Феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 27.01.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфика античного типа культуры 4
Глава 2. Античная философия и наука 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17



Фрагмент для ознакомления

Труды древнегреческого астронома и математика ЕвдоксаКнидского положили начало научной астрономии. В работах Аристотеля и его последователей появились основы логики, психологии, зоологии, ботаники, эмбриологии, минералогии, географии, музыкальной акустики, гуманитарные дисциплины, такие как поэтика и этика. Немногим позднее оформились новые дисциплины: механика, геометрическая оптика и гидростатика. В III-II вв. до н.э. древнегреческая наука по своему складу более всего приблизилась к науке Нового времени.Третий этап – этап постепенного угасания античной науки. Политическая нестабильность в этот период возвысила роль религии, которая приобрела черты мистицизма. Усилились регрессивные тенденции, связанные с ростом иррационализма. Наука во многом подменялась натурфилософией. К данному периоду относятся труды математика Диофанта Александрийского, ученого Клавдия Птолемея и др. Для древнегреческой цивилизации характерен рационализм как признание особой роли разума, и авторитет знаний. Постановка теоретической проблемы отношений человека и мира, окончательная дифференциация объекта и субъекта в Древней Греции совершились на этапе поздней архаики в начале VI в. до н. э. В этот период оформляются ключевые мировоззренческие установки, которые привели к появлению рационально-понятийного способа мышления. Тем самым был совершен отход от мифологического мышления. Основным методом античной науки был метод дедукции и логической аргументации, основанный на убеждении, что мир рационально устроен и может быть объяснен с помощью доводов разума. Важнейшим достижением милетской школы стала постановка естественнонаучной проблемы субстанции мира, как неизменного, но скрытого источника всех вещей. С точки зрения Ф. Кессиди, греческая философия зародились, когда Фалес попытался объяснить все многообразие явлений из единого начала. Одним из важнейших достижений античной мысли, была идея о первоначале, как мироорганизующем принципе, являющимся основой всего сущего. Сама постановка такого вопроса свидетельствовала о серьезных трансформациях в процессе мышления, которое совершило переход от мифологического мышления к рациональному. Однако этот переход произошел не в одно мгновение, длительное время в античной философии существовал способ осмысления мира, сочетающий мифологическую, сакральную и рациональную компоненты. Это нашло выражение в философском учении Пифагора о числе, как первооснове всего сущего, оказавшего значительное, хотя и неоднозначное влияние на последующее развитие науки. В учении элейцев (Парменида, Зенона и Мелисса) о едином бытии осуществляется отход от мифосознания с его отождествлением мыслимого и чувственно воспринимаемого, внешнего и внутреннего. Учение элейцев было подготовлено всем предшествующим периодом развития теоретического мышления, а также критикой мифологии, осуществленной Ксенофаном. Ксенофан выдвинул гипотезу, что возможно существование некой качественно отличной реальности, бытующей в действительном мире, но не тождественной ему, постигаемой чувственно. Апории Зенона приводит к вопросу о соответствии формы мышления реальности. Заслуга Зенона состоит в самой постановке проблемы движения. Зенон открыл несоответствие между формами мышления и действительностью, которая противоречива по своей природе. Проблемы, поставленные Зеноном – теоретические, в них устранены все отсылки к мифу. Таким образом, именно в данный период был реализован полный переход от мифа к логосу.Впервые целостную картину мира, созданную в рамках объективного идеализма, создал Платон, которую изложил в ряде своих сочинений, которые он выстраивал обычно в форме диалогов. Платон предложил путь решения противоположности картин мира, полученных с помощью мышления и органов чувств, выдвинув идею о существовании двух миров – мира идей и мира вещей, причем мир вещей вторичен по отношению к миру идей и является только его отражением. Завершающим этапом развития античной науки можно считать формирование континуальной научной программы, связанной с именем Аристотеля.  Выделяя первую философию как науку о первоначалах или обо всем сущем, а вторую философию, предметом изучения которой является природа, Аристотель отделяет философское знание от конкретно-научного.Метафизика, а именно – предмет первой философии Аристотеля не является природой, это то – что находится за ее пределами. Первая философия, по мнению Аристотеля, и была философией в ее подлинном смысле.К середине V в. до н. э. окончательно был завершен процесс децентрации античного сознания. Был осуществлен переход ключевого гносеологического рубежа – от образного восприятия действительности к пониманию существования разных представлений и трактовок в зависимости от «системы координат» субъекта. ЗаключениеВ данной работе были выделены и охарактеризованы основные достижения греческой культуры.В культуреантичностивыделяют пять этапов: эгейский, гомеровский, архаичный, классический и эллинистический.Культура, возникшая на Крите, в материковой Греции, наостровах Эгейского моря начала зарождаться во дворцах, которые вскоре получили статус центров культурной деятельности.Гомеровский период разорвал преемственностьс дворцовой культурой, воплотив собственный накопленный к этому периоду культурный потенциал.В период архаики завершается формирование полисной цивилизации. Расцвет древнегреческой культурыприходится на классическую эпоху, когдасоздаются уникальные образцы искусства, развивается наука и философия, которые вобрали в себя фундаментальные ценности античности. В эпоху эллинизма зародились новые культурные явления, однако некоторые достижения были утрачены навсегда, прежде всего, была утрачена та гармоничная соразмерность, которая длительное время определяла всю античную цивилизацию.Формирование античных науки и философии связывают с постепенной демифологизацией мышления, которая привела к обособлению человека от природного мира, и вызвала первые попытки осмыслить окружающий мир, как внешне данный по отношению к индивиду.Одновременно с выработкой космологических идей, в античной науке развиваются и методологические аспекты: создается метод философствования, определяются первые регулятивы процесса познания, складывается система идеалов.Таким образом, за два тысячелетия Греция прошла долгий путь. Так как её история пришлась на эпохи бронзового и железного веков, то и греческая культура закономерно сменила несколько типов. Список использованной литературыИстория мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.Лазутина Л. С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101.Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.

