проблема социальной адаптации современной молодежи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 22.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Социальная адаптация, её виды и основные проблемы 3
2. Положение молодёжи в современном обществе 8
3. Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20



Фрагмент для ознакомления

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. Как правило, правонарушения совершают молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать – конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации [1].Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.Отметим, что, несмотря на безусловное влияние внешней среды на процесс формирования личности человека, его успех во многом зависит от каждого из представителей молодого поколения. Благодаря природной активности в молодом возрасте, усвоение информации и анализ коммуникативных особенностей у молодых людей реализован быстрее. Подобную зависимость можно также наблюдать в сфере изучения технологий, где молодое поколение проявляет себя успешно. Высокая степень внутренней активности и стремление к самореализации, можно назвать залогом эффективной адаптации в обществе. Согласно заключениям психологов, формирование личности возможно посредством влияния биологических и социальных факторов. Отметим, что на ранних этапах взросления, важную роль в формировании ценностей играют родители и семья. В период максимальной восприимчивости ребенка, важно донести основы навыков коммуникации, разрешения конфликтов, отстаивании собственных интересов и ценностей общества. Если в раннем периоде ребенок сталкивается с насилием, несправедливостью, обманом и проявлением агрессии со стороны взрослых – фундаментом его социального поведения станут именно эти качества. Благодаря современным государственным программам, ребенок может получить бесплатное образование, учувствовать в различных активностях и посещать бесплатные спортивные и творческие секции. Полноценное развитие подрастающего поколения – это активное и позитивное развитие. Виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.Однако, самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян ввиду динамики внешней среды и пандемии. Вышеуказанные события видоизменили ориентиры и ценности людей. Данные социологических опросов показывают, что основные проблемы, которые волнуют население – это здоровье и удовлетворение физиологических потребностей в ключе необходимости экономических благ. Отметим, что вышеуказанные события рассматриваются и как негативные факторы, и как позитивные. К негативным факторам можно отнести: - сложности в системе здравоохранения и необходимости принятия решений о вакцинации, - государственные ограничения, - вынужденное отстранение от социума из-за введенных ограничений,- увеличение напряженности в обществе, недовольство политической обстановкой.Общество не очень восприимчиво к изменениям, ввиду этого факта, негативные настроения могут быть более заметны. Однако, рассмотрим позитивные факторы:- возможность работать из любой точки мира;- расширение возможностей получения дистанционного образования, прохождение курсов переквалификации и пр.;- широкое распространение онлайн-платформ, которые могут полностью исключить время нахождения в магазинах;- возможность информатизации процессов жизнедеятельности путем использования технологических новинок.Таким образом, проблемы современной молодежи на протяжении многих лет становятся объектом исследований и анализа научного сообщества. Наиболее значимым фактором является то, что сложности в социально-экономической адаптации присутствовали всегда, главное – это желание самореализовываться и проявлять активную жизненную позицию.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав труды классиков и современных авторов, электронные ресурсы и статьи – можно сделать следующие выводы:- социальная адаптация – это сложный процесс, который может быть характерен не только для молодежи, но и для любого человека, в зависимости от социально-экономической, психологической или профессиональной ситуации;- процесс адаптации сопряжен со стрессом, напряженностью и изменением жизненных ценностей человека, что можно характеризовать как кризис;- положение молодежи в обществе неоднозначно, ввиду технологического прогресса, который позволяет молодым людям быть более «привлекательными» на рынке труда и способствует лучшей адаптации в обществе;- процесс социально-экономической адаптации в молодом возрасте – важный процесс, который формирует свод ценностей человека на всю жизнь.Можно также отметить, что в процессе формирования жизненных ценностей, норм морали и культурных ценностей, важно прямое непосредственное воздействие не только ближнего окружения, но и влияние средств массовой информации, телевидения и социальных сетей. Степень влияния последнего фактора очень возросло в последние годы и может преобладать над всеми остальными Подобная тенденция, современными психологами и социологами отмечается как негативная. В процессе социальной адаптации молодежи, важный аспект – нахождение в социуме. Именно поэтому, современные государственные программы развития молодежной политики, спорта, образования и внешкольной деятельности особенно актуальны и позволяют детям чувствовать себя частью этого обществаСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреев А.И. «Общественные движения молодежи и молодежная политика: Исторический экскурс». М., 2017.Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 - Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009)Грязнова, М. И. Социализация подростков посредством их эмоциональных отношений со сверстниками / М. И. Грязнова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - N 1. - С. 188-189. - (Психология). - Библиогр. в конце ст.6. Иконникова С.Н. «Молодежь и культура». М., 1989.7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. «Основы социально-культурной деятельности». М., 1993.8. Кострикин А.В. «Молодежные объединения и их роль в социально - экономическом развитии государства». М., 2017.9. Электронный ресурс - cyberleninka.org

1. Андреев А.И. «Общественные движения молодежи и молодежная политика: Исторический экскурс». М., 2017.
2. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
3. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
4. Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 - Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009)
5. Грязнова, М. И. Социализация подростков посредством их эмоциональных отношений со сверстниками / М. И. Грязнова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - N 1. - С. 188-189. - (Психология). - Библиогр. в конце ст.
6. Иконникова С.Н. «Молодежь и культура». М., 1989.
7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. «Основы социально-культурной деятельности». М., 1993.
8. Кострикин А.В. «Молодежные объединения и их роль в социально - экономическом развитии государства». М., 2017.
9. Электронный ресурс - cyberleninka.org