Рынок труда и политика занятости в российской федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 13.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Понятие, структура и показатели рынка труда 6
1.2 Направления и инструменты политики занятости 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1 Анализ показателей рынка труда в России 20
2.2 Анализ государственной политики в области содействия занятости в РФ 33
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
3.1 Рекомендации по развитию активной политики занятости населения 40
3.2 Оценка влияния предлагаемых мероприятий по развитию активной политики занятости на рынок труда в России 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Перечень этих мерзатрагиваетряд участников рынка труда, таких как длительно безработные, работники, оказавшиеся под угрозой сокращения, молодежь, прочие уязвимые категории населения, например, женщины в сельской местности, неформально занятые. Экономический кризис, вызванный COVID-19, привел к росту безработицы и снижению доли рабочей силы. В России, при незначительном росте общей безработицы с 4,6% в декабре 2019 года до 6,4% в августе 2020 года, безработица среди молодежи (20-29 лет), которая уже была самой высокой среди всех возрастных групп, увеличилась больше всего. Аналогичная тенденция роста безработицы среди молодежи наблюдается и в других странах, например, в ЕС.Коронакризис позволил выяснить:несоответствие квалификации рабочей силы: люди, потерявшие работу в одной отрасли, не обладают квалификацией для перехода в другие отрасли с повышенным спросом на рабочую силу, у них отсутствует желание переподготовки /повышения квалификации или поиска работы в других секторах в целом; ограниченная мобильность рабочей силы из-за трудностей, связанных с переездом в другие регионы для получения новых рабочих мест (включая снижение доходов, которые не покрывают расходы на предполагаемый переезд).В этой связи необходимо развивать мероприятия активной политики занятости населения для данной категории рабочей силы.Среди способов развития активной политики занятости населенияв разрезе данных мероприятий можно выделить:1. Изменения в сфере образования. Государству необходимо разработать меры, упрощающие студентам доступ к кредитам для оплаты их образования, что предоставит больше возможностей большему количеству людей научиться важным навыкам. Кроме того, изменения в учебных планах в соответствии с вызовами современной рабочей среды также является хорошим подходом, это нужно делать, чтобы идти в ногу с темпами технологических изменений.2. Создание диверсифицированных рабочих мест. Экономическая политика имеет большое значение для снижения уровня безработицы в стране. Создание лучших возможностей трудоустройства на всех уровнях, для квалифицированных, неквалифицированных и профессиональных работников может помочь свести к минимуму уровень безработицы. Поощрение культуры предпринимательства среди молодежи также сыграло бы жизненно важную роль в росте экономики и сокращении числа безработных молодых людей.3. Стимулирование самозанятости и уменьшение чрезмерной зависимости от формального сектора занятости. Одаренный от природы художник может создавать произведения искусства и продавать их. Талантливый футболист может улучшить свои навыки и стать профессиональным игроком. Поэт или писатель также может использовать свои таланты, чтобы заработать деньги. Многие упускают из виду, что таланты также могут быть использованы для получения хорошего дохода и ведения комфортной жизни. Повышение осведомленности об этой проблеме может иметь большое значение для того, чтобы сделать людей активными и культивировать среди них культуру самозанятости.4. Географическая мобильность за пределами территориальных границ своего места жительства. Повышения мобильности внутри страны можно достичь, мотивируя население переселяться в регионы с низкой плотностью и нехваткой кадров. Кроме того, условия, в которых оказался сейчас рынок труда, позволяют находить работу в любом регионе России, это касается тех профессий, которые позволяют их обладателям работать удаленно.5. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о переходе России от модели финансирования пособия по безработице из бюджета к модели страхования от безработицы, что позволит повысить размер пособия. Также необходимо проработать вопрос о лишении пособий тех граждан, которые не прилагают активных усилий для поиска работы, направив их тем гражданам, кто занимает активную позицию на рынке труда.6. Стимулирование самозанятости населения также может выступить фактором, снижающим уровень безработицы, а также позволить выйти из «тени» и обеспечить бюджет налоговыми платежами.