Атомизация общества в России и Китае
Заказать уникальную дипломную работу- 45 45 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 23.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования атомизации в российском и китайском обществе 5
1.1. Понятие атомизации в обществе 5
1.2. Особенности атомизации российского общества 13
1.3. Особенности атомизации китайского общества 19
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Социологическое исследование атомизации в российском и китайском обществе 29
2.1. Организация социологического исследования 29
2.2. Результаты социологического исследования 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов 41
Выводы по Главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 52
Также было проведено исследование по методике «Шкала экзистенции» (рис.7)Рисунок7. – результаты исследования по методике «Шкала экзистенции» в экспериментальной и контрольной группахИз полученных данных следует, что в данной выборке как представители китайской, так и представители российской групп студентов отличались высоким уровнем ответственности (72 и 70 баллов соответственно). Следовательно, испытуемые относились к своим общественным обязанностям осознанно и понимали значимость результатов собственной деятельности для общественного развития.По таким характеристикам, как самодистанцирование и самотрансценденция, получены средние результаты. Соответственно, испытуемые обеих групп во многих случаях готовы принять ценности других людей, что свидетельствует о наличии общественных взаимосвязей по данному фактору.Уровень ниже среднего получен по шкале «Свобода»: 33 и 36 баллов. Следовательно, студенты российской и китайской групп часто не могут самостоятельно принять решения в сложной ситуации, не готовы сделать выбор в условиях общественной неопределённости и т.п. Следовательно, в разрабатываемой программе необходимо включать задания, направленные на повышение уровня решительности и внутренней свободы.В табл. 5 приведены данные о возможных значимых различиях между показателями методики «Шкала экзистенции» среди участниковгрупп китайских и российских студентовТаблица 5Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для выявления достоверных различий по методике«Шкала экзистенции»Критерии Средние значенияUэмп*.X̅1X̅2 Самодистанцирование 4,13,8 67,27 Самотрансценденция79 79 - Свобода 3633 69,73 Ответственность72 70 75,441 X̅1 – средние значения в экспериментальной группе 2 X̅2 – средние значения в контрольной группе Примечание – * U= 64 при 5% p≤0,05, n1 = n 2 = 15Таким образом, ни по одному из показателей шкалы экзистенции достоверных различий на констатирующем этапе выявлено не было.2.3. Анализ и интерпретация результатовВ целом на констатирующем этапе среди участников групп российских и китайских студентов выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной общественной сплочённостью:Недостаточная сформированность способности к самопознанию, гибкости поведения, а также активности и продуктивности.Высокий уровень эмоционального истощенияВыбор неконструктивных копинг-стратегий в стрессовых общественных ситуациях, что связано с низким уровнем общественного доверияНедостаточное развитие умений распознавать эмоции окружающих.При этом между исследуемыми показателями атомизации общества не было значимых различий между группами российских и китайских студентовНа основе интерпретации результатов проведённого исследования был разработан Таким образом, нами разработана комплексная программа, направленная на преодоление негативного влияния атомизации российского и китайского общества. Программа разработана с учётом выявленных проблем в ходе диагностики на констатирующем этапе.Выводы по Главе 2Социологическое исследование посвящено выявлению влияния атомизации в российском и китайском обществе на психологическое состояние студентов. В ходе проведения исследования было установлено, что как российские, так и китайские студенты имеют ряд проблем, связанных с недостаточной общественной сплочённостью:Недостаточная сформированность способности к самопознанию, гибкости поведения, а также активности и продуктивности.Высокий уровень эмоционального истощенияВыбор неконструктивных копинг-стратегий в стрессовых общественных ситуациях, что связано с низким уровнем общественного доверияНедостаточное развитие умений распознавать эмоции окружающих.При этом между исследуемыми показателями атомизации общества не было значимых различий между группами российских и китайских студентовНа основе интерпретации результатов проведённого исследования был разработан тренинг для студентов с целью преодоления негативного воздействия общественной атомизации.