Культура и рынок. Влияние рыночных отношений на художественное творчество и культурную жизнь

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 23 23 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 26.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. СВЯЗЬ РЫНКА И КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 5
1.1 Место культуры в жизни человеческого общества 5
1.2 Культура и рынок: основные противоречия и пути их преодоления 7
2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 11
2.1 Конкуренция в сфере культуры, ее влияние на деятельность организаций культуры 11
2.2 Влияние рыночных отношений на художественное творчество и культурную жизнь 17
Заключение 21
Cписок использованной литературы 23


Фрагмент для ознакомления

Меняется структура потребления в социокультурной сфере. Искусство все чаще заменяет спорт как основное времяпрепровождение в свободное время.Таким образом, общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном общении людей - прежде всего, на пространстве СНГ, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению государственности на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе закономерностей рынка.2.2Влияние рыночных отношений на художественное творчество и культурную жизньНововведения в социокультурной деятельности представляют собой целостную систему знаний, навыков и опыта целенаправленного обучения, всестороннего внедрения и всестороннего усвоения новостей человеческой практики при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Другими словами, это свободное создание чего-то нового при соблюдении одного из основных системных принципов преемственности.Основная цель социокультурной деятельности - «пробудить человека-творца и развить присущий ему творческий потенциал, воспитать смелость, уверенность в себе, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие универсальную ценность и в то же время не причиняющие вреда природе, воспитывать потребность в творческом образе жизни».В рыночных условиях субъект и существенная движущая сила общества - участники государственного праздника впервые сочетают свои интересы с общечеловеческими, что выражается в подлинной универсализации его лучших социокультурных традиций, а значит, и государственных праздников.При этом следует отметить, что сохраняется функция различных групп (глобальных; характерных в основном для всей мировой системы; национальных) государственных праздников - образовательных, познавательных, коммуникативных, организационно-мобилизационных, художественно-эстетических.Таким образом, государственный праздник является органическим компонентом развитой этической культуры общества, компонентом, тесно связанным с удовлетворением потребности в «большой важности счастья», потому что в целом «жизнерадостность - важный аспект рынка связи с обществом. Настоящее торжество, эта жизнерадостная эстетическая привлекательность формы и должна стать постоянным и даже доминирующим атрибутом всех государственных праздников».В этой связи, придавая все большее значение увеличению доли театрализованных представлений в сценариях государственного праздника, массовых постановок на историческую и социальную тематику, следует отметить неправомерность попыток придать эстетическому началу праздника только чисто инструментальную функцию социально-культурной деятельности.Ряд авторов придерживаются мнения, что государственный праздник - это «явление настолько широкое и динамичное, что его нельзя жестко связывать с«днями отдыха». Однако, выходя, по словам М. Бахтина,«за рамки какого-либо ограниченного содержания», праздник прочно объединяет прошлое и настоящее, четко ориентируясь на будущее.На наш взгляд, нам нужна постоянная и более или менее четкая дихотомия «праздник - будни», как один из важнейших механизмов регулирования социокультурной деятельности и построения особого «праздника», принципиально и формально отличный от всех остальных сфер. Проводя разграничение понятий «праздник», «государственный праздник» и «мероприятие», можно обосновать тезис о том, что во время государственного праздника необходимо усиливать и, самое главное, передавать по социально-позитивным каналам эмоциональные аффективные импульсы, весь потенциал творческой активности индивидов против автоматизма, инерции, стандартизации. А это, в частности, означает необходимость нового позиционирования передовых прогрессивных традиций. В этом контексте «традицию» следует рассматривать как потенциал, а не как прошлое, а как существующую реальность, которая показывает четкие пути создания будущего. Это великая историческая сила рыночных отношений, в которых изменяющиеся формы системы личных ценностей отражают значимые человеческие качества тех отношений, в которых они являются основой ценностей, а также различную степень личной значимости этих качеств. Общество часто может использовать различные формы символов для реализации однородных функций государственных праздников, которые характеризуются универсализацией символики, сводящей культурное разнообразие к определенному функциональному единству.Как показывает анализ, в праздничных ситуациях формальные отношения следует весьма существенно дополнять и нормативными, и символическими, строя весь ритуально-обрядовый комплекс (церемониал, обмен подарками, предписанные формы юмора, ритуал, принятая присяга, совместные праздничные призывы и т.