История психофизиологии профессиональной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 25.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Определение психофизиологии профессиональной деятельности 6
1.2 Истоки психофизиологического знания 8
1.3 Этапы развития психофизиологии 16
1.4 Становление отечественной психофизиологии профессиональной деятельности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34
Во многом благодарянакопившемуся опыту работы психофизиологической лаборатории в области психофизиологического отбора в 1933 г. издается «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС, и по переосвидетельствованию лиц летно-подъемного состава» [10].Большой заслугой В.М. Бехтерева является объединение всех исследований в России в области психофизиологии в единое целое, а также созыв в 1921 г. Первой Всероссийской конференции по научной организации труда и производства, где произошло и оформление российской психотехники.Рисунок 7 – В.М. Бехтерев (1857 – 1927) Втом же 1921 г. вМоскве под руководством А.К. Гастева, убежденного в необходимости исследования трудовых процессов с целью их совершенствования,создается Центральный институт труда (ЦИТ), гдеконцентрировались исследования по разработке методов профессионального обучения и проблемам организации трудовых действий. В ходе своей работы на ряде предприятий и в России, и за рубежом А.К. Гастев изучал отдельныепроизводственные операции и впервые разработал методику классификации работ в зависимости от приемов, которые используются рабочими на производстве [20].Рисунок 8 – А.К. Гастев (1882 – 1939)В развитие идей И.П. Павлова в 20 – 30 гг. XX в. Л.А. Орбели проводил лабораторные и натурные исследования по изучению особенностей деятельности водолазов, летчиков, парашютистов и других военных специалистов. Результаты этих исследований в Военно-медицинской академии легли в основу становления психофизиологии как раздела медицинской науки и привели к активному развитию профессионального психофизиологического отбора, а также разработке основ диагностики и коррекции функционального состояния и работоспособности человека в процессе профессиональной деятельности [22].Рисунок 9 - Л.А. Орбели (1882 – 1958)В сенсорной лаборатории ЦИТ под руководством А.А. Толчинского (1885 - 1941)изучались проблемы утомления и волевые компоненты производственной деятельности. А в 1930 г. А.А.Толчинский организовал Центральную лабораторию по психотехнике и профессиональной консультации в Ленинградском институте экономики, организации и охраны труда (ЛИОиОТ). Им впервые была разработана и внедрена система тренировок для развития профессионально важных качеств таких, как перцептивные свойства, у работников отделов технического контроля на заводе «Красны треугольник», в основу которых были положены принципы и методы изучения перцептивных процессов в экспериментальной психологии (методы оценки зрительной чувствительности) [8]. В 1935 г. блестящий советский физиолог П.К. Анохин, автортеории функциональных систем (1939), связавшейвоедино основоположные проблемы физиологии,психологии и кибернетики, организовал во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВНИЭМ) нейрофизиологическую лабораторию, где занималсяизучением и оценкойповеденческих актов, а также других сложных процессов в жизнедеятельности человеческого организма [20].Рисунок 10 - П.К. Анохин (1898 – 1974)Основатель отечественной нейропсихологииА.Р. Луриясчитал, что внедрение теории функциональных систем позволяет вплотную подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ психики иповедения человека.Опираясь на нее, А.Р. Луриязаменил упрощенное понимание стимула как единственного возбудителя поведения на более сложные представления о факторах, предопределяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата.В 30-е годы, работая воВНИЭМ,он сформулировал представление о роли «обратной афферентации» и доказал, что все дальнейшее поведение человека зависит от успешностиуже выполненного им действия [12].Рисунок 11 - А.Р. Лурия (1902 – 1977)Основатель российской школы дифференциальной психофизиологии и лаборатории психофизиологии индивидуальных различий Всесоюзного института психологииБ.М. Теплов в 30-е – 50-е годы прошлого века занимался изучением психотехнического направления военно-прикладной психологии труда, а также исследованиями в общепсихологической и персонологической сферах [12]. Рисунок 12 - Б.М. Теплов (1896 – 1965)Однако в 50-е годы прошлого века психотехническое направление в психологии потеряло свою актуальность в связи с выделением более перспективных направлений. Отечественные исследования в областипроизводственной деятельности были возобновлены в 60-е гг. и очень активно проводились до конца 80-х гг. XX столетия.Именно в это время начался новый этап развития авиационной медицины и психофизиологии.Главной его особенностью можно назвать существенное и быстрое расширение сферы применения методик психофизиологии. И, в первую очередь, интерес к психофизиологии распространился на новуюмедицнскую отрасль – космическую[13].На базе Научно-исследовательского института авиационной медицины ВВС еще в 1949 г.была организована группа космической медицины и начаты разработки медико-биологических проблем космических полетов. Значимость этих проблем для нашего государства была велика. Следовало понять, как поведет себя человеческий организм, включая его психическую сферу, в условиях космического полета (воздействие невесомости, перегрузок, оторванность от Земли и т.