Различие концептуальных подходов к определению «общество»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 15 15 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 28.01.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение 3
Основная часть 4
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Коммуникативный разум философом интерпретируется как практика интеграции социального жизненного мира, в качестве структурных элементов которого в системе целого выступают культура, гражданское общество и личность. Ю. Хабермас, несмотря на то, что он изначально придерживался традиций неомарксизма, впоследствии отходит от франкфуртской школы, которая известна своей приверженностью идеям Гегеля и Маркса. Необходимо заметить, что Хабермасом разрабатывалась идея критического переосмысления исторического материализма. Хабермас полагал, что в социальной философии наблюдается восстановление единства между теоретическим и практическим разумом. Для того, чтобы в полной мере осознать и представить данное единство Ю. Хабермас обратился к трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля. Современная социальная философия в понимании Хабермаса может получить свое обоснование через философскую теорию общества и идею коммуникативной рациональности. Очень важным здесь является принцип, согласно которому наблюдается неразрывная связь между теорией общества и теорией познания, кроме того, можно говорить о наличии связи между вопросами должного, этически обоснованного, поведения и условиями возможности интерсубъективного взаимопонимания [9]. Теория социального действия Ю. Хабермасом была дополнена теорией коммуникативного действия, в результате чего философом было предложено понимание социальных систем как систем коммуникативного действия, в основе которых лежит автономия социализированного индивида, причем, под этим индивидом можно подразумевать как отдельную персону, так и целое сообщество, которое принимает участие в диалоге. В совместном действии выражение идеи автономии осуществляется через принцип равноправия между субъектами коммуникации. Ю. Хабермас вступает в полемику с Ж.-Ф. Лиотаром и Ж. Деррида, доказывая, что голос общественности является важнейшей частью проекта вследствие его ориентации на моральное действие. Что касается самого этически обоснованного действия, то в концепции Ю. Хабермаса оно представляет собой как перспективу мира, так и так называемую «неформальную логику», свойственную каждому практическому действию. Коммуникативный разум в концепции Хабермаса представляет собой интерсубъективно организованную модель идеального сообщества, состоящего из свободных индивидов, когда единство разума находит свое проявление во множестве его голосов. «Хабермас выработал новое понимание разума – коммуникативный разум, укорененный в структурах языка» [9]. В концепции Лумана коммуникация является базисом общества, а также началом его формирования. Как отмечает Луман, образование социальных систем осуществляется только за счет того, что существует коммуникация. То есть, концепция Лумана обладает в достаточно мере радикальным характером, так как Луман наделяет ее такими качествами, свойствами, как самопорождение, самопродолжение, саморазвитие. Данная позиция приводит к тому, что при характеристике свойств коммуникации Луман опирается не на функциональность, а на аспект выделения сущностных действий, производимых в рамках коммуникации, а также самой коммуникацией, в частности, ученый пишет о поддержании, самовоспроизводстве определённых различений. Как мы видим, в концепции Лумана отсутствует и преодолевается доминирующее представление о коммуникации в качестве переноса и передачи информации. Конечно же, коммуникация и общество взаимосвязаны. Согласно позиции ученого, общество является поликонтекстуальной системой, которую можно описывать с разных позиций. Из понятия коммуникации следует, что конкретные люди – это не часть общества, а часть его окружающей среды. Без коммуникации невозможно возникновение социальной системы. Луман не считает, что коммуникации должна быть наделена внутренней рациональностью, или быть рациональной. Достаточно, чтобы они были быстротечны [5].Для Лумана актуален системный подход к коммуникации.В теории Лумана система операционально закрыта, самодостаточна. Она способна к конституированию собственных операций. Общественная система самодостаточна, способна самовоспроизводить собственные элементы. Общество, будучи системой, включает в себя многие функциональные системы, сопряженные друг с другом [6]. Также общество наделено неопределенной сущностью, однако оно характеризуется той операцией, в ходе которой осуществляется произведение и воспроизведение общества. Данная операция – это, конечно же, коммуникация. Самовоспроизводство системы посредством коммуникации приводит к четкому отграничению системы от ее внешнего мира. То есть, общество воспроизводит коммуникации из уже существующих коммуникаций. ЗаключениеИтак, мы выделили различные подходы к обществу в социологической науке. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.В первую очередь, подходы (в частности, рассмотренные нами формационный, конфликтологический, структурно-функциональный, коммуникативный и т.д.) отличаются в плане понимания движущей структуры общественного развития. Формационный подход настаивает на том, что существуют определенные типы общественно-экономического развития, которые определяют общество, формацию. В конфликтологической парадигме как движущая сила общественного развития рассматривается социальный конфликт, который при этом может иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия. Коммуникативный подход базируется на современном понимании общества как коммуникативной информационной системы. Структурный функционализм представлен трудами Дюркгейма, общество трактовалось Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт».Также различия касаются и структуры общества, выделения в обществе значимых элементов. Если формационный подход выделяет настройку и базис, экономические факторы, то, к примеру, структурный функционализм обращается к социальным фактам, институтам. Конфликтологическая парадигма исследует общество как конфликтогенную среду и т.п.Безусловно, все рассмотренные подходы позволяют с новой позиции и более глубоко изучать многогранный феномен общества. Список литературы

