Понятие и история статуса контролирующего должника лица в деле о банкротстве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 23.01.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. История становления института КДЛ 3
1.1. История развития статуса КДЛ в России 5
1.2.Сравнение регулирования статуса КДЛ в России с иностранными аналогами 5
2. Понятие статуса КДЛ 10
2.1.Понятие статуса КДЛ. Отграничение от аффилированных лиц 12
2.2. Определение периода контроля КДЛ 12
2.3. Доказывание статуса КДЛ 24
Заключение 26
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Верховный Суд РФ сделал важный и новый для правоприменительной практики вывод о том, что установленная законом глубина проверки статуса контролирующего лица не является пресекательным сроком и не исключает возможности квалификации определенного субъекта как лица, контролирующего должника. Подобное отступление от сроков, установленных законом, допускается в качестве противодействия злоупотреблению правом и искусственному увеличению этого периода контролирующими лицами с целью ухода от субсидиарной ответственности!2.3. Доказывание статуса КДЛРоссийское законодательство в сфере банкротства устанавливает специальные условия и основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его обязательствам, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия этих лиц. Такие условия и основания содержатся в статье 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о несостоятельности (банкротстве)). Пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве содержит положения, определяющие основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника, в частности за нарушение обязанности по подаче в арбитражный суд заявления должника в месячный срок с даты возникновения обстоятельств, предусмотренных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве. В пункте 4 данной статьи определено, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Для начала считаем необходимым определиться с пониманием того, кто же может быть привлечен к субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве). Так, в уже процитированном пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве указано на возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, при этом пунктом 1 статьи 9 вышеназванного закона прямо определено, что таким лицом является руководитель должника. Субсидиарная ответственность, установленная пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, возникает при наличии одновременного ряда указанных в законе условий: 1. возникновения одного из перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств и установление даты возникновения обстоятельства; 2. неподачи каким-либо из указанных выше лиц заявления и банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующего обстоятельства; 3. возникновения обязательств должника, по которым привлекается к субсидиарной ответственности лицо (лица) перечисленные в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 этого же Закона. Таким образом, для применения субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, заявитель обязан обосновать, по какому именно обстоятельству, предусмотренному пунктом 1 статьи 9, должник должен был обратиться в суд, когда именно он обязан был обратиться с заявлением, какие именно обязательства возникли после истечения сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве. Как уже отмечалось, пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств: причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона; документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы. Законом о банкротстве однозначно установлено, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано исключительно в рамках дела о несостоятельности должника. При рассмотрении этой темы нельзя не остановить свое внимание на размере субсидиарной ответственности контролирующего должника. Итак, рассмотрим условия привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. 1) Надлежащий субъект ответственности. Это лицо, у которого есть право на то, чтобы давать обязательные для исполнения указания или возможность иным образом определять действия юридического лица. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 56) к субъектам субсидиарной ответственности относятся: учредители (участники), собственники имущества юридического лица и иные лица, имеющие право давать этому юридическому лицу обязательные для исполнения указания или иным образом имеющие возможность определять его действия.Кроме того, п. 5 ст. 10 Закона N 127- ФЗ непосредственно относится к числу субъектов ответственности руководителя должника. 2) Факт банкротства юридического лица. Привлечение лиц, контролирующих должника, возможно лишь после того, как юридическое лицо будет признано банкротом, т.е. только после того, как вступит в силу решение арбитражного суда о том, что должник является банкротом. 3) Причинно-следственная связь. Причинно-следственная связь - обязательный элемент гражданской ответственности, при этом время доказывания причинно-следственной связи возлагается на истца.Для того, чтобы привлечь к ответственности за субсидиарную ответственность необходимо доказать, как именно действие или бездействие контролирующих лиц должника, довело дело до банкротства. Для того, чтобы установить причинно-следственную связь между действиями ответчика (субъекта субсидиарной ответственности) и несостоятельностью должника, используют такие материалы, как: финансовая отчётность, финансовый анализ. Данные материалы позволяют оценить срок и динамику уменьшения имущества, принадлежащего юридическому лицу. Помимо этого, также проводится исследование вопросов о том, действительно ли банкротство - прямые следствие действий ответчика или же ряд какие-либо других причин привел к банкротству. Вопрос доказывания причинно-следственной связи в действиях ответчика с целью доведения юридического лица до банкротства является наиболее сложным и не всегда удачным для истца. 4) Виновность субъектов субсидиарной ответственности в банкротстве должника. Виновность выражается в невыполнении лицом своих обязательств принимать соответствующие меры, направленные на соблюдение прав третьих лиц, а также соблюдать надлежащую степень разумности, осмотрительности и осмотрительности. Для доказательства вины ответчика в делах о банкротстве выясняются различные обстоятельства, указывающие на умысел или небрежность ответчика при даче указаний должнику, совершении сделок или других юридических действий от его имени.Согласно законодательству в области банкротства размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. При этом, размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица. Нормы законодательства устанавливают, что фактический размер субсидиарной ответственности возможно рассчитать только после завершения всех процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, направленных на реализацию конкурсной массы и расчетов с кредиторами. Еще одно обстоятельство, требующее отдельного рассмотрения - срок давности для подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. Данный срок определен в пункте 5 статьи 10 Закона о банкротстве. Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 Закона о банкротстве, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Важно отметить, что заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства. Таким образом, пунктом 2 и пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве установлены и определены основополагающие условия и основания привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Установление судом всех условий, необходимых для разрешения дела, в том числе таких как определение надлежащего лица, имеющего право обращаться в Арбитражный суд с соответствующим заявлением, определение надлежащего субъекта, привлекаемого к ответственности, установление доказанности обстоятельств дела, подлежащих обязательному доказыванию, приводит к вынесению судом правосудного акта. Вместе с тем важно отметить, что специфика доказывания по каждому из оснований, установленных выше обозначенными пунктами статьи 10 Закона о банкротстве различна, что обуславливает необходимость применения заявителем по делу различных подходов к доказыванию. ЗаключениеНельзя не отметить, что современная юридическая наука уделяет достаточно значительное внимание изучению вопросов несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, однако ввиду того, что проблема привлечения к ответственности КДЛ в ситуации банкротства предприятия носит достаточно широкий характер (как в ракурсе различных видов ответственности, так и широкого перечня разнообразных аспектов, которые необходимо учитывать), изучение нормативных подходов и имеющихся проблем в данной области как в теоретическом, так и в практическом плане, приобретает особую важность в современных условиях, характеризующихся рядом негативных макроэкономических тенденций, вызванных последствиями пандемии коронавирусной инфекции. Считаем, что решение важной для гражданского права проблемы, связанной с поиском оптимальных подходов по погашению требований кредиторов на основе привлечения к ответственности КДЛ, окажет серьезное влияние не только на само возникновение ситуации несостоятельности (банкротства) юридических лиц в России (за счет повышения ответственности КДЛ и неотвратимости наказания за неумелые, необоснованные или халатные действия при проведении сделок и управлении компанией), но и будет способствовать скорейшему выходу отечественных предприятий из кризисной экономической ситуацииСписок литературыГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.Евтеев К.И. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при трансграничной несостоятельности (банкротстве): диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.03. Москва, 2018. - 190 с.Ломакин Д., Гентовт О. Ответственность контролирующих лиц: правовая природа и механизм привлечения к ней // Хозяйство и право. 2016. № 1. С. 11-15.Михневич, А.В. Понятие контролирующих должника лиц при процедуре банкротства / А.В. Михневич, А.Н. Оселедко // Международный журнал естественных и гуманитарных наук. – 2018. – С. 151-159.О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 2, ст. 222.; Рос. газ. от 20.01.1998 № 10, от 21.01.1998 № 11О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ: письмо Федеральной налоговой службы России от 16.08.2017 № СА-4- 18/16148@. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс..Ойгензихт, В.А. Понятие гражданско-правовой презумпции / В.А. Ойгензихт // Советское государство и право. – 1985. – № 10. – С. 25-33.Определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2015 по делу № А40-119763/10 // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон. Дан. – М., 2020Покровский С. С. Ответственность контролирующих должника лиц за доведение до банкротства : дис. … канд. юрид. наук / Покровский С. С . – СПб., 2017. – 436 сПостановление Арбитражный суда Московского округа от 10 декабря 2018 г. по делу № А40- 99086/2015Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 " О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве " [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Судебная практика. – Электрон. Дан. – М., 2020. –Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // СПС ГАРАНТ.Рыков И.Ю. Субсидиарная ответственность в Российской Федерации / И.Ю. Рыков. - М.: Статут, 2017. - 192 сФедеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43/ Ст. 4190.Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (от 24.04.2020 N 149-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ.Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (от 24.04.2020 N 149-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ.Шиткина И. С. Ответственность фактически контролирующих лиц в корпоративном праве // Журнал «Закон». – 2018. – №6. – С. 1 – 39.Монастырский Ю.Э. Правовая логика возложения убытков на контролирующих лиц // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 82-95.Федресурс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedresurs.ru Федресурс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedresurs.ru