Основнымипреградами при реализации мероприятий по развитию предпринимательской инициативы незанятых граждан являются:недостаточная устойчивость созданных малых предприятий незанятыми гражданами (более четверти созданных малых предприятий при содействии службы занятости ликвидируются, преимущественно в течение первых двух-трех лет);недостаточно налаженное информирование населения о программах по содействию самозанятости, организации собственного дела;отсутствие преференций для отдельных групп безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве (многодетные родители, женщины, имеющие малолетних детей, родители, имеющие детей-инвалидов, и др.) в ряде подпрограмм и программ по содействию занятости населения на региональном уровне;отсутствие мер по предоставлению дополнительных налоговых льгот, денежных кредитов, полноценной государственной поддержки со стороны администрации городов, сел, районов для отдельных групп безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве;невысокий уровень выделяемой финансовой помощи;непрозрачность механизма проведения тестирования, которое направлено на определение готовности к организации предпринимательской деятельности, а также наличия соответствующих знаний и навыков.Изменения в активной политики занятости населения нужно совершить уже сейчас. Эта проблема могла бы решиться посредством выбора подрастающим поколением дальнейшего обучения по профилю востребованных профессий. Для этого государство и бизнес должны сделать данную перспективу для них более привлекательной. Поспособствовать выбору будущих специалистов можно с помощью большего количества бюджетных мест в вузах в этих областях, грантов, обмена студентами, обмена передовым опытом и другими ресурсами между странами для развития глобального рынка труда, гибкости, повышения качества образования, развития данных профессиональных областей и поиска новых решений. 3.2Оценка влияния предлагаемых мероприятий по развитию активной политики занятости на рынок труда в РоссииОценка влияния предлагаемых мероприятий по развитию активной политики занятости на рынок труда в России в данной части работы будет основана на прогнозных оценках специалистов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, НИУ ВШЭ, а также информационно-аналитических агентств, освещающих проблемы рынка труда в России.Рекомендации, предлагаемые в работе, связаны с пандемией и ее краткосрочными и долгосрочными последствиями на рынке труда. Несмотря на все негативные моменты коронакризиса, надо отметить, что кризис несет и положительные изменения на рынке труда. Первая положительная сторона – распространение удаленных форм занятости и в целом развитие новых технологий организации бизнес-процессов. Благодаря возможности работать дистанционно выиграют в первую очередь люди, испытывающие трудности с перемещением: имеющие ограничения по здоровью, матери с детьми и пожилые. Самый высокий уровень дистанционной занятости будет продолжать наблюдаться в ИКТ, а самый низкий – в сельскомхозяйстве. Среди других отраслей, продолжающих активно использовать этот режим работы, можно назвать образование, госуправление, финансовую деятельность и деловые услуги. Распространение телекоммуникаций, включая использование видеоконференцсвязи, уменьшит дальнейшие потребности сотрудников в поездках на работу, увеличит спрос на системы дистанционного управления и идентификации и расширит возможности для организации виртуальных мероприятий (выставки, конференции, поездки, обучение, медицинские консультации и т.д.). Развитие технологий дополненной реальности и коммуникации с помощью новых средств (5G, 6G, космическая связь) усилит эту тенденцию. Образ жизни в целом станет более «сидячим», что будет способствовать росту онлайн-торговли и онлайн-сервисов.Что касается изменений в отраслевой структуре рабочей силы, то очевидно резкое увеличение глобального спроса на ИТ-специалистов всех видов; кризис короны придал дополнительный импульс использованию роботов и их вовлечению в те задачи и профессии, которые легко алгоритмизировать.Эксперты ожидают структурное и устойчивое падение спроса в секторах, производящих ряд традиционных товаров и услуг: одежду и обувь, пассажирские перевозки, услуги контроля и безопасности, общественное питание и т.д.Резкий рост спроса на сортировщиков, курьеров и водителей такси, вызванный блокировкой, вряд ли сохранится. В будущем развивающиеся технологии заменят этих работников роботами. Это позволит сократить потребность в неквалифицированной рабочей силе, в том числе трудящихся-мигрантах из развивающихся стран.