Характерные черты Древнерусского государства
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 39 + 39 источников
- Добавлена 13.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Образование Древнерусского государства и особенности его устройства 4
1.1.Становление государственности 4
1.2.Общественный строй Древнерусского государства 5
Глава 2. Политико-правовая система Древнерусского государства. Русская Правда и иные правовые памятники 8
2.1.Проблема государственной организации Древней Руси 8
2.2.Боярская дума 11
2.3.Источники права в Древней Руси 13
Заключение 22
Список литературы 23
Поликарп был обвинен во вкушении молока и яиц. А в 1164 г. за запрет подавать на стол в эти же праздники скоромную пищу был наказан суздальский епископ Леон. Есть основания говорить об абсурдности и надуманности обвинений в нарушении поста. Согласно позиции современных исследователей, причины судебного разбирательства над Поликарпом следует искать в ревности черниговского епископа Антония к игумену, которому покровительствовал черниговский князь, с которым у Антония существовали серьезные разногласия. Таким образом, здесь нет ничего общего с соблюдением церковного права. Летописные источники демонстрируют обоснованность данной версии.Современные исследователи также говорят об избирательности норм канонического права славянами. Древнерусская церковная судебная организация не являлась единым слаженным организмом. Ученые полагают, что это объяснимо не только несоответствием условий жизни славян реалиям византийского мира.В. В. Мильков заметил, что «ситуация с переводами церковного законодательства очень близко напоминает отбор книг Кириллом и Мефодием, а затем другими славянскими переводчиками». Очевидно, на процесс выбора канонических норм (применение уже имевшихся или создание новых) влияли и другие факторы, в том числе здесь надо учитывать фактор религиозно-политических предпочтений правителей и их личной религиозности.Современные ученые также говорят о разных канонических основаниях в деятельности церковных судов на Руси. Для митрополичьих судов использовались нормы «Эклоги». Это легко понять, если вспомнить сообщения о судах над епископами Лукой Жидятой (1055-1058) и Феодорцом.Как считают Н. Воронин и В. Мильков, деятельность митрополитов повлияла на введение норм византийского канонического права, со свойственной им жестокостью. Столичные святители боролись за то, чтобы упрочить византийские начала в церковной организации древней Руси, а Киев был недоволен усилением Новгорода, а несколько позже – Владимира.Вопрос относительно нравов духовенства, в том числе и по судопроизводству, рассматривался Б. Романовым, далеким от идеализации деятельности Церковного суда на Руси. К подсудимым применялись иногда жестокие меры, истоки этой жестокости следует искать как в византийской, так и западноевропейской каноническо-правовой традиции.Что касается Новгорода, то здесь присутствовала самостоятельная каноническая традиция, которая сформировалась под влиянием прп. Кирика Новгородца и во многом имела основание в кирилло-мефодиевской традиции и ирландском административно-каноническом управлении и покаянной практике.Таким образом, в современных исследованиях тщательно подчеркивается, что епископские суды функционировали на базе различных влияний и традиций.Интересен также вопрос о том, как решается в современной научной литературе вопрос относительно применения в церковных судах тех мер, которые были взяты из гражданских сводов. Ученые отмечают, что это не только не противоречило византийскому каноническому праву, но и представлялось в некоторой степени норму с эпохи Юстиниана, прямо предписывавшего иерархам при вынесении решений прибегать к использованию светских законов в церковных судах.В научной литературе существуют разночтения в вопросе пределов власти епископа.Согласно позиции В. Сергеевича, полномочия епископа на Руси «ограничивались денежными штрафами». Согласно позиции А. Е. Преснякова, на Руси любой суд воспринимали в качестве княжеского, что привело к отсутствию понятия апелляции в судебной практике.Современные исследователи делают вывод о некой подконтрольности церковных судов князю. А значит, им осуществлялось определение круга полномочий, величины виры. Княжеская власть обладала правоустанавливающим характером. И в этом смысле церковный суд так же может рассматриваться как продолжение княжеского суда – именно такова позиция многих ученых на современном этапе.Современные ученые также полагают, что авторитет церковного суда на Руси базировался на княжеском авторитете, которым, в свою очередь, выносились решения относительно применения телесных наказаний. Вероятно, максимальная независимость от князя церковными судами была достигнута в период монгольского господства, когда Церковь обрела свою опору не в местных правителях, а в более могущественных монголах, предоставивших епископату предельную самостоятельность и неведомый ей прежде экономический иммунитет.