Элементы театрализации на музыкальных занятиях в детском саду

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 15.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
РАЗДЕЛ 1 3
Элементы театрализации: общая характеристика понятия 3
РАЗДЕЛ 2 9
Роль и место элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду 9
Кроме того, театрализованная деятельность побуждает детей к развитию и способствует совершенствованию речи. Она является источником всестороннего развития ребенка и его творческих способностей. Важно, что во время такой игры развивается эмпатия, дети учатся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, приобретают умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. 9
М.Д. Маханева особо подчеркивала широкие воспитательные возможности театрализованной игры на музыкальных занятиях. По ее мнению, «участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения» [14, с. 8–12]. 9
В то время как ребенок произносит реплики героя, исполняя роль, он невольно начинает ясно, четко, понятно изъясняться. В процессе говорения у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Когда ребенок воспроизводит текст, он учится грамотно и логично строить предложения, тренируется в употреблении подходящих в той или иной ситуации слов. Этот фактор активно стимулирует развитие у детей связной речи. 10
Коллективный характер театрализованной игры позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. [3, с. 11] 10
Ребенок воссоздает конкретные образы, используя различные выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, позы, походку и другие. Особенностью данного вида игры становится то, что каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и перед публикой. Такая практика учит детей не стеснятся присутствия слушателей. 10
В процессе подготовки к инсценировке сказки или рассказа дети учатся выделять цель и средства ее достижения, самостоятельно планировать и координировать свои действия и многое другое. Примеряя на себя разные по характеру роли, дети приобретают опыт взаимодействия и навыки общения с взрослыми и сверстниками. Таким образом, происходит их социальное развитие. 10
Заключение 28
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления

Во-вторых, с точки зрения учителя, необходимы дополнительные меры по эффективности использования театральной деятельности для развития сочувствия школьников. Чем четче обозначены действия учителя, тем эффективнее результаты. Таким образом, педагогическая технология - это инструмент, позволяющий учителю эффективно решать задачи профессиональной деятельности (с высокой Экономические и гуманитарные исследования регионов № 6 2020 43 вероятностью достижения желаемого результата). Первым компонентом эмпатического процесса является сопереживание. Это опыт субъекта тех же эмоциональных состояний, что и другой человек переживает посредством идентификации с ним. Использование игровой драматизации на этапе развития эмпатии влечет за собой обогащение идей школьников эмпатиями и их эмоционально-сенсорным опытом, развитием идей и формированием личного, индивидуального отношения к качеству человека, такого как эмпатия. В игре о драматизации идеи школьников об эмпатии обогащаются как сочувствие, помощь, эмоции и чувства людей, способы их вербализации. Однако, чтобы тренировать личные отношения, недостаточно просто информировать, передавать знания и формы. Содержание работы должно отражать личный опыт ребенка. Дети должны не только помнить и воспроизводить свои эмоции и чувства, но также осознавать природу их внешности, овладеть способами выражения их словесно и использовать пантомиму и обогащать их эмоциональный, эмоциональный, эмпатический опыт. Часто этот опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но также избегать конфликтных ситуаций, контролировать и откладывать негативные эмоциональные проявления. Второй компонент эмпатического процесса - эмпатия. Это опыт эмоциональных состояний субъекта чувств другого человека. Использование игровой драматизации на этапе развития симпатии у детей подразумевает их активное участие в игре-драматизации не только как зрителей, но и как участников. В роли аудитории дети сочувствуют художественному образу. Взять эту роль для себя. Организация работы с детьми включает в себя работу над книгой - симпатию к персонажам сказок, игровой разговор с персонажами, прослушивание музыки, а также ее исполнение, постановку кукольного представления, просмотр картин, короткую сцену. В результате использования театральной деятельности на этапе развития эмпатии школьники обогащают свои представления об эмпатии, эмпатии, помощи, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, которые влияют на развитие эмпатического поведения. Третий компонент эмпатического процесса - это облегчение. Это комплекс словесных и невербальных действий, основанных на сострадании, сочувствии и эмпатии. Особенностью работы на этом этапе является синтез и практическое применение навыков, идей и эмпатических способностей, полученных на предыдущих этапах в рамках деятельности, представляющей интерес для школьников. Работа с детьми включает в себя разрешение моральных ситуаций, развитие позитивного отношения к сверстникам, родителям и пожилым людям, активное участие в различных мероприятиях в комплексе. В драматической игре между детьми происходит интимное взаимодействие, в парах. Пары - это дети, которые успешно общаются с между собой. Эта организация мероприятий учит школьников координировать и вести переговоры, что действительно помогает наладить дружеские отношения в группе. В результате дети переносят свои эмпатические модели поведения в реальные жизненные ситуации - они оценивают не эмпатическое поведение по сравнению с аналогичными игровыми ситуациями. Постоянное внимание к ситуациям, требующим помощи, сочувствия и ласки, помогает сохранить в детях привязанность. В то же время создается избирательная ситуация, чтобы помощь была независимой, никто не был обделен. Регулярное использование ситуаций в группе помогает активизировать эмоциональную чувствительность, сочувствие и сострадание, помогая детям сотрудничать друг с другомТакже велика воспитательная роль театральной деятельности. Участвуя в играх, драматизациях сказок и рассказов, сценках, дети учатся уважать мнение друг друга, слышать и слушать товарища, а также уметь подождать и сдержать, когда надо, свои эмоции. В первую очередь, большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок декорациями, персонажами с атрибутами-заместителями. В группе есть разные виды театров: «кукольный», пальчиковый, настольный. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, рассказов. Выбирают костюмы, распределяют роли. Важным аспектом в развитии речи через театрализованную деятельность является развитие выразительности речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура, интонационный строй. Элементами театрализации, которые дополняют, но не заменяют друг друга, могут быть следующие: 1. Умение «войти в образ» и действовать в воображаемой ситуации. По Л.С. Выготскому «действие в воображаемом поле». Большое внимание придаётся развитию воображения и фантазии ребёнка. В воображаемой ситуации дошкольник принимает на себя различные роли; проигрывает их, становясь разными персонажами; становится частью воображаемого сказочного пространства; вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки. Ребёнок понимает, что все, что происходит в игре, происходит не на самом деле, и в то же время стремится создать максимальную иллюзию подлинности представляемого действия. 2. Умение действовать с воображаемыми предметами и различным материалом. Эта способность дошкольника особенно ярко проявляется при отсутствии атрибутов или при разыгрывании волшебного сюжета. Это может выражаться в проговаривании, пояснениях ребёнка. Например, «это у меня…», или в пантомимическом воспроизведении действий с несуществующими или отсутствующими предметами вызывают сложности у детей дошкольного возраста. Данные действия требуют наличия высокого уровня развития воображения и фантазии, а также ограничении словесных пояснений и возможной их замены движениями и действиями. Дошкольнику легче проговорить, объяснить, чем показать. Поэтому специальные творческие задания и упражнения по развитию мимики, пластики и другие позволяют раскрыть эти возможности у ребёнка-дошкольника. Действия с неоформленным материалом «провоцируют» фантазию, воображение. Так, играя, ребёнок превращает палочки, веточки, камешки в персонажей с определённым характером. Как известно, этот факт игровой деятельности ребёнка получил название «процесс замещения» в детской психологии. 