Изучение морально-психологического статуса личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 02.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Сущность понятия личности и ее морально-психологического статуса 5
1.2 Причины и факторы деформации личности 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО 16
2.1 Методика исследования 16
2.2 Анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Фрагмент для ознакомления

Проанализировав результаты исследования преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем профессиональной деятельности менее 5 лет ивоеннослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет можно сделать следующие выводы (см табл3).Как видно из таблицы 3, были обнаружены статистически значимые различия в типологических особенностях и ведущих чертах характера по шкале «Компромиссность» (p≤0,029), то есть военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет одновременно стремятся к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.Таблица 3 Типологические особенности и ведущие черты характера военнослужащих со стажем менее 5 лет и более 15 лет профессиональной деятельности (Индивидуально-типологический опросник ИТО +)ШкалыИспытуемыеУровень значимостиВоеннослужащие состажем менее 5 летВоеннослужащие состажем более 15 летPКомпромиссность10,516,70,029*Агрессия4,69,40,012*Тревожность0,93,160,001***Дезадаптация1,867,730,001***Депрессия0,161,230,003****** − различия на уровне p≤0.001; *− различия на уровне p≤0.01Статистически значимые различия были обнаружены по шкале «Агрессия» (p≤0,012), что свидетельствует о том, что военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет имеют склонность к агрессивной манере самоутверждения, вплоть до явных агрессивных высказываний.Также, были обнаружены статистические значимые различия по шкале«Тревожность» (p≤0,001), то есть военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет проявляют большую осторожность в принятиях решений, они более ответственно относятся окружающим по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Статистически значимые различия также обнаружены по шкале «Дезадаптация» (p≤0,001), что свидетельствует о том, что у военнослужащих со стажем более 15 лет наблюдаются некоторые затруднения в адаптации к факторам среды жизнедеятельности.Также, статистически значимые различия были обнаружены и по шкале «Депрессия» (p≤0,003), то есть у военнослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет сильнее выражена степень аутоагрессивных тенденций, то есть они более подвержены к причинению себе вреда в физической и психической сферах, это может проявляться в самообвинении, в саморазрушительном поведении (алкоголизме, выборе эксремальных видах спорта и тд).Как видно из таблицы 4, были обнаружены статистические значимые различия в таком способе урегулировании конфликтов, как «Сотрудничество» (p≤0,001), что свидетельствует о том, что военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет в конфликтных ситуациях больше приходят к альтернативе, которая бы полностью удовлетворяла интересы обоих сторон, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Таблица 4. Ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации военнослужащих со стажем менее 5 лет и более 15 лет профессиональной деятельности(Тест-опросник Томаса-Килманна)Способ урегулирования конфликтовИспытуемыеУровеньзначимостиВоеннослужащие состажем менее 5 летВоеннослужащие состажем более 15 летPСотрудничество5,837,360,001**Приспособление5,0640,029**** − различия на уровне p≤0.001; *− различия на уровне p≤0.01Военнослужащие со стажем более 15 лет не только более доброжелательны по отношению к окружающим, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет, но и обладают большим честолюбием, стремлением поддержать высокий социальный престиж, следуя существующим социальным стандартам поведения. Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет лучше контролируют свои эмоции и отличаются рациональностью поведения в конфликтных ситуациях, по сравнению с военнослужащими со стажем менее 5 лет.Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности более 15 лет характеризуются меньшей адаптированностью, им сложнее приспосабливаться к условиям воинской службы, а также у них наблюдаются склонность к срывам в регуляции поведения и когнитивных функций при психическом и физическом напряжении. Помимо этого, у испытуемых наблюдается готовность к осуществлению агрессивных действий (включая физическую агрессию) по отношению к другим людям. У военнослужащих наблюдается склонность к саморазрушительному поведению. Можно предположить, что это связано с профессиональной деформацией, то есть психологической дезориентацией личности, которая формируется из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов со стороны воинской службы, и это все приводит к формированию специфически- профессионального типа личности. У военнослужащих со стажем профессиональной деятельности более 15 лет выявлена до конца сформированная ответственность за свои действия и поступки. В конфликтных ситуациях стремятся выработать решение, которое бы полностью удовлетворяло интересы обоих сторон.Военнослужащие со стажем профессиональной деятельности менее 5 лет нечувствительны к вероятным опасностям в конкретных ситуациях, они обладают низкой мотивацией на достижение успеха. Военнослужащие обладают большей приспособляемостью к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, у них наблюдается успешная адаптация к воинской службе и ее основным составляющим. У военнослужащих отсутствуют депрессивные тенденции, они обладают нормальным фоном настроения. Военнослужащие имеют способность успешно управлять своим взаимодействием с внешней средой. В конфликтных ситуациях они готовы поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния, что может говорить об их низкой самооценке.Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного опыта. Формирование культуры личности представляет собой сложный и длительный процесс. В культуре личности различают ее внутреннюю и внешнюю стороны, то есть содержание и форму. Если форма и содержание культуры личности едины, то эта личность гармонична в своих отношениях к окружающей действительности, к другим людям и по отношению к себе. Если же по форме поведения личность совершенна, а по содержанию своему бездуховна, то о таких людях принято говорить, как о двуликих, лживых, носителях внешней культуры. У каждой личности есть свой уровень культуры, свой уровень развития ее составляющих элементов. В зависимости от этого уровня личность обладает соответствующими знаниями, навыками, умениями, ценностными ориентациями. Для утверждения в культуре личности целостного и многогранного характера всех проявлений культуры принципиально важно развивать положительные ценностные ориентации, освоение истинных, а не ложных ценностей мировой и отечественной культуры. Поэтому в более полном понимании культура личности представляет собой такое ее интегральное качество, которое выражено мерой усвоения действующей и прошлой культуры, степенью и направленностью участия личности в культурнотворческом процессе, конкретными нормами и правилами межличностного общения и индивидуального поведения.В заключение можно сделать вывод, что в своем большинстве военнослужащие 2 факультета войск национальной гвардии имеют высокий уровень психологической устойчивости. Это свидетельствует о качестве мероприятий, связанных с отбором на факультет войск национальной гвардии (медицинская комиссия, профессиональный отбор, прохождение службы и др.). Психологическая устойчивость является одним из критериев характеристики личности, который влияет на успешную деятельность военнослужащих. У успешных военнослужащих уровень психологической устойчивости выше, чем у менее успешных. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение личности в контексте профессиональной деятельности - это область междисциплинарных исследований представителей различных областей знания (философов, психологов, социологов, военнослужащих и других специалистов). Методологической основой таких исследований является положение, вытекающее из принципа единства сознания, деятельности и личности, что профессиональная деятельность, с одной стороны, способствует формированию профессионально значимых качеств личности, а с другой - несет в себе большую значимость. возможность личных расстройств.Современная психология справедливо утверждает, что трудовая деятельность во многом формирует личность, определяет многие ее особенности.Профессиональная деформация имеет свою структуру, бывают разные виды профессиональной деформации. В составе профессиональной деформации различают скорость, широту, глубину и степень.Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных характеристик, так и от факторов окружающей среды. Скорость деформации немного увеличивается через два года и значительно увеличивается после пяти лет работы.Явные признаки деформации наблюдаются у значительной части сотрудников, проработавших более десяти лет. Более глубокая деформация возникает в последующий период работы - через десять лет работы.Профессиональная деформация может иметь очень сложную динамику проявления в работе, она может затрагивать разные стороны психики: когнитивные, мотивационные, а также сферу личностных качеств.Результатом профессиональной деформации могут быть определенные представления и взгляды, появление определенных личностных качеств. Возникновение деформации различных структур личности возможно в результате поступательного развития определенных черт характера и когнитивных образований, а также мотивов в связи с высоким уровнем специализации деятельности.Гипертрофированное развитие этих характеристик обуславливает их проявление не только в профессиональной деятельности человека, но и в других сферах жизни.Полученные результаты исследования применимы в управлении, планировании и поддержке личностного и профессионального развития военнослужащих образовательных организаций. Перспективы дальнейших теоретических и эмпирических исследований связаны с углубленным изучением динамики профессиональной деформации личности военнослужащих с точки зрения возможностей психологической профилактики через психологический тренинг.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.Ключко, О.И. Психология и педагогика / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.Колесникова, А.И. Психология и специальная педагогика / А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.Константинова, И.С. Психология и педагогика. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.Островский, Л.И. Психология и педагогика / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.Патрушева, И.В. Психология и педагогика / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.Смирнова, И.А. Психология и педагогика/ И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.Сорокина, Л.И. Педагогика и психология / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 156 с.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.
2. Ключко, О.И. Психология и педагогика / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.
3. Колесникова, А.И. Психология и специальная педагогика / А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.
4. Константинова, И.С. Психология и педагогика. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.
5. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
7. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
8. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
9. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
10. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.
11. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
12. Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
13. Островский, Л.И. Психология и педагогика / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.
14. Патрушева, И.В. Психология и педагогика / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.
15. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
16. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
17. Смирнова, И.А. Психология и педагогика/ И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
18. Сорокина, Л.И. Педагогика и психология / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.
19. Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.
20. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 328 с.
21. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 156 с.

