результатов, сформировалась звукопроизношение, улучшилась память, внимание, восприятие. Также расширился активный и пассивный словарь, связную речь. Достигли хороших результатов во время развития коммуникативных умений и навыков, дифференциации звуков. Но 21 % детей с высоким уровень имели много трудностей связи с тяжестью дефекта. Они охотно занимались на занятиях, активно выполняли упражнения.7 % - ниже среднему. Дети психологически тяжело перенесли операцию, на занятиях буля дряблые, имеют заниженную самооценку, чувство страха смерти и боли(в связи с операционным вмешательством). Преобладает пессимистический настриї. Склонны к расстройству сна, аппетита, в результате чего получили быструю утомляемость на занятиях, также низкий уровень переключения внимания. Имеют чувство вины за болезненное состояние. Присутствует неуравновешенность, даже иногда с проявлениями истерического состояния.По результатам контрольного обследования при сравнении процентного соотношения детей с ринолалией после операции с сложившейся звуковимовою по двум методикам(адаптированной и классической) можно сделать вывод, что адаптированная методика быстрее и лучше формирует правильное звукопроизношение на протяжении года(93%), чем классическая методика в течение того же самого времени и количества занятий(82,5%). Данные обследования оформлялись с помощью таблиц и гистограмм.Согласно результатам исследований была разработана методика коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией в постоперационный период.Основное внимание уделяем 4-ом направлениям работы:1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикуляции гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.4. Формирование мягких звуков.На логопедических занятиях используются разнообразные упражнения для мышц щек, губ, языка, лицевых мышц, артикуляционную гимнастику, выполняем задания, которые направлены на постановку ротового и носового дыхания. Работа проводится в три этапа: подготовительный – развитие фонетических процессов и подготовка дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов до постановки звуков, то есть формирование речедвигательных и мовнослухових умений и навыков; второй этап – постановка звука, его автоматизация и дифференциация от подобных во время занятий со специально подобранным материалом; третий этап – самостоятельное пользование коммуникативными умениями и навыками правильного употребления звуков в различных ситуациях речи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /  под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М. : Айрис-пресс, 2015.  151 с.Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего. М.: АСТ: Астрель, 2005. 222 с.Акименко В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 288 с.Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов. М., 2017.Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие,  Ставрополь: СГПИ, 2013. 224 с.Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. СПб.: Детство-пресс, 2002. 128 с.Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М. : Академия, 2010. 104 с.Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: книга для логопеда. М. Просвещение, 2013.  143 с.Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие. Мн.: БГПУ, 2016. 74 с.Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. Пособие/ под ред. О. Н. Усановой. М.: Просвещение, 2009. 95 с.Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде // Логопедия. 2013. С. 32−35.Нелюбина О. В. Современный подход к лечению детей с нёбноглоточной недостаточностью в послеоперационном периоде / О. В. Нелюбина, Т. Я. Мосьпан, А. А. Гусев, Г. А. Оганесян // Вопросы современной педиатрии. 2014.Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная. М. : ВЛАДОС, 2014. 334 с.Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 120 с.Обухова Н. В. Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-vrozhdennoy-rasschelinoy-guby-i-neba-pri-rannih-uranoplastikahОрлова О. С. Нарушения голоса у детей: Учеб. -метод. пособие. М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2015. 125 с.Поваляева  М. А. Справочник логопеда. М. : Феникс, 2013. 448 с.Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. Минск :Аверсэв, 2014. 173 с.Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. М: Высшая школа, 2016. 128 с.Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий . М.: Сфера, 2007. 160 c.Хватцев М. Е. Логопедия. М.: Изд-во АСТ, 2012. 258 с.Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов / под ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2011. 240 с.Чиркина Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции // Дефектология. 2013. №6. С.3-22.; №5. С. 104-107 .ПРИЛОЖЕНИЯКонспекты-образцы логопедических занятий по обучению правильного произношения звуков для детей дошкольного возрастаКонспект логопедического занятия подготовительного этапа:Тема: Подготовка речевого аппарата к правильному произношению звука [л].Цель: ознакомить перед зеркалом со строением артикуляционного аппарата и его функциями; научить выполнять инструкции логопеда; развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание и голос; воспитывать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать услышанное.Оборудование: набор для наглядности дыхательных упражнений, набор громких игрушек, детских музыкальных инструментов.Ход занятияИ. Организационный момент(1-2 мин).II. Основная часть (15-20 мин)1. Сообщение темы и цели занятия. Беседа логопеда с детьми (1-2 мин)2. Логопедическая зарядка.Дыхательные упражненияУпражнение «Сдувания легких предметов»Цель: укреплять мышцы дыхательного аппарата и производить правильный выдох, сдувая снежинки, бумажки, ватку, пушинку с ладони.Артикуляционная гимнастикаСтатические подготовительные упражненияУпражнение «Птенец»Широко открыть рот, как можно дальше отводить уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.Упражнение «Лопаточка»Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить на нижние зубы.Упражнение «Чашечка»Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.Динамические подготовительные упражненияУпражнение «Оближемо губки»Открыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.Упражнение «Маляр»Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрывая. Челюсти неподвижны.Голосовые упражненияУпражнение «Отзыв»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда звуком, подобным [м-м]Упражнение «Прополка»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы смыкании.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяжным звуком, подобным [м-м].Упражнение «Мычание»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяженным [мг-мг].3. Изучение нового материала3.1. Подготовка к устранении фонетических нарушений: параламбдацизму.3.1.1. Формирование речевого слуха.Восприятие речевых и неречевых звуковУпражнение 1Цель: отгадать звуки во время манипуляции с шумными игрушками.Упражнение 2Цель: отгадать звуки во время манипуляции с музыкальными инструментами.Выделение звука на фоне словаУпражнение 1Кит, сын, дым, забор, шина, зима, ждать, сажать, писать, письмо, читать, рисовать, ежевика, осина, опята, рожь, жить, молоком, печенье.Упражнение 2Нива, ножик, сын, кино, план, банан, сон, баклан, именины, кабина, кислород, плетень, минута, елка, слон, солнце, небо, часы, внучка, палатка, закон, слон.3.2. Подготовка к устранении фонетических нарушений: ламбдацизму.3.2.1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппаратаРазвитие ручной моторики: пальчиковая гимнастикаУпражнение: «Слоненок»Очень толстые ноги имею,Еле их переставляю,Сам высокий я вырос,Вместо рта у меня хвост.Выполнение: поставить вертикально пальчики на плоскость, выставить средний палец вперед(двумя руками).3.2.2. Развитие моторики артикуляционного аппарата:Упражнение «Наказать непослушный язычок»Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.Упражнение «Сделать широкий язык»Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.Упражнение «Вкусное варенье»Цель: вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.Вправава «Пароход гудит»Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.