д.). Для решения этих проблем в 1960 г. создается Центр подготовки космонавтов ВВС, а в 1963 г. - Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР [3].Широкое применения психофизиологических методик в медицине в эти годы коснулось многих сфер человеческой деятельности, и, в первую очередь, опасных профессий. Под опасной профессией понимался вид профессиональной деятельности, сопряженный с воздействием на работника опасных ивредных производственных факторов, которые обуславливали угрозу жизни работника или высокий риск развития заболеваний. В эту группу экстремальных профессий помимо летчиков и космонавтов включались также военные, спасатели, моряки, водолазы, машинисты железнодорожного транспорта, работники электроэнергетической отрасли, химических производств и др. [11].В связи с существенно расширившейся и укрепившейся методической базой период с начала 1980-х гг. и до конца XX в. принято называть «золотым веком» психофизиологии в медицинской науке и практике. Отмечается кардинальный переход от исследования и оценки отдельных психофизиологических качеств к системной тактике по оптимизации системы «человек-техника-внешняя среда».В космической медицине и психофизиологии разрабатывались объективные методики оценки функционального состояния человека по ритму сердечной деятельности, которые успешно работали удаленно, позволяли оценить с Земли состояние космонавта во время космического полета. Например, разработанная Р.М. Баевским математическая оценка функционального состояния человека по сердечному ритму применялась для оценки уровня работоспособности космонавтов и их готовности к выполнению наиболее сложных элементов профессиональной деятельности [13].Во второй половине ХХ в. в России появилась целая плеяда блестящих молодых ученых - И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Ю.В. Котелов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышев, В.Д. Шадриков и многие другие.В 70-е годы ХХ в.в области исследований трудовой деятельности сформировались четыре основных направления, среди которых особо выделяется психофизиологическое направление.В основу психофизиологии профессиональной деятельности была положена дифференциальная психофизиология, занимавшаяся изучением индивидуальных и типических различий между людьми.Внедрение на российских железных дорогах психофизиологических лабораторий и профессионального психофизиологического отбора работников локомотивных бригад (указания МПС России от 31.07.1985 г. № 955-у, 05.05.1986 г. № Т-14150, 25.11.1993 г. № 226-у) привело к существенному повышению уровня безопасности движения поездов и снижению числа аварийных ситуаций по вине человека. Методическое обеспечение осуществлялось лабораторией инженерной психологии Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта под руководством Л.С. Нерсесяна.Также развитие психофизиологического направления в медицине было во многом связано с работами в области электроэнергетической отрасли промышленности, которые были успешно интегрированы в единую систему защиты здоровья персонала. Широкое применение получили:психофизиологический отбор;контроль состояния здоровья человека в процессе профессиональной деятельности;периодические осмотры с использованием психофизиологических методик;допусковый контроль;методы восстановительной медицины на основе психофизиологии;эргономические исследования.Согласно Приказу РАО «ЕЭС России» от 30.12.1999 г. № 535создается «Система обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала». А в 2000 г. вышел целый ряд нормативных актов, определяющих порядок работы, статус, методики и критерии психофизиологических обследований [14].70–90-е гг.прошлого века были ознаменованы развитием мощных научно-учебных центров - кафедры психологии труда Ленинградского и Московского университетов, психологический факультет Ярославского университета, исследовательские лаборатории Института психологии РАН и ряда других, активно работавших с проблемами психологии труда.В них сформировались ученые коллективы, разрабатывающие различные психофизиологические научные направления, начиная с методологических основ изучения профессиональной деятельности. Так, А.А. Крыловым была разработана концепция «включения»; Н.Д. Заваловым и В.А. Пономаренко – принцип активного оператора; Е.А. Климовым – представление об индивидуальном стиле деятельности и создана классификация профессий.Институт психологии РАН является ведущим центром прикладных ифундаментальных исследований в области психофизиологии. Начатые под руководством Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, К.К. Платонова, Ю.М. Забродина, В.Ф. Рубахина проекты активно продолжают и развивают в своих работах современные ученые. Проблемы в области психической регуляции профессиональной деятельности нашли свое отражение в исследованиях А.В. Брушлинского, В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева, В.Н. Дружинина, Л.Г. Дикой, Ю.Я. Голикова, Д.Н. Завалишиной, А.Н. Костина и их учеников [5].В связи с неуклонным изменением характера труда, увеличением напряженности и насыщением его интеллектуальным содержанием на нынешнем этапе актуальными становятся: психофизиологический анализ профессиональной деятельности человека;оптимизация его психофизиологических состояний;решение задач профессионального отбора и профессиональной пригодности;определение и формирование индивидуальных психофизиологических качеств работника, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности;оптимизация неблагоприятных психических состояний[6].