Стадии личностного развития человека
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Стадии развития личности в исследованиях зарубежной науки 4
Глава 2. Теории личности в отечественной социологии 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
В период кризиса трех лет ребенок, по мнению Л. И. Божович, впервые осознает себя субъектом своих действий, что проявляется в возникновении местоимения «я» и всем характерном для этого периода поведении, которое можно выразить формулой «Я сам». Новообразованием кризиса трех лет оказывается, таким образом, система Я, или Я-система. При этом первейшим в этом самоосмыслении, самооценке, является эмоциональный, а не рациональный компонент[3, с. 210]. Большое значение Л. И. Божович уделяет кризису 7 лет, полагая, что именно в этом возрасте возникает «внутренняя позиция» ребенка, которая непосредственно связана с фактом его включения в новую социальную среду – школу, в результате чего, у ребенка возникает потребность занять определенное положение в новой для него системе общественных отношений. Соответственно, простое осознание себя субъектом собственных действий дополняется также осмыслением себя субъектов в системе социальных действий. Таким образом, возникает социальное Я.Наиболее отчетливо отрыв внутреннего плана от текущей внешней ситуации происходит в период подросткового кризиса 13 лет, что связано с развитием самосознания, как потребности направлять сознание на собственные психические процессы и возникновение жизненного плана.Во второй фазе подросткового кризиса, возникающего в возрасте 16-17 лет, происходит приобретение ключевого личностного новообразования, которое впоследствии закрепит гармоническую или дисгармоническую направленность личности – «самоопределение». Самоопределение связано, с одной стороны, с потребностью, а с другой стороны, с необходимостью решать проблему собственного будущего.Таким образом, в развитии личности происходит последовательное освоение и перенос адаптированных внешний явлений во внутренний план личности, которые, подвергаясь интеллектуальной и эмоциональной обработке, входят в структуру психики, формируя иерархию мотивов, определяющую направленность личности.ЗаключениеВ данной работе был рассмотренотечественный и зарубежный опыт изучения проблемы личностного развитиячеловека.Выделяют следующие уровни идентификаций: индивидуальный (персональный или Я-идентичность); групповой; общественный, или общечеловеческий. Данная дифференциация является основанием для различения следующих уровней социальной идентичности: персональная, или Я-идентичность, а также собственно социальная идентичность. На данный момент предполагается, что базовые характеристики идентичности закладываются уже на этапе детства. Наиболее активное развитие идентичности происходит в юношеском и подростковом возрасте, когда идет экспериментирование с социальными ролями и образами Я. Социальная идентичность представляет собой, во-первых, любую идентичность человека в социуме, и, во-вторых, состояние тождественности социального субъекта определенным социальным элементам, составляющим общество и его культуру, его социальные общности и группы. С именем Э. Эриксона связано понятие кризиса идентичности. Кризис Э. Эриксон рассматривал, как определенные точки бифуркции в существовании индивида, когда выбранная им стратегия разрешения кризиса детерминирует последующее развитие и жизненный путь человека. Успешное прохождение всех таких кризисов приводит к формированию сильной, цельной идентичности, которая позволяет человеку успешно интегрироваться в общество.Согласно Л. И. Божович, логика личности задается процессом формирования иерархии мотивов, а его ядром становится главный мотив, которые задает направленность личности. Таким образом, направленность личности является ключевым признаком целостности, сформированности структуры личности. Соответственно, процесс формирования структуры личности происходит одновременно с оформлением и закреплением его мотивационной структуры, выделением ведущего мотива. Список использованныхисточниковБелопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых/ Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 20.12.2021).Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва : Воронеж, 1995. – 352 с.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.Митрохин Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.Мохова Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.Палачева Т.И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. - № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 20.12.2021)Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва: Прогресс, 1996. – 344 с.
1. Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых / Н.Л. Белопольская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 20.12.2021).
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334 с.
3. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва : Воронеж, 1995. – 352 с.
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1984. – 335 с.
5. Митрохин Р. В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.
6. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. - № 1. – С. 157-160.
7. Палачева Т. И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. - № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 20.12.2021)
8. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. - № 2. – С. 178-180.
9. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – Москва, 1977. – 144 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва: Прогресс, 1996. – 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие стадии личностного развития существуют?
Существует несколько теорий, которые выделяют различные стадии личностного развития человека. Например, в психологии Жана Пиаже выделяются стадии когнитивного развития, а в социологии можно выделить стадии развития социальной роли и идентичности.
Какие стадии личностного развития ребенка?
У Л.И. Божович выделяется стадия кризиса трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как субъект своих действий. Это выражается в появлении местоимения "я" и изменения поведения.
Какие теории личности существуют в отечественной социологии?
В отечественной социологии существует несколько теорий личности, таких как теория социальной роли, теория идентичности, теория социального конструирования личности и др. Все эти теории предлагают различные подходы к пониманию формирования и развития личности в социальной среде.
Какие исследования зарубежной науки есть по стадиям развития личности?
В зарубежной науке проводятся исследования по различным аспектам стадий развития личности. Например, психологи и социологи изучают стадии когнитивного развития, социального развития, эмоционального развития и др. В этих исследованиях обычно используются различные методы, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование и т.д.
Какие источники использовались при написании статьи о стадиях личностного развития человека?
При написании статьи о стадиях личностного развития человека использовались различные источники, включая работы из зарубежной науки и отечественной социологии. В списке использованных источников можно найти ссылки на соответствующие исследования и теории.
Что проявляется в возникновении местоимения "я" у ребенка в период кризиса трех лет?
В период кризиса трех лет ребенок впервые осознает себя субъектом своих действий, что проявляется в возникновении местоимения "я" и всем характерном для этого периода поведении, которое можно выразить формулой "Я сам".
Какие стадии личностного развития встречаются в исследованиях зарубежной науки?
Исследования зарубежной науки выделяют различные стадии личностного развития, такие как стадия эгоцентричности, стадия формирования идентичности, стадия установления интимности и др. Каждая из этих стадий характеризуется определенными психологическими особенностями и задачами, которые стоят перед личностью в данном периоде развития.
Какие теории личности изучаются в отечественной социологии?
В отечественной социологии изучаются различные теории личности, такие как теория социальной индивидуализации, теория социального конструирования реальности, теория социальной ролевой идентичности и др. Эти теории позволяют понять, как социальное окружение и социальные процессы влияют на формирование и развитие личности человека.
Какие возрастные кризисы существуют у детей?
У детей существуют различные возрастные кризисы, например, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис и др. Каждый из этих кризисов характеризуется определенными психологическими особенностями и вызывает трудности в развитии личности ребенка. В период кризиса трех лет ребенок впервые осознает себя субъектом своих действий и проявляет свою самостоятельность.
Какие источники использовались при написании статьи?
При написании статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и публикации зарубежных и отечественных авторов. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.