Трудовая миграция будет чаще принимать дистанционный характер. Столичный бизнес сегодня ищет дистанционных сотрудников в регионах чаще, чем в Москве. Большую часть вакансий на удаленке составляют вакансии в call-центрах, IT-сфере, продажах, технической поддержке и EdTech. С принятием закона об электронном документообороте в трудовых отношениях прогнозируется дальнейшее увеличение вакансий с дистанционным типом работы в регионах.Распространение телекоммуникаций, включая использование видеоконференцсвязи, уменьшит потребность сотрудников в поездках на работу, увеличит спрос на системы дистанционного управления и идентификации и расширит возможности (в том числе финансовые) для организации виртуальных мероприятий (выставки, конференции, поездки, обучение, медицинские консультации и т.д.). Развитие технологий дополненной реальности и коммуникации с помощью новых средств (5G, 6G, космическая связь) усилит эту тенденцию. Вполне вероятно, что образ жизни в целом станет более "сидячим", что будет способствовать росту онлайн-торговли и онлайн-сервисов.Что касается изменений в отраслевой структуре рабочей силы, то очевидно резкое увеличение глобального спроса на ИТ-специалистов всех видов; кризис короны придал дополнительный импульс использованию роботов и их вовлечению в те задачи и профессии, которые легко алгоритмизировать.Прогнозируется структурное и устойчивое падение спроса в секторах, производящих ряд традиционных товаров и услуг: одежду и обувь, пассажирские перевозки, услуги контроля и безопасности, общественное питание и т.д.Резкий рост спроса на сортировщиков, курьеров и водителей такси, вызванный блокировкой, вряд ли сохранится. В будущем развивающиеся технологии заменят этих работников роботами. Это позволит сократить потребность в неквалифицированной рабочей силе, в том числе трудящихся-мигрантах из развивающихся стран.Важной особенностью рынка труда станет, с одной стороны, его «оседлость», быстрое распространение полностью или частично удаленной работы, а также расширение его границ, связанное с «оседлостью», что делает транспортную доступность менее важной. Большая «сидячая работа» экономит время работников, улучшает баланс между работой и личной жизнью и повышает эффективность работников (при условии, что удаленная работа хорошо организована, сами сотрудники хорошо управляются, а удаленная работа координируется с работой на месте). Поэтому, в целом, это позволит сохранить прежний уровень производительности и улучшить качество жизни, что является ключом к устойчивости этих изменений. Сниженные расходы на аренду офиса и транспортные расходы компенсируют затраты на дополнительное оборудование и техническое обслуживание «домашнего офиса».На вакансию с дистанционной занятостью может откликнуться безработный из любого региона России, что позволяет снизить межрегиональные различия. К тому же кризис стимулировал многие компании к использованию новых цифровых и управленческих технологий в области коммуникации, защиты данных, организации работы. Поэтому в долгосрочной перспективе такая ситуация может оказать положительное влияние на производительность труда. Прогнозы на долгосрочную перспективу свидетельствуют, что вследствие коронавирусной пандемии, изменений в отраслях экономики в пользу сферы услуг, влияния цифровизации и прочих трендов, к 2040 г. ожидается самый большой дефицит специалистов в сферах: IT; клининга (уборки); медицины; немедицинских профессий в области здравоохранения, ухода и медицинских технологий; воспитания, социальных профессий и теологии (церковные профессии).Что касается предложения на рынке труда в управлении и организации бизнеса, финансовом секторе и бухгалтерском и налоговом консультировании, то оно будет в разы больше спроса на данные услуги. В этой связи необходимо перераспределить рабочую силу из сфер с относительно избыточным предложением в другие области. При планировании государственной политики занятостиправительство, как правило, стремится существенно расширить активную политику на рынке труда в качестве важного компонента своей стратегии по достижению целевого показателя занятости. Однако, исходя из текущих оценок, неясно, окажет ли такое расширение существенное влияние на регулярную занятость. Более важным представляет собой изменение сочетания существующих мер в сторону наиболее эффективных, в частности сокращение субсидий на заработную плату для работников государственного сектора и расширение субсидий на заработную плату в частном секторе.