Проблема КВДЖ в советско-китайских отношениях
Заказать уникальное эссе- 11 11 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 23.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Китайская сторона регулярно прибегала к неким провокациям для расширения своего влияния на КВЖЛ, так в мае 1929 г. китайская полиция провела обыски, изъятие документов и аресты советских граждан в здании бывшего советского генерального консульства в Харбине, советское руководство придерживалось линии по смягчению ситуации, опасаясь ее обострения.В июле 1929 г. китайской руководство приняло решение о силовом захвате КВЖД, в перспективе надеясь добиться значительных уступок от СССР, это не стало неожиданностью для советской стороны. 10 июля китайская полиция захватила центральный телеграф КВЖД, под арест были взять 9 сотрудников железной дороги, 11 июля китайские власти приняли решение об отстранении советской администрации КВЖД. Ответом на эти действия стала отправка советских войск к границе с Китаем, за несколько дней в зону конфликта прибыли почти все сила Сибирского военного округа Красной армии. Руководство СССР сделало ставку на силовые методы давления и в ультимативной форме требовало от китайской стороны восстановления положения на КВЖД, которое существовало до 10 июля 1929 г. Если в течение лета 1929 г. советское руководство сочетало дипломатические и силовые методы урегулирования конфликта, то к ноябрю последние стали превалировать, в частности были проведены две наступательные операции на КВЖД. В ходе этих операций верх остался за войсками Красной Армии, китайской гарнизон в Маньчжурии заявил о своей полной капитуляции. Дальнейшее наступление не входило в планы советского командования, но при этом по-прежнему имели место военные стычки между советскими войсками и китайскими вооруженными силами, продолжавшими подготовку к обороне на всей протяженности границы между двумя государствами. Точку в военной эскалации конфликта поставили переговоры дипломатического комиссара МИД Китая в Харбине ЦайЮньшэняя и уполномоченного НКИД А. Симановского, в результате которых был подписан «Хабаровский протокол об урегулировании конфликта на КВЖД». Этот документ зафиксировал взаимные уступки и восстановление статуса-кво, дальнейшее разрешение противоречий было запланировано в рамках конференции в Москве, назначенной на 25 января 1930 г. В январе 1930 г. в Маньчжурии было снято военное положение, а на Западных и Восточных линиях КВЖД было восстановлено нормальное сообщение. Де-факто конфликт 1929 г. завершился, но противостояние СССР и Китая продолжилось. Конференция, намеченная на конец января, начала свою работу только во второй половине мая 1925 г., которая за почти 7 месяцев своей деятельности не принесла видимых результатов. Переговоры продолжались вплоть до второй половины сентября 1931 г., когда Маньчжурия была захвачена Квантунской армией. Это обусловило радикальные изменения в положении на КВЖД. Началось оформление марионеточного, зависимого от Японии, государства Маньчжоу-го, которое должно было приобрести все права китайской стороны на КВЖД. Руководство СССР не воспротивилось подобному порядку, управление железной дороги из советско-китайского превратилось в советско-маньчжурское. В мае 1933 г. японское правительство выступило с предложением о выкупе КВЖД, переговоры по этому вопросы начались в конце июня того же года. В 1935 г. была окончательно оформлена продажа Китайской Восточной железной дороги правительству Маньчжоу-го - государства, находившегося под полным контролем Японии.По итогам Второй мировой войны в августе 1945 г. над КВЖД вновь было установлено советско-китайское управление, что оформлялось соглашением, согласно которому дорога должна была эксплуатироваться совместным Обществом с правлением в Чанчуне исключительно в коммерческих целях, а в 1975 г. КВЖД должна была полностью перейти в собственность Китая, что однако произошло уже в 1952 г. 15 сентября 1952 г. СССР и КНР подписали коммюнике, определившее порядок перехода КВЖД к Китаю, который был реализован 31 декабря 1952 г. и закреплен подписанием Заключительного протокола о ее передаче. Список литературы:Дацышен В.Г. «Конфликт на КВЖД 1926 г.» и «конфликт на КВЖД 1929 г.»: сравнительно-исторический анализ советской политики // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 4. С. 67-82.Документы внешней политики СССР. Т. 7. 1 января 1924 - 31 декабря 1924 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1963. 740 c.Документы внешней политики СССР. Т. 9. 1 января 1926 - 31 декабря 1926 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1963. 758 c.Документы внешней политики СССР. Т. 12. 1 января 1929 - 31 декабря 1929 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1967. 816 c.Кротова М.В. Пути урегулирования советско-китайских конфликтов на квжд в 1920-е гг // Псковский военно-исторический вестник. 2016. №2. С.158-165.Кротова М.В. Уроки истории: особенности советско- китайского управления КВЖД в 1920-е годы // Сравнительная политика. 2020. №2. С.166-176.Молодяков В.Э. Почему Сталин продал КВЖД: механизм решения // Ежегодник Япония. 2009. №38. С.294-210.Ополев В. Г. Вопрос о КВЖД в советско-китайских отношениях (1917-1927 гг. ) // Via in tempore. История. Политология. 2010. №1 (72). С.25-27.Переписка И.В. Сталина и Г.В. Чичерина с полпредом СССР в Китае Л.М. Караханом: документы, август 1923 г.-1926 г. / сост., отв. ред. А.И. Картунова. М.: Наталис, 2008. 704 с.