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Евтеев К.И. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц при трансграничной несостоятельности (банкротстве): диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.03. Москва, 2018. - 190 с.
3. Ломакин Д., Гентовт О. Ответственность контролирующих лиц: правовая природа и механизм привлечения к ней // Хозяйство и право. 2016. № 1. С. 11-15.
4. Михневич, А.В. Понятие контролирующих должника лиц при процедуре банкротства / А.В. Михневич, А.Н. Оселедко // Международный журнал естественных и гуманитарных наук. – 2018. – С. 151-159.
5. О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 2, ст. 222.; Рос. газ. от 20.01.1998 № 10, от 21.01.1998 № 11
6. О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ: письмо Федеральной налоговой службы России от 16.08.2017 № СА-4- 18/16148@. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
7. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс..
8. Ойгензихт, В.А. Понятие гражданско-правовой презумпции / В.А. Ойгензихт // Советское государство и право. – 1985. – № 10. – С. 25-33.
9. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2015 по делу № А40-119763/10 // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон. Дан. – М., 2020
10. Покровский С. С. Ответственность контролирующих должника лиц за доведение до банкротства : дис. … канд. юрид. наук / Покровский С. С . – СПб., 2017. – 436 с
11. Постановление Арбитражный суда Московского округа от 10 декабря 2018 г. по делу № А40- 99086/2015
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 " О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве " [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Судебная практика. – Электрон. Дан. – М., 2020. –
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // СПС ГАРАНТ.
14. Рыков И.Ю. Субсидиарная ответственность в Российской Федерации / И.Ю. Рыков. - М.: Статут, 2017. - 192 с
15. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43/ Ст. 4190.
16. Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (от 24.04.2020 N 149-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ.
17. Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (от 24.04.2020 N 149-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ.
18. Шиткина И. С. Ответственность фактически контролирующих лиц в корпоративном праве // Журнал «Закон». – 2018. – №6. – С. 1 – 39.
19. Монастырский Ю.Э. Правовая логика возложения убытков на контролирующих лиц // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 82-95.
20. Федресурс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedresurs.ru Федресурс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedresurs.ru