Исполнение: раскрыть рот и длительно произносить звук [ы](как гудит пароход).Упражнение «Качели»Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласным [а], [ы], [о], [у].Упражнение «Щелчок кончиком языка»Цель: криплювати мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.4. ФизкультминуткаСлова произносит логопедДвижения выполняют детиТрава низенькая-низенькая,Деревья высокие-высокие,Ветер деревья колышет, качает,То влево, то вправо наклоняет,То вверх, то назад.То вниз сгибает.Птицы летят-улетают,А дети тихонько за парты садятся.Дети встали, отошли от стола.Делают приседания.Поднимают руки вверх.Вращаются.Потягиваются вверх, назад.Наклоняются вперед.Машут руками.Садятся за парты.5. Закрепление нового материала.Игра «Тишина»Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы (скриплть дверь, капает кран).III. Итог занятия. Домашняя задача. (1-2 мин)Конспект логопедического занятия на II-му этапу:Тема: Постановка звука [с] смешанным способом.Цель: учить создавать свистящий звук [с]; развивать слуховой и зрительный контроль, воспитывать желание говорить правильно.Оборудование: зеркало, набор постановочных зондов, логопедическая кукла, муляж – артикуляционный профиль.Ход занятияИ. Организационный момент(1-2 мин).II. Основная часть (15-20 мин)1. Сообщение темы и цели занятия. Беседа логопеда с детьми (1-2 мин)2. Логопедическая зарядка.Дыхательные упражненияУпражнение «Сдувания легких предметов»Цель: укреплять мышцы дыхательного аппарата и производить правильный выдох, сдувая снежинки, бумажки, ватку, пушинку с ладони.Артикуляционная гимнастикаСтатические подготовительные упражненияУпражнение «Птенец»Широко открыть рот, как можно дальше отводить уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.Упражнение «Лопаточка»Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить на нижние зубы.Упражнение «Чашечка»Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.Динамические подготовительные упражненияУпражнение «Оближемо губки»Открыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.Упражнение «Маляр»Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрывая. Челюсти неподвижны.Упражнение «Трубочка»Вытянуть губы вперед. Подуть в трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.Голосовые упражненияУпражнение «Отзыв»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда звуком, подобным [м-м]Упражнение «Прополка»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы смыкании.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяжным звуком, подобным [м-м].Упражнение «Мычание»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяженным [мг-мг].3. Изучение нового материала3.1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппаратаРазвитие ручной моторики: пальчиковая гимнастикаУпражнение: «Зайчик»Зайчик ушками машет,Зайченяток развлекает.Выполнение: дети по очереди сгибают и разгибают указательный и средний пальцы.Постановка правильного произношения звука [с] смешанным способом:1. Смешанный способ основывается на совмещении двух предыдущих и является наиболее удачным для работы с детьми, которые имеют ринолалией. Механическая помощь применяется в дополнение, логопед объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить звук [с].2. Воспроизведение звука [с] звуконаслидуванням с использованием игровых приемов.3. Можно использовать прием обучения произношению переходного или промежуточного звука: при сжатых зубах, при таком положении языка с зубами касается нижних зубов или мижзубний произношении, коля язык зажат между зубами.4. Если язык у ребенка просовывается между зубами, то можно попробовать механической действием придержать его переднюю часть за нижними зубами черенком чистой ложки или специального шпателя.Воспроизведение звукоподражанияЕдем на санках: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с;За окном свистит ветер: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с;Внутри комнаты летает маленькая муха: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с;Папа сыну насосом надувает мяч: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с;Мастер накачивает колесо: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.4. ФизкультминуткаСлова произносит логопедДвижения выполняют детиОдин, два, три,С нами в лес ходи.1, 2, 3, 4, 5 –Будем в лесу крокувать.Там птиц мы встречаем,Вместе с ними политаєм,Вместе с зайцем пострибаєм,А от волка – повтикаєм.Как лисичка к зайчатпидкрадемося.Первые подснежники в лесу найдем.Как мишкакосолапый потанцуем,Едва слышнотихим лесом попутешествуем.Дети выполняют движения,соответствующие текста.5. Закрепление нового материала.Игра «Тишина»Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы (скриплть дверь, капает кран).Игра «Поймай звук»Логопед называет слова, склады; если ребенок слышит заданный звук – поднимает руку. Узнавать звуки на слух или с картинками.III. Итог занятия. Домашняя задача. (1-2 мин)Конспект логопедического занятия на третьем этапа:Тема: Развитие коммуникативных умений и навыковЦель: формировать умение и навыки правильно употреблять звуки [ш] и [ж] во всех видах речи; развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ; воспитывать удовлетворение от правильного произношения звуков.Оборудование: набор предметных картинок, схемы, фишки, набор игр, разнообразный речевой материал.Ход занятияИ. Организационный момент(1-2 мин).II. Основная часть (15-20 мин)1. Сообщение темы и цели занятия. Беседа логопеда с детьми (1-2 мин)2. Логопедическая зарядка.Дыхательные упражненияУпражнение «Сдувания легких предметов»Цель: укреплять мышцы дыхательного аппарата и производить правильный выдох, сдувая снежинки, бумажки, ватку, пушинку с ладони.Артикуляционная гимнастикаСтатические подготовительные упражненияУпражнение «Птенец»Широко открыть рот, как можно дальше отводить уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.Упражнение «Лопаточка»Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить на нижние зубы.Упражнение «Чашечка»Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.Динамические подготовительные упражненияУпражнение «Оближемо губки»Открыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.Упражнение «Маляр»Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрывая. Челюсти неподвижны.Голосовые упражненияУпражнение «Отзыв»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда звуком, подобным [м-м]Упражнение «Прополка»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы смыкании.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяжным звуком, подобным [м-м].Упражнение «Мычание»Цель: укреплять голосовые связки. Зубы, губы сомкнуты.Исполнение: откликнуться на обращение логопеда протяженным [мг-мг].2.1. Составление предложений с предложенными словами:Логопед дает детям картинки с изображением животных, цветов, животных, деревьев, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]. Каждому ребенку нужно составить по пять предложений, используя представлены предметные картинки.2.2. Послушай и перескажи рассказПтицы охраняют садПтицы – лучшие друзья садов. Они уничтожают гусениц. Зимой ученики старших классов сделали много скворечников. Наступила теплая, солнечная весна. После уроков школьники вышли в сад со скворечниками. Они повесили скворечники на деревья.скоро прилетят птицы.2.3. Отгадать загадкиМое тело под землей,Кудряшки свыше ней,Любит меня каждая юшка,Ннназиваюсь я ...(петрушка)3. ФизкультминуткаСлова произносит логопедДвижения выполняют детиТрава низенькая-низенькая,Деревья высокие-высокие,Ветер деревья колышет, качает,То влево, то вправо наклоняет,То вверх, то назад.То вниз сгибает.Птицы летят-улетают,А дети тихонько за парты садятся.Дети встали, отошли от стола.Делают приседания.Поднимают руки вверх.Вращаются.Потягиваются вверх, назад.Наклоняются вперед.Машут руками.Садятся за парты.4. Закрепление нового материала.4.1. Рассказать выученные стихи4.2. Составлять рассказы по картинке с одним действиемИгра «Тишина»Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы (скриплть дверь, капает кран).III. Итог занятия. Домашняя задача. (1-2 мин)