ЗаключениеВ рамках данного исследования была проведена работа по использованию специального тренинга с целью преодоления негативного влияния атомизации в российском и китайском обществе. В рамках проведённой диагностики среди групп российских и китайских студентов было установлено, что среди участников обеих групп выявлен ряд проблем, связанных с формированием атомизации в обществе:Недостаточная сформированность способности студентов к самопознанию, гибкости поведения, а также активности и продуктивности.Высокий уровень эмоционального истощенияВыбор неконструктивных копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, что связано с низким уровнем общественного доверияНедостаточное развитие умений распознавать эмоции окружающих.Для решения обозначенных проблем была разработана программа тренинговых мероприятий, которая включила в себя три основных раздела: 1) снижение уровня эмоционального выгорания, 2) развитие базовых структур эмоционального интеллекта, 3) развитие общественного доверия.Список использованных источниковПриложениеТренинг для студентов с целью преодоления негативного воздействия общественной атомизацииЗанятия, направленные на формирование компонентов эмоционального интеллектаСодержание тренинга, направленного на формирование необходимых компонентов эмоционального интеллекта№ Название занятияЦельВремя1Диагностика, методика Люшера.Проективный тест «Несуществующее животное».Цель: обоснование необходимости конструктивных перемен, устранение неконтролируемых чувств; показ способов контролировать свои эмоции, выражать недовольство цивилизованным способом; учить контролировать моторику. 1 час2«Танец эмоций»Цель: нивелировать отрицательные вспышки эмоций, моторики, через желание говорить об этом спокойно. 1 час3«Письмо»Цель: устранить неконтролируемые эмоции; показать способы самоконтроля, выражение недовольства адекватно; помощь сотруднику в оценке своего состояния, анализ поведения окружающих и самого себя; формирование самоконтроля движений1 час4«Владей собой» Цели: нивелировать напряжение, установить положительный настрой; учить адекватно выражать эмоции недовольства; устранить неконтролируемые раздражения; снизить нервно-психическое; помощь в переключении к деятельности чувствовать скопившуюся агрессию в игре.1 час5Техника «Мандалы»Цель: осознание конфликтов между зонами «Я» и «Не Я», рефлексия, интеграция личности.1 час6Оценка поступковЦель: осознавать эффективные формы поведенческих навыков, соединить агрессию и мышечную релаксацию; учить адекватно выразить чувство гнева; снизить нервно-психическое напряжение.1 час7«Дорисовывание фигур» Цели: освоить поведенческие навыки и использовать их в социуме; приобретение навыка адекватно выражать чувства; формирование возможности применять эмоции в адекватных социальных целях; развить саморефлексию поступков; снизить нервно-психическое и эмоциональное напряжение.1 час8«Дорога жизни» Цели: самоисследование, формирование адекватного представление о себе и своей жизни. Найти новые пути самовыражения и взаимодействия с социальным окружением.1,5 часа. 9«Сказки» Цель: учить адекватно выразить гнев; помощь в переключении к активной деятельности после долгого сидячего положения, снять страхи и обеспокоенность, силы бросить на достижение социально приемлемой цели1,5 часа.10Анализ результатовЦели: освоить эффективные способы поведения и использовать в социуме; учить адекватно выразить чувство гнева; развивать эмпатию.часЗанятия, направленные на преодоление эмоционального выгорания1 день. Онлайн.Старт. Обсуждаем правила участия в группе.5 мин.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на досках в Миро – телесное, психическое и ноэтическое состояние. И делятся вслух.20 мин. На этих досках они будут отмечать состояние каждый раз, когда мы будем встречаться (утром)А также вечером в те дни, когда мы будем встречаться.Цель: Повысить уровень самоосознания своего состояния. Научиться лучше себя «слышать»Заметить динамику изменения состояний в течение 3х недель, понять, с чем она связана, и сделать для себя выводыНаучиться дифференцировать телесное, эмоционалное и ноэтическое ощущение себя.«Эмоциональное истощение» и «Э. выгорание» – что это такое?Лекционная часть – 15 мин. 10 мин. Обсуждение: Как вы думаете, о чем нам говорят ситуации, когда мы попадаем в «Истощение» или «Выгорание»? В чем ИХ СМЫСЛ в нашей жизни? Причины – ЭИ (Стресс, Несбалансированная работа НС) + ЭВ (Экзистенциальный вакуум, подмена ценностей дефицитами / истинных смыслов ложными)Лекционная часть – 15 мин. Танце-двигательное упражнение «Начало движения / остановка движения».