Некоторые вопросы общей экологии и экологические проблемы производственной деятельности в гражданской авиации»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экология
  • 22 22 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 27.01.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Основная часть 4
1. Экологические системы: структура, продуктивность, динамика 4
2. Экологические кризисы и катастрофы. Экологический риск. 6
3. Международное сотрудничество в области охраны окружаю-щей среды: принципы, международные организации, соглаше-ния. Экологическая безопасность и переход к «устойчивому развитию». 8
4. Аэрозоли: определение; виды; особенности очистки; физиче-ские силы, используемые для очистки. 16
5. Аварийно-залповое воздействие на окружающую среду при выполнении авиатранспортной работы. 18
6. Цели, предшествующие закупке, монтажу и запуску в эксплуа-тацию экобиозащитных сооружений (оборудования) для авиа-ремонтных заводов (организаций). 19
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22









Фрагмент для ознакомления

Повестка ПФВУ по устойчивому развитию в 2018 году – «Переход к устойчивому и жизнеспособному обществу». Были рассмотрены такие ЦУР, как «Чистая вода и санитария», «Недорогостоящая и чистая энергия», «Устойчивые города и населённые пункты», «Ответственное потребление и производство», «Сохранение экосистем суши», «Партнёрство в интересах устойчивого развития».
На ПФВУ по устойчивому развитию в 2019 году были представлены материалы, подготовленные по итогам пятой сессии Африканского регионального форума по устойчивому развитию.
Сессия ПФВУ по устойчивому развитию «Ускорение и трансформация: десятилетие действий в интересах устойчивого развития» (7-16 июля 2020 г.) была проведена ЭКОСОС в онлайн-формате из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. На сессии был представлен первый Добровольный национальный обзор достижения Россией ЦУР и реализация Повестки в области устойчивого развития до 2030 г. Обзор представил глава Минэкономразвития России Максим Решетников. Он отметил, что все 17 ЦУР отражены в 12 реализуемых в России национальных проектах.
Саммит ГА ООН (75-я сессия, 193 страны, 15-26 сентября 2020 г.) проведён в удалённом формате из-за пандемии COVID-19. ООН сравнила потери от пандемии с мировой войной. В. Путин в ходе своего выступления предложил, как только позволит обстановка, созвать саммит стран «Большой пятёрки» (Россия, Китай, Франция, США, Великобритания) и вместе найти решение глобальным угрозам.
Устойчивое развитие как явление носит глобальный характер и может быть реализовано только в масштабах всей планеты.
В Российской Федерации была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440). Стратегической целью документа «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и ПР для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную ОС, укрепления правопорядка в области охраны ОС и обеспечения ЭБ.

4. АЭРОЗОЛИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ; ВИДЫ; ОСОБЕННОСТИ ОЧИСТКИ; ФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ.

Аэрозоли представляют собой дисперсные системы, в которых в газообразной дисперсионной среде (например, воздух) распределены частицы дисперсной фазы: твёрдые (пыль, дым) или жидкие (туман, пар). Выбрасываемые в атмосферу загрязнители по составу можно классифицировать на грубодисперсные, аэрозольные и молекулярные. Способы газоочистки зависят от агрегатного состояния и размеров загрязнителя (рисунок 4.1). Для очистки от аэрозолей используют различные механизмы осаждения, основанные на использовании различных природных сил: гравитационный (сила тяжести), инерционный (сила инерции), центробежный (центробежная сила), фильтрационный (сила трения), электрический (электростатическая сила). Методы очистки газа от взвешенных частиц разделяют также на «сухие» и «мокрые» (с использованием жидкости).

Рисунок 4.1 – Распределение очистных устройств в зависимости от агрегатного состояния и размеров загрязнителя воздуха.

Аппараты фильтрационной очистки предназначены для тонкой очистки газов за счёт осаждения частиц пыли на поверхности пористых фильтрующих перегородок. Осаждение частиц в порах фильтрующих элементов происходит в результате совокупного действия эффекта касания, а также диффузионного, инерционного и гравитационного процессов.
Аппараты электрофильтрационной очистки предназначены для очистки больших объёмных расходов газа от пыли, тумана. Принцип действия электрофильтров основан на осаждении частиц пыли в электрическом поле.
Для очистки воздуха от газо- и парообразных загрязнителей применяют различные варианты сорбции (адсорбция, абсорбция, хемосорбция); термообезвреживания (в том числе и каталитическая очистка); конденсации (рисунок 4.2).