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М. : Айрис-пресс, 2015. 151 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего. М.: АСТ: Астрель, 2005. 222 с.
3. Акименко В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 288 с.
4. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов. М., 2017.
5. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие, Ставрополь: СГПИ, 2013. 224 с.
6. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. СПб.: Детство-пресс, 2002. 128 с.
7. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М. : Академия, 2010. 104 с.
8. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: книга для логопеда. М. Просвещение, 2013. 143 с.
9. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие. Мн.: БГПУ, 2016. 74 с.
10. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. Пособие/ под ред. О. Н. Усановой. М.: Просвещение, 2009. 95 с.
11. Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде // Логопедия. 2013. С. 32−35.
12. Нелюбина О. В. Современный подход к лечению детей с нёбноглоточной недостаточностью в послеоперационном периоде / О. В. Нелюбина, Т. Я. Мосьпан, А. А. Гусев, Г. А. Оганесян // Вопросы современной педиатрии. 2014.
13. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная. М. : ВЛАДОС, 2014. 334 с.
14. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 120 с.
15. Обухова Н. В. Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-vrozhdennoy-rasschelinoy-guby-i-neba-pri-rannih-uranoplastikah
16. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: Учеб. -метод. пособие. М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2015. 125 с.
17. Поваляева М. А. Справочник логопеда. М. : Феникс, 2013. 448 с.
18. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. Минск : Аверсэв, 2014. 173 с.
19. Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. М: Высшая школа, 2016. 128 с.
20. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий . М.: Сфера, 2007. 160 c.
21. Хватцев М. Е. Логопедия. М.: Изд-во АСТ, 2012. 258 с.
22. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов / под ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2011. 240 с.
23. Чиркина Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции // Дефектология. 2013. №6. С.3-22.; №5. С. 104-107 .

