Социально-культурная деятельность как средство социализации подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 08.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации подростков 6
1.1 Подростки как объект внимания науки 6
1.2 Теоретические подходы к исследованию понятия «Социализация» 11
1.3 Особенности процесса социализации современных подростков 16
Глава 2. Потенциал социально-культурной деятельности в социализации современных подростков 21
2.1 Социально-культурная деятельность. Понятие, роль и место социализации подростков 21
2.2 Возможности повышения эффективности реализации социально-культурной деятельности в социализации подростков 25
Заключение 31
Литература 33
Глоссарий 36
Технологизация социокультурной деятельности все чаще внедряется в практику как инновационный метод научного, интеллектуального, социально-образовательного ресурса, позволяющий воздействовать на действительность в прогнозируемом направлении. Социальные технологии позволяют на основе мониторинга воздействовать на социокультурные процессы и явления, изменять их в определенном направлении, целенаправленно организовывать социальные и образовательные процессы и добиваться предсказуемого результата[18].В решении этой проблемы изложены основные тенденции развития современных общественных детских объединений в воспитательной теории и практике. Первое направление - реализация деятельности общественных детских клубов как коллектива детей, объединенных общей целью и в которых созданы условия для развития их личности. Второе направление – это процесс самовыражения личности подростка в деятельности детских кружков. Третье направление – возрастающая роль научных исследований по выявлению основных аспектов развития современных детских общественных объединений[5].Социокультурные технологии воспитания детей и молодежи в современных общественных объединениях призваны изменить качественные характеристики личности, способствовать развитию ребенка, его творческих способностей и усвоению связанных с ним ценностей мировой и отечественной культуры. Социокультурные технологии связаны с образовательными технологиями как таковыми, социальными технологиями и обладают общими характеристиками: системностью, целенаправленностью, проекционностью, оптимальностью, повышением результативности обучения, механизмом воплощения теории в практику социально-педагогической деятельности[12].Характерными чертами социокультурных технологий являются: воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности; вовлечение личности в культурную деятельность; конкретная направленность на решение практических задач конкретного объекта воздействия в конкретных условиях; упор на социализацию образовательных процессов и аспектов саморазвития, на самореализацию и саморефлексию личности[7].Технологии социокультурной деятельности охватывают ряд приемов, широко используемых в образовательных технологиях и основанных на психолого-педагогических установках личности, а также на научно обоснованных конкретных формах, средствах и методах, характерных для социокультурной деятельности.Анализ исследований социально-культурной деятельности позволил выделить следующую структуру социокультурных технологий: социальный заказ, цель, содержание (формы, методы, средства), субъект-объектные отношения, конечный результат.Совокупность теоретических и эмпирических принципов в технологииопределяет ее важнейшие характеристики: концептуальность и ситуативность. Необходимо различать два уровня технологии - проектный (инвариантный, идеальный, четко структурированный, безличный компонент) и реализационный (вариативный, ситуативный, личностный компонент)[10].Содержит методологические (концептуальные рамки, условия, цели задачи, содержание социокультурных процессов) и методологические (процессуальные части, методы, формы и ресурсы работы, организация социокультурного процесса, его обеспечение и диагностика).Реализация социокультурной технологии характеризует деятельность конкретного специалиста в уникальной социокультурной ситуации как применение комплекса принципов, методов, приемов работы, применяемых отдельным специалистом в соответствии с особенностями его личностно-профессиональной культуры, что определяет ситуативность социокультурных технологий, их уникальность, отдаленность от алгоритмизации и стандартизации[2].Социокультурная технология близка, но не тождественна форме организации социально-культурной деятельности и воспитания. С помощью базовых знаний технологии приближают культурно-образовательный процесс конкретного подростка. Таким образом, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, факторов, определяющих его формирование, формирование определенных личностных характеристик, закономерностей физического изменения и внутреннего роста (теория) и понимание уникальность каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия). Эти два принципа составляют основу любой образовательной технологии и определяют, что от нее требуется[4]:1) концептуальность: наличие научно-педагогического обоснования (общей схемы) и его концептуальной интерпретации специалистом с учетом условий реального культурно-образовательного процесса, представленного многообразием социокультурных ситуаций;2) антропоцентризм: обеспечение непрерывного развития человека в культуре через его непрерывное познание специалистом;3) ситуативность: сохранение пространства авторства, творчества каждого субъекта с целью превращения идеальной схемы в живую педагогическую ситуацию;4) контекстуальность: интеграция в реальный культурно-образовательный процесс.