Рисунок 4.2 – Классификация оборудования для очистки от газо- и парообразных загрязнителей.
5. АВАРИЙНО-ЗАЛПОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АВИАТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЫ

Значительное местное (локальное) загрязнение ОС в процессе основной хозяйственной деятельности воздушного транспорта, имеет место в результате разнообразных нештатных ситуаций, аварий, катастроф и им подобных ЧС. Главной особенностью этого негативного воздействия на биосферу является его аварийно-залповый характер, то есть полная неопределённость, как места, так и времени события, а также объёмов и мощности воздействия. В случаях возникновения большинства авиапроисшествий возникает необходимость экстренного проведения аварийно-спасательных работ, направленных на поиск и спасение пассажиров, экипажей, грузов с терпящих бедствие воздушных судов. Авиационные происшествия сопровождаются значительным негативным воздействием на ОС. Классификация экологически негативных последствий авиационных происшествий приведена в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Классификация экологически негативных последствий авиационных происшествий.
Виды воздействия на ОС Экологически негативные последствия прямые косвенные Физическое
воздействие Шум от падения воздушного судна (ВС), шум разрушения и взрыва ВС, тепловое воздействие пожаров, изменение радиационного фона, механическое нарушение территории и т.п. Шум работающих двигателей транспорта (ВС, отправляемых на запасной аэродром, ВС, участвующих в поисково-спасательных работах, автомобилей и спецтехники), тепловое загрязнение от двигателей работающих тепло-электрогенераторов, механические нарушения территории и т.п. Биологическое воздействие Неконтролируемое инфицирование экосистем на месте АП вследствие переноса на значительные расстояния возбудителей нехарактерных заболеваний и создание для них благоприятных условий; разложение и гниение биологических веществ на месте АП, создающие благоприятную среду для развития нежелательных микроорганизмов, бактерий, вирусов и др., воздействие на ареалы распространения редких и исчезающих видов и т.п. Неконтролируемое инфицирование экосистем на месте АП и по временным дорогам доступа к месту АП вследствие привнесения возбудителей нехарактерных заболеваний и создание для них благоприятных условий при поиске, спасании, расследовании и других работах на месте, где случилось АП; неконтролируемое инфицирование экосистем на территории аэропортов, куда перенаправлены ВС, выполняющие прочие рейсы, вследствие переноса на значительные расстояния возбудителей нехарактерных заболеваний и создания для них более благоприятных условий; воздействие на ареалы распространения редких и исчезающих видов и т.п. Химическое
воздействие Разлив и температурное разложение топлив, специальных жидкостей, других веществ и материалов Выбросы в атмосферу двигателей (ВС, отправленных на запасные аэродромы, ВС, участвующих в поисково-спасательных работах; автомобилей и спецтехники), воздействие в процессе дезинфекционной и санитарной обработки местности и т.п. Информационное воздействие Сигналы животным биоценоза экосистем на месте АП о наличии опасностей и т.п. Шум от работы двигателей (ВС, отправленных на запасные аэродромы, ВС, участвующих в поисково-спасательных работах), являющихся фактором беспокойства для животных; шум от работы техники поиска и спасания, расследования, ликвидации последствий АП, являющийся носителем информации о присутствующей опасности для живых организмов и т.п.
6. ЦЕЛИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ЗАКУПКЕ, МОНТАЖУ И ЗАПУСКУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭКОБИОЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ОБОРУДОВАНИЯ) ДЛЯ АВИАРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

Авиаремонтные заводы России относятся к авиационной промышленности страны, в задачи которых входит сервисное обслуживание всего технического парка воздушных судов, включая гражданскую и военную авиацию.
Учитывая сложность конструкций воздушных судов и большинства летательных аппаратов, ремонт и обслуживание машин производится в заводских условиях, что обеспечивает необходимую надёжность и качество. При этом необходимо соблюдать все требования природоохранного законодательства РФ.
Экологическое нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосистемы и компоненты всей биосферы. Целью нормирования является государственное регулирование воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды при соблюдении социальных и экономических интересов общества.
Процедура учёта экологических требований законодательства при принятии решения, насколько проектируемая хозяйственная деятельность соответствует действующим экологическим требованиям (проводится оценка воздействия на окружающую среду). Насколько допустима реализация проекта – проводится экологическая экспертиза (согласно природоохранному законодательству в РФ - презумпция потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности).
Экологическая сертификация проводится в целях подтверждения соответствия объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям нормативных правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Главными сегодня являются технологические задачи – внедрение экозащитных технологий в повседневную жизнь. Для этого в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды введено понятие наилучшая доступная технология (НДТ), разработан механизм внедрения НДТ в производственные процессы.
Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на ОС (ст. 28.1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»). К областям применения НДТ могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на ОС, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности. Соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС, НДТ определяется при выдаче комплексного экологического разрешения.
Соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к применению на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС, НДТ определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности.
В настоящее время в РФ осуществляется масштабная разработка нормативно-правовой базы по регламентации порядка получения комплексных экологических разрешений и внедрения НДТ. Распоряжением Правительства РФ №398-р от 19.03.2014 г. утверждён комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных инновационных технологий.
Распоряжением Председателя Правительства РФ от 28.08.2014 г. № 1651-р сформирован Фонд развития промышленности. Основными целями создания фонда являются повышение доступности займов на финансирование производственно-технологических проектов, стимулирование модернизации и создания новых производств на базе принципов НДТ, стимулирование производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающей рыночное импортозамещение. Задачами фонда являются организация экспертизы, отбор, финансирование и сопровождение проектов, направленных на внедрение новых технологий. Основной инструмент фонда – это льготные займы для промышленных предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В реферате рассмотрены некоторые вопросы общей экологии (экологические системы: структура, продуктивность, динамика; экологические кризисы и катастрофы; экологический риск; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: принципы, международные организации, соглашения; экологическая безопасность и переход к «устойчивому развитию»); вопросы, раскрывающих экологические проблемы и особенности воздушного транспорта в целом (аэрозоли: определение; виды; особенности очистки; физические силы, используемые для очистки; аварийно-залповое воздействие на окружающую среду при выполнении авиатранспортной работы); частные отраслевые экологические вопросы воздушного транспорта, ориентированные на будущую профессиональную деятельность (цели, предшествующие закупке, монтажу и запуску в эксплуатацию экобиозащитных сооружений (оборудования) для авиаремонтных заводов (организаций)).