Дома у своих компьютеров или на улице. Под музыку (ссылка на композицию в Миро).Цель: заметить (индивидуально), что вами движет – какие чувства и мысли, когда вы решаете начать движение и перейти к отдыху. Как вам даются эти решения? Насколько они для вас органичны? 20 мин. 3 мин. – инструкция, 3 мин. – движение, 5 мин. – шеринг в парах, 9 мин. – шеринг в кругу, кто хочет.Перерыв 10 мин.Симптомы «Выгорания» / Симптомы «Исполненности»Лекционная часть – 10 мин. Упражнение – 40 мин.15 мин. Выбирают 3 карты из колоды МАК, придумывают небольшую «историю» – записывают в личные дневники:«Выгорания»:Эмоционального истощения – ОбразДеперсонализация – образПотеря смыслов (цели есть, и содержания нет) – образ (м.б. здесь использовать метафорические карты?)15 мин. Выбирают 3 карты из колоды МАК придумывают небольшую «историю» – записывают в личные дневники:«Исполненности»Эмоционального благосостояния (не эйфории, а благосостояния)Персонализация – образКогда есть смыслы (есть и цели, и содержание) – образЗавершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?20 мин. Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):повспоминать, поисследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какие запахи мне помогают восстанавливаться и отдыхать лучше всего? В идеале – принести на следующее оффлайн занятие и поделиться с нами.2 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс – ДЗ по запахам60 мин. Обсуждение в парах, а затем в кругу рисунков, историй и инсайтов, найденных во время финального упражнения на предыдущем занятии – 60 мин.Как восстанавливаться? – ЭИ (через ощущения) и ЭВ (через переживание «Внутреннего согласия», истинных ценностей и смыслов – терминология Экзистенциального анализа)Леционная часть – 15 мин.Упражнение – 15 мин.Упражнение: каждый находит свой образ «Внутреннего согласия», слепив его из пластилина, и делится им в круге. Лекционная часть про модель личности Франкла + Личность – диалог между внутренним миром и внешним. 10 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин. Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):повспоминать, поисследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какая телесная активность, телесный отдых, телесный контакт мне помогают восстанавливаться и отдыхать лучше всего?3 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс – ДЗ по «телесному отдыху»мин. Лекция по 2 Фундаментальной мотивации – смысл эмоций в нашей жизни 15 мин.Упражнение через рисунок: Исследование своих эмоций в теле. Их многообразие. О чем они говорят? Как переживаются? Маркерами для каких ценностей являются?Рисунок 15 мин, обсуждение в парах 20 мин.Перерыв 10 мин. Общий шеринг после упражнения – 45 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин.Д/З: В рамках изучения темы, как можно восстанавливать свою Нервную систему, когда она попала в «Заморозку» (по Поливигальной теории):Вспомнить, исследовать, а затем найти бадди и обсудить:Какой визуальный ряд мне помогает восстанавливаться и отдыхать лучше всего?день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс шеринг по ДЗ – 60 мин. Как мы переживаем ценности? Что это такое в ЭА? Три группы ценностей по Франклу. Лекционная часть – 30 мин.Упражнение. Медитация – вспомните событие, где вы переживали особую ценность момент. Как она переживается на уровне тела / чувств / мыслей? Какое движение приходитДелимся найденным образом через движение и зеркалим движение друг друга по кругу.30 мин.Обсуждение предстоящего ДЗ – работа с файлом: списком ценностей, из которых надо будет выбрать сначала «Важные», потом «Очень важные» персональные ценности.Д/З:поработать с файлом: с «Ценностями» - отобрать свои ценности «Важные», потом «Очень важные», а потом топ-10 и дописать свои.5 день. Онлайн.Шеринг. Кто в каком состояние сейчас? Отмечают на бордах в Миро – телесное, психическое и ноэтическое измерение. И делятся вслух. Плюс шеринг по ДЗ – 60 мин. Отличие ценностей от «долженствований», «интересов» и «потребностей»Лекционная часть – 15 мин.Упражнение: сначала самостоятельное исследование с помощью письменной пракики. А затем обсуждение индивидуальных примеров этих различий в кругу. 30 мин.Работа с тремя персональными ценностями, которые хочется развивать.Упражнение по методу Анны Халприн. Каждая участница выбирает свои 3 персональные ценности6 которые хочет сейчас развивать в жизни. И делает к ней спонтанный рисунок. Затем пишет к нему спонтанно 3 прилагательных, 3 глагола, 3 существительных. Затем составляет из них предложение. – 45 мин.