д.) так, чтобы он стал источником возвышения психологических и эстетических переживаний.В начале XXI века учреждения культуры стали эффективным средством борьбы с разрушением традиционных форм жизни, средством переоценки ценностей традиционной культуры и вовлечения людей в новые формы жизни и культуры, к осмыслению социально-политической реальности вне каких-либо стереотипных блоков социокультурной деятельности.Есть специальное подразделение учреждений культуры, которое помогает в процессахстабилизациИ формирующихся социальных вкладов и норм жизни, интеграция в них человеческой личности, внутренний мир которой претерпел коренные преобразования, основанные на идеалах демократии, свободы, рыночных отношений. Это ярко проявляется в период подготовки и проведения государственных праздников, когда полностью активируются все формы чувства «общности», перерастающие в осознание социально-исторической закономерности коллективных организованных действий специалистов и активистов учреждений культуры и культуры и другие институты государственной власти. Важно отметить, что на специалистов учреждений культуры лежит огромная доля ответственности за универсализацию государственных праздников, с одной стороны, и за сохранение их национальной формы - с другой.Итак, в социокультурной деятельности в качестве системного объекта рассматривается иерархическая, дидактическая (т.е. способная к перестройке) структура личности, существующая в формах модификации, которые формируются в соответствии с типами культурно опосредованных человеческих отношений.ЗаключениеВ целом мировая культура XX-XXI веков - это довольно сложный процесс; сложность и непоследовательность этого процесса усугубляется тем, что в течение значительного периода времени мир был разделен на два лагеря по идеологическим признакам, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику. При этом вызов, который ставят перед человечеством глобальные проблемы, касается как мировой культуры в целом, так и каждой национальной культуры в отдельности. Здесь решающая роль принадлежит диалогу разных культур, мировому культурному процессу. Если потенциал современной культуры кажется достаточно большим, чтобы противостоять вызовам современного мира, то нынешнее состояние культуры далеко от идеала.Правительства и другие ведущие силы должны понимать, что культура - это не область, оставленная предпринимателям, и что ее поддержка важна для улучшения психического здоровья нации, особенно детей, может сдерживать рост насилия, преступности, насилия и т. д. Поэтому очень осторожно, не урезать, не посягая на основы свободы слова, нужно регулировать эту сферу.Сами люди, родители, патриоты должны объединиться, чтобы противостоять интересам тех, кто наживается на эксплуатации низших страстей. С другой стороны, необходимо поощрять предпринимателей к формированию более высокого уровня культуры, к поиску способов сделать такую ​​деятельность прибыльной.Общество и государство должны понимать, что необходимо постепенно увеличивать вклад в образование, науку, образование людей. И сейчас, и особенно в будущем, это будут самые перспективные и выгодные вложения.Наряду с функционированием культурной сферы в традиционном режиме возникли новые явления, начались новые процессы. Наиболее значимым из них стало начало процесса муниципализации учреждений и объектов культуры, приведение имущественных отношений в соответствие с новыми правовыми актами. Появление разнообразных, часто параллельных, конкурирующих инноваций способствует демонополизации и демократизации в этой области. Многие муниципальные учреждения культуры взяли на себя инициативу найти пути выхода на рыночные отношения, опробовали новые организационно-правовые и экономические формы, изменили содержание своей работы.В целом следует отметить, что большинство крупных организаций вынуждены из-за отсутствия бюджета и других субсидий расширять платные услуги, коммерциализировать часть своей деятельности, сотрудничать с бизнес-структурами. Часто этот процесс приводит к тому, что текущие экономические интересы институтов вступают в противоречие с долгосрочными интересами общества.Однако следует признать, что некоторые культурные учреждения и учреждения стремятся предотвратить перепрофилирование своей основной деятельности и обеспечить доступность (бесплатность) традиционных культурных услуг для социально и экономически уязвимых групп.В этой сфере появляются коммерческие, хозяйственные организации, различные организационно-правовые модели и формы собственности. Cписок использованной литературыГлаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт /Глаголев А.И. – М., 2016. – 281 c.Культурная политика и художественная жизнь общества/ Отв. ред. Жидков В.С. – М., 2018. – 289 c.Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему /Бутенко И.А., Разлогов К.Э. – М., 2018.– 199 c.Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии /Кутырев В.А. – Человек, 2017. – 317 c. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: смены культуры в XXI веке /Налимов В.В. – М., 2017.– 339 c.Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры / М., 2020. – 204 c.Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурной сферы / Якобсон Л.И. – М., 2018. – 211 c.