3. Умение «войти в образ» предполагает умение находить адекватные действия, голосовые имитации для более точной его передачи. Процесс формирования этих способностей длительный и кропотливый, требующий от педагога создания специальных условий для передачи ребёнком характерных особенностей образа персонажей: активное наблюдение за окружающей действительностью, формирование музыкального опыта дошкольников, использование художественной литературы, самостоятельная деятельность детей, взаимосвязь обучения и творчества и другое. 4. Умение ребёнка использовать костюмы, декорации, атрибуты, элементы театрализованного оборудования в соответствии с темой и содержанием сюжета имеет немаловажное значение при драматизации. Большая роль в этом отводится педагогу: совместное создание атрибутики, побуждение к его использованию при инсценировании [5; 6]. Особо приветствуется самостоятельное создание детьми декораций для игр драматизаций. Изготовление масок и элементов костюмов, использование их в игре содействует проникновению ребёнка в характер персонажа, помогает быстрее «войти в образ» и воссоздать его особенности. Определение и создание предметов реквизита приводит дошкольника к осмыслению характера, действий персонажа и помогает ребёнку во время игры передавать взаимодействие и поведение принятого на себя героя в ходе театрализованного действия. 5. Выполнение ребёнком роли режиссера удаётся далеко не каждому ребёнку, так как на основе собственного творческого замысла или собственного истолкования произведения режиссёр организовывает и контролирует работу над постановкой, драматизацией, инсценировкой всех участников-актёров. Режиссёр должен обладать умением передавать образ каждого персонажа постановки, своевременно подсказать, помочь в различных ситуациях, подбирать средства для более точного раскрытия образа, умение принять на себя роль отрицательного персонажа и другие. Режиссёр должен быть хорошим актёром. 6. Без музыкального сопровождения драматизация или инсценирование произведения будет менее эмоциональным, живым зрелищным. О.П. Радынова отмечает, что музыкальное сопровождение выполняет две функции: фоновую, помогающую раскрыть образы в игре, создающую настроение в том или ином эпизоде; вспомогательную, содействующую усвоению выразительных движений, определение темпа, ритма, тембра голоса персонажей. Вспомогательная функция музыки осуществляется в процессе подготовки к игре, а фоновая является обязательным элементом театральной деятельности. При этом действия детей должны быть адекватны самой музыке, её выразительным особенностям. Специально подобранная музыка придаёт особую выразительность и эмоциональность действиям детей. Исполнение песен, игра на детских музыкальных инструментах служат оформлением театрализованной игры. Большое значение придаётся игровым упражнениям и творческим заданиям, которые направлены на овладение различными движениями, речевой интонацией. 7. Присутствие зрителей – обязательный элемент театрализованных игр. Удачное исполнение заставляет сопереживать смотрящих детей, а неудачное – оставляет их в роли арбитров. В детском театрализованном представлении восприятие драматизированных действий сверстников доступнее и понятнее, чем перевоплощение взрослых. В исследованиях А.Я. Михайловой, Л.Г. Суриной, И.М. Сафаровой отмечается, что уровень эстетической активности детей-зрителей на театральных представлениях очень высок. «Яркое театральное зрелище врезается в зрительную и эмоциональную память ребёнка, будит творческое воображение, дополняет, обогащает и усиливает воздействие слова». Таким образом, каждый из перечисленных элементов театрализации представляет собой условие, от которого зависит развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Педагог Л.С. Выготский считал, что постановку нужно организовывать так, что дети были увлечены процессом, а не только результатом. Дети должны быть увлечены процессом создания этой постановки, это не должно выступать обременительным звеном. Музыкальные занятия предполагают активность каждого из участников, распределение обязанностей, обсуждение деталей, разрешение возникающих конфликтных ситуаций, что увеличивает уверенность и повышает самостоятельность детей. В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.ЗаключениеВсе задачи исследования выполнены, а именно, мы выяснили, что элементы театрализации, это возможность преподнесения идеи в художественной форме театральным средством, явление, обращенное к эмоциональной сфере человеческого восприятия.Так же мы выделили значение элементов театрализации для ребенка заключается в возможности творить, упражняться в решении задач, основанной на воображении, а для образования – в возможности повышения мотивации к образовательной деятельности, в результативном усвоении учебной информации, в совершенствовании умений коммуникаций, в развитии личности, способной к культурному самоопределениюТеатральные элементы – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции развития ребёнка. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности». Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития, помогает развитию речи детей в целом. При правильном умелом подборе они способствуют не только формированию звукопроизношения и развитию речевого высказывания, но обобщают и систематизируют знания детей об окружающем мире. Развитие театрализованной деятельности в детском саду, развитие связной речи и накопление эмоционально-чувственного опыта детей – длительная работа, которая требует совместного взаимодействия педагогов, детей и родителей.Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализация является эффективным средством воспитания. Детям нравится учиться, играя, что и представляет собой театрализованная деятельность. Театрализация влияет на уровень эстетической воспитанности ребенка, что способствует его гармоничному и всестороннему развитию.Библиографический список