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации - от 12.12.1993 г.
2. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» - от 10.01.2002 г.- № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
3. ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» - от 04.05.1999 г.- № 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.- № 195-ФЗ).
4. ФЗ РФ «О безопасности» - от 28.12.2010 г.- № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020 г. № 6-ФЗ).
5. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» - от 01.04.1996 г.- № 440.
6. Указ Президента РФ «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» - от 19.04.2017 г.- № 176.
7. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждены Президентом РФ 30.04.2012 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 24.03.2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (ред. 20.03.2018 г.- № 307).
9. Коробкин В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 601 с.
10. Николайкин Н.И. Экология: учебник. (Высшее образование: Бакалавриат) / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 9-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2018 – 615 с.
11. Николайкин Н.И. Экология (воздушный транспорт). Учебно-методич. пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, А.Л. Рыбалкина. – М.: МГТУ ГА, 2020 – 49 с.
12. Николайкин Н.И. Экология. Охрана окружающей среды и основы природопользования. Загрязнение атмосферы авиадвигателями воздушных судов: учебно-методич. пособие по выполнению практич. занятий и дипломного проектирования для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения / Н.И. Николайкин, Ю.В. Смирнов, Б.Н.Карпин. – М.: МГТУ ГА, 2017 –68 с.
13. Николайкина Н.Е. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / Н.Е. Николайкина, Н.И. Николайкин, А.М. Матягина. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006 – 240 с.
14. Трифонов К.И. Физико-химические процессы в техносфере: учебник / К.И. Трифонов, В.А. Девисилов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 240 с.
15. Хаханина Т.И. Химия окружающей среды / Т.И. Хаханина, Н.Г. Никитина, Л.С. Суханова: под ред. Т.И. Хаханиной. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 215 с.
16. http://method.meteorf.ru/publ/tr/tr365/ivan_a.pdf
17. https://moluch.ru/archive/350/78715/
18. https://cyberleninka.ru/article/n/umenshenie-ekologicheskih-posledstviy-ot-vozdeystviya-aviatsionnyh-proisshestviy/viewer











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации - от 12.12.1993 г.
2. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» - от 10.01.2002 г.- № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
3. ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» - от 04.05.1999 г.- № 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.- № 195-ФЗ).
4. ФЗ РФ «О безопасности» - от 28.12.2010 г.- № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020 г. № 6-ФЗ).
5. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» - от 01.04.1996 г.- № 440.
6. Указ Президента РФ «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» - от 19.04.2017 г.- № 176.
7. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждены Президентом РФ 30.04.2012 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 24.03.2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (ред. 20.03.2018 г.- № 307).
9. Коробкин В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 601 с.
10. Николайкин Н.И. Экология: учебник. (Высшее образование: Бакалаври-ат) / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 9-е изд. – М.: ИН-ФРА-М, 2018 – 615 с.
11. Николайкин Н.И. Экология (воздушный транспорт). Учебно-методич. пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, А.Л. Рыбалкина. – М.: МГТУ ГА, 2020 – 49 с.
12. Николайкин Н.И. Экология. Охрана окружающей среды и основы при-родопользования. Загрязнение атмосферы авиадвигателями воздушных судов: учебно-методич. пособие по выполнению практич. занятий и дипломного проек-тирования для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения / Н.И. Николайкин, Ю.В. Смирнов, Б.Н.Карпин. – М.: МГТУ ГА, 2017 –68 с.
13. Николайкина Н.Е. Промышленная экология: Инженерная защита био-сферы от воздействия воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / Н.Е. Николайкина, Н.И. Николайкин, А.М. Матягина. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006 – 240 с.
14. Трифонов К.И. Физико-химические процессы в техносфере: учебник / К.И. Трифонов, В.А. Девисилов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 240 с.
15. Хаханина Т.И. Химия окружающей среды / Т.И. Хаханина, Н.Г. Никитина, Л.С. Суханова: под ред. Т.И. Хаханиной. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 215 с.
16. http://method.meteorf.ru/publ/tr/tr365/ivan_a.pdf
17. https://moluch.ru/archive/350/78715/
18. https://cyberleninka.ru/article/n/umenshenie-ekologicheskih-posledstviy-ot-vozdeystviya-aviatsionnyh-proisshestviy/viewer

