Экологические проблемы как фактор региональной политики в Красноярском крае
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 28.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. История политического развития Красноярского края в постсоветский период. 4
2. Особенности регионального политического режима в Красноярском крае. 8
3. Анализ сложившейся экологической ситуации в Красноярском крае. 10
4. Анализ экологической повестки в материалах органов власти, политических партий, некоммерческих организаций и СМИ Красноярского края. 12
5. Протестные экологические движения в Красноярском крае. 18
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Во второй половине декабря стало известно, что ферромарганцевый завод планируется построить на территории Хакасии, в поселке Туим, рядом с которым находится ферромарганцевое месторождение, разрабатываемое ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК».Власти Хакасии на протяжении года неоднократно официально подтверждали информацию о строительстве ферросплавного завода на их территории.Между тем в ноябре администрация Шуваевского сельсовета вознамерилась взыскать с ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» около 2,5 млн рублей арендной платы по договору земельного участка. Участок в селе Частоостровское был арендован на пять лет под размещение переработки шлаков, однако арендатор не выполнил условия договора, что и явилось основанием для обращения в суд. На митинг против строительства Енисейского ферросплавного завода в Красноярске пришли более шести тысяч человек. Проект Эвенкийской ГЭС остановлен именно благодаря красноярской и московской интеллигенции, которая против этого проекта билась (буквально - против них возбуждались дела в ФСБ). Примечательно, что власти, да, собственно, и инициаторы протестов, похоже, слабо представляют, как эта история будет развиваться и чем закончится. Если проект ЕФЗ похоронят, логичным было бы похоронить и КрАЗ (Красноярский алюминиевый) - но власть вряд ли к этому готова. Как и к тому, что мощные экологические протесты объективно перерастают в требования деколонизации Сибири.Не остановит ЕФЗ и краевой референдум: 15 лет назад, в 1997 году, Красноярск протестовал против строительства завода регенерации отработанного ядерного топлива (РТ-2). Собрали 130 тысяч (нужно 50 тыс.) подписей за проведение краевого референдума. Заксобранию оставалось назначить дату народного волеизъявления. Но оно отказало народу в этом праве. Обосновать юридически это труда не составило: референдума по такому вопросу не в компетенции краевой власти. Депутаты поступили законно, но, очевидно, несправедливо. Теперь и те же самые депутаты, и новые, еще более прагматичные, снова борются вместе с народом за экологию. ЗаключениеПроведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Политический режим в Красноярском крае построен по оси «Центр-регион».Либеральные реформы и параллельно совпавшая смена губернатора на Л. Кузнецова позволила элитам не только укрепиться, но и достичь значительных политических успехов в крае. Понимая серьёзность политической обстановки на канун президентских выборов, федеральный Центр назначил исполняющим обязанности губернатора влиятельного лидера региональных элит, председателя законодательного собрания Красноярского края, А.В. Усса. Характерные черты и ресурсы политических элит Красноярского края можно выявить при помощи ивент-анализа через призму конфликта в регионе. Так, на основе полученных данных, можно сделать вывод, что: 1) Из шести групп влияния три являются претендентами на руководство регионом. 2) Из шести групп влияния три являются «балансировщиками» политического режима (федеральный центр, КПРФ и ЛДПР).3) Стадии конфликта: 1998-2002г.г. – начальная, 2002 г.г. – пик конфликта, 2003-2008г.г. – латентная фаза, 2008-2012 г.г. – фаза подъёма, 2012-2017 г.г. пик конфликта, 2017-2018 – фаза спада конфликта. 4) Политический кризис 2002 г. и 2011-2014 г.г. – активная фаза как вербального, так и физического воздействия. 5) Действия вели в среднем к эскалации конфликта, а не к его решению. 6) Основными акторами, развязывающими конфликт, являлись федеральная и региональная элиты. 7) Влияющим на конфликт, как в сторону его решения, так и эскалации, являлись федеральный Центр и бизнес-элиты края. 8) Региональные элиты и КПРФ являются приверженцами физического воздействия. 9) Все стороны являются сторонниками вербального воздействия, в полной мере реализуя свои ресурсы. 10) Низкое воздействие в период с 2003-2008 г.г. обуславливает наличие политической стабильности в регионе 11) Смена стратегии стороны федеральной элиты с 2014г. 12) Вмешательство федерального Центра в конфликт привело к его урегулированию и спаду. