Социально-психологические аспекты личности
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Личность и этапы ее формирования в трудах Э. Эриксона 4
2. Теория личности и формирование идентичности в трудах Л. И. Божович 6
3. «Я-концепция» в трудах отечественных психологов 10
4. Исследования соотношения личности и социальной идентичности 12
5. Представления о личности в бихевиористских концепциях 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Сформированная целостная идентичность, объединившая в себе открытость миру, независимость, компетентность и инициативность дает возможность молодому человеку решить задачу самоопределения и выбора дальнейшего пути.Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что в рамках психологии идентичность предстает, как подвижная категория, находящаяся в зависимости от возрастной динамики.5. Представления о личности в бихевиористских концепцияхМногие исследователи считают, что понятия идентичности и личности тождественны друг другу. Так, исследователь истории социологии Х. Абельс высказался за отождествление понятий идентичности и личности в теории символического интеракционизма Дж. Г. Мида: «Понятие self вполне можно перевести термином идентичность. Идентичность возникает, если импульсивное и рефлексивное Я находятся в постоянном устойчивом взаимодействии. Идентичность есть постоянный диалог, в котором индивид общается с самим собой, т.е. с обеими «половинками» своей личности. Если обе стороны Я находятся в гармоничном равновесии друг с другом, мы говорим о состоявшейся личности» [, с. 41].Согласно теории Дж. Г. Мида, действие человека является осмысленным только в том случае, когда перед совершением действия он утверждает: я буду действовать таким (конкретным) образом. Способность совершать такие действия отличает человека от животного, равно, как его отличает умение прогнозировать действия других людей, которым он приписывает аналогичные схемы рассуждения: вызываемая в самом себе установка также может быть приписана другому. И во всей этой конструкции стержнем становится ядро, вокруг которого синтезируются все отклики и все символы. Это ядро артикулируется в символическом интеракционизме как два концепта понятия self: Ме и I [, с. 195]. Таким образом, в рамках символического интеракционизма из важнейших характеристик человека является способность различать то, что относится к его собственному «Я», от того, что к нему не относится. Формирование понятия «Я» требует, чтобы у субъекта имелась развитая система образных представлений, позволяющая ему мыслить себя, как один из объектов внешней реальности. «Я-идентичность» человека, по Дж. Г. Миду, можно представить, как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой, регулятивной. Именно процесс самопознания, как результат непрерывного сопоставления «Я» с «Другим» и с откликами, получаемыми от данных «Других» позволяет составить человеку представление о самом себе. Начинается данный процесс на самых ранних этапах существования человека и выражается в процессе социализации. Социализация представляет собой результат социальных взаимодействий, в результате которых у человека возникает образ собственного «Я», вглядываясь в которое, человек может корректировать свое поведение. Механизм восприятия оценки основан на трех аспектах: то, как по мнению индивида, его воспринимают другие; как окружающие реагируют на индивида и как реагирует сам индивид на его восприятие другими людьми. В случае, если восприятие основано на положительных оценках, то поведение индивида закрепляется, если на отрицательных, то оно корректируется.Дж. Мид выделил три этапа социализации. Первый – это этап имитации ребенком образцов поведения взрослых без понимания его социального смысла. Второй – это игровой этап, когда ребенок в игровых практиках воспроизводит поведение взрослых. Третий этап – это этап коллективных игр, когда дети учатся распознавать ожидания других людей и оценивать свое поведения по оценкам других индивидов.Уникальный вклад Дж. Г. Мида в социологию и социальную психологию обусловлен рассмотрением им личности как отношения между организмом и средой. Все особые аспекты личности, в совокупности образующие его идентичность, – внимание, восприятие, реагирование, оценивание – представляются такими отношениями. Только человеческие интеракции, опосредованные с символами языка, могут создавать такого рода отношения. Дж. Г. Мид искал условия валидного знания и определял такое знание в качестве адекватного соотношения целей и средств, через соответствие действия в его скрытых и открытых аспектах объективной среде.Каждый человек рождается в объективной социальной реальности, в рамках которой он встречает значимых других, которые ответственны за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него отпечаток в виде своих ролей и установок, которые ребенок интернализирует, превращая их в свои собственные. По мнению Дж. Г. Мида, в личности сохраняется часть, которая не поддается социализации, – «I», будучи фундаментом ее творческих и индивидуальных проявлений. Таким образом, обусловленность «Я» интернализированным образом Другого не является тотальной. Социальное «Я» выступает в качестве такого образа «Я», с которым человек вынужден считаться, поскольку оно диктуется обществом [, с. 224-227]. Таким образом, понимание Другого и самопонимание Дж. Г. Мидсвязывает, в первую очередь, с восприятием роли партнера, со взаимной рефлексивностью ожиданий некоторого определенного поведения.Идеи Дж. Мида пересекаются с воззрениями Ч. Кули. По Ч. Кули социализация представляет собой результат социальных взаимодействий, в результате которых у человека возникает образ собственного «Я», вглядываясь в которое, человек может корректировать свое поведение. Механизм восприятия оценки основан на трех аспектах: то, как по мнению индивида, его воспринимают другие; как окружающие реагируют на индивида и как реагирует сам индивид на его восприятие другими людьми. В случае, если восприятие основано на положительных оценках, то поведение индивида закрепляется, если на отрицательных, то оно корректируется.ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт изучения социально-психологических аспектов личности.