Коррекционная работа по развитию графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 23 23 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.02.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………................................3-5
1. Определение умственной отсталости………………………………………….6-9
2. Некоторые вопросы коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью…………………………………..10-20
Заключение………………………………………………………………….......21-22
Список использованных источников……………………………………………...23
Фрагмент для ознакомления

Ребенок должен назвать пропущенное слово. Задание: при перечитывании вы можете заменить одно слово другим (из одной тематической группы: корова - теленок; близкое звучание: стол - кабель),а ребенок должен найти ошибку и написать слово. «Запомните необходимые слова»: «Ребенок смотрит на картинку! Ребенку предлагаетсязапомнить из предложенных фраз (коротких рассказов), а затем назвать только те слова,которые обозначают: погоду, транспорт, растения и т.д. Сначала он может показать рукой всеизвестные слова в рассказе, постепенно отходя от него, только записывая их.Затем ребенка просят воспроизвести рассказ в соответствии с его эскизами. Видоизменять в зависимости от модального восприятияребенка.«Воспоминание» Первый вариант. Ребенка просят запомнить комнату своего дома: какого цвета пол? Что это за покрывало на кровати? Стена? Вспомните другиевещи, людей или события, которые он видел, и запишите их. Второй вариант.Один ребенок в комнате выходит вперед. Остальным предлагается посмотреть на него в течение 3-5 минут. Затем ребенок выходит из комнаты, а остальные дети подробно описывают, как он одет, и пишут это. «Чувствую» Детей просят обращать внимание на цвета, звуки, образы, запахивокруг них, ощущать прикосновения (можно включить музыку – звуки природы).Одна-две минуты в тишине, а затем их спрашивают, что они почувствовали или заметили. Дети записывают важные для них пять слов.«Визуальные представления». Детей просят представить любую геометрическую фигуру: а круг, треугольник, квадрат или любой другой предмет. Затем их просят покрасить фигуру вкакой-нибудь цвет, затем изменить тон на более светлый или темный; представьте, как фигура приобретаетболее теплый или холодный цветовой оттенок. Написать предложение на эту тему. Затем импредлагается представить себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; нарисуйтеэто в уме, украсьте и расскажите, что сделали. «Тактильные и кинестетические представления». Сначала дети прикасаются к предмету, а затемпредставляют свои ощущения от прикосновения к дереву, шерсти, бархату, волосам и т. Д. им предлагается прикоснутьсякора дерева, крапива в уме; свежевыпавший снег, разные цветы, их лепестки,стебель, листья, песок, вода, вода горного ручья, море, перо, еж, собака. Затемпредлагается попробовать рассказать о своих чувствах. ‘Слуховые представления’. Ребенку предлагается представить голоса знакомых емулюдей; представить, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, сердито,радостно, растерянно. Затем его просят представить различные бытовые шумы, шум уличного движения;скрип половиц в деревянном доме, скрип дверей, окон, шелест занавесок; шум дождя, грозы, набегающих на берег волн; звон колоколов и колокольный звон; звуки различных музыкальных инструментов. А затемпопытайтесь продемонстрировать слуховые ощущения с помощью голоса.Формирование самоконтроля при письме. Одним из важных направлений в работе по оптимизации детского письма как вида деятельности является формирование навыков самоконтроляв процессе письма и после его завершения. Именно самоконтроль тесно связан с осознанием выполняемых действий, оценкой их качества и его результаты. Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является отсутствие произвольноговнимания [11, с.34].Упражнение «Письмо в древнерусском языке» учитель читает небольшой текст, и ребенок сначала пишет его только согласными. Затем предлагается написать этот текст только гласными. Вывод о том, что легче читать. Отрабатывается механизм переключения и управления звуковымобразом слова.Совершенствование и автоматизация графомоторных навыков.Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, и в начале коррекционной работы логично отдавать предпочтение двигательнымметодам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующимвзаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Левая полусфера отвечает за логику запоминающегося, правая - за ритм иобразы. Таким образом, в процесс вовлекается весь мозг, что значительно увеличиваетповышается производительность труда и сокращается время, необходимое для изучения правильного написаниябуквы.«Скажи по движениям» Учитель читает скороговорку, а ребенок изображает все слова действиями, затем ребенок говорит, а учитель показывает. Побеждает тот, кто точнее изобразит слова и напишет скороговорку.