1. История мировой культуры (мировой цивилизации): учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
2. Лазутина Л. С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.
3. Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.
4. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев – Москва : Мысль, 1996. – 933 с.
5. Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.
6. Петров Ю. В. Представление о культуре в эпоху античности / Ю.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 297. – С. 97-101.
7. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.

Вопрос-ответ:

Что такое феномен греческого чуда?

Феномен греческого чуда - это философский и культурный период в истории Древней Греции, который характеризуется расцветом научного знания и искусства.

Кто положил начало научной астрономии?

Начало научной астрономии было положено древнегреческим астрономом и математиком Евдоксом Книдским.

Какие дисциплины были разработаны в работах Аристотеля и его последователей?

В работах Аристотеля и его последователей были разработаны основы логики, психологии, зоологии, ботаники, эмбриологии, минералогии, географии, музыкальной акустики, а также гуманитарные дисциплины, такие как поэтика и этика.

Кто является основателем античной философии и науки?

Основателем античной философии и науки считается древнегреческий философ Талес Милетский, который жил в VI веке до н.э.

Какие работы Евдокса Книдского были важными для научной астрономии?

Работы Евдокса Книдского, в которых он описывал движения небесных светил и разработал геометрическую систему для объяснения этих движений, были важными для научной астрономии.

Чему можно приписать расцвет искусства в Греции?

Расцвет искусства в Греции можно приписать феномену греческого чуда, который сочетал в себе развитие научного знания и эстетическую культуру.

Кто положил начало научной астрономии в Древней Греции?

Начало научной астрономии в Древней Греции положил Евдокс Книдский своими трудами.

В каких областях науки появились основы логики, психологии и зоологии в Греции?

Основы логики, психологии и зоологии появились в Греции в работах Аристотеля и его последователей.

Какие ещё науки были развиты в Древней Греции?

В Древней Греции были развиты также ботаника, эмбриология, минералогия, география, музыкальная акустика и гуманитарные дисциплины, такие как поэтика и этика.

В чем заключается специфика античного типа культуры?

Специфика античного типа культуры заключается в комбинации научного знания, философии и искусства, что приводило к феномену греческого чуда и расцвету искусства в Греции.

Какие дисциплины науки возникли в Древней Греции?

В Древней Греции возникли основы логики, психологии, зоологии, ботаники, эмбриологии, минералогии, географии, музыкальной акустики. Кроме того, были разработаны гуманитарные дисциплины, такие как поэтика и этика.

Какую роль сыграл астроном и математик Евдокс Книдский в развитии научной астрономии?

Евдокс Книдский сыграл важную роль в развитии научной астрономии. Его труды положили начало этой науке, и в них были сформулированы основные принципы и законы астрономии, которые были использованы и развиты в последующих исследованиях.