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что политическое развитие Красноярского края являются неоднородным, имеются собственные политические стратегии, сильный ресурс и малозависимы от партийной составляющей. Прежде всего, это связанно с особенностями политической и экономической сферы региона. В региональном процессе участвуют две стороны, однако, «балансировщиками» регионального процесса выступают сразу три абсолютно различные по своему составу и влиянию, стороны: центральная власть, финансово-промышленные группы и партийные образования. Данная модель взаимоотношений показывает наличие в регионе политического конфликта.Государственная экологическая политика включает в свое содержание идеи, концепции, принципы, представления о цели и задачах государственной деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также правовые и иные способы и средства наряду с фактической деятельностью государства в экологической сфере. Универсальную стратегическую цель государственной экологической политики можно выразить как сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, объективно обуславливающую необходимость решения соответствующих задач как экологического, так и экономического характера. Наряду с этим для сохранности и восстановления благоприятного состояния окружающей среды потребуется модернизация экономики РФ в целом, включая природо- и ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и другие современные технологии.По итогам оценки эффективности реализации государственная программа «Охрана окружающей среды Красноярского края на 2014-2024 гг.» признана эффективной. Все запланированные мероприятия на отчетный период проведены. Реализация государственных программ на региональном уровне играет важную роль в развитии всего региона. Оценка эффективности программы является необходимой для выявления проблем и целесообразности изменения путей, методов и механизмов реализации программы.Список использованной литературыБоголюбов С. А., Н. И. Хлуденева Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.Вишняков Я.Д. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды / Я. Д. Вишняков, Н. Н. Бурцева, С. П. Киселева, С. В. Рыков, Н.Е. Рязанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. Дюсенов Е.А. Актуальные вопросы экологизации законодательства / Е.А. Дюсенов // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2020. – № 3(61). – С. 58-66.Ефимова Е.И. Экологическое право России. Библиография (1958-2014). Учебное пособие / Е.И. Ефимова. – М.: Городец, 2017. – 848 с.Заболотнев Н.Н. Государственное регулирование охраны окружающей среды / Н.Н. Заболотнев // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – № S3-2 (38). – С. 175-179.Зверева А.И. Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография / под ред. Ю.В. Грачевой. – М.: Проспект, 2019. – 200 с. Колесников, Е. Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — 2-е изд., перераб. идоп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 469 с.Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. «Единая Россия» проиграла Анатолию Быкову. [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/news/edinaja-rossijavybory (Дата обращения: 06.11.2021)Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. Валерий Зубов. [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/news/179828 (Дата обращения: 10.10.2021)Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. Лев Кузнецов [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/lenta/103349 (Дата обращения: 06.11.2021)Круглов В.В. О государственной экологической политике в Российской Федерации / В.В. Круглов, В.В. Вараксин // Российский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-31.Круглов В.В. О государственной экологической политике в Российской Федерации / В.В. Круглов, В.В. Вараксин // Российский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-31. Кукин П. П. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности : учебник и практикум / П. П. Кукин, Е. Ю. Колесников, Т.М. Колесникова. – М. :Юрайт, 2016. – 454 с.Минченко Консалтинг. Красноярский губернатор [Электронный ресурс] URL: http://www.minchenko.ru/press/press_1667.html (Дата обращения: 18.10.2021)Н. А. Кандрина, В. В. Невинский Конституционно-правовые основы управления государственной гражданской службой Российской Федерации научно-практическое издание Москва 2015Олейникова А.Я. Зарубежный опыт охраны окружающей среды в аспекте управления / А.Я. Олейникова // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Том 5. № 4. – С. 767 – 775.Охрана окружающей среды в Российской Федерации. 