Достаточно малоисследованным остается вопрос относительно процессуальной стороны церковного суда. Здесь нужно сказать об отсутствии документов, подтверждающих церковное судопроизводство. Описанные учеником преподобного картинки судебного разбирательства над Авраамием дают возможность воссоздания процессуальной основы церковного суда в рассматриваемый нами период. На основании этого можно сделать вывод о публичности суда. Его совершали в палатах епископа. На суде присутствовали князь, представители знати, игумены, приходское духовенство, черноризцы. По мере того, как приходили судьи, за обвиняемым посылали слуг, очевидно, княжеских и епископских. Во время процесса обвиняющей стороне было позволено упрекать и даже оскорблять подсудимого. Скорее всего, судебное решение, особенно если оно предполагало экзекуцию, должно было быть утверждено князем, его ближайшим окружением.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на различные трактовки устройства Древней Руси, можно сказать о том, что Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией. Функция государственного управления реализовалась великим князем. В своей управленческой деятельности он опирался на дружинников, на совет. Существовала также система местного управления. Функции местного управления выполняли наместники князя, его волостели, если это сельская местность. Постепенно появляется такой орган, как феодальный съезд, что обусловлено развитием феодального строя. Такие советы решали вопросы, касающиеся мира и войны, земли, специфики выстраивания вассалитета. В качестве главного органа крестьянского самоуправления выступала территориальная община – вервь. Она занималась переделом земли, налогами, судебными спорами, исполнением наказаний. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Постепенно шел процесс формирования двух центров власти – княжеского дворца и боярской вотчины.Боярская дума берет свое начало в таком органе, как княжеский совет, который был представлен в истории Киевской Руси. Полноценное становление Боярской думы произошло в период формирования единого Русского государства, централизации земель. Боярская дума выполняла различные функции – от законодательных до судебной.В качестве базового источника права выступает Русская Правда. Также мы обратили внимание на специфику церковного суда. Почти все современные исследования по церковному суду на Руси показывают, что церковный суд не основывался на принципе объективизма, многие выносимые решения носили в высшей мере субъективный характер. Очень редко встречалась такая форма судопроизводства, как соборное осуждение.Список литературыАлексеев Л. В. Смоленская земля: (Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии). М., 1980. .Амальрик А. А. Норманны и Киевская Русь / Науч. ред. О. Л. Губарев. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 232 с. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htm Введение христианства на Руси. [Электронный ресурс] М., 1987. Режим доступа: URL http://www.twirpx.com/file/655914/Гайденко П. И. Церковные суды в Древней Руси: несколько наблюдений // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnye-sudy-v-drevney-rusi-xi-seredina-xiii-veka-neskolko-nablyudeniy Грушевский М. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. Киев, 1891. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи./Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М., 2005. Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси. В 15 т. Т. 5. СПб., 1997. Жук С.М. Киевская Русь./С.М. Жук. М., 2007. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для вузов / Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. — М.: Юрайт, 2010. — 351 с. Ищенко А.С. Владимир Мономах как законодатель в русской общественно-исторической мысли.// https://elibrary.ru/item.asp?id=29335957Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. II. Изд. второе, испр. СПб., 1818. Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015. Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml (Электронная библиотека) Костомаров Н.И. Князь Владимир Мономах // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга I. Выпуски первый, второй и третий. М., 1990. С. 63–66.Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв.// http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htmЛукин П.В. Великий Новгород.//История и археология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-novgorodМазурин А.Н. Демократическое управление в Новгородской республике.//История и археология. 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/demokraticheskoe-upravlenie-v-novgorodskoy-respublikeМильков В. В. Духовная дружина русской автокефалии: ИларионКиевский // Россия XXI. 2009. № 4. С. 132. Найденова Л. П. Тема церковного суда в канонической учебной литературе конца XIX – начала XX века // Исторический вестник. 2002. № 1 (16). URL: http://yakov.works/history/19/1890/naydenova2002.html Несин М.А. Новгородские тысяцкие в XIII в.//История и археология. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskie-tysyatskie-v-xiii-vНикольский Н.М. История русской церкви./Н.М. Никольский. М., 1988.Погодин М.