Вопрос-ответ:

Что такое открытая ринолалия?

Открытая ринолалия - это состояние, при котором происходит неправильное произношение звуков, в результате которого воздух просачивается через нос при произнесении звуков, что приводит к характерному звуку при речи.

Какие основные направления логопедического воздействия применяются при открытой ринолалии?

Основные направления логопедического воздействия при открытой ринолалии включают артикуляционную гимнастику, обучение правильному дыханию и др.

В чем заключается обучающее консультирование родителей детей с открытой ринолалией?

Обучающее консультирование родителей детей с открытой ринолалией состоит в том, чтобы дать родителям информацию о состоянии ребенка, объяснить особенности его речи и обучить родителей специальным методикам, которые они могут применять дома для развития коммуникативно-речевых навыков ребенка.

Какой метод мониторинга используется для оценки коммуникативно-речевого развития детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде?

Для мониторинга используется комплексный подход, включающий стандартизированные тесты, наблюдение за ребенком в различных ситуациях и анкетирование родителей.

Какие результаты можно получить при мониторинге коммуникативно-речевого развития детей с открытой ринолалией?

Результаты мониторинга могут указывать на улучшение или стабильность состояния ребенка, а также на необходимость коррекции логопедического воздействия.

Какой феноменологический характер имеет открытая ринолалия у детей дошкольного возраста?

Открытая ринолалия у детей дошкольного возраста характеризуется нарушением произношения звуков, связанным с неправильной артикуляцией, при которой воздух из носа выходит через полость рта во время произнесения звуков. Это приводит к изменению звукопроизношения и затрудняет коммуникацию детей.

Какие основные направления логопедического воздействия используются при открытой ринолалии у детей дошкольного возраста?

При открытой ринолалии у детей дошкольного возраста используются различные методы логопедического воздействия. Одно из них - артикуляционная гимнастика, которая направлена на тренировку правильной артикуляции звуков. Также проводятся занятия по развитию фонематического слуха, который помогает детям различать и правильно произносить звуки. Важное направление - работа с речевым дыханием, которая помогает наладить правильную ритмику и громкость речи.

Как проводится обучающее консультирование родителей детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде?

Обучающее консультирование родителей детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде проводится с целью помочь им лучше понять особенности речевого развития своего ребенка и научиться поддерживать его в процессе обучения. В рамках консультаций родителям рассказывается о методах и приемах, которые можно использовать для развития коммуникативно-речевых навыков детей. Также они могут получить рекомендации по организации речевых занятий и общения с ребенком в повседневной жизни.