Развитие быстроты у спортсменов легкоатлетов в беге на средние дистанции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 01.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у спортсменов легкоатлетов
1.1.Понятие, формы, реакции, структура быстроты
1.2.Механизм проявления физического качества быстроты
Глава 2. Методика развития скоростных способностей легкоатлета в беге на средние дистанции
2.1. Методика развития локальных способностей легкоатлета
2.2. Средства эффективности развития быстроты у легкоатлета - средневика
2.3. Требования к компонентам нагрузки для развития быстроты легкоатлета
2.4. Планирование бега на средние дистанции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствовать скоростные возможности (Волков В.М., 1994).В процессе скоростной подготовки паузы колеблются в очень широком диапазоне; их продолжительность зависит от координационной сложности упражнений, объема мышц, вовлеченных в работу при выполнении конкретного упражнения, продолжительности упражнения, интенсивности работы при их выполнении. Между сложными в координационном плане упражнениями, связанными с высокой нагрузкой на центральную нервную систему, паузы должны быть продолжительнее, чем между относительно простыми упражнениями, хорошо освоенными спортсменами. Между скоростными упражнениями локального характера, вовлекающими в работу менее 30 % мышечной массы, паузы короче, чем между упражнениями частичного (с участием в работе до 60 % мышечной массы) или глобального (свыше 60 % мышечной массы) характера (Виру А., Виру М., Коновалова Г., Эпик А., 1993).Паузы между кратковременными упражнениями (менее 1 с) локального характера (например, угол в фехтовании, одиночный короткий удар в боксе, удар по мячу в настольном теннисе и т.п.) могут составлять всего несколько секунд.Продолжительные скоростные упражнения (например, бег отрезков дистанции 800 м), вовлекающие в работу большие мышечные объемы могут потребовать длительного отдыха от 2-3 до 10-15 мин и более (Бондарчук А. П., 1986).При выполнении однотипных упражнений уменьшение скорости связано с укорочением интервалов отдыха. При этом зависимость здесь не носит линейного характера: даже небольшое уменьшение скорости позволяет существенно сократить паузы между отдельными упражнениями .Использование такой зависимости позволяет спланировать продолжительность пауз между отдельными упражнениями при изменении интенсивности работы; например, при беге на дистанцию 800 м. квалифицированными легкоатлетами - средневиками серии из четырех 500; 600; 700; 800 -метровых отрезков с максимально доступной скоростью оптимальная продолжительность пауз составит примерно 120-150 с. Уменьшение скорости всего на 10 % требует сокращения продолжительности пауз на 25-30 %, при снижении скорости до 80 % паузы могут быть укорочены вдвое (Бондарчук А. П., 1986).Повышению уровня скоростных качеств способствует периодическое выполнение упражнений продолжительностью 5-30 с. с длительными интервалами отдыха - по 10-20 мин. Отличительной особенностью таких упражнений является то, что при их выполнении легкоатлет получает задание добиться рекордных показателей скорости.В паузах между упражнениями планируется комплекс тонизирующих и восстановительных процедур: массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка и др. Цель всех этих процедур - обеспечить оптимальные условия для выполнения упражнений на пределе скоростных возможностей (Верхошанский Ю.В., 1985).Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов, снижение уровня психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы в оптимальных условиях для развития скоростных возможностей способствует серийное выполнение упражнений.Количество упражнений, включенных в каждую серию, как и общее количество серий, зависят от продолжительности упражнений, их интенсивности, объема мышц, вовлеченных в работу; например, в одной серии может быть до 10-15 кратковременных упражнении локального характера. Когда же выполняются достаточно продолжительные упражнения частичного и глобального характера, то их количество в серии может быть уменьшено до 3-4 или 2-3. Продолжительность пауз между сериями также зависит от характера упражнений, их продолжительности, количества всерии, интенсивности работы и обычно колеблется в пределах 2-6 мин.(Верхошанский Ю.В., 1985)2.4. Планирование бега на средние дистанцииНеделя общей функциональной подготовки (ОФП-2)1 день. Длительный равномерный кроссовый бег. Средневики – 40- 80 мин. Общеразвивающие упражнения на силу, гибкость и расслабление.2 день. Разминка. Темповый кроссовый бег. Средневики – 8-10 км. Общеразвивающие и прыжковые упражнения.3 день. По программе I дня.4день. Отдых.5 день. Разминка с партнером (упражнения на гибкость, ходьба, бег и прыжки с партнером на плечах) – 45-60 мин. Игра на воздухе в ручной мяч, футбол, баскетбол – 45-60 мин.6день. Длительный равномерный кроссовый бег. Средневики – 60-90 мин, стайеры – 90-120 мин.7 день. Отдых.Всего: равномерный кросс - средневики -140-250 мин (28-50 км); темповый кросс - средневики – 8-10 км.Неделя сочетания общей и специальной функциональной подготовки (ОСФП)1 день. Разминка (бег на 3 км и общеразвивающие упражнения). Ускорения 100 м – 4-8 раз или 150 м – 3-5 раз. Повторный (переменный) бег на отрезках от 1000 до 2000 м, общий объем – 4-8 км. Беговые и прыжковые упражнения.2день. Длительный равномерный кроссовый бег до 12-16 км. Общеразвивающие упражнения с партнером.3день. Кроссовый бег в переменном темпе – 45-60 мин с ускорениями 400-1000 м (8-3 раза). Прыжковые упражнения, меняя попеременно ногу и на одной ноге с небольшим продвижением.4день. Отдых.5день. По программе I дня. Поменять сочетания длинных отрезков.6день. Длительный равномерный бег 18-24 км по ровной местности7день.. Отдых.Всего: равномерный бег – 30-40 км; темповый кросс – 10-15 км, бег на длинных отрезках – 8-16 км, ускорения на средних отрезках - 3 км. ускорения на коротких отрезках - 0,8-1,6 км.Неделя специальной (соревновательной) подготовки (СП)1 день. Разминка. Ускорения 100 м -4-5 раз. Старты 30-50 м - 5 раза Интервальный бег на отрезках 400-600 м со скоростью 85-90 %, объем 1,5-3 км, отдых – 3-5 мин. Медленный бег - 2 км.2день. Равномерный кроссовый бег – 12-15 км. Прыжковые и общеразвивающие упражнения с партнером.3день. Разминка. Ускорения 100 м – 4-5 раз. Старты 30-50 м -5 раз.