1992: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 1992. – 131 с.; Охрана окружающей среды в России. 2010: Стат.сб./ Росстат. – М., 2010. – 303 с.; Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 786 с.Очирова В.М. Бизнес и власть в регионах современной России / В.М. Очирова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. - № 6 / 2012. – С. 14-19.Панов В.И. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность / В.И. Панов, Э.В. Лидская // Социально-экологические технологии. – 2012. – С. 38-50.Петров Н. Александр Лебедь в Красноярском крае. // Регионы, лидеры, партии - к парламентским и президентским выборам. Выпуск 1. – М.: Московский Центр Карнеги. 2019. С. – 83-86.Пономаренко, Н.А. Особенности формирования структуры региональной политической элиты в системе постсоветской России (1991-1999 гг.). / Н.А. Пономаренко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. - № 1 / 2011. – С. 158-160.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.)Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды / С.Н. Русин // LEX RUSSICA. – 2016. – № 6 (115). – С. 82-90.Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды / С.Н. Русин // LEX RUSSICA. – 2016. – № 6 (115). – С. 82-90.Сергеева О.С. Государственная политика в сфере обеспечения экологической безопасности граждан / О.С. Сергеева // Вестник Прикамского социального института. – 2019. – № 1 (82). – С. 65-71.https://novayagazeta.ru/politics/49253.html
2. Вишняков Я.Д. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды / Я. Д. Вишняков, Н. Н. Бурцева, С. П. Киселева, С. В. Рыков, Н.Е. Рязанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
3. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
4. Дюсенов Е.А. Актуальные вопросы экологизации законодательства / Е.А. Дюсенов // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2020. – № 3(61). – С. 58-66.
5. Ефимова Е.И. Экологическое право России. Библиография (1958-2014). Учебное пособие / Е.И. Ефимова. – М.: Городец, 2017. – 848 с.
6. Заболотнев Н.Н. Государственное регулирование охраны окружающей среды / Н.Н. Заболотнев // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – № S3-2 (38). – С. 175-179.
7. Зверева А.И. Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография / под ред. Ю.В. Грачевой. – М.: Проспект, 2019. – 200 с.
8. Колесников, Е. Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — 2-е изд., перераб. идоп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 469 с.
9. Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. «Единая Россия» проиграла Анатолию Быкову. [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/news/edinaja-rossijavybory (Дата обращения: 06.11.2021)
10. Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. Валерий Зубов. [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/news/179828 (Дата обращения: 10.10.2021)
11. Красноярское общественно-деловое издание Dела.ру. Лев Кузнецов [Электронный ресурс] URL: http://www.dela.ru/lenta/103349 (Дата обращения: 06.11.2021)
12. Круглов В.В. О государственной экологической политике в Российской Федерации / В.В. Круглов, В.В. Вараксин // Российский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-31.
13. Круглов В.В. О государственной экологической политике в Российской Федерации / В.В. Круглов, В.В. Вараксин // Российский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 26-31.
14. Кукин П. П. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности : учебник и практикум / П. П. Кукин, Е. Ю. Колесников, Т.М. Колесникова. – М. :Юрайт, 2016. – 454 с.
15. Минченко Консалтинг. Красноярский губернатор [Электронный ресурс] URL: http://www.minchenko.ru/press/press_1667.html (Дата обращения: 18.10.2021)
16. Н. А. Кандрина, В. В. Невинский Конституционно-правовые основы управления государственной гражданской службой Российской Федерации научно-практическое издание Москва 2015
17. Олейникова А.Я. Зарубежный опыт охраны окружающей среды в аспекте управления / А.Я. Олейникова // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Том 5. № 4. – С. 767 – 775.
18. Охрана окружающей среды в Российской Федерации. 1992: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 1992. – 131 с.; Охрана окружающей среды в России. 2010: Стат.сб./ Росстат. – М., 2010. – 303 с.; Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 786 с.
19. Очирова В.М. Бизнес и власть в регионах современной России / В.М. Очирова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. - № 6 / 2012. – С. 14-19.
20. Панов В.И. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность / В.И. Панов, Э.В. Лидская // Социально-экологические технологии. – 2012. – С. 38-50.