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на структуру и продуктивность экологических систем?

Влияние на структуру и продуктивность экологических систем оказывают различные факторы, такие как климат, география, наличие воды, почвенный состав, доступность питательных веществ и многое другое. Эти факторы определяют условия существования и развития различных видов растений и животных, а также их взаимодействие друг с другом.

Какие экологические кризисы и катастрофы могут возникать в результате производственной деятельности в гражданской авиации?

В результате производственной деятельности в гражданской авиации могут возникать различные экологические проблемы, включая выбросы вредных веществ и выбросы парниковых газов из авиационных двигателей, загрязнение окружающей среды шумом и выбросы мусора на аэродромах. Кроме того, авиационные катастрофы могут привести к разливу авиационного топлива и других опасных веществ, что также негативно сказывается на окружающей среде.

Какова роль международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

Международное сотрудничество играет важную роль в области охраны окружающей среды. Международные организации и соглашения помогают развивать и внедрять экологические стандарты, снижать выбросы вредных веществ, бороться с изменением климата и поддерживать экологическую безопасность. Также благодаря международному сотрудничеству удается координировать действия различных стран в решении общих экологических проблем.

Что такое экологическая безопасность и как она связана с переходом к устойчивому развитию?

Экологическая безопасность - это состояние, при котором человеческая деятельность не наносит ущерба окружающей среде и ее ресурсам. Она связана с переходом к устойчивому развитию, так как устойчивое развитие предполагает баланс между социальным, экономическим и экологическим аспектами развития. Для достижения устойчивого развития необходимо обеспечить экологическую безопасность, включая соблюдение экологических стандартов и мер по охране окружающей среды.

Что такое экологические системы и какова их структура?

Экологическая система представляет собой совокупность взаимодействующих между собой живых и неживых компонентов в определенной территории. Структура экологической системы включает в себя такие компоненты, как биологические виды, биотопы, питание, энергия, взаимодействие между видами и др.

Какие бывают экологические кризисы и катастрофы? Что такое экологический риск?

Экологические кризисы и катастрофы могут быть вызваны различными факторами, такими как загрязнение окружающей среды, изменение климата, нарушение экосистем и другие. Экологический риск - это возможность возникновения негативных последствий для окружающей среды и людей при производственной деятельности или других действиях, которые могут повлиять на экологию.

Какие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды основано на таких принципах, как справедливое распределение ответственности, преображение опасных процессов, сохранение биоразнообразия, использование наиболее эффективных технологий и другие.

Какие международные организации занимаются охраной окружающей среды?

Среди международных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, можно выделить ООН, Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения, Международный союз охраны природы и др.

Что такое аэрозоли и каковы их особенности и типы?

Аэрозоли - это смесь жидкостей или твердых частиц, распределенных в газе или в другой жидкости. Они имеют особенность задерживаться в атмосфере на длительное время и способны повлиять на климат и экологию. Виды аэрозолей: органические и неорганические, природные и антропогенные, промышленные и природные и др.

Что такое экологические системы и какова их структура?

Экологические системы - это сложные взаимодействующие среды, включающие живые организмы и их окружение. Они могут быть разного масштаба и включать разнообразные виды животных, растений и микроорганизмов. Структура экологической системы включает биотические компоненты (живые организмы) и абиотические компоненты (неживая среда, такая как вода, почва, атмосфера).

Какие проблемы экологической безопасности связаны с производственной деятельностью в гражданской авиации?

Производственная деятельность в гражданской авиации может приводить к различным экологическим проблемам. Это может быть выброс вредных веществ в атмосферу, шум от самолетов, загрязнение воды и почвы на аэродромах, потребление большого количества энергии и топлива. Все эти факторы могут негативно влиять на окружающую среду и здоровье людей.

Какие виды экологического риска существуют?

Существуют разные виды экологического риска, включая техногенный риск (связанный с производственной деятельностью и выбросами вредных веществ), естественный риск (связанный с природными катастрофами, такими как наводнения, землетрясения) и социальный риск (связанный с воздействием на общество, например, экологические проблемы, вызывающие социальные конфликты).