Интервальный бег на отрезках 200-300 м со скоростью 85 %, объем 1,5 км. Медленный бег - 2 км.4день. Отдых.5 день. Разминка. Ускорение 100 м - 5 раз. Повторный бег на отрезках 800-1600 м со скоростью 90 %, объем 2-4 км, отдых 5-6 мин. Медленный бег - 2 км.6день. Равномерный кроссовый бег – 15-18 км. Прыжковые и общеразвивающие упражнения с партнером.1 день. Отдых.Всего: равномерный бег – 33-39 км, бег на длинных отрезках – 2- 4 км, на средних отрезках – 3-6 км, на коротких отрезках - 1,3-1,5 км старты -10 раз(Бондарчук А. П., 1986).ЗаключениеЦель работы – показать методику развития быстроты у спортсменов легкоатлетов в беге на средние дистанцииВ достижении поставленной цели решались следующие задачи:- определить теоретические основы развития быстроты у спортсменов легкоатлетов;- выявить средства развития быстроты у спортсменов легкоатлетов;- показать требования к компонентам нагрузки для развития быстроты легкоатлета;- спланировать нагрузку легкоатлета-средневика в микроцикле.Анализ литературных источников по проблеме развития быстроты легкоатлетов показал, что, во-первых, к бегу на средние дистанции относят бег на 800 м и 1500 м, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях (МакаровА.Н., 1987); во-вторых, условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование; в-третьих, основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменились на протяжении веков. В ходе изучения первоисточников было обнаружено, что проводимые исследования определяли влияние различных факторов на технику бега, работа определенных мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические параметры основных характеристик техники бега (Чудинов В.И., 1976; Швирков В.Б., 1978).В основе современной техники бега лежит стремление добиться: 1) высокой скорости передвижения; 2) сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии; 3) свободы и естественности в каждом движении. В каждом виде бега необходимо говорить о развитии быстроты. Методика развития быстроты связана, с одной стороны со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, а с другой - с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов. Здесь на первое место выступает способность спортсмена к продолжительной работе оптимальной мощности.Комплексное проявление скоростных способностей вытекает из содержания соревновательной деятельности в беге на средние дистанции, поэтому работа над повышением скоростных качеств легкоатлета может быть разделена на два взаимосвязанных этапа: этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и др.) и этап интегрального совершенствования, на котором происходит объединение локальных способностей в целостных двигательных актах, характерных для бега на средние дистанции.Методика совершенствования двигательных реакций должна учитывать необходимость аналитического подхода: вначале - раздельное совершенствование двигательной структуры моторного компонента (техники движения) и времени скрытого периода, а далее - улучшение координационного взаимодействия скрытого периода и моторного компонента реакций в соответствии с ситуацией совершенствуемого действия.Среди эффективных педагогических средств стимуляции скоростных качеств следует отметить выполнение кратковременных упражнений в конце занятий аэробного характера, построенных на большом объеме работы умеренной интенсивности.Для повышения скоростных возможностей легкоатлетов применяют самые разнообразные общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Чем выше квалификация легкоатлетов, тем в большей мере используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, обеспечивающие комплексное совершенствование скоростных качеств применительно к выполнению различных приемов и действий, составляющих содержание соревновательной деятельности. Одно из основных требований к скоростным упражнениям - хорошее освоение их легкоатлетами.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.Список литературыБондарчук А. П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., 1985.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. — 332 с.Виноградов М.И. Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности // Руководство по физиологии труда. - М.: Медицина, 1983. - С. 23—34.Виру А., Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические аспекты управления тренировкой // Современный олимпийский спорт. - К.: Олимпийская литература, 1993. - С. 12-24.Волков В.М. Физиологические механизмы восстановления работоспособности в спорте // Средства восстановления в спорте. — Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 5-24.Волков Н.И., Иорданская Ф.А., Матвеева Э.А. Изменение работоспособности спортсменов в условиях среднегорья // Теория и практика физической культуры. — 1970. — № 7. — С 43-48.Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. - 480 с.Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 356 с.Зелинченок В.Б., Никитушкин В. Г. Критерии отбора в легкой атлетике. - М., 2000.Куликов A.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М., 1995.Легкая атлетика: Учебное пособие /А.Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987.Легкая атлетика: Учебное пособие / Под ред. Н. Г.Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - М., 1989.Легкая атлетика в школе / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М., 1993.Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. А. Ц. Пуни и Т. Т. Джамгарова. - М., 1984.Селуянов В.Н., Сарсания С. К. Пути повышения спортивной работоспособности: Методические рекомендации. - М., 1987.Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. - М., 1995.Теория и методика спорта: Учебник. / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1992.Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева, А. Новикова : В 2 т. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 540 с.Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. - М., 2000.Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Совершенствование спортивного мастерства. - М.: СААМ, 1995. - С. 124-135.Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 351—389.Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 158 с.Чудинов В.И. и др. Возрастные закономерности построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов: Возраст и спортивные достижения олимпийцев-76 // Науч. тр. ВНИИФК. - М., 1976. -С. 8-49.Швирков В.Б. Теория функциональных систем в психофизиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 11-47.