Принципиальное отличие социокультурных технологий состоит в том, что как средство практического достижения поставленных целей по удовлетворению общественных и личных духовных интересов они призваны создать условия для социокультурной среды, в которой происходили бы процессы социализации и индивидуализации. Уникальность социокультурных технологий состоит как раз в том, что они, обладая в диалектическом единстве социально-педагогической, воспитательной, развивающей направленностью, они одновременно создают условия как для достижения целей социализации, так и для развития личности подростка, его творческих субъектных качеств[13].К важнейшим социокультурным технологиям воспитания подростков в современных общественных объединениях относятся информационно-просветительские, коммуникативно-досуговые, культурно-социальные и культурно-просветительские технологии, социальная защита, анимация, арт-терапевтические технологии, PR-технологии, этно- культурные технологии и др.В аспекте решения ряда задач по организации деятельности общественного объединения используются технологии формирования установки на самореализацию подростков, что связано с формированием мотивации достижения, созданием ситуации успеха, сознательное планирование и прогнозирование достижений, актуализация личного социального опыта и развитие рефлексивных навыков[17].Большую популярность приобрели тренинги по социальной психологии, обусловленные активными методами групповой работы, направленными на раскрытие позиций и эмоций подростка в атмосфере взаимного принятия, безопасности и поддержки. Целью таких тренингов как социокультурных технологий общественного объединенияявляется обучение подростков адекватному поведению на основе развития у них умения выражать чувства и социальный контекст, как собственного поведения, так и поведения окружающих[8].Интересными становятся разрабатываемые технологи развития социальной инициативы подростков, включающих его в систему позитивных отношений, возможность общения со сверстниками и взрослыми, социально и личностно значимое содержание коллективной деятельности, участие в значимых для общества событиях и коллективных делах, позволяет детям и молодежи реализовать свои способности в различных социальных ролях, развить социальные навыки для совместной работы, создавать новое в коллективе, а также брать на себя социальную ответственность за результаты деятельности. Роль социокультурных технологий в социализации подростков в современных общественных объединениях связана с интеграцией воспитательной, социальной и культурной проблематики, что гармонизирует воспитательную задачу как направленность на определенные общественно значимые ценностные ориентации, позитивные изменения, ориентации на развитие личности и социальных общностей, гуманизацию их взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой[2].Таким образом, социокультурные технологии предполагают взаимопроникновение социально-педагогического и культурного, наполнения деятельности и действий эмоционально-привлекательными формами и видами творчества, социально необходимым смыслом и содержанием на основе гуманистических ценностей духовной культуры, что определяет сущностную основу развития современных подростковых общественных объединений.ЗаключениеУченые в настоящее время все больше внимания уделяют проблемам подросткового досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастании значения досуга подростков, а значит, и о его возрастающем влиянии на процесс социализации подрастающего поколения.Процесс социализации подростков неразрывно связан со знанием окружающего мира, содержащихся в нем основных норм и правил поведения, а также знакомством с достижениями культуры. Итак, социализация представляет собой социокультурное понятие, о чем свидетельствует включение подростка в единое для всех жизненное пространство, через усвоение человеком знаний об окружающем мире, типа осознания действительности, культурных особенностей и традиций, а также включение подростка в эту систему социальных отношений.Социализация молодежи в культурно-досуговом учреждении представляет собой активный творческий процесс овладения общечеловеческими и общекультурными ценностями. Задача культурно-досуговых учреждений состоит в том, чтобы создать нравственно здоровую среду, в которой подросток может создать условия для благоприятного формирования своих жизненных ориентиров и социального опыта.Особенность деятельности культурно-досугового учреждения заключается в сочетании формальных и неформальных воздействий на отдельного подростка или группу молодых людей.