Завершение. Шеринг. С чем уходите? Что было важно? Что вас затронуло?30 мин. Д/З: Подобрать 3 музыкальные композиции к своим трем персональным ценностям, с которыми сегодня работали и принести их (ссылки) на следующее занятие.6 день. Онлайн.Сразу идем в обсуждение рисунков, текстов и музыки, собранных для исследования своих персональных ценностей. Каждый обсуждает только 1 ценность Все занятие посвящено этой работе.Д/З: Для тех, кто успел сегодня поделиться: обсудить со своим бадди две оставшиеся ценности из трех, которые не успели обсудить на занятии.7 день. Онлайн.1) Анализ динамики своего соматического, эмоционального и ноэтического состояния за эти три неделт на досках в Миро. – 30 мин.2) Сразу идем в обсуждение рисунков, текстов и музыки, собранных для исследования своих персональных ценностей. Те, кто не обсуждал свои ценности на прошлом занятии: обсуждает только 1 ценность из 3х в парах. Все занятие посвящено этой работе. – 2 часа2) Понятие «Терминальных и инструментальных ценностей» и «Конфликта ценностей». Лекционная часть – 15 мин.Д/З: Для тех, кто успел сегодня поделиться: обсудить со своим бадди две оставшиеся ценности из трех, которые не успели обсудить на занятии.8 день. Оффлайн.4 ФМ – «На пути реализации своих глубинных ценностей рождаются глубинные смыслы». Вводная часть и план работы на сегодня – 20 мин.Упражнение: Путь по 4 Фундаментальным мотивациям по «Ценностям». Каждый на своем ватмане выкладывает композицию из природных материалов и дорисовывает графику и слова в соответствии с персональными ценностями, которые были найдены на курсе – так по трем ФМ.Затем, поставив на место 4ой ФМ свою свечку, - медитация «Свой храм». Аутентичное движение.И затем – каждый выкладыает свою композицию в районе 4 ФМ. Интеграция в слова – письменная практика в тишине.«Выставка» - свидетельствование работ друг друга в общем пространстве. 60 мин.Завершающий круг – интеграция пройденного опыта на курсе. 1 час 30 минут.Занятия, направленные на развитие экзистенциональной исполненности.Разработанные рекомендации развития экзистенциональной исполненности с учётом результатов проведённого исследования включал в себя следующие задачи:Установление конструктивных взаимосвязей внутри компанииРабота, направленная на развитие необходимых личностных качеств сотрудников (внутренней свободы, уверенности в своих силах и др. в соответствии с результатами диагностики и поставленными задачами).Достижение высокого уровня общественного доверия.№Упражнения на формирование конструктивных взаимосвязей Методические указания 1. «Давай поздороваемся»Придумать необычный способ поздороваться (особый жест, сделать танцевальное приветствие и т.д.) и продемонстрировать.Создание непринужденной обстановки. 2. «Узнай собеседника»Участие в пареНа листке пишется в столбик 5 положительных и 5 отрицательных черт собеседника. Время выполнения 3 минуты, после обсуждения. Вывод будут основываться на том, сколько собеседник угадал черт характера.Данное упражнение направленно на формирование навыка анализа собеседника и принятия себя с точки зрения окружающих.3. «Что изменилось»Участие всей группыВодящий поворачивается спиной к аудитории, в это время в аудитории происходит изменения. Пример: «Кто то поменялся кофтой или местами» (не больше двух-трех изменений). Данное упражнение направленно на формирование внимание и внимательность которое необходимо при эффективном общении.4. «Маска»Участие всей группыПрилагается каждому участнику изобразить мимику (страх, удивление, боль, радость и т.д.). А другие участники должны угадать.Данное упражнение направленно на формирование навыка различия мимики, что бы понимать без слов, что с человеком происходит.Упражнения на формирование желаемых качеств5.«Рисунки на спине»Организовать колоны по 8 человек. Каждому из участников раздается листок и фломастер. Первому участницу предлагается слово, которое он должен написать на листке бумаги, которое расположено на спине впереди стоящего участника. Далее впереди стоящий должен понять (почувствовать) и написать слово также как и предыдущий участник.Данное упражнение позволит сформировать фантазии, тонкость в восприятия. Участники буду взаимодействовать между собой как физически и психологически. 6.«Мне интересно»Каждая группа должна обсудить и составить программу спортивного мероприятия. Заранее определившись с видом спорта. Каждая группа в течении 5-6 минут активно обсуждает возможный ход событий мероприятия. Затем предоставляет свое решение на всеобщее обсуждение. Данное упражнение позволит сформировать навыки взаимодействия и общественной работы7.