1. Гадельшина А.И. Формационный подход как методология анализа социального развития.// Современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2011. – С. 133
2. Добринская Д.Е. Социальное неравенство и теории классов: концепции Томаса Х. Маршалла, Ральфа Дарендорфа, Эрика О. Райта : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Добринская Дарья Егоровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 143 с.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1eHVznOoMEMZYECgf1GKy1KlefYtgq0xfr4a0KIi8t-A/edit
4. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
5. Луман Н. Невероятность коммуникации/ http://www.soc.pu.ru:8101/publications/pts /luman_c.html
6. Луман Н. Понятие общества // http://www.soc.pu.ru:8101 /materials/golovin /reade /luhmann/r luhmann1.html
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., - М.: Политиздат, 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491
8. Муравьев А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-materializm-karla-marksa-i-filosofiya-v-sovremennom-mire
9. Пархоменко Р.Н. Дискурсивная концепция свободы Хабермаса.//Философские исследования. № 4, 2013.//http://e-notabene.ru/fr/article_170.html
10. Пархоменко Р.Н. Дискурсивная концепция свободы Хабермаса.//Философские исследования. № 4, 2013.//http://e-notabene.ru/fr/article_170.html
11. Семенов В.А. Теоретические и методологические проблемы становления конфликтологической парадигмы социологического познания : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 СПб., 2006. - 524 с.
12. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса. – Мурманск, 2010.
13. Юдин Г. Коллективное и индивидуальное в философской антропологии Э. Дюркгейма.//Социологическое обозрение. № 2, 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnoe-i-individualnoe-v-filosofskoy-antropologii-e-dyurkgeyma


Вопрос-ответ:

Что такое коммуникативный разум?

Коммуникативный разум - это практика интеграции социального жизненного мира, включающая в себя культуру, гражданское общество и личность. Он рассматривается философом Ю. Хабермасом в качестве структурных элементов общества.

Откуда происходят концептуальные подходы к определению общества?

Концептуальные подходы к определению общества происходят из традиций неомарксизма и франкфуртской школы. Хотя философ Ю. Хабермас изначально придерживался неомарксистских идей, он позднее отошёл от франкфуртской школы и разработал свой собственный подход.

Какие структурные элементы общества выделяет Ю. Хабермас?

Ю. Хабермас выделяет три структурных элемента общества: культуру, гражданское общество и личность. Он считает, что коммуникативный разум является практикой интеграции этих элементов.

Каким образом коммуникативный разум интегрирует социальный жизненный мир?

Коммуникативный разум интегрирует социальный жизненный мир путем взаимодействия культуры, гражданского общества и личности. Это происходит через коммуникацию и обмен информацией между людьми.

В чем особенность подхода Ю. Хабермаса к определению общества?

Особенность подхода Ю. Хабермаса заключается в том, что он выделяет коммуникативный разум как ключевую практику интеграции социального жизненного мира. Он отходит от традиций франкфуртской школы и разрабатывает собственный концептуальный подход.

Какие основные концептуальные подходы существуют к определению общества?

Существуют различные концептуальные подходы к определению общества. Одни ученые рассматривают общество как совокупность индивидов, другие видят его как систему социальных отношений, а третьи подчеркивают важность культуры и ценностей в формировании общества.

Каким образом философ Ю. Хабермас рассматривает концепцию общества?

Ю. Хабермас рассматривает концепцию общества через призму практики интеграции социального жизненного мира. Он утверждает, что в системе общества важными структурными элементами являются культура, гражданское общество и личность.

В чем отличие Ю. Хабермаса от франкфуртской школы в понимании общества?

Ю. Хабермас, несмотря на свое изначальное придерживание традиций неомарксизма, впоследствии отходит от франкфуртской школы, которая известна своей приверженностью идеям. Он развивает собственную концепцию общества, сосредоточиваясь на практике интеграции социального жизненного мира и роли культуры, гражданского общества и личности в этом процессе.

Какие структурные элементы общества выделяет Ю. Хабермас?

Ю. Хабермас выделяет культуру, гражданское общество и личность как важные структурные элементы общества. Он считает, что эти элементы взаимосвязаны и влияют на формирование социального жизненного мира.

Какие факторы Ю. Хабермас считает важными в процессе интеграции социального жизненного мира?

Ю. Хабермас считает, что в процессе интеграции социального жизненного мира важными факторами являются культура, гражданское общество и личность. Он утверждает, что эти элементы взаимодействуют друг с другом и определяют формирование общества.