Изучение морально-психологического статуса личности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 02.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Сущность понятия личности и ее морально-психологического статуса 5
1.2 Причины и факторы деформации личности 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО 16
2.1 Методика исследования 16
2.2 Анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Проанализировав результаты исследования преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем профессиональной деятельности менее 5 лет ивоеннослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет можно сделать следующие выводы (см табл3).Как видно из таблицы 3, были обнаружены статистически значимые различия в типологических особенностях и ведущих чертах характера по шкале «Компромиссность» (p≤0,029), то есть военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет одновременно стремятся к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.Таблица 3 Типологические особенности и ведущие черты характера военнослужащих со стажем менее 5 лет и более 15 лет профессиональной деятельности (Индивидуально-типологический опросник ИТО +)ШкалыИспытуемыеУровень значимостиВоеннослужащие состажем менее 5 летВоеннослужащие состажем более 15 летPКомпромиссность10,516,70,029*Агрессия4,69,40,012*Тревожность0,93,160,001***Дезадаптация1,867,730,001***Депрессия0,161,230,003****** − различия на уровне p≤0.001; *− различия на уровне p≤0.01Статистически значимые различия были обнаружены по шкале «Агрессия» (p≤0,012), что свидетельствует о том, что военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет имеют склонность к агрессивной манере самоутверждения, вплоть до явных агрессивных высказываний.Также, были обнаружены статистические значимые различия по шкале«Тревожность» (p≤0,001), то есть военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет проявляют большую осторожность в принятиях решений, они более ответственно относятся окружающим по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Статистически значимые различия также обнаружены по шкале «Дезадаптация» (p≤0,001), что свидетельствует о том, что у военнослужащих со стажем более 15 лет наблюдаются некоторые затруднения в адаптации к факторам среды жизнедеятельности.Также, статистически значимые различия были обнаружены и по шкале «Депрессия» (p≤0,003), то есть у военнослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет сильнее выражена степень аутоагрессивных тенденций, то есть они более подвержены к причинению себе вреда в физической и психической сферах, это может проявляться в самообвинении, в саморазрушительном поведении (алкоголизме, выборе эксремальных видах спорта и тд).Как видно из таблицы 4, были обнаружены статистические значимые различия в таком способе урегулировании конфликтов, как «Сотрудничество» (p≤0,001), что свидетельствует о том, что военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет в конфликтных ситуациях больше приходят к альтернативе, которая бы полностью удовлетворяла интересы обоих сторон, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Таблица 4. Ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации военнослужащих со стажем менее 5 лет и более 15 лет профессиональной деятельности(Тест-опросник Томаса-Килманна)Способ урегулирования конфликтовИспытуемыеУровеньзначимостиВоеннослужащие состажем менее 5 летВоеннослужащие состажем более 15 летPСотрудничество5,837,360,001**Приспособление5,0640,029**** − различия на уровне p≤0.001; *− различия на уровне p≤0.01Военнослужащие со стажем более 15 лет не только более доброжелательны по отношению к окружающим, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет, но и обладают большим честолюбием, стремлением поддержать высокий социальный престиж, следуя существующим социальным стандартам поведения. Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет лучше контролируют свои эмоции и отличаются рациональностью поведения в конфликтных ситуациях, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет характеризуются меньшей адаптированностью, им сложнее приспосабливаться к условиям воинской службы, а также у них наблюдаются склонность к срывам в регуляции поведения и когнитивных функций при психическом и физическом напряжении. Помимо этого, у испытуемых наблюдается готовность к осуществлению агрессивных действий (включая физическую агрессию) по отношению к другим людям. У военнослужащих наблюдается склонность к саморазрушительному поведению. Можно предположить, что это связано с профессиональной деформацией, то есть психологической дезориентацией личности, которая формируется из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов со стороны воинской службы, и это все приводит к формированию специфически- профессионального типа личности. У военнослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет выявлена до конца сформированная ответственность за свои действия и поступки. В конфликтных ситуациях стремятся выработать решение, которое бы полностью удовлетворяло интересы обоих сторон.Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности менее 5 лет нечувствительны к вероятным опасностям в конкретных ситуациях, они обладают низкой мотивацией на достижение успеха. Военнослужащие обладают большей приспособляемостью к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, у них наблюдается успешная адаптация к воинской службе и ее основным составляющим. У военнослужащих отсутствуют депрессивные тенденции, они обладают нормальным фоном настроения. Военнослужащие имеют способность успешно управлять своим взаимодействием с внешней средой. В конфликтных ситуациях они готовы поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния, что может говорить об их низкой самооценке.Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного опыта. Формирование культуры личности представляет собой сложный и длительный процесс. В культуре личности различают ее внутреннюю и внешнюю стороны, то есть содержание и форму. Если форма и содержание культуры личности едины, то эта личность гармонична в своих отношениях к окружающей действительности, к другим людям и по отношению к себе. Если же по форме поведения личность совершенна, а по содержанию своему бездуховна, то о таких людях принято говорить, как о двуликих, лживых, носителях внешней культуры. У каждой личности есть свой уровень культуры, свой уровень развития ее составляющих элементов. В зависимости от этого уровня личность обладает соответствующими знаниями, навыками, умениями, ценностными ориентациями. Для утверждения в культуре личности целостного и многогранного характера всех проявлений культуры принципиально важно развивать положительные ценностные ориентации, освоение истинных, а не ложных ценностей мировой и отечественной культуры. Поэтому в более полном понимании культура личности представляет собой такое ее интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурнотворческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения.В заключение можно сделать вывод, что в своем большинстве военнослужащие 2 факультета войск национальной гвардии имеют высокий уровень психологической устойчивости. Это свидетельствует о качестве мероприятий, связанных с отбором на факультет войск национальной гвардии (медицинская комиссия, профессиональный отбор, прохождение службы и др.). Психологическая устойчивость является одним из критериев характеристики личности, который влияет на успешную деятельность военнослужащих. У успешных военнослужащих уровень психологической устойчивости выше, чем у менее успешных. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение личности в контексте профессиональной деятельности - это область междисциплинарных исследований представителей различных областей знания (философов, психологов, социологов, военнослужащих и других специалистов). Методологической основой таких исследований является положение, вытекающее из принципа единства сознания, деятельности и личности, что профессиональная деятельность, с одной стороны, способствует формированию профессионально значимых качеств личности, а с другой - несет в себе большую значимость. возможность личных расстройств.Современная психология справедливо утверждает, что трудовая деятельность во многом формирует личность, определяет многие ее особенности.Профессиональная деформация имеет свою структуру, бывают разные виды профессиональной деформации. В составе профессиональной деформации различают скорость, широту, глубину и степень.Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных характеристик, так и от факторов окружающей среды. Скорость деформации немного увеличивается через два года и значительно увеличивается после пяти лет работы.Явные признаки деформации наблюдаются у значительной части сотрудников, проработавших более десяти лет. Более глубокая деформация возникает в последующий период работы - через десять лет работы.Профессиональная деформация может иметь очень сложную динамику проявления в работе, она может затрагивать разные стороны психики: когнитивные, мотивационные, а также сферу личностных качеств.Результатом профессиональной деформации могут быть определенные представления и взгляды, появление определенных личностных качеств. Возникновение деформации различных структур личности возможно в результате поступательного развития определенных черт характера и когнитивных образований, а также мотивов в связи с высоким уровнем специализации деятельности.Гипертрофированное развитие этих характеристик обуславливает их проявление не только в профессиональной деятельности человека, но и в других сферах жизни.Полученные результаты исследования применимы в управлении, планировании и поддержке личностного и профессионального развития военнослужащих образовательных организаций. Перспективы дальнейших теоретических и эмпирических исследований связаны с углубленным изучением динамики профессиональной деформации личности военнослужащих с точки зрения возможностей психологической профилактики через психологический тренинг.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.Ключко, О.И. Психология и педагогика / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.Колесникова, А.И. Психология и специальная педагогика / А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.Константинова, И.С. Психология и педагогика. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.Островский, Л.И. Психология и педагогика / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.Патрушева, И.В. Психология и педагогика / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.Смирнова, И.А. Психология и педагогика/ И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.Сорокина, Л.И. Педагогика и психология / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 156 с.
1. Бондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.
2. Ключко, О.И. Психология и педагогика / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.
3. Колесникова, А.И. Психология и специальная педагогика / А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.
4. Константинова, И.С. Психология и педагогика. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.
5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
7. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
8. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
9. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
10. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.
11. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
12. Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
13. Островский, Л.И. Психология и педагогика / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.
14. Патрушева, И.В. Психология и педагогика / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.
15. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
16. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
17. Смирнова, И.А. Психология и педагогика/ И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
18. Сорокина, Л.И. Педагогика и психология / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.
19. Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.
20. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.
21. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 156 с.
Вопрос-ответ:
Какая тема статьи?
Тема статьи - "Изучение морально психологического статуса личности".
Что рассматривается в главе 1?
В главе 1 рассматривается сущность понятия личности и ее морально-психологический статус.
Какие причины и факторы влияют на деформацию личности?
Рассматриваются различные причины и факторы, которые могут способствовать деформации личности.
Что рассматривается в главе 2?
В главе 2 изучается личность на примере служебной деятельности военнослужащего.
Как проводилось исследование?
В статье описана методика исследования личности военнослужащего.
Что такое морально-психологический статус личности?
Морально-психологический статус личности - это совокупность моральных и психологических характеристик, определяющих её поведение и отношение к моральным ценностям и нормам общества.
Какие причины и факторы могут приводить к деформации личности?
Деформация личности может быть вызвана различными причинами и факторами, такими, как социальные условия, неблагоприятная среда, низкая степень самооценки, отсутствие поддержки и примеров со стороны окружающих, а также негативный опыт и травмы.
Какие методики исследования можно использовать для изучения личности на примере служебной деятельности военнослужащего?
Для изучения личности военнослужащего на примере служебной деятельности можно использовать различные методики, такие как опросники, наблюдение, интервью и анализ документов. Они позволяют получить информацию о морально-психологическом статусе личности, её чертах характера, мотивации и развитии военнослужащего.
Какие результаты были получены при анализе преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем?
При анализе преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем были получены следующие результаты: [Описать результаты исследования, например, наиболее распространенные черты характера, их значимость для служебной деятельности и т.д.].
Какие исследования ранее проводились на тему морально-психологического статуса личности?
На тему морально-психологического статуса личности проводились различные исследования, в которых исследовались такие аспекты, как социальная адаптация, эмоциональная устойчивость, моральный кодекс и мотивация поведения. Такие исследования позволяют более глубоко понять морально-психологический статус личности и его влияние на жизнь человека.
Какова сущность понятия личности и ее морально-психологического статуса?
Сущность понятия личности заключается в комплексе индивидуальных психологических особенностей человека, включая его моральные и этические установки. Морально-психологический статус личности определяется ее нравственными качествами и способностью принимать осознанные моральные решения.
Какие причины и факторы могут привести к деформации личности?
Существует множество причин и факторов, влияющих на деформацию личности. Это может быть неблагоприятная среда обитания, недостаток эмоциональной поддержки, травмы и стрессовые ситуации, а также влияние негативных образцов поведения и ценностей. Все эти факторы могут привести к изменению морально-психологического статуса личности.