Развитие межполушарного взаимодействия. В вербальной и мыслительной деятельности каждая полусфера формирует свои собственные принципы организации речи. Правое полушарие формируетобеспечивает целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, создает ассоциациина основе визуальных и чувственных представлений о предмете. Левое полушарие обеспечиваетлогическое мышление, грамматическое выражение и характеристику свойств объекта.Эти и подобные упражнения были использованы в нашей экспериментальной тренировке и показали свою эффективность. Для того, чтобы войти в полное общение с кем-то ичтобы быть понятым, вы должны говорить на доступном языке, использовать дружественные выраженияи коды, другими словами, использовать ведущие модальности оппонента (в НЛП предпочтительнарепрезентативная система). Ведущая репрезентативная система личности (ребенка) вНЛП определяется, ориентируясь на так называемые ключи доступа, или внешние индикаторывнутренних состояний. НЛП располагает большим количеством моделей изменения человека, оптимизацииего состояния в направлении успеха в реальной деятельности, в личностной сфере. ЗаключениеПроведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок является актуальной в настоящее время. Психологические исследования Н.Ю. Боряковой показывают, что двигательные нарушения детей с ЗПР предполагают необходимую коррекционно-развивающую работу по развитию общей и мелкой моторики, по развитию графомоторных навыков. Психологические исследования Л.Н. Блиновой показывают, что отклонения в развитии моторной сферы детей с ЗПР создают у дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда. Психолого-педагогические исследования (М.М. Безруких, О.Б. Иншаковой, Р.Д. Тригер, О.С. Филипповой) подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений. Продуктивное влияние изобразительной деятельности на развитие графомоторных навыков отмечали Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, которые отмечали, что во время рисования развиваются перцептивно-моторные умения и навыки, зрительно-двигательная координация, образная сфера. Выявление уровня развития графомоторных навыков показало, что 35% детей имеют низкий уровень развития графомоторных навыков. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточно развита мелкая моторика, отмечается незрелость зрительно-моторной координации и зрительнопространственного восприятия, наблюдается напряженность и скованность мышц при движении, они не владеют элементарными графическими умениями и навыками.В настоящее время наука собрала достаточно информации о различных расстройствах в организме детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Выяснены многие аспекты механизмов развития умственной отсталости у дошкольников. Признано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для успешной коррекции развития таких детей. Учитывая, что общее развитие напрямую связано с уровнем речевого образования и умственной деятельности, было принято решение оценить корректирующие возможности логоритмики у детей с умственной отсталостью. Для оценки особенностей развития таких детей был применен комплекс дополнительных методов исследования в динамике. Она включает в себя: метод «Дом», метод изучения звуково-речевой стороны речи, метод изучения внимания «Найди разницу», метод изучения мышления «Понимание картин со скрытым смыслом», метод исследования уровня развития словарного запаса и общей осведомленности «Покажи и расскажи». Авторская логоритмическая коррекционная программа показала свои преимущества перед традиционной коррекцией в части развития личностного, интеллектуального и речевого развития у детей с умственной отсталостью. Это было подтверждено в ходе сравнения результатов коррекции вэкспериментальной и контрольной группах, которые доказали, что логопедический ритм является предпочтительным средством повышения развития у дошкольников с умственной отсталостью.СписокиспользованныхисточниковилитературыАхутина Т. В. и Пылаева Н. М. (2008). Преодолевать трудности физических упражнений:Нейропсихологический подход, с. 320. СПб.: Питер.Глозман Ж. М. и Соболева А. Е. (ред.) (2014). Комплексная коррекция обучения инвалидности в школе, стр. 544. М.: Смысл.Гриндер М. и Ллойд Л. (2001). НЛП в лингвистике, стр. 320. М.: Институт общихисследований человека.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. 200 с.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 554 с.Емельянов Е. Н. (2010). Плохая успеваемость в школе: Диагностика причин; «Ошибки», которые легко исправить. Советы нейропсихологу, с. 128. М.: Эксмо.Лалаева Р. И. и Шаховская С. Н. (ред.) (2011). Логопатопсихология. Учебное пособиедля студентов, стр. 285. М.: Владос.Логинова Е. А. (2004). Расстройство письма. Особенности его отображения и коррекции для Детей с умственным недоразвитием (учебник, под редакцией Л.С. Волкова), с. 208. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».Макадей Л.И. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 9. С. 123-135.Сиротюк А. Л. (2007). Физиологические основы подготовки студентов: Учебное пособие, с. 224. М.: Торговый центр Сфера.Формирование предикативной лексики с использованием значков, стр. 176. Москва: Национальная книга Центр. 2019.