Выделяют следующие уровни идентификаций: индивидуальный (персональный или Я-идентичность); групповой; общественный, или общечеловеческий. Данная дифференциация является основанием для различения следующих уровней социальной идентичности: персональная, или Я-идентичность, а также собственно социальная идентичность. На данный момент предполагается, что базовые характеристики идентичности закладываются уже на этапе детства. Наиболее активное развитие идентичности происходит в юношеском и подростковом возрасте, когда идет экспериментирование с социальными ролями и образами Я. Социальная идентичность представляет собой, во-первых, любую идентичность человека в социуме, и, во-вторых, состояние тождественности социального субъекта определенным социальным элементам, составляющим общество и его культуру, его социальные общности и группы. Общим моментом является противопоставление социальной и личностной идентичности. Исходя из рассмотренных представлений о социальной и личностной идентичности, при попытке соотнести их между собой, можно констатировать, что социальная идентичность взаимосвязана с межгрупповой дифференциацией и ингрупповым подобием, тогда как личностная идентичность – с отличием от других индивидов и от членов своей группы, что обуславливает подвижность и даже конфликтность соотношения личностной и социальной идентичности.С именем Э. Эриксона связано понятие кризиса идентичности. Кризис Э. Эриксон рассматривал, как определенные точки бифуркции в существовании индивида, когда выбранная им стратегия разрешения кризиса детерминирует последующее развитие и жизненный путь человека. Успешное прохождение всех таких кризисов приводит к формированию сильной, цельной идентичности, которая позволяет человеку успешно интегрироваться в общество. Согласно Л. И. Божович, логика личности задается процессом формирования иерархии мотивов, а его ядром становится главный мотив, которые задает направленность личности. Таким образом, направленность личности является ключевым признаком целостности, сформированности структуры личности. Соответственно, процесс формирования структуры личности происходит одновременно с оформлением и закреплением его мотивационной структуры, выделением ведущего мотива, который подчиняет себе прочую мотивационную систему и детерминирует общее строение мотивационной системы. Сформированность иерархии мотивов обеспечивает устойчивость личности.В понимании и раскрытии сущности феномена идентичности, Дж. Г. Мид использовал понятие отклика – отклик на слово, отклик на идею, отклик на образ. Я-идентичность» человека, по Дж. Г. Миду, можно представить, как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой, регулятивной. Именно процесс самопознания, как результат непрерывного сопоставления «Я» с «Другим» и с откликами, получаемыми от данных «Других» позволяет составить человеку представление о самом себе. Начинается данный процесс на самых ранних этапах существования человека и выражается в процессе социализации. Список использованной литературыАбельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – СПб.: Алетейя, 2000. – 272 с.Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 22.11.2021).Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – М.: Медиум, 1995. – 334 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – М. : Воронеж, 1995. – 352 с.Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.Митрохин, Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.Мохова, Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1. – С. 157-160.Палачева, Т.И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 22.11.2021)Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 178-180.Толстых, Н.Н. Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л.И. Божович / Н.Н. Толстых // Вестник Московского университета. – 2007. - № 1. – С. 143-158.Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 1977. – 144 с.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
2. Белопольская Н. Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. URL: https://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34631_full.shtml (дата обращения: 22.11.2021).
3. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – М.: Медиум, 1995. – 334 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – М. : Воронеж, 1995. – 352 с.
6. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
7. Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.
8. Митрохин, Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.
9. Мохова, Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1. – С. 157-160.
10. Палачева, Т.И. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах / Т.И. Палачева, А.Г. Жиляев. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2 (13). URL: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения: 22.11.2021)
11. Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 178-180.
12. Толстых, Н.Н. Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л.И. Божович / Н.Н. Толстых // Вестник Московского университета. – 2007. - № 1. – С. 143-158.
13. Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.
14. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 1977. – 144 с.
15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты личности рассматриваются в трудах Э. Эриксона?
В трудах Э. Эриксона рассматриваются социально-психологические аспекты личности и ее формирование на различных этапах жизни.
Какие этапы формирования личности выделяет Э. Эриксон?
Э. Эриксон выделяет 8 этапов формирования личности: уверенность в безопасности, автономия и сомнение, инициатива и вина, промежуточность инициативы и вины, идентичность и ролях, интимность и изоляция, генеративность и стагнация, эго-интегритет и отчаяние.
Какова роль теории личности в формировании идентичности?
Теория личности играет важную роль в формировании идентичности, позволяя человеку осознавать и понимать себя, свои задачи и цели, а также находить свое место в обществе.
Как психологи изучают соотношение личности и социальной идентичности?
Психологи исследуют соотношение личности и социальной идентичности через изучение роли социализации, личностных характеристик и взаимодействия с окружающей средой.
Какие представления о личности существуют в бихевиористских концепциях?
В бихевиористских концепциях личность рассматривается в качестве набора обученных реакций на внешние стимулы, а поведение определяется взаимодействием с окружающей средой.
Какие аспекты личности рассматриваются в статье?
Статья рассматривает социально-психологические аспекты личности, такие как формирование личности, идентичность, концепция "Я" и соотношение личности с социальной идентичностью.
Какие этапы формирования личности описывает Эриксон в своих трудах?
Эриксон описывает восемь этапов формирования личности, начиная от доверия и независимости ребенка в первые годы жизни и заканчивая поиском жизненного смысла и эгоцентризмом в пожилом возрасте.
Какие труды Л.И. Божович рассматривают формирование идентичности?
Л.И. Божович рассматривала формирование идентичности с позиции активной самореализации личности, взаимодействия с окружающей средой и конструктивного отношения к своей индивидуальности.
Какие представления о личности были описаны в бихевиористских концепциях?
В бихевиористских концепциях личность рассматривалась как совокупность наблюдаемых поведенческих реакций, а внутренние процессы и мотивы не учитывались.