Таким образом, меры, направленные на развитие рынка труда в России должны включать мероприятия, субсидирующие занятость в отраслях, где затруднительно организовать работу с помощью дистанционных технологий; мероприятия, направленные на разностороннюю помощь самозанятому населению и индивидуальным предпринимателям;оказание содействиядля отдельных групп безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве. ЗАКЛЮЧЕНИЕРынок труда - это совокупность сделок, посредством которых покупается и продается способность выполнять работу. Отдельные рынки труда имеют свою структуру и особенности, определяемые наборами правил, определяющих, кто может участвовать на данном рынке труда и на каких условиях. Следовательно, рынки труда могут различаться в зависимости от отрасли, уровня развития региона или страны, а также по полу, возрасту, профессии и другим параметрам. Одно из противоречий рынка труда заключается в том, что его функционированиеосновано на предположении, что объектом покупки и продажи на данном рынке является товар или услуга, как и на любом другом рынке, тогда как на самом деле это человеческая способность выполнять работу. Таким образом, социальная природа рынка труда придает ему особые характеристики, которые требуют регулирования и мониторинга. Специфика данного рынка заключается в присутствии на нем внеконкурентных факторов, таких как профсоюзы, крупные корпорации, государство, которые каждый в свою очередь пытается повлиять на рынок труда.В частности, роль государства и государственной политики на рынке труда заключается в обеспечении того, чтобы все трудоспособные имели возможность участвовать в трудовой жизни,надостижение лучшего соответствия между спросом натруд ипредложением труда, атакже на поддержку слабоконкурентоспособных групп работников. Эта область политики также направлена на создание безопасности и возможностей для перехода на рынке труда и включает меры по трудоустройству молодежи, подбор лиц, ищущих работу, и вакансий, программы политики на рынке труда, страхование по безработице. Государственная политика занятости может проводиться в активной и пассивной форме.Инструментами активной политики на рынке труда являются разного рода программыповышения квалификации (переподготовки) безработных, финансируемые из бюджета; механизм субсидирования оплаты труда за счет государства в случае трудоустройства безработных; создание или предоставление рабочих мест в госсекторе. К инструментам пассивной политики занятости относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест.Обобщая проанализированные в работе тенденции, характеризующие структуру и динамику показателей рынка труда Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:1. На конец 2021 года в стране насчитывается75 554,5 тыс. человек, входящих в состав рабочей силы, из них женщин 36 669,8 тыс. человек, мужчин 38 884,7 тыс. человек.2. Основная тенденция на рынке труда в 2021 году в России — его выравнивание и постепенный возврат к показателям доковидных 2018–2019 годов.3. По состоянию на 01.12.2021 уровень официально регистрируемой безработицы к численности рабочей силы составил по Российской Федерации – 1,1 %.4. Что касается характеристик структуры численности занятого населения по отраслям, то здесь безусловным лидером является «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», здесь трудится порядка одной пятой всех занятых в России. 5. В структуре внутренней трудовой миграции населения в России, заметно преобладание мужчин в выборе места работы за пределами своего места постоянной регистрации, а также явные предпочтения сельского населения в трудоустройстве за пределами своего субъекта.6. Внутрироссийская миграция связана с отсутствием рабочих мест, слабым развитием экономики в регионе проживания, что вынуждает граждан искать работу в более развитых субъектах (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область). Основная причина трудовой миграции в более развитые субъекты – это разница в размере заработных плат. 7. В России безработица свойственна в большей степени мужчинам, чем женщинам, однако продолжительность поиска работы для безработных обоих полов максимальна в возрасте 20-24 года и составляет от 1 до 3 месяцев.8. Коронакризис позволил выяснить несоответствие квалификации рабочей силы: люди, потерявшие работу в одной отрасли, не обладают квалификацией для перехода в другие отрасли с повышенным спросом на рабочую силу, у них отсутствует желание переподготовки /повышения квалификации или поиска работы в других секторах в целом;9. Ограниченная мобильность рабочей силы из-за трудностей, связанных с переездом в другие регионы для получения новых рабочих мест (включая снижение доходов, которые не покрывают расходы на предполагаемый переезд).