Список литературы

1.Бондарчук А. П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.
2.Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочно¬го процесса. - М., 1985.
3.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация трени-ровочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
4.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подго-товки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. — 332 с.
5.Виноградов М.И. Принципы центральной нервной регуляции рабочей деятельности // Руководство по физиологии труда. - М.: Медицина, 1983. - С. 23—34.
6.Виру А., Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические ас-пекты управления тренировкой // Современный олимпийский спорт. - К.: Олимпийская литература, 1993. - С. 12-24.
7.Волков В.М. Физиологические механизмы восстановления работоспособности в спорте // Средства восстановления в спорте. — Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 5-24.
8.Волков Н.И., Иорданская Ф.А., Матвеева Э.А. Изменение ра-ботоспособности спортсменов в условиях среднегорья // Тео¬рия и практика физической культуры. — 1970. — № 7. — С 43-48.
9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагоги-ка, 1991. - 480 с.
10.Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 356 с.
11.Зелинченок В.Б., Никитушкин В. Г. Критерии отбора в легкой атлети¬ке. - М., 2000.
12.Куликов A.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адап¬тация, здоровье. - М., 1995.
13.Легкая атлетика: Учебное пособие /А.Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987.
14.Легкая атлетика: Учебное пособие / Под ред. Н. Г.Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. При¬макова. - М., 1989.
15.Легкая атлетика в школе / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М., 1993.
16.Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.
17.Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984.
18.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпий¬ском спорте. - Киев, 1997.
19.Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. А. Ц. Пу¬ни и Т. Т. Джамгарова. - М., 1984.
20.Селуянов В.Н., Сарсания С. К. Пути повышения спортивной работоспособности: Методические рекомендации. - М., 1987.
21.Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Сусло¬ва, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. - М., 1995.
22.Теория и методика спорта: Учебник. / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1992.
23.Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева, А. Новикова : В 2 т. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 540 с.
24.Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. - М., 2000.
25.Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
26.Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Совершенствование спортивного мастерства. - М.: СААМ, 1995. - С. 124-135.
27.Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.: Физ-культура и спорт, 1975. - 208 с.
28.Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 351—389.
29.Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 158 с.
30.Чудинов В.И. и др. Возрастные закономерности построения многолетней подготовки юных и взрослых спортсменов: Возраст и спортивные достижения олимпийцев-76 // Науч. тр. ВНИИФК. - М., 1976. -С. 8-49.
31.Швирков В.Б. Теория функциональных систем в психофизи-ологии // Теория функциональных систем в физиологии и пси¬хологии. - М.: Наука, 1978. - С. 11-47.