21. Петров Н. Александр Лебедь в Красноярском крае. // Регионы, лидеры, партии - к парламентским и президентским выборам. Выпуск 1. – М.: Московский Центр Карнеги. 2019. С. – 83-86.
22. Пономаренко, Н.А. Особенности формирования структуры региональной политической элиты в системе постсоветской России (1991-1999 гг.). / Н.А. Пономаренко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. - № 1 / 2011. – С. 158-160.
23. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.)
24. Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды / С.Н. Русин // LEX RUSSICA. – 2016. – № 6 (115). – С. 82-90.
25. Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды / С.Н. Русин // LEX RUSSICA. – 2016. – № 6 (115). – С. 82-90.
26. Сергеева О.С. Государственная политика в сфере обеспечения экологической безопасности граждан / О.С. Сергеева // Вестник Прикамского социального института. – 2019. – № 1 (82). – С. 65-71.
27. https://novayagazeta.ru/politics/49253.html
Вопрос-ответ:
Какие экологические проблемы существуют в Красноярском крае?
В Красноярском крае существуют различные экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха и воды, негативное воздействие промышленных предприятий на окружающую среду, вырубка лесов, уничтожение природных ресурсов и др.
Какова история политического развития Красноярского края в постсоветский период?
История политического развития Красноярского края в постсоветский период связана с переходом края от социалистической системы к рыночной экономике. В этот период происходили изменения в политической системе, формировались учреждения государственной власти и политические партии, а также проводились реформы, направленные на развитие региональной экономики и решение социальных проблем.
Какие особенности регионального политического режима существуют в Красноярском крае?
В Красноярском крае существуют особенности регионального политического режима, такие как доминирование одной политической партии, ограничение политической конкуренции, управление регионом сверху (со стороны федеральных властей) и др.
Какова ситуация с экологией в Красноярском крае?
Ситуация с экологией в Красноярском крае сложная. Возникают проблемы с загрязнением окружающей среды в результате деятельности промышленных предприятий, особенно в сфере добычи и переработки природных ресурсов. Наблюдается вырубка лесов и уничтожение биоразнообразия. Требуется принятие мер для решения этих проблем и сохранения экологического баланса в регионе.
Какие протестные экологические движения существуют в Красноярском крае?
В Красноярском крае существуют различные протестные экологические движения, которые выступают в защиту окружающей среды и борются против экологически вредных проектов. Некоторые из них занимаются информационной работой, другие проводят акции протеста и судебные иски. Такие движения играют важную роль в формировании экологической повестки и влияют на политику в регионе.
Какие экологические проблемы существуют в Красноярском крае?
В Красноярском крае существуют различные экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха и водных ресурсов, вырубка лесов, негативное воздействие промышленных предприятий на окружающую среду, проблемы в области сохранения биоразнообразия и др.
Какие последствия могут быть связаны с экологическими проблемами в Красноярском крае?
Экологические проблемы в Красноярском крае могут привести к снижению качества жизни населения, возникновению заболеваний связанных с загрязнением окружающей среды, ухудшению экологического состояния региона, уничтожению экосистем и потере биоразнообразия.
Какие меры предпринимаются властями Красноярского края для решения экологических проблем?
Власти Красноярского края предпринимают ряд мер для решения экологических проблем, включая разработку и реализацию экологических программ, контроль за экологической деятельностью предприятий, содействие использованию экологически чистых технологий и материалов, проведение экологической просветительской работы и другое.
Какие движения и организации занимаются протестами против экологических проблем в Красноярском крае?
В Красноярском крае существуют различные протестные экологические движения и организации, такие как "За чистый Красноярск", "Красноярский экологический союз", "Защитники полезных ископаемых" и другие, которые активно борются за решение экологических проблем и проводят экологические акции и мероприятия.
Какие политические партии в Красноярском крае обращают внимание на экологическую проблематику?
Различные политические партии в Красноярском крае обращают внимание на экологическую проблематику, в том числе "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия" и другие. Они в своей программе обращаются к вопросам охраны окружающей среды, устойчивого развития и решения экологических проблем региона.