Государственный проект по содействию занятости требует доработок в плане учета всехобстоятельств, которые могут быть препятствиями на пути переобучения,повышения квалификации, поиска новой работы или развития трудовоймобильности.Меры, направленные на развитие рынка труда в России должны включать мероприятия, субсидирующие занятость в отраслях, где затруднительно организовать работу с помощью дистанционных технологий, а также мероприятия, направленные на разностороннюю помощь самозанятому населению и индивидуальным предпринимателям.При планировании государственной политики занятостиправительство, как правило, стремится существенно расширить активную политику на рынке труда в качестве важного компонента своей стратегии по достижению целевого показателя занятости. Однако, исходя из текущих оценок, неясно, окажет ли такое расширение существенное влияние на регулярную занятость. Более важным представляет собой изменение сочетания существующих мер в сторону наиболее эффективных, в частности сокращение субсидий на заработную плату для работников государственного сектора и расширение субсидий на заработную плату в частном секторе.Грамотная политика на рынке труда будет иметь жизненно важное значение для формирования процесса восстановления рынка труда после различных кризисных явлений в экономике. Привлечение людей к работе посредством эффективного обучения, оказание помощи компаниям в удержании и найме персонала, а также оказание всесторонней поддержки людям, испытывающим серьезные трудности с трудоустройством, поможет обеспечить справедливый и эффективный выход из кризиса, избегая отчуждения на рынке труда более уязвимых лиц.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/10164585/
2. Бахарева, М. Ю. Особенности государственного управления в области труда и социальной защиты / М. Ю. Бахарева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 10. – С. 513-516.
3. Белохвостова Н. В. Механизмы государственного регулирования занятости населения // Сервис в России и за рубежом. 2016. №6 (67). С.90-100
4. Бобков, В. Н. О направлениях социально-экономической политики в связи с развитием нестандартных форм занятости в Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 21-32.
5. Былков В.Г. Рекрутинговые характеристики спроса на рабочую силу // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 961
6. В какой стране самый высокий уровень занятости? URL: https://ilostat.ilo.org/topics/employment/
7. Васяйчева В. А. Рынок труда и трудовая миграция: учеб. пособие. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 96 с.
8. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Самостоятельная занятость как одно из важнейших направлений активной политики занятости населения. // Политика и Общество. - 2018. - № 4. - C. 525-533.
9. Гильтман М. А. Программы содействия занятости населения в субъектах РФ в 1995–2016 гг.: институциональный анализ // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2016. Том 4. № 31. - С. 127-139.
10. Гильтман М. А., Обухович Н. В., Токарева О. Е. Влияние государственного регулирования рынка труда на регистрируемую безработицу // Вопросы государственного и муниципального управления, 2017. - № 4. – С. 56-67.
11. Гильтман М.А., Обухович Н.В., Токарева О.Е. Активная и пассивная политика на российском рынке труда: централизация или регионализация? // Вопросы экономики. 2019. - №6. – С.79-98
12. Гимпельсон, В. Е. Зарплата и потоки на российском рынке труда в условиях ковида. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. – 30 с.
13. Данилова, С. Н. Основные направления государственной политики в сфере содействия занятости населения в регионе в условиях преодоления последствий коронавирусной инфекции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 4-5(83). – С. 110-114.
14. Денисенко, И. А. Основные траектории трансформации рынка труда и трудовых ресурсов в условиях цифрового и поствирусного трендов преобразования общества // Право и управление. XXI век. – 2021. – Т. 17. – № 3(60). – С. 52-61.
15. Денисенко М., Мукомель В. Трудовая миграция во время коронакризиса. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/trudovaya-migratsiya-vo-vremya-koronakrizisa/
16. Дудовцева, Ю. В. Стратегический анализ трендов на рынке труда старшего поколения / Ю. В. Дудовцева // Управленческое консультирование. – 2020. – № 1(133). – С. 93-103. – DOI 10.22394/1726-1139-2020-1-93-103.
17. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Численность рабочей силы по полу URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58705
18. Ермолаева, С. Г. Рынок труда: учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. —с. 38
19. Живалёва Е. А., Горбуля Н. Ю. Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 10-12.