П. Древняя Русская история, до монгольского ига. Сочинение М. Погодина. Т. I. М., 1871. Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга 1. Русская история с древнейших времен (тома I и II). М., 1966. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси // Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 209. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории // Там же. С. 451, 458. Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга 1. Русская история с древнейших времен (тома I и II). М., 1966. С. 162Скрынников Р.Г. Русь. IX-XVII вв./Р.Г. Скрынников. СПб., 1999 Соловьёв С.М. История России с древнейших времён./С.М. Соловьев. М., 2006.Тулупов В.Г. Русь Новгородская.// http://lib.rus.ec/b/239681/read (Электронная библиотека Либрусек)Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. - Л., 1980.// http://froyanov.csu.ru/bibl/Froyanov_1980.shtmlФроянов И.Я. Древняя Русь XI–XIII веков. Народные движения. Князь и вечевая власть. М., 2012. Фроянов И.Я. Загадка Крещения Руси./И.Я. Фроянов. М., 2007. Хейвуд Дж. Люди Севера: История викингов, 793–1241 = JohnHaywood: NORTHMEN. TheVikingSaga. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. Хлебников Н.И. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. Цыпин В. А. Церковное право // ВикиЧтение – полезная информация из книг. URL: https://religion.wikireading.ru/9802Чистяков О.И. История отечественного государства и права. – Режим доступа: https://be5.biz/pravo/i008/4.htmlЯзычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2018. Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.// https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html
2. Амальрик А. А. Норманны и Киевская Русь / Науч. ред. О. Л. Губарев. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 232 с.
3. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси //http://janaberestova.narod.ru/anohin.htm
4. Введение христианства на Руси. [Электронный ресурс] М., 1987. Режим доступа: URL http://www.twirpx.com/file/655914/
5. Гайденко П. И. Церковные суды в Древней Руси: несколько наблюдений // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnye-sudy-v-drevney-rusi-xi-seredina-xiii-veka-neskolko-nablyudeniy
6. Грушевский М. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. Киев, 1891.
7. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи./Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. М., 2005.
8. Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси. В 15 т. Т. 5. СПб., 1997.
9. Жук С.М. Киевская Русь./С.М. Жук. М., 2007.
10. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для вузов / Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. — М.: Юрайт, 2010. — 351 с.
11. Ищенко А.С. Владимир Мономах как законодатель в русской общественно-исторической мысли.// https://elibrary.ru/item.asp?id=29335957
12. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. II. Изд. второе, испр. СПб., 1818.
13. Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах. М., 2015.
14. Ключевский В.О. Курс русской истории.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml (Электронная библиотека)
15. Костомаров Н.И. Князь Владимир Мономах // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга I. Выпуски первый, второй и третий. М., 1990. С. 63–66.
16. Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы/А.Г. Кузьмин//Вопросы религии и религиоведения. М., 2009. Вып. 1 Часть 2. С. 11-48.
17. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв.// http://www.rusarch.ru/kuchkin2.htm
18. Лукин П.В. Великий Новгород.//История и археология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-novgorod
19. Мазурин А.Н. Демократическое управление в Новгородской республике.//История и археология. 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/demokraticheskoe-upravlenie-v-novgorodskoy-respublike
20. Мильков В. В. Духовная дружина русской автокефалии: Иларион Киевский // Россия XXI. 2009. № 4. С. 132.
21. Найденова Л. П. Тема церковного суда в канонической учебной литературе конца XIX – начала XX века // Исторический вестник. 2002. № 1 (16). URL: http://yakov.works/history/19/1890/naydenova2002.html
22. Несин М.А. Новгородские тысяцкие в XIII в.//История и археология. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskie-tysyatskie-v-xiii-v
23. Никольский Н.М. История русской церкви./Н.М. Никольский. М., 1988.
24. Погодин М.П. Древняя Русская история, до монгольского ига. Сочинение М. Погодина. Т. I. М., 1871.
25. Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга 1. Русская история с древнейших времен (тома I и II). М., 1966.
26. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси // Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 209.
27. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории // Там же. С. 451, 458. Покровский М.Н. Избранные произведения. Книга 1. Русская история с древнейших времен (тома I и II). М., 1966. С. 162
28. Скрынников Р.Г. Русь. IX-XVII вв./Р.Г. Скрынников. СПб., 1999
29. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён./С.М. Соловьев. М., 2006.