Вопрос-ответ:

Какова история становления института контролирующего должника лица в России?

История развития статуса контролирующего должника лица (КДЛ) в России началась с принятия нового законодательства о банкротстве в 1998 году. Ранее в России не существовало специального статуса КДЛ. КДЛ - это лицо, которое контролирует или контролирует значительное влияние на деятельность должника в период банкротства. Затем в 2002 году был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в нем были установлены правила о статусе КДЛ. В последующие годы были внесены изменения и дополнения в законодательство, уточняющие и расширяющие права и обязанности КДЛ.

Как регулируется статус контролирующего должника лица в России по сравнению с иностранными аналогами?

В России статус контролирующего должника лица (КДЛ) регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и другими нормативными актами. Это сравнимо с регулированием статуса КДЛ во многих других странах, где также есть законы и правила, которые определяют права и обязанности КДЛ в деле о банкротстве. Однако конкретные правила и требования могут отличаться в разных странах в зависимости от местных законодательных и правовых норм.

Как определяется статус контролирующего должника лица?

Статус контролирующего должника лица (КДЛ) определяется на основании законодательства о банкротстве. В России КДЛ - это лицо, которое контролирует или контролирует значительное влияние на деятельность должника в период банкротства. Определение статуса КДЛ может происходить как на основе фактических обстоятельств, так и на основе юридической и финансовой информации о должнике и его контролирующих лицах.

Что такое статус контролирующего должника лица (КДЛ) в деле о банкротстве?

Статус контролирующего должника лица (КДЛ) в деле о банкротстве - это юридическое понятие, которое свидетельствует о том, что данное лицо обладает определенной властью и контролем над деятельностью должника, его имуществом и финансовыми ресурсами.

Как развивался статус КДЛ в России?

История развития статуса КДЛ в России включает в себя несколько этапов. Начиная с 1990-х годов, статус КДЛ был закреплен в законодательстве и стал играть важную роль в процессе банкротства. В последующие годы происходило совершенствование правовой базы и регулирования статуса КДЛ, чтобы обеспечить эффективность процедур банкротства.

Как регулируется статус КДЛ в России по сравнению с другими странами?

Регулирование статуса КДЛ в России имеет свои особенности по сравнению с другими странами. В России существует специальная процедура доказывания статуса КДЛ, которая требует разного вида документации и доказательств. В некоторых зарубежных странах процедура более упрощена и основывается на общих принципах права.

Как определяется статус КДЛ и проходит процесс его доказывания?

Определение статуса КДЛ и процесс его доказывания зависит от законодательства каждой страны. В России статус КДЛ определяется на основе контроля над должником, его финансовой деятельностью и другими признаками. Процесс доказывания статуса включает представление соответствующих документов, свидетельств и других материалов, а также проверку таких данных в суде.

Какие источники можно использовать для изучения статуса КДЛ и его истории?

Для изучения статуса КДЛ и его истории можно использовать различные источники, такие как научные статьи, монографии, юридические журналы, законодательные акты и решения судов. Также полезно ознакомиться с практикой правоприменения и комментариями специалистов в области банкротства и исполнительного производства.

Какова история развития статуса контролирующего должника лица в России?

История развития статуса контролирующего должника лица (далее КДЛ) в России началась с момента принятия Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят в 1998 году. С тех пор было внесено множество изменений и дополнений к законодательству, регулирующему статус КДЛ. Это связано с необходимостью совершенствования процедур банкротства и адаптацией их к новым экономическим условиям.

Какой статус имеет контролирующее должником лицо (КДЛ)?

Статус контролирующего должника лица (КДЛ) в деле о банкротстве предполагает, что это лицо выполняет функции управляющего органа должника или является аффилированным лицом по отношению к должнику. То есть КДЛ имеет возможность контролировать деятельность должника и влиять на принимаемые им решения в процессе банкротства.