20. Игнатова О., Манукиян Е. Что происходит на российском рынке труда // Российская газета - Федеральный выпуск № 239(8590). URL: https://rg.ru/2021/10/19/chto-proishodit-na-rossijskom-rynke-truda.html
21. Информация о социально-экономическом положении России - 2020 г. [Электронный ресурс] / Федеральное агентство государственной статистики. – Режим доступа: https://gks.ru/bgd/free/B20_00/Main.htm
22. Капелюшников, Р. И. Анатомия коронакризиса через призму рынка труда. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 60 с.
23. Композитные индикаторы занятости и бизнес-потенциала в базовых отраслях экономики России: ожидаемый фокус перемен в IV квартале 2021 г. – М.: НИУ ВШЭ, 2021 – 12 с.
24. Копыток В.К. Кузьмина Ю.В. Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные? / Центр перспективных управленческих решений. — М.: ЦПУР, 2020. — 38 с.
25. Корженевская, О. Н. Институциональная роль федерального проекта «Содействие занятости» в формировании социального капитала уязвимых категорий населения. – Томск: НИ ТГУ, 2021. – С. 86-88.
26. Корнейчук, Б.В. Рынок труда. 2-е изд., испр. и доп. / Б.В. Корнейчук. – М.: НИУ «ВШЭ», 2018. – с. 287
27. Крицкая М. Как изменится МРОТ в 2022 году. URL: https://kontur.ru/articles/4948
28. Лагулова, Е. С. Оценка эффективности государственной программы «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» / Е. С. Лагулова // Постулат. – 2020. – № 1(51). – С. 105.
29. Лопатина, Е. И. Анализ современного состояния рынка труда в России / Е. И. Лопатина // Экономика устойчивого развития. – 2020. – № 2(42). – С. 130-134.
30. О межрегиональной трудовой миграции в 2019 году. Федеральная служба государственной статистики. Стат. материалы. – М.: Росстат, 2020. – 36 с.
31. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74678576/
32. Пашкова, С. Е. Содействие развитию предпринимательской инициативы женщин с детьми органами занятости населения // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 11. – С. 2869-2884.
33. Пациорковский, В. В. Самозанятость - ответ части экономически активного населения на кризис стандартных трудовых отношений // Народонаселение. – 2020. – Т. 23. – № 1. – С. 88-103.
34. Пензиев, А. С. Анализ основных направлений деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1901-1907.
35. Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 №1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/71867.html/
36. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2021 г. №1603 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: https://ppt.ru/docs/postanovlenie/pravitelstvo/n-1603-255646
37. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. – М.: НИУ ВШЭ, Центр стратегических разработок, 2017. – 148 с.
38. Росстат назвал лидирующие регионы по оттоку работников. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/07/2020/5f0c60359a794763d6c03073
39. Росстат. Занятость и безработица в Российской Федерации (по итогам обследования рабочей силы) URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/17.htm
40. Рофе А.И. Рынок труда: учебник [Текст] / А. И. Рофе. — М.: КНОРУС, 2018. — 422 с.
41. Смелов П.А., Егорова Е.А. Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации // Статистика и экономика, 2020. - №15(6). – С.80-87.
42. Среднегодовая численность занятых в России по видам экономической деятельности в России в 2020 году [Электронный ресурс] / Федеральное агентство государственной статистики. – Режим доступа: https://www.gks.ru/labour_force
43. Счетная палата Российской Федерации. Отчет об эффективности ГП-7 «Содействие занятости населения» в 2021 году. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2020.pdf
44. Тырсин, А. Н. Моделирование взаимосвязи факторов формирования спроса на рабочую силу и ее предложения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 145-155.
45. Уровень безработицы в разных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/unemployment-rate?continent=g20
46. Уровень безработицы населения в РФ [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://www.gks.ru/labour_force
47. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» за 2020 год. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1870
48. Черных, Е.А. Рынок труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131749
49. Швачкина, Л. А. Реализация программы «Содействие занятости населения» как фактор преодоления проблемы безработицы в современном российском обществе // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 февраля 2020 года. – Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука», 2020. – С. 110-114.