Вопрос-ответ:

Какие физические качества влияют на развитие быстроты у спортсменов легкоатлетов?

Развитие быстроты у спортсменов легкоатлетов зависит от таких физических качеств, как скорость, выносливость, координация движений и сила мышц.

Какова роль формы реакции в развитии быстроты у спортсменов легкоатлетов?

Форма реакции является структурной основой быстроты и определяет возможности спортсмена в достижении максимальной скорости. С правильной формой реакции спортсмен более эффективно использует свои физические возможности.

Как проявляется быстрота у спортсменов легкоатлетов?

Быстрота проявляется в способности спортсмена развивать высокую скорость движения во время бега на средние дистанции. Она предполагает максимальное использование силы и координации движений спортсмена.

Какая методика используется для развития скоростных способностей у легкоатлетов?

Методика развития скоростных способностей у легкоатлетов включает тренировку локальных способностей, таких как ускорение, разгон, переход на максимальную скорость, а также использование специальных средств для повышения эффективности развития быстроты.

Какие требования предъявляются к компонентам развития быстроты у спортсменов легкоатлетов?

К компонентам развития быстроты у легкоатлетов предъявляются следующие требования: высокая скорость разгона, хорошая ускоряемость, способность к переходу на максимальную скорость, высокая выносливость мышц и способность к быстрому восстановлению после нагрузки.

Что такое быстрота в легкой атлетике?

Быстрота в легкой атлетике - это физическое качество, которое определяет способность спортсмена быстро перемещаться на дистанции. В беге на средние дистанции быстрота играет особую роль, поскольку спортсменам нужно развивать высокую скорость при сохранении выносливости.

Какова структура быстроты у спортсменов легкоатлетов?

Структура быстроты у спортсменов легкой атлетики включает несколько составляющих. Это, прежде всего, скоростная сила - способность развивать высокую скорость силовыми усилиями. Также важным элементом быстроты является скоростная выносливость - способность длительное время сохранять высокую скорость на дистанции. И, наконец, координация движений, которая позволяет спортсмену эффективно контролировать свое тело и максимально использовать свою скорость.

Как проявляется физическое качество быстроты у легкоатлетов?

Физическое качество быстроты у легкоатлетов проявляется в достижении высокой скорости бега на средние дистанции. Оно позволяет спортсмену развивать высокую скорость старта, ускорение и удержание скорости на протяжении всей дистанции. Быстрота также проявляется в умении быстро реагировать на изменения темпа и ситуации во время соревнования.

Как развить скоростные способности у легкоатлетов бегунов на средние дистанции?

Для развития скоростных способностей у легкоатлетов бегунов на средние дистанции необходимо применять специальную методику тренировок. Важными элементами этой методики являются тренировки на увеличение скорости старта, ускорения и удержания скорости на протяжении всей дистанции. Также важным аспектом является работа над техникой бега, развитие силовых и выносливых качеств.

Зачем нужно развивать быстроту у спортсменов легкоатлетов в беге на средние дистанции?

Развитие быстроты у спортсменов легкоатлетов в беге на средние дистанции необходимо для достижения высоких спортивных результатов. Быстрота позволяет спортсменам сократить время прохождения дистанции и опережать своих соперников.

Каково понятие формы реакции и структуры быстроты?

Форма реакции - это постепенное увеличение скорости движения на протяжении определенного времени. Структура быстроты включает в себя различные физические качества, такие как сила, выносливость, координация и гибкость, которые влияют на развитие и проявление быстроты у спортсменов легкоатлетов.

Как проявляется физическое качество быстроты?

Физическое качество быстроты проявляется в способности спортсмена быстро развивать свою скорость при беге на средние дистанции. Это достигается благодаря эффективной работе мышц, координации движений и снижению времени реакции на старте и при изменении скорости.