Вопрос-ответ:

Какая тема статьи?

Тема статьи - "Изучение морально психологического статуса личности".

Что рассматривается в главе 1?

В главе 1 рассматривается сущность понятия личности и ее морально-психологический статус.

Какие причины и факторы влияют на деформацию личности?

Рассматриваются различные причины и факторы, которые могут способствовать деформации личности.

Что рассматривается в главе 2?

В главе 2 изучается личность на примере служебной деятельности военнослужащего.

Как проводилось исследование?

В статье описана методика исследования личности военнослужащего.

Что такое морально-психологический статус личности?

Морально-психологический статус личности - это совокупность моральных и психологических характеристик, определяющих её поведение и отношение к моральным ценностям и нормам общества.

Какие причины и факторы могут приводить к деформации личности?

Деформация личности может быть вызвана различными причинами и факторами, такими, как социальные условия, неблагоприятная среда, низкая степень самооценки, отсутствие поддержки и примеров со стороны окружающих, а также негативный опыт и травмы.

Какие методики исследования можно использовать для изучения личности на примере служебной деятельности военнослужащего?

Для изучения личности военнослужащего на примере служебной деятельности можно использовать различные методики, такие как опросники, наблюдение, интервью и анализ документов. Они позволяют получить информацию о морально-психологическом статусе личности, её чертах характера, мотивации и развитии военнослужащего.

Какие результаты были получены при анализе преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем?

При анализе преобладающих черт характера у военнослужащих со стажем были получены следующие результаты: [Описать результаты исследования, например, наиболее распространенные черты характера, их значимость для служебной деятельности и т.д.].

Какие исследования ранее проводились на тему морально-психологического статуса личности?

На тему морально-психологического статуса личности проводились различные исследования, в которых исследовались такие аспекты, как социальная адаптация, эмоциональная устойчивость, моральный кодекс и мотивация поведения. Такие исследования позволяют более глубоко понять морально-психологический статус личности и его влияние на жизнь человека.

Какова сущность понятия личности и ее морально-психологического статуса?

Сущность понятия личности заключается в комплексе индивидуальных психологических особенностей человека, включая его моральные и этические установки. Морально-психологический статус личности определяется ее нравственными качествами и способностью принимать осознанные моральные решения.

Какие причины и факторы могут привести к деформации личности?

Существует множество причин и факторов, влияющих на деформацию личности. Это может быть неблагоприятная среда обитания, недостаток эмоциональной поддержки, травмы и стрессовые ситуации, а также влияние негативных образцов поведения и ценностей. Все эти факторы могут привести к изменению морально-психологического статуса личности.