Прогрессивное развитие человеческого общества связано с повышением в системе профессиональной деятельности роли человеческого фактора. Повышение психической, информационной и социальной нагрузки на человека труда предъявляет особые требования к организации, как самого процесса труда, так и субъекта трудовой деятельности. Это ставит перед психофизиологией профессиональной деятельности задачу исследования особенностей личностных ипсихофизиологических факторов человека.ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория любой науки - это не только немеркнущее учение о прошлом. Это наука о развитии человечества, которая шла от прошлого к настоящему, продолжается в современности и целенаправленно идет в будущее. Поэтому анализ представляется особенно поучительным и важным, поскольку дает возможность объективно оценить современное состояние здравоохраненияОгромного уважения заслуживают достижения замечательных российских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.К. Гастева, А.А. Толчинского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова и др., обогатившие мировую сокровищницу науки.Изучение исторического опыта становления психофизиологии профессиональной деятельности позволяет более полно оценить прошлое и настоящее российского здравоохранения человека труда,сосредоточить внимание на основных его проблемах, устранить из нынешней творческой деятельности отрицательные моменты, получить основания для прогнозирования его дальнейшего пути развития, а также выявить полезные знания, представляющие интерес для современности.Сегодня в сферу интересов психофизиологии профессиональной деятельности входят такие проблемы, как нейронные механизмы восприятия, ощущений, обучения и памяти, эмоций и мотивации, речи и мышления, поведения, сознания и психической деятельности, а также межполушарные отношения, механизмы и диагностика функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе человека.Представленное исторической обобщение может быть интересно как для здравоохранения Российской Федерации, так и других стран, поскольку является звеном в единой теоретической цепи мирового познания.В процессе выполнения курсовой работы были:Проанализирована научная литература по теме курсовой работы.Изучены общие закономерности процесса становленияпсихофизиологиипрофессиональной деятельности.Определен вклад российских исследователей в ее развитие.Таким образом, поставленные в курсовой работе задачи выполнены, цель достигнута.ЛИТЕРАТУРА
Вопрос-ответ:
Что такое психофизиология профессиональной деятельности?
Психофизиология профессиональной деятельности - это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь психических и физических процессов в профессиональной деятельности человека.
Каковы истоки психофизиологического знания?
Истоки психофизиологического знания можно найти в работах философов и ученых разных эпох. Некоторые из них, такие как Аристотель, Галено и Декарт, ставили вопросы о взаимодействии души и тела, что является основой психофизиологии.
Какие этапы развития психофизиологии можно выделить?
Этапы развития психофизиологии включают классические исследования физиологов и психологов, такие как эксперименты с сенсорными системами и реакциями на воздействие различных стимулов, развитие методов нейрофизиологических измерений, таких как ЭЭГ и фМРТ, и разработку новых теорий и моделей в психофизиологическом исследовании.
Как формировалась отечественная психофизиология профессиональной деятельности?
Отечественная психофизиология профессиональной деятельности формировалась на основе исследований и опыта работы психофизиологической лаборатории, основанной в 1950-х годах В.М. Бехтеревым. Он внёс большой вклад в развитие психофизиологии профессии, сформулировал законы и принципы, лежащие в основе данной научной области.
Какие источники литературы можно использовать для изучения этой темы?
Для изучения истории психофизиологии профессиональной деятельности можно использовать такие источники, как учебники и научные статьи по психофизиологии, работы известных ученых в области психофизиологии и профессиональной деятельности, а также исторические исследования, посвященные данной области.
Что такое психофизиология профессиональной деятельности?
Психофизиология профессиональной деятельности - это научная область, изучающая взаимодействие психических и физиологических процессов в рамках профессиональной деятельности человека.
Каковы истоки психофизиологического знания?
Истоки психофизиологического знания связаны с развитием наук о человеке - физиологии и психологии. Начиная с работы И. М. Сеченова в 1873 году, были заложены основы психофизиологии, которые были дальше развиты учеными различных стран и направлений.
Какие этапы развития психофизиологии можно выделить?
Психофизиология прошла несколько этапов развития: физиологический, экспериментальный психологический, возрастной и физиологический психологический. На каждом из этих этапов ученые приложили много усилий для изучения психофизиологических процессов в рамках профессиональной деятельности.
Как становилась отечественная психофизиология профессиональной деятельности?
Становление отечественной психофизиологии профессиональной деятельности связано с работами ряда ученых и психологов, таких как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. К. Анохин и других. Они создавали и разрабатывали методики исследования, которые позволили изучить психофизиологические аспекты профессиональной деятельности.