1. Дацышен В.Г. «Конфликт на КВЖД 1926 г.» и «конфликт на КВЖД 1929 г.»: сравнительно-исторический анализ советской политики // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 4. С. 67-82.
2. Документы внешней политики СССР. Т. 7. 1 января 1924 - 31 декабря 1924 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1963. 740 c.
3. Документы внешней политики СССР. Т. 9. 1 января 1926 - 31 декабря 1926 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1963. 758 c.
4. Документы внешней политики СССР. Т. 12. 1 января 1929 - 31 декабря 1929 г. М.: Изд-во Политической литературы, 1967. 816 c.
5. Кротова М.В. Пути урегулирования советско-китайских конфликтов на квжд в 1920-е гг // Псковский военно-исторический вестник. 2016. №2. С.158-165.
6. Кротова М.В. Уроки истории: особенности советско- китайского управления КВЖД в 1920-е годы // Сравнительная политика. 2020. №2. С.166-176.
7. Молодяков В.Э. Почему Сталин продал КВЖД: механизм решения // Ежегодник Япония. 2009. №38. С.294-210.
8. Ополев В. Г. Вопрос о КВЖД в советско-китайских отношениях (1917-1927 гг. ) // Via in tempore. История. Политология. 2010. №1 (72). С.25-27.
9. Переписка И.В. Сталина и Г.В. Чичерина с полпредом СССР в Китае Л.М. Караханом: документы, август 1923 г.-1926 г. / сост., отв. ред. А.И. Картунова. М.: Наталис, 2008. 704 с.
Вопрос-ответ:
Какие контакты установились между Россией и Китаем в XVII веке?
В XVII веке Россия отправила различные посольства в Китай после установления власти маньчжурской династии Цин, чтобы установить дипломатические отношения.
Как характеризовались отношения между Россией и Китаем на разных исторических этапах?
Отношения между Россией и Китаем на разных исторических этапах были полярными и имели различный характер. Например, после первых контактов в XVII веке последовала период закрытости Китая, когда страну не допускали иностранцев.
Каков период закрытости Китая?
Период закрытости Китая охватывал временной промежуток, когда в страну не допускали иностранцев. Этот период был характерен для определенных исторических этапов и продолжался до определенного времени.
Сколько веков насчитываются российско-китайские отношения?
Российско-китайские отношения насчитывают более четырех веков своей истории.
Каков характер взаимоотношений между Россией и Китаем?
Характер взаимоотношений между Россией и Китаем был полярным и различным на разных исторических этапах. Они менялись в зависимости от политической и социальной ситуации в обеих странах.
Какие исторические этапы характеризовали отношения России и Китая?
Российско-китайские отношения насчитывают несколько более четырех веков истории. Они характеризовались полярным характером взаимоотношений двух стран на различных исторических этапах.
Каким образом начались первые контакты между Россией и Китаем?
Первые контакты России и Китая относятся к XVII веку, когда в Китай направлялись различные русские посольства вслед за установлением власти маньчжурской династии Цин. Это был период, когда Китай был открыт для иностранных посольств и торговых делегаций.
Какой период последовал за первыми контактами и почему в Китай не допускались иностранцы?
После первых контактов с Россией последовал период закрытости Китая, когда в страну не допускалось иностранных посольств и торговых делегаций. Такая политика была связана с укреплением внутреннего контроля и изоляции Китая от влияния иностранцев.