Эта деятельность представляет собой совокупность различных видов и форм взаимодействия профессионалов культурно-досугового учреждения и подростков в досуговой сфере, с помощью которых удовлетворяются и развиваются релаксационные, культурно-просветительские, творческие потребности и интересы, и личностное развитие подростков гарантировано.Проблема социализации подростков в настоящее время является одной из важнейших, ее процесс неразрывно связан с познанием мира и приобщением к культурным ценностям. Социализация молодежи предполагает активный творческий процесс освоения общечеловеческих и общекультурных ценностей.ЛитератураАлькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2017. - 192 с.Бабаева, Е.В. Организация досуга молодежи: историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. - М.: Лань, 2017.- 160 с.Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 17-21.Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. - М.: Лань 2013. - 160 с.Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.Заярская, Г.В. К постановке проблем организации досуга современной молодежи / Г.В. Заярская // Научные исследования и образование. - 2017. - № 1. - С. 113-115.Ионова, О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О.В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3. - С. 106-113.Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. - М.: Юрайт, 2017. - 316 с.Ковешникова, А.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Актуальные вопросы современного гуманитарного образования: сб. научных и творческих работ. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. С. 114-119.Кокорина, К.А. Формирование досуговой культуры молодёжи / К.А. Кокорина, Е.И. Мурзина // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 71-73.Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.Куровская, С. Н. Конфликтология в социально-педагогической деятельности / С.Н. Куровская. - М.: Издательство Гревцова, 2020. – С. 336.Медведева, Н.В. Проблемы организации досуга молодежи на муниципальном уровне / Н.В. Медведева, А. Фадеева // Сборник трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии: сб. ст. - М.: РГСУ, 2016. - С. 123-128.Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 101-105.Тихоновская, Г.С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4. - С. 141-145.Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная деятельность и ее комплексные проблемы в системе развития и формирования социальной активности молодежи / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 122-125.ГлоссарийКультурно-досуговоеучреждение – это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества.Подростковый возраст - это период в жизни человека от детства к юности. В традиционной классификации он начинается в 11-12 лет и заканчивается в 14-15 лет.Пубертатный период — это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время.Социализация — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.Социокультурнаядеятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.Социокультурныетехнологии – технологии, содействующие изменению качественных характеристик личности, которые способствуют развитию человека, его творческих способностей, вхождению в мир ценностей.
Литература
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2017. - 192 с.
3. Бабаева, Е.В. Организация досуга молодежи: историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.
4. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.
5. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. - М.: Лань, 2017.- 160 с.
6. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
7. Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 17-21.
8. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. - М.: Лань 2013. - 160 с.
9. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.
10. Заярская, Г.В. К постановке проблем организации досуга современной молодежи / Г.В. Заярская // Научные исследования и образование. - 2017. - № 1. - С. 113-115.
11. Ионова, О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О.В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3. - С. 106-113.
12. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. - М.: Юрайт, 2017. - 316 с.
13. Ковешникова, А.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности молодежи / А.Е. Ковешникова // Актуальные вопросы современного гуманитарного образования: сб. научных и творческих работ. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. С. 114-119.
14. Кокорина, К.А. Формирование досуговой культуры молодёжи / К.А. Кокорина, Е.И. Мурзина // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 71-73.
15. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
16. Куровская, С. Н. Конфликтология в социально-педагогической деятельности / С.Н. Куровская. - М.: Издательство Гревцова, 2020. – С. 336.
17. Медведева, Н.В. Проблемы организации досуга молодежи на муниципальном уровне / Н.В. Медведева, А. Фадеева // Сборник трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии: сб. ст. - М.: РГСУ, 2016. - С. 123-128.