Cписок использованной литературы
1. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт /Глаголев А.И. – М., 2016. – 281 c.
2. Культурная политика и художественная жизнь общества/ Отв. ред. Жидков В.С. – М., 2018. – 289 c.
3. Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему /Бутенко И.А., Разлогов К.Э. – М., 2018.– 199 c.
4. Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии /Кутырев В.А. – Человек, 2017. – 317 c.
5. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: смены культуры в XXI веке /Налимов В.В. – М., 2017.– 339 c.
6. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры / М., 2020. – 204 c.
7. Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурной сферы / Якобсон Л.И. – М., 2018. – 211 c.

Вопрос-ответ:

Как влияют рыночные отношения на художественное творчество и культурную жизнь?

Рыночные отношения могут оказывать значительное влияние на художественное творчество и культурную жизнь. Коммерческие интересы могут стать приоритетными и повлиять на художественные ценности. Например, не всегда культурные продукты, которые принесут большую прибыль, являются высококачественными и ценными с точки зрения искусства. С другой стороны, рынок также может стимулировать развитие культуры, предоставляя финансовые возможности для создания новых проектов и их распространения.

Каково место культуры в жизни человеческого общества?

Культура занимает важное место в жизни человеческого общества. Она является выражением идентичности и ценностей людей, позволяет сохранять и передавать знания и опыт, способствует развитию творческого мышления и эстетического восприятия. Культура также является важным фактором социального развития, влияет на формирование общественного сознания и принятие социальных норм и ценностей.

Какие основные противоречия между культурой и рынком существуют и как их преодолеть?

Основные противоречия между культурой и рынком заключаются в различии ценностей и критериев успеха. Культура стремится к высокому качеству и оригинальности, в то время как рынок ориентирован на коммерческий успех и массовое потребление. Для преодоления этих противоречий необходимо создание механизмов поддержки и развития культуры, которые бы учитывали её специфику и уникальность. Также важно развитие образования и осознанного потребительского поведения, чтобы люди могли делать информированный выбор и поддерживать высокое качество культурных продуктов.

Какое место занимает культура в жизни человеческого общества?

Культура занимает важнейшее место в жизни человеческого общества. Она является основной сферой самовыражения и самореализации людей, а также служит средством передачи и сохранения исторического опыта и национальной идентичности. Культура формирует ценности и нормы поведения, оказывает влияние на развитие личности и социальные отношения. Она также играет важную экономическую роль, создавая рабочие места и способствуя развитию туризма и других отраслей.

Какие основные противоречия возникают между культурой и рынком и как их преодолеть?

Основные противоречия между культурой и рынком заключаются в том, что рыночные отношения, направленные на получение прибыли, могут негативно сказаться на качестве художественного творчества и ограничить свободу выражения культурных ценностей. Преодоление этих противоречий требует поиска баланса между коммерческими интересами и сохранением культурного наследия, а также разработки эффективных механизмов государственной поддержки культуры и создания условий для свободного развития художественного творчества и культурной жизни.

Как конкуренция в сфере культуры влияет на деятельность организаций культуры?

Конкуренция в сфере культуры оказывает существенное влияние на деятельность организаций культуры. В условиях рыночной экономики организации культуры вынуждены конкурировать за финансирование, аудиторию и ресурсы. Это может привести к снижению качества культурных продуктов, ориентации на коммерчески успешные жанры и форматы, а также созданию неравных условий для малых и независимых проектов. Организации культуры должны уметь адаптироваться к конкурентному окружению и развивать свои уникальные преимущества, чтобы успешно существовать на рынке.

Как рыночные отношения влияют на художественное творчество и культурную жизнь?

Рыночные отношения оказывают значительное влияние на художественное творчество и культурную жизнь. Они создают условия конкуренции и коммерциализации, что может приводить к сокращению свободы творческого выражения и снижению качества произведений. В то же время, рынок может стать стимулом для развития и повышения статуса культуры, поскольку успешные художественные проекты могут привлекать больше внимания и финансирования.

Каково место культуры в жизни человеческого общества?

Культура имеет огромное значение в жизни человеческого общества. Она является выражением идентичности и ценностей народа, способом передачи и сохранения культурного наследия. Культурная деятельность также способствует развитию личности, формированию критического мышления и созданию атмосферы толерантности и взаимопонимания в обществе.

Какие основные противоречия между культурой и рынком существуют и как их можно преодолеть?

Основные противоречия между культурой и рынком заключаются в том, что культура стремится к творчеству, независимости и общественной ценности, в то время как рынок ориентирован на коммерциализацию и прибыль. Для преодоления этих противоречий необходимо создать условия, которые позволят художникам и культурным организациям свободно выражать себя и развиваться, не подчиняясь исключительно коммерческим интересам.

Как конкуренция в сфере культуры влияет на деятельность организаций культуры?

Конкуренция в сфере культуры может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для деятельности организаций культуры. С одной стороны, она стимулирует развитие и поиск новых идей, улучшение качества услуг и повышение эффективности работы. С другой стороны, конкуренция может приводить к снижению культурного разнообразия, потере уникальности и обесцениванию ценностей искусства в погоне за коммерческим успехом.

Какое место занимает культура в жизни человеческого общества?

Культура занимает важное место в жизни человеческого общества, она является одной из основных составляющих человеческой цивилизации. Культура формирует ценности, нормы и традиции общества, создает единство и идентичность, способствует развитию личности и общества в целом. Она также играет роль в формировании и передаче знаний, эстетическом развитии, развитии креативных способностей. Культура разнообразна и включает в себя искусство, литературу, музыку, театр, кино, архитектуру, науку, религию и многие другие аспекты жизни общества.