50. Шибаршина О. Ю. К вопросу о динамике показателей безработицы в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019, № 1 (35). - С. 292-298.
51. Шубцова Л.В., Белохвостова Н.В. Разработка программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.9, № 2(58). URL: http://electronicjournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2015_2
52. Экономика и социология труда. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. В. М. Масловой. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — с. 59
53. Hayward G. Vocational Education and Training and the School-to-Work Transition, Editor(s): Penelope Peterson, Eva Baker, Barry McGaw, International Encyclopedia of Education (Third Edition), Elsevier, 2010, P. 306-311
54. Ehrenberg, R.G., & Smith, R.S. (2017). Modern Labor Economics: Theory and Public Policy (13th ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315101798
55. Escudero, V. Are active labour market policies effective in activating and integrating low-skilled individuals? An international comparison. IZA J Labor Policy 7, 4 (2018).
Вопрос-ответ:
Что такое рынок труда?
Рынок труда - это экономический механизм, на котором происходит встреча спроса и предложения трудовых ресурсов. Спрос на рабочую силу создается работодателями, а предложение - со стороны работников. На рынке труда формируются цены на труд (заработная плата), условия труда и уровень безработицы.
Какие основные показатели рынка труда существуют?
Основными показателями рынка труда являются: уровень занятости - доля экономически активного населения, работающего или ищущего работу; безработица - доля экономически активного населения, не имеющего работы, но активно ищущего; заработная плата - денежное вознаграждение, получаемое работниками за свой труд.
Какие направления и инструменты политики занятости применяются в России?
В России применяются следующие направления и инструменты политики занятости: создание рабочих мест - путем развития экономики и поддержки предпринимательства; обучение и повышение квалификации - для адаптации к требованиям рынка труда; поддержка занятости уязвимых групп населения - молодежи, инвалидов, безработных и других категорий.
Какие показатели рынка труда характерны для России?
На рынке труда в России характерны следующие показатели: высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; низкий уровень заработной платы, особенно в некоторых регионах; неравномерное распределение рабочих мест между секторами экономики и регионами.
Каковы направления совершенствования государственной политики занятости в России?
В России совершенствование государственной политики занятости включает следующие направления: развитие системы поддержки предпринимательства и создание новых рабочих мест; повышение качества профессионального образования и переподготовка рабочих кадров; региональное развитие и создание равных возможностей для занятости.
Какие показатели используются для анализа рынка труда в России?
Для анализа рынка труда в России используются различные показатели, такие как уровень занятости, уровень безработицы, скрытая безработица, средняя заработная плата и другие. По этим показателям можно оценить состояние рынка труда, его динамику и принять меры для улучшения ситуации.
Какие направления и инструменты используются в политике занятости в России?
В политике занятости в России используются различные направления и инструменты для содействия занятости населения. Это могут быть программы обучения и повышения квалификации, программы поддержки малого и среднего бизнеса, меры стимулирования создания новых рабочих мест, а также программы по переквалификации безработных и поддержке трудоустройства.
Каковы основные проблемы на рынке труда в России?
На рынке труда в России существуют различные проблемы, такие как высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, неравномерное распределение рабочих мест по регионам страны, низкая производительность труда, несоответствие качества образования требованиям рынка труда и другие. Улучшение ситуации на рынке труда требует комплексных мер, направленных на решение этих проблем.
Какая государственная политика в области занятости активно проводится в России?
В России активно проводится государственная политика в области занятости, направленная на содействие трудоустройству населения и увеличение занятости. В рамках этой политики осуществляются различные программы и меры поддержки занятости, в том числе поддержка малого и среднего бизнеса, развитие социального предпринимательства, стимулирование создания новых рабочих мест, обучение и переквалификация безработных и другие.
Что такое рынок труда?
Рынок труда - это сфера экономических отношений, связанных с процессом найма и использования рабочей силы. На рынке труда взаимодействуют спрос на рабочую силу со стороны работодателей и предложение рабочей силы со стороны работников. На этом рынке формируются заработные платы, уровень безработицы и другие показатели, характеризующие состояние трудовых отношений в стране.