30. Тулупов В.Г. Русь Новгородская.// http://lib.rus.ec/b/239681/read (Электронная библиотека Либрусек)
31. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. - Л., 1980.// http://froyanov.csu.ru/bibl/Froyanov_1980.shtml
32. Фроянов И.Я. Древняя Русь XI–XIII веков. Народные движения. Князь и вечевая власть. М., 2012.
33. Фроянов И.Я. Загадка Крещения Руси./И.Я. Фроянов. М., 2007.
34. Хейвуд Дж. Люди Севера: История викингов, 793–1241 = John Haywood: NORTHMEN. The Viking Saga. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016.
35. Хлебников Н.И. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872.
36. Цыпин В. А. Церковное право // ВикиЧтение – полезная информация из книг. URL: https://religion.wikireading.ru/9802
37. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. – Режим доступа: https://be5.biz/pravo/i008/4.html
38. Язычество и Древняя Русь / Е.А. Аничков. – М.: Изд-во Индрик, 2018.
39. Ярошенко М. Языческая реформа князя Владимира.// https://cyrillitsa.ru/history/51868-zachem-knyaz-vladimir-reformiroval-yaz.html
Вопрос-ответ:
Каковы особенности устройства Древнерусского государства?
Древнерусское государство было организовано на основе феодальной системы. В центре власти стоял князь, который объединял различные владения и управлял ими. Княжеская власть была наследственной, и князь назначал своих управляющих (вечевых и дружинников) для контроля над территориями. Кроме того, существовала верховная власть, которую представляли соборы князей, где принимались важные решения.
Какое значение имела Русская Правда в политико-правовой системе Древнерусского государства?
Русская Правда была первым писаным правовым кодексом на Руси, который регулировал права и обязанности граждан. Она закрепляла основные нормы и принципы корыстного правосудия и играла важную роль в политико-правовой системе Древнерусского государства. Русская Правда устанавливала порядок рассмотрения споров и наказания за правонарушения.
Как формировалась государственность на Древней Руси?
Государственность на Древней Руси формировалась постепенно. Вначале были отдельные княжества, которые в процессе объединения превратились в государства. Князья сначала становились великими князьями и затем объединяли малые княжества в единое государство. Этот процесс осуществлялся путем военной экспансии, браков, договоров и других союзов.
Какова роль боярской думы в Древнерусском государстве?
Боярская дума была высшим законодательным и совещательным органом в Древнерусском государстве. Ее члены, бояре, представляли интересы высшей знати и участвовали в принятии важных решений. Боярская дума собиралась по указанию князя и рассматривала вопросы внутренней и внешней политики, законодательства и другие исключительно важные вопросы.
Какое государство предшествовало Древнерусскому государству?
Древнерусское государство сформировалось на основе Киевского государства, таким образом предшественником Древнерусского государства можно считать Киевскую Русь.
Какое значение имело формирование государственности в Древнерусском государстве?
Формирование государственности в Древнерусском государстве позволило установить централизованную систему власти и организацию государственного аппарата, что способствовало развитию и укреплению государства в целом.
Какой был общественный строй Древнерусского государства?
В Древнерусском государстве был феодальный общественный строй, при котором владельцы земли - князья и бояре, обладали политической и экономической властью, а крестьяне выполняли государственные и крестьянские обязанности.
Какой орган власти существовал в Древнерусском государстве?
В Древнерусском государстве существовала боярская дума, которая состояла из представителей владельцев земель - бояр. Боярская дума принимала важные решения и консультировала князя при управлении государством.
Какие источники права существовали в Древней Руси?
В Древней Руси существовали различные источники права, в том числе Русская Правда - первый известный русский правовой документ, а также другие правовые памятники, содержащие нормы права и правила поведения.
Какими чертами характеризовалось Древнерусское государство?
Древнерусское государство характеризовалось образованием и общественным строем. В становлении государственности имел существенное значение процесс слияния славянских племен под влиянием варяжскоземных князей. Общественный строй представлял собой феодальные отношения с налагательскими и крепостными зависимостями.
Каковы особенности политико-правовой системы Древнерусского государства?
Основу политико-правовой системы Древнерусского государства составляли Русская Правда и другие правовые памятники. Проблема государственной организации возникала из-за раздробленности княжеств и соперничества между различными княжескими династиями. Важную роль играла боярская дума как орган совещания князей и бояр. Источниками права в Древней Руси были обычаи, уставы князей и законодательные акты.