«Презентация того человека»Работа в парахУчастники рассказывают о себе друг другу (не более 5 минут). Далее один из участников пары должен презентовать себя публике как человек, с которым он вел беседу.Данное упражнение тренирует навык эмпатии, способность чувствовать, понимать другого человек и способности передать.Упражнения на повышение психоэмоционального тонуса 8.«Угадай фигуру»Каждому участнику игры предлагается, закрыв глаза выбрать фигуру и описать. Тем самым попытаться понять, что в руках.Данная игра поспособствует развитию перцептивных способностей индивидуума, через ощущение, восприятие.9.«Найди фигуру»Каждому участнику предлагается найти из всех предложенных фигур именно ту которая будет задана.Данная игра поспособствует развитию перцептивных способностей индивидуума с акцентов из зрительного восприятия в тактильные ощущения.10.«Память за 5 секунд»Участникам игры предлагается 5 разных фигур. Задача участника за 5 секунд запомнить все фигуры и перечислить их.Данная игра позволить развитию памяти. Расписание занятий с учётом времени№Количество времени Упражнения 45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 1» «Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2» «Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 2»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 3»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Узнай собеседника»«Рисунки на спине»«Угадай фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Что изменилось» «Мне интересно»«Найди фигуру»45 минут«Комплекс упражнений 1»«Давай поздороваемся»«Маска»«Презентация того человека»«Память за 5 секунд»Итог 21час
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы исследования атомизации в российском и китайском обществе?
В статье рассматриваются понятие атомизации в обществе и его особенности в российском и китайском контексте. Исследование основывается на социологическом подходе и теоретических концепциях, связанных с атомизацией и развитием общества.
Какие особенности атомизации российского общества рассматриваются в статье?
Статья подробно анализирует особенности атомизации российского общества, включая проблемы индивидуализации, потерю солидарности и утрату социальных связей. Особое внимание уделяется влиянию экономических и политических факторов на атомизацию российского общества.
Чем отличается атомизация в китайском обществе от атомизации в российском обществе?
В статье рассматриваются особенности атомизации в китайском обществе, которые включают факторы социальной гомогенизации, сохранение традиционных ценностей и сильную роль государства. В отличие от России, в Китае существуют механизмы, способствующие сближению и объединению людей в обществе.
Как организовано социологическое исследование атомизации в российском и китайском обществе?
Статья описывает методы и подходы, использованные в социологическом исследовании атомизации в российском и китайском обществе. В исследовании были применены опросы, интервью и анализ статистических данных для получения основных результатов и выводов.
Какие результаты были получены в социологическом исследовании атомизации в российском и китайском обществе?
Результаты социологического исследования показали, что атомизация общества в России проявляется в утрате доверия к другим людям, изменении социальных связей и отчуждении индивида. В китайском обществе атомизация проявляется в более высокой степени гомогенизации и укреплении государственного контроля над индивидами.
Что такое атомизация в обществе?
Атомизация в обществе - это процесс разобщения и разобщенности людей, утрата социальных связей и значимых общественных институтов.
Какие особенности атомизации можно выделить в российском обществе?
В российском обществе особенности атомизации проявляются в низком уровне доверия людей друг к другу, распаде социальных сетей и групп, низком уровне взаимодействия и поддержки между людьми.
Какие особенности атомизации можно выделить в китайском обществе?
В китайском обществе особенности атомизации проявляются в слабовыраженности индивидуальности, сильной роли государства в управлении и контроле граждан, низком уровне автономности и свободы личности.
Какие результаты были получены в социологическом исследовании?
Результаты социологического исследования показали, что атомизация в обществе приводит к утрате коллективного сознания, ослаблению общественных связей и снижению уровня доверия между людьми.