18. Сырбу, А.Н. Функции социально-культурной деятельности в образовательной сфере / А.Н. Сырбу, С.Е. Бурыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5-1. - С. 101-105.
19. Тихоновская, Г.С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4. - С. 141-145.
20. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная деятельность и ее комплексные проблемы в системе развития и формирования социальной активности молодежи / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1. - С. 122-125.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-культурная деятельность?
Социально-культурная деятельность представляет собой различные формы и виды деятельности, направленные на социализацию и развитие подростков через участие в культурных, спортивных, образовательных и других сферах жизни общества.
Какая роль социально-культурной деятельности в социализации подростков?
Социально-культурная деятельность играет важную роль в социализации подростков, так как она позволяет им освоить социальные нормы, ценности, учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать свои личностные качества и навыки, а также находить себя в обществе и формировать свою идентичность.
Какие теоретические подходы существуют к исследованию понятия "социализация"?
К исследованию понятия "социализация" применяются различные теоретические подходы, например, социально-психологический подход, социокультурный подход, социально-биологический подход и другие. Каждый из них предлагает свою интерпретацию процесса социализации и подчеркивает определенные аспекты и факторы, влияющие на него.
Какие особенности процесса социализации современных подростков?
Процесс социализации современных подростков отличается от процесса социализации подростков прошлого века. Современные подростки сталкиваются с новыми вызовами и проблемами, такими как влияние социальных сетей, доступность информации, быстрота изменений в обществе. Они также имеют возможность выбора из различных сфер деятельности и самореализации, что требует от них адаптации и развития новых навыков и компетенций.
Какой потенциал имеет социально-культурная деятельность в социализации подростков?
Социально-культурная деятельность имеет большой потенциал в социализации подростков. Она позволяет им расширять свой круг общения, находить новых друзей, развивать творческие способности, осваивать новые знания и навыки, участвовать в коллективной работе и достижении общих целей. Это способствует интеграции подростков в общество и их полноценному развитию.
Каково значение социально-культурной деятельности для социализации подростков?
Социально-культурная деятельность играет важную роль в процессе социализации подростков. Она помогает им осваивать социальные нормы и ценности, развивать коммуникационные навыки, формировать социальную идентичность и самооценку. Кроме того, участие в различных социально-культурных мероприятиях исключает возможность отрыва и асоциального поведения подростков, так как они активно взаимодействуют с другими людьми и находятся в структурированном социальном окружении.
Какие теоретические подходы используются при исследовании понятия социализации подростков?
В исследовании понятия социализации подростков используются различные теоретические подходы. Некоторые из них включают теорию социального научения, теорию ролевого конфликта, теорию социокультурного развития и др. Эти подходы позволяют изучить процесс социализации подростков с разных сторон, учитывая влияние как внешних, так и внутренних факторов на формирование их социальной позиции и поведения.
Какие особенности процесса социализации современных подростков?
Процесс социализации современных подростков имеет свои особенности. В современном обществе наблюдается большое влияние массовой культуры, медиа и технологий на формирование их ценностных ориентаций и образа жизни. Также важными особенностями являются ускорение социализации, раннее начало самостоятельных выборов и ответственности, а также усиление влияния сверстников на формирование личности подростка.
Что представляет собой социально-культурная деятельность?
Социально-культурная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие и социализацию личности. Это могут быть различные культурно-образовательные мероприятия, спортивные соревнования, творческие группы, клубы интересов и т.д. Они позволяют подросткам освоить новые навыки, расширить круг общения, научиться сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, развить свои интересы и таланты.
Зачем изучать социализацию подростков?
Изучение социализации подростков позволяет лучше понять процессы, которые происходят при взаимодействии подростков с обществом. Оно помогает выявить особенности этого периода развития человека, а также разработать эффективные методы и стратегии социализации, которые могут помочь подросткам стать успешными и адаптированными к обществу взрослыми.