1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина // М.: Сфера, 2009. – С. 1-34.
2. Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ // Музыкальный руководитель. –2006 . № … . – С. 14–15.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
5. Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра // Дошкольное воспитание. – № 11. – 2002. – С. 12.
6. Груздова И.В. Организация и развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников в детском саду // Справочник музыкального руководителя. – № 1. – 2013. – С. 34.
7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: Вако, 2007. – 124 с.
8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 54–58.
9. Иванюк Т.В., Казаручик Г.Н. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста // Мир детства и образование: сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос.техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017.С.86 -89.
10. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
11. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
12. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.
13. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. М. Педагогическое общество России, 2005
14. Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21
15. Маханева, Д. М. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / Д. М. Маханева // М.: Сфера, 2001. – С. 1-44.
16. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
17. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: М Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
18. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
19. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / Москва. – 2010.
20. Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
21. Степанова Н.А., Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Левшина Н.И. Развитие социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 468-481.
22. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников / Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Магнитогорск, 2015.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. -32с.
24. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова // М.: Владос, 2001. – С. 1-74.
25. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.
26. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин // М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С. 3-11.

Вопрос-ответ:

Что такое элементы театрализации на музыкальных занятиях в детском саду?

Элементы театрализации на музыкальных занятиях в детском саду - это способы использования театральных приемов и средств в процессе занятий с детьми, чтобы сделать музыкальные активности более интересными и запоминающимися.

Какие элементы театрализации могут быть использованы на музыкальных занятиях в детском саду?

В качестве элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду могут быть использованы костюмы, декорации, реквизит, игровые ситуации, ролевые игры, импровизации, театральные постановки и многое другое.

В чем роль и место элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду?

Элементы театрализации на музыкальных занятиях в детском саду играют важную роль в развитии детей. Они помогают повысить интерес детей к музыке, развивают их воображение и творческие способности, способствуют развитию речи и эмпатии.

Какие преимущества театрализованной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду?

Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях в детском саду имеет множество преимуществ. Она способствует развитию речи у детей, помогает развить эмпатию, позволяет детям выражать и осознавать свои эмоции, развивает творческие способности и предоставляет возможность проживания различных ролей и ситуаций.

Какие навыки и способности развивает театрализация на музыкальных занятиях в детском саду?

Театрализация на музыкальных занятиях в детском саду развивает у детей навыки коммуникации, воображение, творчество, музыкальность, ритмичность, артистические и актерские способности, а также помогает развивать социальные и эмоциональные навыки.

Какие элементы театрализации можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду?

На музыкальных занятиях в детском саду можно использовать различные элементы театрализации, такие как костюмы и аксессуары, ролевые игры, театральные постановки, пантомима и многие другие.

Какая роль и место у элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду?

Элементы театрализации играют важнейшую роль на музыкальных занятиях в детском саду. Они помогают создать атмосферу вовлеченности и интереса у детей, способствуют развитию их речи и творческих способностей, а также развивают эмпатию и способность распознавать эмоции.

В каком направлении развиваются дети благодаря театрализованной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду?

Благодаря театрализованной деятельности на музыкальных занятиях в детском саду дети развиваются в разных направлениях. Они развивают свою речь и творческие способности, учатся сопереживать и распознавать эмоции, а также совершенствуют свои навыки общения и сотрудничества.

Чему способствует использование элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду?

Использование элементов театрализации на музыкальных занятиях в детском саду способствует всестороннему развитию детей. Оно помогает развить их речь, творческие способности, эмпатию, способность распознавать эмоции, а также навыки коммуникации и сотрудничества.

Какие преимущества имеет театрализованная деятельность на музыкальных занятиях в детском саду?

Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях в детском саду имеет множество преимуществ. Она помогает развить речь и творческие способности детей, улучшить их коммуникативные навыки, развить эмпатию и способность распознавать эмоции. Кроме того, она создает атмосферу вовлеченности и интереса у детей, способствуя более эффективному обучению.

Какие элементы театрализации используются на музыкальных занятиях в детском саду?

На музыкальных занятиях в детском саду используются различные элементы театрализации, такие как костюмы, реквизит, музыкальные инструменты, мимика и жесты, соответствующие движения и танцы. Эти элементы помогают детям вжиться в роли разных персонажей или ситуаций, создают атмосферу игры и позволяют детям более глубоко воспринимать и понимать музыку.

Как театрализованная деятельность на музыкальных занятиях способствует развитию речи детей?

Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях способствует развитию речи детей, так как они учатся выражать свои мысли и эмоции через речь, исполнять роли персонажей и передавать их чувства и настроение через слова и интонацию. Дети учатся расширять свой словарный запас, усваивают новые слова и фразы, обогащают свою речь. Также в ходе театрализованной деятельности дети развивают коммуникативные навыки, учатся слушать других и отвечать на их вопросы.