1. Ахутина Т. В. и Пылаева Н. М. (2008). Преодолевать трудности физических упражнений: Нейропсихологический подход, с. 320. СПб.: Питер.
2. Глозман Ж. М. и Соболева А. Е. (ред.) (2014). Комплексная коррекция обучения инвалидности в школе, стр. 544. М.: Смысл.
3. Гриндер М. и Ллойд Л. (2001). НЛП в лингвистике, стр. 320. М.: Институт общих исследований человека.
4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. 200 с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 554 с.
6. Емельянов Е. Н. (2010). Плохая успеваемость в школе: Диагностика причин; «Ошибки», которые легко исправить. Советы нейропсихологу, с. 128. М.: Эксмо.
7. Лалаева Р. И. и Шаховская С. Н. (ред.) (2011). Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов, стр. 285. М.: Владос.
8. Логинова Е. А. (2004). Расстройство письма. Особенности его отображения и коррекции для Детей с умственным недоразвитием (учебник, под редакцией Л.С. Волкова), с. 208. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
9. Макадей Л.И. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 9. С. 123-135.
10. Сиротюк А. Л. (2007). Физиологические основы подготовки студентов: Учебное пособие, с. 224. М.: Торговый центр Сфера.
11. Формирование предикативной лексики с использованием значков, стр. 176. Москва: Национальная книга Центр. 2019.

Вопрос-ответ:

Как определить умственную отсталость у ребенка?

Умственная отсталость у ребенка определяется на основе его интеллектуальных способностей и развития. Для этого проводятся специальные психологические и педагогические тесты, которые позволяют оценить когнитивные функции и уровень интеллекта ребенка. Также учитывается его поведение, способность к обучению и адаптации в социуме. Определение умственной отсталости требует комплексного подхода и учета множества факторов.

Какую работу выполняет специалист по коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью?

Специалист по коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью проводит работу по развитию графо-моторных навыков у этих детей. Он помогает им улучшить координацию движений рук и пальцев, развить мелкую моторику, улучшить навыки построения графических образов. С помощью специальных упражнений ребенок развивает моторику рук, учится рисовать, писать и выполнять другие задания, которые требуют графической деятельности.

Какие задания предлагаются ребенку при коррекционной работе по развитию графо-моторных навыков?

Для развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью предлагаются различные задания, например, задания по перечитыванию и заполнению пропущенных слов, задания по рисованию и копированию графических образцов, задания по мелкой моторике (например, собирание пазлов, нанизывание бусинок и т.д.). Все эти задания направлены на улучшение координации движений рук и пальцев, а также на развитие навыков построения графических образов.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники, например, научные статьи и публикации в специализированных журналах, учебные пособия и методические рекомендации специалистов по коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью. Все использованные источники указаны в списке использованных источников, который приложен к статье.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллектуальное развитие ребенка отстает от нормы. Это ограничение интеллектуальных способностей, которое затрагивает различные аспекты жизни, такие как понимание, общение, обучение и адаптация в обществе.

Можно ли использовать игры и игрушки для развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью?

Да, игры и игрушки могут быть полезны для развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Множество игр и игрушек специально разработаны для тренировки мелкой моторики рук, координации движений и развития письменных навыков. Игры и игрушки могут быть веселым и интересным способом стимулирования развития у детей с умственной отсталостью.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость - это нарушение психического развития, которое характеризуется низким уровнем интеллектуальных способностей и ограниченностью адаптивных навыков.

Какие методы используются при коррекционной работе по развитию графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью?

При коррекционной работе по развитию графо-моторных навыков у таких детей могут применяться различные методы, например, компьютерные программы, игровые и творческие задания, упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений.

Какова роль графо-моторных навыков в развитии детей с умственной отсталостью?

Графо-моторные навыки играют важную роль в развитии детей с умственной отсталостью, так как они помогают улучшить уровень письменной и графической активности, а также улучшить общую логическую организацию мышления и способствуют развитию мелкой моторики.

Какие источники можно использовать для более подробного изучения темы коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью?

Для более подробного изучения темы можно использовать следующие источники: учебники по коррекционной педагогике, научно-практические статьи, исследования, публикации специалистов в области специального образования и психологии.